Управление персоналом

Онбординг для новых сотрудников: зачем нужен и каким должен быть

Чтобы адаптация сотрудника в коллективе прошла безболезненно, нужно стать для него другом и наставником. Такую роль может взять на себя эйчар, но руководитель тоже не должен оставаться в стороне. Рассказываем, какие задачи решает онбординг и почему это так важно для компании.
Онбординг для новых сотрудников: зачем нужен и каким должен быть
Иллюстрация: RosCo

Какую пользу приносит онбординг

Онбординг (от английского onboarding) — знакомство сотрудника с компанией и коллективом, адаптация на новом рабочем месте. Цель онбординга — не просто привлечь на работу штатную единицу, а помочь влиться в коллектив.

Основные задачи:

  • Помощь на этапе старта.

  • Ознакомление с продуктами и услугами.

  • Изучение структуры компании.

  • Налаживание связей с членами команды.

  • Обучение, вовлечение в бизнес-процессы.

  • Адаптация и удержание кадра.

Сотрудник знакомится с регламентами, спецификой работы, корпоративной культурой. Задача руководителей и HR — помочь человеку достичь 100% эффективности труда, чтобы приносить выгоду компании.

Как происходит онбординг

Рассмотрим семь шагов, которые стоит выполнить, чтобы адаптация работника прошла гладко.

Этап № 1. До выхода на работу (впечатление)

Первое впечатление — самое важное. Задача эйчара не только оценить профпригодность соискателя, но и «продать» ему вакансию. Акцентируйте внимание на перспективах кандидата, а не на том, насколько крута ваша компания.

Этап № 2. Первый рабочий день (привлечение)

Проведите экскурсию по офису, познакомьте новичка с руководителем и командой. Покажите сотруднику, где и с кем он будет работать, какие ему доступны услуги. Например, кофе и пончики, оплата ГСМ, корпоративные карты.

Особое внимание уделите внимание рабочему месту: обеспечьте сотрудника техникой, настройте почту и другие программы, обеспечьте офисными принадлежностями.

Этап № 3. Первая неделя работы (ознакомление)

Познакомьте кадра с документами, должностным инструкциями и другими материалами для работы. Добавьте сотрудника в корпоративный чат с коллегами. В конце первой недели проведите встречу, чтобы уточнить, как специалисту «живется» на рабочем месте.

Этап № 4. Вторая неделя работы (введение в должность)

Контролируйте работу кадра, получайте обратную связь. Главное — не допустить излишнего формализма и давления. По возможности закрепите за работником наставника, который поможет справиться с задачами. Предоставьте доступ к обучающим материалам.

Желательно провести приветственный тренинг для знакомства и передачи опыта.

Этап № 5. Третья и четвертая неделя работы (интеграция)

Счастливые сотрудники более продуктивны и лояльны. Без социальной интеграции — никуда. Убедитесь, что работник освоился в коллективе и наладил контакты с нужными людьми.

Периодически проводите так называемые «адаптационные встречи». Убедитесь, что испытательный срок проходит нормально, что у человека все хорошо. Дайте работнику понять: ему есть к кому обратиться за помощью.

Этап № 6. С четвертой недели и до конца второго месяца (погружение)

Речь идет об обучении на практике. Лучше всего работают так называемые иммерсивные методы (от англ. immersive — «присутствие, погружение»).

К ним, в частности, относятся:

  • Ролевые игры (role play) — методы геймификации идеально подходят для менеджеров по продажам и операторов колл-центра.

  • Бизнес-симуляции — проигрывание реакций для поиска решения различных задач, имитация реальных ситуаций. Отличная фишка для юристов и консультантов.

  • Виртуальная реальность — метод часто используют при ознакомлении сотрудников со сложным оборудованием, когда смоделировать ситуации другими способами сложно или невозможно.

Этап № 7. С третьего месяца (автономность)

После того, как сотрудник получит все необходимые знания, наладит связи с коллегами и освоит бизнес-инструменты, необходимо поддерживать его непрерывное развитие и обучение.

Адаптация — лишь часть экосистемы, от которой напрямую зависит финансовый результат компании.

Кто должен участвовать в онбординге

Руководитель отвечает за следующие задачи:

  • Знакомство новичка с командой.

  • Составление плана работы.

  • Поручение заданий при поддержке наставника.

  • Получение обратной связи — раз в неделю.

  • Анализ результатов.

  • Подведение итогов.

По итогам испытаний руководитель составляет план развития сотрудника на полгода.

В зону ответственности эйчара входят:

  • Проведение экскурсии по офису.

  • Знакомство с коллективом.

  • Предоставление доступа к базе знаний.

  • Адаптационные встречи.

  • Поддержка новичка.

  • Помощь в построении коммуникаций.

В онбординге должен участвовать не только руководитель и специалист по кадрам, но и рядовые сотрудники. Взаимопомощь и поддержка — залог успеха любого бизнеса. В течение всего квартала стоит организовать вебинары для прокачки софт скиллов.

