Банки

Безопасность – общее дело банка и клиента

В обеспечении безопасности интернет-банка должны участвовать кредитная организация и клиент.

Времена огромных очередей в банках давно прошли. Во многом это заслуга такого новшества, как система «Клиент-банк», которую также называют «Интернет-банк». Благодаря данной системе клиентам не нужно стоять в очередях: значительную часть услуг можно получить не выходя из дома или офиса. Банк при этом не возьмет проценты за оказанные услуги. Однако у любой медали есть оборотная сторона: несмотря на то что система «Клиент-банк» облегчает жизнь клиентам, она подвергает их большому риску, связанному с кибератаками.

Один из актуальных на сегодняшний день методов взлома интернет-банка клиента тесно связан с развитием рынка мобильных устройств и приложений. Расчет киберпреступников прост: 
множество начинающих пользователей гаджетов недостаточно знакомы с техническими новинками, уязвимы перед капканами, которые расставляют для них хакеры. Ничего не подозревающая жертва устанавливает на свой смартфон или планшет шпионское приложение, которое очень быстро узнает и передает злоумышленникам логин и пароль клиента интернет-банка, перехватывает временные пароли, которые направляет система «Клиент-банк» для аутентификации пользователя и его транзакций. Завладев данными сведениями, злоумышленник получает полный контроль над счетами клиента.

Избежать описанных выше проблем легко: необходимо быть внимательным при выборе того или иного приложения, обязательно отмечать, какое количество пользователей скачало и установило данный продукт, изучать отзывы о ПО. Если у программы несколько тысяч пользователей и высокий рейтинг, то работать с ней безопасно.

Еще одна распространенная угроза – фишинг. Его схема проста: клиенту приходит письмо, в котором злоумышленники представляются сотрудниками банка и предлагают воспользоваться новыми выгодными услугами. В письме приводится интернет-ссылка на сайт, который по написанию очень близок к реальному доменному имени банка. Заинтересовавшийся предложением человек переходит по ссылке и попадает на сайт, который не вызывает у него подозрений, так как киберпреступники умело скопировали интерфейс сайта. Далее клиенту предлагается воспользоваться услугой клиент-банка, он вводит свой логин и пароль. Данные сведения тут же попадают к злоумышленникам. Остается преодолеть еще один барьер в виде разовых паролей, если они предусмотрены системой безопасности интернет-банка, и финансовые средства клиента оказываются в руках преступников. Бороться с описанной угрозой можно, соблюдая элементарные меры предосторожности: не доверять письмам из непроверенных источников, добавить сайт клиент-банка в закладки интернет-браузера и заходить в систему, используя данную, проверенную ссылку. Важно обращать внимание, защищено ли соединение на странице авторизации интернет-банка: соединение с сайтом злоумышленников будет либо незашифрованным, либо с недоверенным сертификатом безопасности, о чем предупредит браузер.

Социальная инженерия – действенный метод хищения средств, используемый не только киберпреступниками, но и самыми обычными правонарушителями. Клиенту звонит злоумышленник, представляясь специалистом техподдержки банка. Как правило, гражданин оказывается не в силах отказать мошеннику в простой просьбе – сообщить пароль от личного кабинета, информацию, необходимую исключительно в интересах клиента. Очевидно, что подобная неосторожность будет стоить очень дорого. 

Простой способ избежать описанной проблемы: запомнить, что пароль – это конфиденциальная информация, которая должна и может быть доступна только пользователю интернет-банка.

Несколько устарел на сегодняшний день метод аутентификации клиента интернет-банка через сертификат безопасности. В первую очередь это связано с неудобством использования данного метода для клиента: ключ нужно постоянно носить с собой, он требует обслуживания, что влечет за собой необходимость обращения в банк. Тем не менее данный способ достаточно надежен, главное – держать ключ в защищенном месте, так как в противном случае злоумышленник легко может похитить его, аутентифицироваться и выполнить любые операции от лица клиента.

«Не стоит забывать и об элементарных мерах безопасности, пренебрежение которыми может сослужить киберпреступникам хорошую службу: не оставляйте ваш телефон, привязанный к интернет-банку, без присмотра, – советует начальник отдела дистанционного банковского обслуживания крупного российского банка. – Если вы потеряли мобильное устройство или оно было у вас похищено, незамедлительно свяжитесь со службой технической поддержки вашего оператора и заблокируйте SIM-карту. Держите в недоступном для третьих лиц месте распечатку с временными паролями. Установите надежную антивирусную систему на вашем компьютере, которая не позволит шпионским программам перехватить информацию, которую вы вводите с клавиатуры. Все вышеперечисленное обезопасит вас от утечки паролей доступа в систему, которые необходимы злоумышленникам для доступа к вашим счетам».

