Комьюнити, байкеры и Альфа-Банк

Все хотят иметь лояльных клиентов, которые не просто постоянно покупали бы услуги банка, но и ощущали свою общность с банковским брэндом. Примерно как тот мальчик в незапамятной рекламе Альфа-Банка: «Да, это мой банк».

Все хотят иметь лояльных клиентов, которые не просто постоянно покупали бы услуги банка, но и ощущали свою общность с банковским брэндом. Примерно как тот мальчик в незапамятной рекламе Альфа-Банка: «Да, это мой банк».

В этом номере журнала в дайджесте зарубежной прессы мы пишем, как 73-летний дедушка, владелец и единственный сотрудник деревенского банка, самого маленького в Германии, предлагает своим клиентам самые выгодные условия. Банкир обслуживает только односельчан — он знает их наперечет как облупленных. Риски сведены к минимуму. И односельчанам другой банк не нужен — зачем? Вот уж суперлояльные клиенты. Банковская клиентура полностью и неизбежно совпала с сельской общиной.

Феномен формирования сверхлояльной потребительской группы на базе некоего сообщества — комьюнити известен давно. Один из классических примеров — поклонники Harley Davidson. Косматые татуированные мужики на байках, называвшие себя Hell's Angels, были верными покупателями всего, что составляло их атрибутику и антураж. В эту модную тусовку невозможо было попасть, если ты не пьешь определенное пиво, не носишь определенную одежду. А главное — жизненно необходимо иметь набор самых разнообразных аксессуаров Harley.

Эффект потребительских сообществ, объединенных не потребительской, а коммуникативной целью, привлек внимание маркетологов. Люди тянутся друг к другу по интересам. И если в ядре этого интереса лежит какой-либо брэнд, образующий имидж комьюнити, то обладателю этого брэнда гарантированы большие прибыли.

Девушки-зайчики из Playboy, как известно, живут не только на страницах журнала. Клубы и вечеринки Playboy стали для многих прообразом светской жизни плэйбоя. Cosmopolitan пытается создать образ «девушки Cosmo». Вообще, особенно усердствуют в этом направлении производители товаров и услуг для женщин — прежде всего парфюма. Они заводят со своими потребительницами постоянную переписку, пытаются втянуть в какие-то промо-акции — в общем навязывают определенный образ жизни, который, конечно, немыслим без потребления товаров и услуг компании-затейника.

Классическим образцом потребительского комьюнити являются футбольные фан-клубы. Разве можно быть болельщиком «Динамо» без обладания полным набором бело-голубой атрибутики? Чтобы соответствовать — покупай.

Главные признаки комьюнити — объединение сообщества «непотребительским» интересом, персонализация вертикального и горизонтального общения, укрепление связи с каждым членом сообщества. Недавно автосалон прислал мне поздравительную открытку. Надо же, извлекли из паспортных данных дату рождения и не забыли поздравить. Тоже, значит, заманивают в комьюнити.

А самый яркий пример спонтанного формирования комьюнити недавно наблюдала вся Москва, когда по призыву Владимира Соловьева из «Серебряного дождя» автомобили нарядились белыми ленточками. Мы в журнале как раз думали, стоит ли давать в «Серебряный дождь» рекламу — что там за аудитория? В первый день акции (когда еще не было второй информационной волны) посмотрел я на машины с ленточками, все больше иномарки, и оценил: ничего так, нормальная аудитория.

Эта акция, конечно, была против беспредела на дорогах, против мигалок и все такое. Но на самом деле ленточками украсились потребители «Серебряного дождя». Слушаешь «Серебряный дождь» — надевай ленточку. Надел ленточку — включай «Серебряный дождь».

Браво. В истории российского маркетинга это первый случай удачного формирования столь масштабного потребительского комьюнити — люди хотели общаться с Соловьевым и друг с другом. Думаю, коллеги из «Серебряного дождя» сейчас ломают голову над тем, как извлечь новую пользу из образовавшегося успеха.