У каждого специалиста должен быть наставник — человек, к которому можно обратиться за помощью. Хороший наставник помогает влиться в коллектив, но не руководит новичком и не указывает, что ему делать.

Для оценки эффективности онбординга можно использовать два показателя:

  1. Среднее время от приема кадра до выхода на 100% продуктивность — проведите опрос. Выясните у действующих сотрудников: «Через сколько вы почувствовали, что полностью погрузились в работу?». Анкеты можно направить на e-mail сотрудников. Создать файл можно, например, в Google Формах

  2. Индекс удовлетворенности работой (ESI) — включает несколько вопросов из анкеты: насколько сотрудник доволен работой, соответствует ли она его ожиданиям, насколько она идеальна

Средний срок адаптации составляет 3–4 месяца. Все зависит от личности самого сотрудника и от отлаженности бизнес-процессов в компании.

За счет онбординга можно повысить эффективность работы сотрудника, его лояльность к работодателю, уровень вовлеченности в бизнес-процессы. Когда новые сотрудники обретают уверенность, они лучше решают бизнес-задачи. Все HR и руководители способны создать условия для профессионального роста кадров. Главное — желание, а возможности найдутся!

Реклама: ООО «ЛЕГАЛ ЭДВАЙС», ИНН: 7842509289, erid: LjN8KM8Ah

Информации об авторе

Комментарии

4
  • Natalikr

    а вот для нас, старорежимных дураков.......
    Таки чем "онбординг" отличается от "адаптации"?
    а то я статейку почитала - вроде ничего нового за последние 20 лет не прибавилось.... али я еще каких терминов не понимаю?

  • Мирам

    Чтобы адаптация сотрудника в коллективе прошла безболезненно, нужно стать для него другом и наставником.

    да. и положить начало процессу растления. потому что на фоне этой темы слишком часто самомнение начинает превалировать над трезвостью самооценки индивидуума, которого собрались "опекать".

    сплошная феерия...

    особенно, если эйчэрка -тоже выходец из категории "вчерашний опекаемый". в общем -работать будет некому

  • Мирам

    и к тому же, мысль о том, что для нового работника нет необходимости в создании "адаптационного режима" в самодостаточных организациях не напрашивается сама собой?


Похожие материалы

Замглавы Роскомнадзора пригрозил штрафами за старую рекламу в запретграме

Реклама, размещенная на запрещенных в России ресурсах, должна быть удалена до 1 сентября, иначе за ее распространение будет грозить штраф.

1
Экономика России

ЦБ будет поддерживать жесткость денежно-кредитных условий, необходимую для возвращения инфляции к цели

Регулятор отмечает возвращение экономики России в 2025 году к росту, но решения по ключевой ставке будут принимать в зависимости от темпа снижения инфляции и инфляционных ожиданий.

Маркетплейсы

Татьяна Ким: более 90% продавцов вышли на прибыль за первые полгода работы на Wildberries

РВБ провела исследование среди предпринимателей, работающих на площадке. 44% открыли бизнес при выходе на платформу.

Курсы повышения
квалификации

24
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как ИИ сэкономит бухгалтеру 3 часа в день и что такое фотография рабочего времени. 📷«Ночной бухгалтер» № 1955

Сегодня очень интересная пятница, с одной стороны серьезная и профессиональная — завершаем восьмую, успешную конференцию, с другой — обсуждают сегодня на «Клерке» совершенно несерьезные темы вроде нецензурных слов.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Для МСП в 2025 году откроют центры маркировки в нескольких регионах

Площадки по поддержке предпринимателей будут консультировать и помогать в работе с системой маркировки.

Маркетплейсы

Минцифры: маркетплейсы будут передавать силовикам данные только о подозреваемых в мошенничестве

Правоохранительные органы смогут получать информацию о местоположении пользователей маркетплейсов. Но не всех, а только по запросу при подозрении на мошенничество.

Марина
АУСН

несчастные случаи на АУСН

Здравствуйте, ИП без сотрудников на АУСН доходы минус расходы, нужно ли платить фиксированный взнос от несчастных случаев? или только когда наймем первого сотрудника...

Читать полностью

Эксперт:

Надежда Камышева

Надежда Камышева
Эксперт

Добрый вечер.

ИП на любой системе налогообложения не являются застрахованными лицами по страхованию от несчастных случаев и производственному...

Читать полностью

Ряховский: выемка документов ИФНС у аутсорсинговой компании – давно реальность! Признаки фиктивного аутсорсинга

Аутсорсер может нести уголовную и субсидиарную ответственность, а также отвечать за убытки и ущерб. Также он должен сообщать соответствующие сведения в Росфинмониторинг.

По сделкам в налоговую нужно давать только документы по закону о бухучете, а остальное — как информацию

Закон № 402-ФЗ о бухгалтерском учете закрепляет виды документов, которые необходимо формировать в рамках бухучета.

