Банки

О некоторых вопросах реформирования банковского надзора

Проблема соответствия нормативного регулирования и практики осуществления Банком России банковского надзора основным положениям федерального законодательства оставляет желать лучшего. Сегодня достаточно остро стоит вопрос о возможных путях реформирования банковского надзора, однако до сих пор нет единого мнения о путях решения данной проблемы. Учитывая судебно-арбитражную практику, можно сделать вывод о том, что ответственность за нарушения банковского законодательства должна быть установлена в КоАП РФ, но и в этом случае остаются открытыми отдельные вопросы, предусмотренные нормами банковского законодательства.

Проблема соответствия нормативного регулирования и практики осуществления Банком России банковского надзора основным положениям федерального законодательства оставляет желать лучшего. Сегодня достаточно остро стоит вопрос о возможных путях реформирования банковского надзора, однако до сих пор нет единого мнения о путях решения данной проблемы. Учитывая судебно-арбитражную практику, можно сделать вывод о том, что ответственность за нарушения банковского законодательства должна быть установлена в КоАП РФ, но и в этом случае остаются открытыми отдельные вопросы, предусмотренные нормами банковского законодательства.

К.В. Карашев

В статьях В. Резника «Революционное правосознание Банка России»1 и Д. Тулина «Следователь не должен быть судьей. Что нужно менять в банковском надзоре»2 обсуждается вопрос о возможных путях реформирования банковского надзора.

По мнению Владислава Резника, надзор за кредитными организациями следует выделить из структуры Банка России, поскольку существующая система надзора не является гласной и открытой, не содержит процедурных и процессуальных норм и не исключает наличия субъективизма при принятии решений.

С приведенной точкой зрения не согласен Дмитрий Тулин, который полагает, что лишение Банка России надзорной функции приведет к разрушению уже сложившейся системы банковского надзора без реальных перспектив его улучшения. По его мнению, для преодоления субъективизма и улучшения качества банковского надзора необходимо введение в надзорную деятельность Банка России системы сдержек и противовесов, состоящей в разделении основных надзорных функций между независимыми друг от друга подразделениями Центрального банка РФ.

В Рекомендациях Парламентских слушаний «Соответствие нормативного регулирования и практики осуществления Банком России банковского надзора основным положениям федерального законодательства», проведенных Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 февраля 2007 года, содержится ряд предложений по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего деятельность Банка России по осуществлению им надзора за кредитными организациями.

При этом следует отметить, что сформировавшаяся судебная практика по вопросу, касающемуся возможности оспаривания отрицательного заключения Банка России, исходит из того, что заявление об оспаривании отрицательных заключений Банка России, принятое в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее — Закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ»), подлежит оставлению без рассмотрения на основании п. 2 ст. 148 АПК РФ, поскольку названным Законом установлен порядок вынесения Банком России заключения о соответствии банков требованиям к участию в системе страхования вкладов, предусматривающий возможность повторного обращения с ходатайством и процедуру обжалования отрицательного заключения в соответствии с нормативными актами Банка России, который должен быть соблюден заявителем до обращения в арбитражный суд.

Кроме того, как следует из содержания положений п. 1 и 5 Рекомендаций по совершенствованию законодательного регулирования процедуры вступления кредитных организаций в систему страхования вкладов физических лиц, предлагается внести следующие изменения и дополнения в гл. 6 Закона «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ»:

  • «1. Рекомендуется законодательно за-крепить механизм реализации права банка на участие в системе страхования вкладов при наличии признанного судом незаконным решения Банка России о вынесении отрицательного заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов по итогам рассмотрения повторного ходатайства»;
  • «5. Внести в пункт 11 статьи 45 Федерального закона “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации” изменения, закрепляющие обязанность Банка России указывать в отрицательном заключении, в связи с какими конкретными нарушениями (недостатками) банк был признан не соответствующим требованиям к участию в системе страхования вкладов, а также предусмотреть возможность восстановления нарушенных прав банка в досудебном порядке».

Примечательно, что названная глава Закона содержит заключительные и переходные положения, которые по смыслу ст. 45–46 указанного Закона должны быть реализованы в течение 21 месяца со дня его вступления в силу, т.е. со дня его официального опубликования (дата публикации в «Российской газете» — 27.12.2003).