Хотя, наверное, первым в России все-таки был Мавроди. Впрочем, нет — ведь потребители МММ соорганизовались в комьюнити только тогда, когда Мавроди прекратил выплаты. Вот тогда общность интересов спаяла их. Так крепко, что они даже избрали Мавроди в Госдуму.

И вот удачный повод примерить комьюнити к банковскому бизнесу. Банковские потребители тоже иногда создают потребительские комьюнити. Это происходит после разорения банка, когда обманутые вкладчики знакомятся, начинают перезваниваться и дружить семьями.

Возможно ли объединение клиентов банка в комьюнити до того, как банк разорился? Если какой-то банк сумеет ответить на этот вопрос положительно, он обречет свой бизнес на успех. Награда — сверхлояльные потребители.

Пока что ближе всех к заветной цели подошли два банка — Сбербанк и Альфа-Банк.

Материал для формирования комьюнити потребителей Сбербанка очевиден. Это завсегдатаи сберкасс, плательщики коммунальных платежей, получатели пенсий. Это комьюнити, наследующее советской очереди в окошко сберкассы. Особый колорит сбербанковских очередей устойчив, узнаваем. Каждый участник очереди легко встраивается в этот колорит или воссоздает его.

И не стоит, кстати, относиться к этому комьюнити потребителей Сбербанка с небрежением. Это ведь действительно стиль жизни старшего поколения, он дорог традицией, какая бы она ни была. Более того, излишне усердные попытки модернизировать этот стиль даже могут нанести Сбербанку вред — сберкассы могут стать для этих людей чужими. Им и так тяжело привыкать к терминалам управления пластиковыми картами. Лучше уж в привычной очереди посудачить-посетовать. Время-то есть. Общения не хватает.

Любопытный пример являет Альфа-Банк. С самого начала банк пытался реализовать новую философию потребления банковской услуги, стараясь связать банк с клиентом притяжательным местоимением «мой» — «Да, это мой банк». Открывшийся новый формат работы банка — «Альфа Банк Экспресс» — может создать неплохую материальную платформу для реализации этой философии. Потребители банковских услуг нового формата, имеющие массу дополнительных бонусов за свою принадлежность к этому формату, вполне могли бы сформировать какое-то подобие комьюнити.

Это на самом деле перспективное направление. Лично я, еще «доэкспрессовский» клиент Альфа-Банка, жду не дождусь, когда этот формат заработает в полном соответствии с заявленным глянцем. Это будет удобно и на уровень выше розничного сервиса прочих банков.

Однако парадокс. Альфа-Банк, исповедующий самый современный подход в розничном сервисе, рискует получить комьюнити, которое образовано на тех же принципах, что и комьюнити Сбербанка, а именно — совместное ожидание в очереди.

Но только в Сбербанке это ожидание соответствует стилю жизни людей, которые туда ходят, для них это возможность общаться, причем «по делу». Поэтому Сбербанк скорее выигрывает от такого рода комьюнити. В Альфа-Банк ходят люди другого рода. Их интересы надо бы объединять другим образом.

Вот и выходит, что из всех возможных форм банковских комьюнити у нас реализуются пока только две: комьюнити обманутых вкладчиков и сообщество очереди, где объединение интересов обеспечивается ожиданием.

Объяснение этому есть. Рынок розницы находится в той стадии, когда нужно интенсивно наращивать объемы. Вот когда встанет вопрос о сохранении объемов, тогда надо будет по-настоящему заботиться о повышении лояльности клиентов. Вот тогда, возможно, появятся и другие формы комьюнити банковских потребителей.

Первым, по-видимому, окажется все тот же Альфа-Банк. Просто потому, что он первым стал на этот тернистый путь. Когда еще остальные банки оприходуют всю растущую неохваченную клиентуру, чтобы перейти к заботливой консервативной политике…

Или лучший сервис, нахлынув, предложат западные банки.

