Комьюнити, байкеры и Альфа-Банк

Все хотят иметь лояльных клиентов, которые не просто постоянно покупали бы услуги банка, но и ощущали свою общность с банковским брэндом. Примерно как тот мальчик в незапамятной рекламе Альфа-Банка: «Да, это мой банк».

Все хотят иметь лояльных клиентов, которые не просто постоянно покупали бы услуги банка, но и ощущали свою общность с банковским брэндом. Примерно как тот мальчик в незапамятной рекламе Альфа-Банка: «Да, это мой банк».

В этом номере журнала в дайджесте зарубежной прессы мы пишем, как 73-летний дедушка, владелец и единственный сотрудник деревенского банка, самого маленького в Германии, предлагает своим клиентам самые выгодные условия. Банкир обслуживает только односельчан — он знает их наперечет как облупленных. Риски сведены к минимуму. И односельчанам другой банк не нужен — зачем? Вот уж суперлояльные клиенты. Банковская клиентура полностью и неизбежно совпала с сельской общиной.

Феномен формирования сверхлояльной потребительской группы на базе некоего сообщества — комьюнити известен давно. Один из классических примеров — поклонники Harley Davidson. Косматые татуированные мужики на байках, называвшие себя Hell's Angels, были верными покупателями всего, что составляло их атрибутику и антураж. В эту модную тусовку невозможо было попасть, если ты не пьешь определенное пиво, не носишь определенную одежду. А главное — жизненно необходимо иметь набор самых разнообразных аксессуаров Harley.

Эффект потребительских сообществ, объединенных не потребительской, а коммуникативной целью, привлек внимание маркетологов. Люди тянутся друг к другу по интересам. И если в ядре этого интереса лежит какой-либо брэнд, образующий имидж комьюнити, то обладателю этого брэнда гарантированы большие прибыли.

Девушки-зайчики из Playboy, как известно, живут не только на страницах журнала. Клубы и вечеринки Playboy стали для многих прообразом светской жизни плэйбоя. Cosmopolitan пытается создать образ «девушки Cosmo». Вообще, особенно усердствуют в этом направлении производители товаров и услуг для женщин — прежде всего парфюма. Они заводят со своими потребительницами постоянную переписку, пытаются втянуть в какие-то промо-акции — в общем навязывают определенный образ жизни, который, конечно, немыслим без потребления товаров и услуг компании-затейника.

Классическим образцом потребительского комьюнити являются футбольные фан-клубы. Разве можно быть болельщиком «Динамо» без обладания полным набором бело-голубой атрибутики? Чтобы соответствовать — покупай.

Главные признаки комьюнити — объединение сообщества «непотребительским» интересом, персонализация вертикального и горизонтального общения, укрепление связи с каждым членом сообщества. Недавно автосалон прислал мне поздравительную открытку. Надо же, извлекли из паспортных данных дату рождения и не забыли поздравить. Тоже, значит, заманивают в комьюнити.

А самый яркий пример спонтанного формирования комьюнити недавно наблюдала вся Москва, когда по призыву Владимира Соловьева из «Серебряного дождя» автомобили нарядились белыми ленточками. Мы в журнале как раз думали, стоит ли давать в «Серебряный дождь» рекламу — что там за аудитория? В первый день акции (когда еще не было второй информационной волны) посмотрел я на машины с ленточками, все больше иномарки, и оценил: ничего так, нормальная аудитория.

Эта акция, конечно, была против беспредела на дорогах, против мигалок и все такое. Но на самом деле ленточками украсились потребители «Серебряного дождя». Слушаешь «Серебряный дождь» — надевай ленточку. Надел ленточку — включай «Серебряный дождь».

Браво. В истории российского маркетинга это первый случай удачного формирования столь масштабного потребительского комьюнити — люди хотели общаться с Соловьевым и друг с другом. Думаю, коллеги из «Серебряного дождя» сейчас ломают голову над тем, как извлечь новую пользу из образовавшегося успеха.

Хотя, наверное, первым в России все-таки был Мавроди. Впрочем, нет — ведь потребители МММ соорганизовались в комьюнити только тогда, когда Мавроди прекратил выплаты. Вот тогда общность интересов спаяла их. Так крепко, что они даже избрали Мавроди в Госдуму.

И вот удачный повод примерить комьюнити к банковскому бизнесу. Банковские потребители тоже иногда создают потребительские комьюнити. Это происходит после разорения банка, когда обманутые вкладчики знакомятся, начинают перезваниваться и дружить семьями.