Таким образом, представляется нецелесообразным вносить изменения в переходные и заключительные положения нормативного правового акта, которые должны быть уже исполнены и реализованы.

Положение, согласно которому предлагается определить статус писем, содержащих требования об устранении допущенных нарушений или требований о предоставлении информации, однозначно установив, что данные меры воздействия не являются принудительными и не могут являться основанием для отказа банку в участии в системе страхования вкладов, требует уточнения, поскольку если имеются в виду документы, выносимые Банком России при применении к кредитной организации мер воздействия, то Инструкция ЦБ РФ от 31.03.1997 № 593 предусматривает два вида таких документов: предписание и приказ, а также оговаривает случаи их вынесения.

При унификации административных процедур можно было бы приравнять статус приказов и предписаний к постановлению о привлечении к административной ответственности.

Относительно писем с требованиями о представлении информации целесообразно было бы провести работу по обобщению действующих нормативных правовых актов, в которых установлено право Банка России запрашивать у кредитной организации соответствующую информацию в предусмотренных случаях, в целях упорядочивания и систематизации случаев, когда Банк России вправе требовать представления информации, объем информации, сроки, в течение которых она должна быть представлена, и последствия непредставления информации.

Необходимо также отметить и о наличии проблем, связанных с применением арбитражными судами ст. 74 Федерального закона от 10.07.2002 (в ред. от 26.04.2007) № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о Банке России), которые целесообразно было бы разрешить на законодательном уровне в рамках реформирования банковского надзора.

В соответствии со ст. 74 Закона о Банке России, предусматривающей административную ответственность кредитных организаций, Банк России наделен правом принимать решения о привлечении к ответственности и наложении штрафа, а в случае его неуплаты в добровольном порядке обратиться в суд с иском о его взыскании за такие нарушения, как:

  • нарушение федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России;
  • непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации;
  • неисполнение предписания Банка России об устранении выявленных нарушений.

В настоящий момент заявления по таким видам нарушений принимаются и рассматриваются арбитражными судами.

Между тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) также предусматривает административную ответственность:

  • за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности (ст. 15.26);
  • за невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ч. 1 ст. 19.5);
  • за непредставление сведений (информации) (ст. 19.7).

Причем в силу ст. 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности за совершение указанных правонарушений осуществляется не арбитражными судами, а мировыми судьями.

Вопросы о соотношении указанных составов правонарушений, об определении суда, компетентного рассматривать соответствующие споры, о сроке давности привлечения к ответственности, а также о необходимости применения установленных КоАП РФ правил административного производства и исполнения решений о привлечении к административной ответственности, на уровне ВАС РФ и Верховного Суда РФ на сегодняшний день не решены.

В настоящее время, учитывая, что Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» вступил в силу 13 июля 2002 года (то есть после вступления в силу КоАП РФ), в ФАС Московского округа сложилась судебная практика4, в соответствии с которой арбитражные суды принимают дела рассматриваемой категории к своему производству, ограничивая при этом размер взыс-киваемого штрафа максимальным размером санкции, установленным ст. 15.26 КоАП РФ.

При этом следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 1.1 и п. 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ административная ответственность по вопросам, имеющим федеральное значение, устанавливается только Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку законодательство о банках и банковской деятельности относится к ведению Российской Федерации, ответственность за нарушения банковского законодательства должна быть установлена в КоАП РФ.

Тогда остается неразрешенным вопрос об ответственности, предусмотренной нормами банковского законодательства (можно ли рассматривать составы, установлен-ные банковским законодательством, в качестве составов административных правонарушений).

1 Коммерсантъ. 2007. 23 марта. № 47.

2 Время новостей. 2007. 15 марта. № 44.

3 Инструкция ЦБ РФ от 31.03.1997 № 59 (с изм. от 23.07.2004) «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности».

4 Постановление ФАС Московского округа от 28.04.2005 № КА-А40/3153-05.

Автор - магистр частного права, к.ю.н.

Начать дискуссию

Экономика России

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Законопроекты

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Страховые взносы

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Менеджмент

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами
Уведомления о КИК

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Интересные материалы

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?