Андрей Мирошниченко,
главный редактор

"Банковское обозрение", №6, июнь 2004 г.

Начать дискуссию

Колористика в квартире: Как выбрать цвета, чтобы быть продуктивнее?

Вам знакомо чувство, когда возвращаешься домой и всё вокруг будто давит? Цвета стен, мебели и декора перестали радовать глаз, а вместо желанного расслабления вы ощущаете усталость? Возможно, дело в колористике вашей квартиры.

Колористика в квартире: Как выбрать цвета, чтобы быть продуктивнее?

Как выбрать банк для оформления банковской гарантии

Как найти банк для получения банковской гарантии по 44-ФЗ, 223-ФЗ и коммерческим контрактам? Какие есть списки, какие банки дают БГ для Росатома и РЖД?

Как выбрать банк для оформления банковской гарантии

⚡️Календарь вебинаров для бухгалтера в январе. Выбирайте и смотрите!

Врываемся в 2025-й! Собрали для вас анонсы вебинаров на январь. Сохраняйте в закладки! Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ. Начните год с обучения на «Клерке»!

⚡️Календарь вебинаров для бухгалтера в январе. Выбирайте и смотрите!

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

НДС по длящимся договорам, заключенным до 01.01.2025 года, при применении УСН в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0

В соответствии с законом № 176-ФЗ от 12.07.2024, изменения по которому вступили в силу с 1 января 2025 года, организации (ИП) на УСН, применяющие упрощенную систему, становятся плательщиками НДС. Упрощенцы, вероятнее всего, в общих чертах уже разобрались, в чем суть налога на добавленную стоимость.

НДС по длящимся договорам, заключенным до 01.01.2025 года, при применении УСН в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0
Законопроекты

В Госдуме предлагают просто так платить гражданам деньги. Для этого создается Фонд Справедливости

Популизм депутатов. Рассматриваются события в законодательной сфере.

Ипотека

Льготные ипотечные программы 2025

Условия льготных ипотечных программ в 2025 году.

Анна

УСН и НДС

ООО вновь открытое в 2024 году в декабре, УСН доходы

В Марте 2025 пописали акт на 200 млн
В марте 2025 получили аванс на 60 млн
В апреле 2025 получили остаток на 140...

Читать полностью

Эксперт:

Надежда Камышева

Надежда Камышева
Эксперт

Добрый день.

Превышение 60 млн произошло в апреле, значит плательщиком НДС ООО становится с мая. Но реализация произошла в марте, значит НДС не...

Читать полностью

Как успешно противостоять возрастным стереотипам в недалеком будущем? Что стоит делать уже сейчас, чтобы послезавтра не остаться без работы

Возрастные стереотипы в карьере — реальность, с которой сталкивается почти каждый. Чтобы их успешно обходить, стоит подготовиться заранее. Расскажем, что вы можете делать уже сейчас, чтобы чьи-то «представления о прекрасном» (сотруднике) не мешали вам воплощать профессиональные мечты и строить успешную карьеру.

Как успешно противостоять возрастным стереотипам в недалеком будущем? Что стоит делать уже сейчас, чтобы послезавтра не остаться без работы

Что такое туристический налог и кто должен его уплачивать

С 1 января 2025 года вместо курортного сбора ввели туристический налог. Разобрались в нюансах: кто его уплачивает и в каком размере.

Что такое туристический налог и кто должен его уплачивать

Как бизнесу платить меньше налогов в 2025: разбор от экспертов

С 2025 года селлеры на маркетплейсах и другие предприниматели будут платить НДС на УСН при доходе свыше 60 млн рублей в год. Также с 2025 селлерам доступна АУСН. Какую форму налогообложения выбрать, чтобы меньше платить, как избежать санкций от налоговой и получить амнистию — узнаете на вебинаре.