Возможно ли объединение клиентов банка в комьюнити до того, как банк разорился? Если какой-то банк сумеет ответить на этот вопрос положительно, он обречет свой бизнес на успех. Награда — сверхлояльные потребители.

Пока что ближе всех к заветной цели подошли два банка — Сбербанк и Альфа-Банк.

Материал для формирования комьюнити потребителей Сбербанка очевиден. Это завсегдатаи сберкасс, плательщики коммунальных платежей, получатели пенсий. Это комьюнити, наследующее советской очереди в окошко сберкассы. Особый колорит сбербанковских очередей устойчив, узнаваем. Каждый участник очереди легко встраивается в этот колорит или воссоздает его.

И не стоит, кстати, относиться к этому комьюнити потребителей Сбербанка с небрежением. Это ведь действительно стиль жизни старшего поколения, он дорог традицией, какая бы она ни была. Более того, излишне усердные попытки модернизировать этот стиль даже могут нанести Сбербанку вред — сберкассы могут стать для этих людей чужими. Им и так тяжело привыкать к терминалам управления пластиковыми картами. Лучше уж в привычной очереди посудачить-посетовать. Время-то есть. Общения не хватает.

Любопытный пример являет Альфа-Банк. С самого начала банк пытался реализовать новую философию потребления банковской услуги, стараясь связать банк с клиентом притяжательным местоимением «мой» — «Да, это мой банк». Открывшийся новый формат работы банка — «Альфа Банк Экспресс» — может создать неплохую материальную платформу для реализации этой философии. Потребители банковских услуг нового формата, имеющие массу дополнительных бонусов за свою принадлежность к этому формату, вполне могли бы сформировать какое-то подобие комьюнити.

Это на самом деле перспективное направление. Лично я, еще «доэкспрессовский» клиент Альфа-Банка, жду не дождусь, когда этот формат заработает в полном соответствии с заявленным глянцем. Это будет удобно и на уровень выше розничного сервиса прочих банков.

Однако парадокс. Альфа-Банк, исповедующий самый современный подход в розничном сервисе, рискует получить комьюнити, которое образовано на тех же принципах, что и комьюнити Сбербанка, а именно — совместное ожидание в очереди.

Но только в Сбербанке это ожидание соответствует стилю жизни людей, которые туда ходят, для них это возможность общаться, причем «по делу». Поэтому Сбербанк скорее выигрывает от такого рода комьюнити. В Альфа-Банк ходят люди другого рода. Их интересы надо бы объединять другим образом.

Вот и выходит, что из всех возможных форм банковских комьюнити у нас реализуются пока только две: комьюнити обманутых вкладчиков и сообщество очереди, где объединение интересов обеспечивается ожиданием.

Объяснение этому есть. Рынок розницы находится в той стадии, когда нужно интенсивно наращивать объемы. Вот когда встанет вопрос о сохранении объемов, тогда надо будет по-настоящему заботиться о повышении лояльности клиентов. Вот тогда, возможно, появятся и другие формы комьюнити банковских потребителей.

Первым, по-видимому, окажется все тот же Альфа-Банк. Просто потому, что он первым стал на этот тернистый путь. Когда еще остальные банки оприходуют всю растущую неохваченную клиентуру, чтобы перейти к заботливой консервативной политике…

Или лучший сервис, нахлынув, предложат западные банки.

Андрей Мирошниченко,
главный редактор

"Банковское обозрение", №6, июнь 2004 г.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Начать дискуссию

Почему счет-фактура не считается первичным документом

Правильно составленные первичные документы подтверждают расходы. А годится ли для этого счет-фактура?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
27

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Какую систему налогообложения выбрать для точки фаст-фуда в 2024 году 

Система налогообложения напрямую влияет на расходы и прибыль точки фастфуда в 2024 году. Поэтому выбор, основанный на детальных расчетах, поможет минимизировать налоговую нагрузку и обеспечить устойчивое развитие бизнеса.

Какую систему налогообложения выбрать для точки фаст-фуда в 2024 году 

Гознак частично решил проблему приема банкоматами новых купюр

Банкоматы не принимали обновленные деньги. Проблема решилась установкой специального программного обеспечения от Гознака, которое установили на 60% банкоматов.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

Т-банк купит часть факторинговых компаний группы QIWI

Факторинговый бизнес позволит Т-банку дополнить линейку финансовых продуктов для малого и среднего бизнеса. Поставщики смогут пользоваться деньгами за товар сразу, не дожидаясь завершения расчетов по поставкам.

Бесплатно с Зарплата

Алгоритм расчета зарплаты при вахтовом методе работы 

Расчет зарплаты вахтовика — многоэтапная работа с множеством нюансов, которые влияют на итоговый заработок сотрудника. В этом разборе мы на примере разберем все этапы расчета зарплаты при вахтовом методе.