Предотвращать атаки на рабочее место пользователя позволяют, помимо антивирусов, так называемые брандмауэры или фаерволы. В отличие от антивирусов они не борются с последствиями вторжения вредоносных программ, а предотвращают данное вторжение путем блокировки входящих и исходящих соединений.

Описанные схемы – самые распространенные и эффективные в мире киберпреступности, так как нацелены на самый уязвимый компонент информационной системы – пользователя. Однако злоумышленник может найти уязвимость и в системе безопасности клиент-банка.

Наиболее опасны для кредитной организации и ее клиентов так называемые дыры в программном обеспечении. Это уязвимости приложения, программного кода, которые могут быть обнаружены опытными хакерами и использованы в корыстных целях. Проблема в том, что подобные угрозы могут нанести ущерб не одному, а нескольким клиентам интернет-банка или учетным системам кредитной организации, которые по запросу предоставляют клиенту финансовую информацию. Для того чтобы обезопасить себя от этой серьезной угрозы, банку следует выбирать надежных поставщиков платформы «Клиент-банк», что гарантирует контроль качества разработанного приложения и минимизацию возможных уязвимостей. Кроме того, у информационной системы должна быть продуманная архитектура, например вынос интеграционных серверов в демилитаризованную зону (DMZ).

Современные стандарты безопасности клиент-банка подразумевают дублирование средств защиты от несанкционированного доступа. Самые распространенные методы – использование аутентификации пользователя по постоянному паролю и дополнительная аутентификация по временному паролю, высылаемому в SMS-сообщении клиенту либо заблаговременно полученному пользователем в виде скретч-карт или распечатанного чека. В результате, если преступник обойдет одну защиту (например, украдет постоянный пароль клиента), то столкнется с дополнительной преградой в виде временных паролей, которые не дадут злоумышленнику получить доступ в систему. Таким образом, выбор надежного поставщика платформы «Интернет-банк» с продуманной системой защиты от несанкционированного доступа – это ответственность кредитной организации, которая ценит безопасность своих клиентов.

Стандартом по умолчанию практически для любой современной системы «Интернет-банк» стало использование криптографии для шифрования данных, передаваемых через Интернет, и подписание запросов на совершение платежей электронной цифровой подписью. Эти средства сводят на нет вероятность перехвата и подмены злоумышленником важной информации в ходе обмена данными между рабочим местом клиента и системой «Клиент-банк». Кроме того, производители ПО не забывают о политике безопасности при генерации постоянных паролей: пользователя просят придумать сложный, надежный пароль, который не сможет подобрать злоумышленник. В дополнение к защите от подбора пароля может применяться система специальных проверочных символов CAPTCHA. При отсутствии обозначенных средств безопасности у клиентбанка риск несанкционированного доступа хакера в систему очень высок.

В дополнение к антивирусному ПО, которое обнаруживает и нейтрализует вирусы-шпионы, некоторые поставщики услуг клиент-банка предлагают использовать виртуальную клавиатуру при вводе постоянного пароля. Информация вводится без использования физической клавиатуры, соответственно, вирусам, если они проникли в систему, нечего перехватывать. Это эффективно, но не очень удобно для клиента, так как набирать символы на настоящей клавиатуре проще и быстрее.

Если злоумышленник все же нашел уязвимость и проник в систему «Клиент-банк», ущерб для клиента и банка будет минимальным при использовании антифрод-систем (Anti-Fraud) в кредитной организации. Данные системы позволяют отслеживать и предотвращать случаи финансового мошенничества путем блокировки счетов клиента.

Несмотря на то что безопасность информационной системы – один из приоритетных вопросов, необходимо помнить о потребностях клиентов в качественном и удобном сервисе. Об этом говорит начальник управления депозитных и комиссионных продуктов МОСКОВСКОГО КРЕДИТНОГО БАНКА Наталья Розенберг: «Способов усилить безопасность множество, однако мы всегда придерживаемся строгого принципа: уровень защиты не должен расти за счет удобства, а многофункциональность не должна идти вразрез с правилами безопасности».

Начать дискуссию

Экономика России

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Законопроекты

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Страховые взносы

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Менеджмент

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами
Уведомления о КИК

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Интересные материалы

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?