Как бизнесу платить меньше налогов в 2025: разбор от экспертов
Дробление бизнеса

В Минэке исключили учащение дробления бизнеса из-за донастройки налоговой системы

Представителям сферы бизнеса будет невыгодно дробиться в результате донастройки налоговой системы. Об этом сообщила замглавы Минэка Татьяна Илюшникова.

В Минэке исключили учащение дробления бизнеса из-за донастройки налоговой системы

Дуров и Цукерберг переобувают свои «соцсети», а также алкогольный челлендж для нейросетей

Самые интересные новости финансов и технологий в России и мире за неделю: новые идеи Трампа по обвеличиванию Америки, нефтегазовые санкции, ковровые пожары в Калифорнии, крокодиловая кожанка главы Nvidia, планы по продаже конфискованных у Silk Road биткоинов, а также интервью про креативные способности современных AI.

10 лучших онлайн-школ по французскому языку

Французский язык остается одним из самых популярных в мире благодаря своей значимости в международной коммуникации, культуре и бизнесе. Это официальный язык ООН, ЕС и множества международных организаций. Изучить основы грамматики, получить разговорные навыки, подготовиться к международным экзаменам по французскому можно на курсах онлайн-школ.

10 лучших онлайн-школ по французскому языку
Налоговые изменения 2025

УСН. Конец эпохи

Когда в начале 2024 года объявили, что будет осуществляться переход к прогрессивной системе налогообложения, то разумно было ожидать, что будут изменения по налогообложению доходов (налог на прибыль и НДФЛ). И эти изменения состоялись. Но какая модернизация налоговой системы без НДС?!

💥Обзор новостей: зарплата женщин на 26 тыс. меньше, чем у мужчин, отказ от ЕГЭ уже начался, туалетная бумага опасна

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

Инвестиции

​​Где же дивиденды Магнита?

До настоящего времени сохраняется неопределенность с дивидендами Магнита. Напомню, что 29.11.2024 совет директоров компании рекомендовал выплатить 560 руб на акцию. Закрыть реестр предполагалось 9 января.

Инвестиции

Где дивиденды, Алроса? История, доходность, дивидендная политика и перспективы Алросы

Не всё то золото, что блестит. Алмазы, например, тоже блестят, как и глаза инвесторов, когда они ждут дивиденды. Смотрим, что по дивидендам у крупнейшего алмазадобытчика России и мира.

Где дивиденды, Алроса? История, доходность, дивидендная политика и перспективы Алросы

Утренний бухгалтер № 5801. Самозанятые не будут сдавать отчеты в Росстат

С 2025 года плательщики НПД отнесены к числу респондентов, обязанных представлять статданные, но нагрузка на них не возрастет.

Маркетинг

X, Holiverse и другие судьбоносные ребрендинги: когда технологии перерастают старые имена

В мире бизнеса имя – это не просто набор букв. Это первое рукопожатие с клиентом, это история успеха, это миллионы долларов маркетинговых инвестиций. Почему же гигантские корпорации (Holiverse, McAfee...) принимают решение о смене названия, я рискуют потерять узнаваемость и защиту потребителей?

X, Holiverse и другие судьбоносные ребрендинги: когда технологии перерастают старые имена
Инвестиции

Разбор эмитента: Ренессанс страхование

Ренессанс страхование — одна из крупнейших универсальных страховых компаний России, входящая в число системообразующих игроков рынка. Ренессанс страхование выплачивает дивиденды дважды в год, направляя на них не менее 50% чистой прибыли по МСФО. Первые выплаты были произведены за 2023 год.

Разбор эмитента: Ренессанс страхование

Интересные материалы

Отчетность

Отчетность организаций на УСН и ЕСХН за 4 квартал (год) 2024 год

Сроки сдачи отчетности организаций, работающих на УСН и ЕСХН, за 4 квартал (год) 2024 года.

1