Алгоритм расчета зарплаты при вахтовом методе работы 
1

6 шагов, чтобы привести в порядок личные финансы предпринимателя и финдира. Часть 1

Внимание предпринимателя и корпоративного финансиста часто направлено исключительно на развитие компании. Они постоянно думают, как увеличить рентабельность, оптимизировать долговую нагрузку, привлечь дополнительный оборотный капитал, а также наладить учёт.

6 шагов, чтобы привести в порядок личные финансы предпринимателя и финдира. Часть 1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Верховный суд: если налоговики затянут проверку, то утратят право на взыскание недоимок

9 из 10 налоговых инспекторов нарушают сроки проведения выездных проверок. Когда ВНП затянется более чем на два года, ФНС утратит право взыскать задолженность.

Компенсации водителям за разъездной характер работы можно учесть для УСН. Судебная практика

Компенсацию водителям за разъездной характер работы можно включить в расходы, подтвердил суд.

Иллюстрация: Вера Ревина /«Клерк»

Сегодня можно уйти с работы пораньше: сокращенный день

Согласно официальному производственному календарю на 2024 год, 11 июня – короткий рабочий день.

Камеральная проверка за 1 квартал. Требования налоговиков

С началом 2024 года многие предприниматели получили требования по камеральным проверкам за 1 квартал. В этой статье мы рассмотрим один из нетипичных случаев и предложим возможные пути решения.

Кейс: суд встал на нашу сторону в споре по истребованию имущества у бывшего директора🏆

📌Сегодня кассация оставила без удовлетворения жалобу банка, как залогового кредитора, на отказ судов в истребовании автотранспортных средств у бывшего директора, которые так и не удалось найти конкурсному управляющему.

Володин назвал приоритетные законопроекты по поручениям президента на ПМЭФ-2024

Председатель Госдумы Вячеслав Володин назвал законодательное обеспечение поручений Владимир Путина на Петербургском международном экономическом форуме приоритетом Государственной Думы.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Должная осмотрительность. Она есть, но никто ее не видел. Без нее сложно, но с ней еще сложнее

Ей уже более 15 лет. Но в молодости она выражалась в сборе копий правоустанавливающих документов, а теперь перед бизнесом практические экзистенциальные вопросы.

Власти включат все исследования и разработки по ИИ в единую программу

До конца 2024 года правительство при участии представителей органов власти, бизнеса, научного и экспертного сообщества планирует утвердить единую программу исследований и разработок в сфере искусственного интеллекта (ИИ).

💥Обзор новостей: доначисления по свидетельским показаниям, майнинг получит ОКВЭД, сигнал из космоса

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

💥Обзор новостей: доначисления по свидетельским показаниям, майнинг получит ОКВЭД, сигнал из космоса

Для арктической льготы по налогу на прибыль у компании не должно быть обособок

Резиденты Арктической зоны в течение 10 лет применяют ставку налога на прибыль 0%. Но надо соблюдать ряд условий.

Топ 7 проблем селлеров маркетплейсов и как финансист поможет их решить

Маркетплейсы сегодня очень популярны: большинство селлеров стремится продавать свои товары именно через них. Рассмотрим, какие проблемы чаще всего допускают селлеры в учете товаров на маркетплейсах и как их помогают решить специалисты по финансовому анализу и управлению.

Топ 7 проблем селлеров маркетплейсов и как финансист поможет их решить

18% годовых в фонде SBFR от Сбера. Облигации-флоатеры, или альтернатива фондам денежного рынка и накопительным счетам

Вот вы сидите, выбираете облигации с переменным купоном в свои портфели, а всё уже давно отобрано настоящими управляющими фонда SBFR. Инвесторы любят Сбер, но будет ли их любовь к очередному их фонду такой же сильной? Посмотрим, что внутри, подумаем, есть ли в нём смысл или вот так вот не надо.

18% годовых в фонде SBFR от Сбера. Облигации-флоатеры, или альтернатива фондам денежного рынка и накопительным счетам

Для турбизнеса создадут сервис со всеми мерами поддержки

Зампредседателя правительства Дмитрий Чернышенко на ПМЭФ-2024 поручил разработать навигатор мер поддержки в сфере туризма.

Интересные материалы

Семь раз осмотрись, один раз заяви вычет

Позиция налогоплательщика в споре с налоговым органом состоит из множества составляющих. И не самой последней из них является подтверждение проявления всех мер должной (коммерческой) осмотрительности. Правда, даже это не спасает от внимания, инспекторов.