1
Обзоры новостей

💥 Новые: ЕФС-1, регламент расчета среднего заработка, документы для выплаты больничных и детских пособий, 1С повышает цены. Топ новостей за неделю

Собрали для вас самые важные бухгалтерские новости недели, которые вы могли пропустить.

ТОП-10 вопросов бизнеса по выездным налоговым проверкам

Каждый предприниматель может проверить, не находится ли он в зоне риска. Концепция планирования проверок общедоступна — ее можно посмотреть в приказе ФНС от 30.05.07 № ММ-3-06/333. И все-таки выездная налоговая проверка (ВНП) — практически всегда неприятная неожиданность. Возникает множество вопросов, на самые популярные ответим прямо сейчас.

ТОП-10 вопросов бизнеса по выездным налоговым проверкам

⚡️ Аутсорс: больше клиентов и меньше рисков. Главные тезисы и эксклюзивные комментарии с конференции Клерка — «Летняя сессия»

Начинается последний день трехдневной VIII Всероссийской бухгалтерской онлайн-конференции «Клерка» — «Летняя сессия». Сегодня будем говорить про аутсорс, поиск клиентов, прокачку своего собственного бизнеса, налоговые риски, психологию и даже искусственный интеллект.

⚡️ Аутсорс: больше клиентов и меньше рисков. Главные тезисы и эксклюзивные комментарии с конференции Клерка — «Летняя сессия»
6

Ряд документов нужно обязательно представлять на камеральной налоговой проверке

Налоговики могут истребовать документы в рамках камеральной проверки, а также вне ее рамок и при встречных проверках.

Ряд документов нужно обязательно представлять на камеральной налоговой проверке
Новости ФНС

Минфин хочет, чтобы прибыль, заработанная в России, на должном уровне облагалась налогами в РФ

На ПМЭФ-2025 обсудили международное сотрудничество в налоговой сфере. Число зарубежных счетов россиян в 2024 году выросло на 12%.

Онлайн-курсы в помощь бухгалтеру всего за 4 200 руб.! Начинаем подготовку к отчетам со скидок

Накануне самый жаркий месяц лета и не только из-за погоды, но и из-за горящих отчетов за I полугодие 2025 г. Чтобы все прошло гладко, запаситесь актуальными знаниями, новыми образцами документов и инструкциями по их заполнению на онлайн-курсах. До понедельника, 23 июня, все курсы по 4 200 руб.

Налог на прибыль

Минфин: постоянные разницы — это и не доходы, и не расходы

Определяемые по ПБУ 18/02 постоянные разницы не учитывают в целях налога на прибыль.

ИИ, НДС, ВЭД, маркетплейсы, нежность. Три дня и тысяча бухгалтеров: как проходит онлайн-конференция «Клерка», и почему теперь хочется еще

VIII Всероссийская бухгалтерская конференция проходит онлайн, но в сердечке — оффлайн. Три дня. Десятки тем. Сотни вопросов. И тысячи бухгалтеров по всей стране, которые решили: «Да, в Zoom тоже можно почувствовать профессиональную любовь, если это от Клерка».

ИИ, НДС, ВЭД, маркетплейсы, нежность. Три дня и тысяча бухгалтеров: как проходит онлайн-конференция «Клерка», и почему теперь хочется еще
2

Как ИП узнать, какие виды деятельности попадают под налоговые каникулы

В законе субъекта РФ обычно нет перечня ОКВЭД для услуг, которые относятся к бытовым в целях применения ставки налога 0%. Как понять, может ли ИП претендовать на налоговые каникулы?

Обучение для бухгалтеров

Просто курсы для бухгалтера. Просто по 4 200 руб. Успейте купить, чтобы провести июньские выходные с пользой!

Пока не настал жаркий сезон отчетности за 2 квартал 2025 г., еще есть возможность купить курсы со скидками до 75% и начать учиться. Скорее покупайте полезные для каждого бухгалтера онлайн-курсы всего за 4 200 руб. Выбирайте курс и приступайте к учебе! Акция действует до понедельника, 23 июня.

Просто курсы для бухгалтера. Просто по 4 200 руб. Успейте купить, чтобы провести июньские выходные с пользой!
Эксклюзив
Пенсии

От чего зависит размер вашей будущей пенсии и какую прибавку к будущей пенсии вы получите за 2025 год

Безусловно, чем выше ваша зарплата, тем больше будет у вас пенсия. Но не только от зарплаты все зависит. На размер будущей пенсии влияют и другие показатели, регулирование которых вам не подвластно.

От чего зависит размер вашей будущей пенсии и какую прибавку к будущей пенсии вы получите за 2025 год
2

Есть шесть основных способов продвижения бухгалтерских услуг

При продвижении бухгалтером своих услуг лучше одновременно задействовать сразу несколько каналов продвижения.

Есть шесть основных способов продвижения бухгалтерских услуг

Интересные материалы