ОСВК: на примерах

В прошлой статье мы говорили о создании «Обратной связи высокого качества». В этой статье мы приведем примеры применения ОСВК
ОСВК: на примерах

Итак, обратная связь высокого качества (ОСВК), о которой мы писали в предыдущей статье, имеет 8 правил.

Каждое из этих правил имеет логичное объяснение и опробовано в разных сферах, дадим краткую характеристику каждому пункту.

1) Доверительность. Когда вы даете обратную связь особое внимание уделяется раппорту[1] (глубокому контакту, создающему доверительнее отношения). Наверное, каждому человеку знакома ситуация, когда вы только познакомились, начинаете общаться и вам кажется, что вы знакомы с этим человеком «тысячу лет». Иногда мы можем без труда узнать, что человек сейчас скажет еще до того, как он сказал или даже знаете, что он думает. Этот эффект наблюдается среди близких в дружных семьях, среди хороших друзей, между лучшими подругами. Именно такие ситуации называются «раппортом». Именно первое правило ОСВК связано с тем, что обратную связь нужно давать только в раппорте с клиентом или подчиненным. Существуют различные способы и тренировки для того, чтобы развить в себе навыки установления раппорта. Тем не менее, будет ясней на примере понять, насколько важен раппорт при обучении или при управлении. Зачастую, руководитель может говорить подчинённому некую обратную связь, используя терминологию, которую подчиненный не знает. Такая же ситуация может быть у любого специалиста, бухгалтера, аудитора, юриста, экономиста, врача и т.д. Тут важно говорить «на языке клиента», на его уроне понимания, используя знакомый ему лексикон. В этом плане гибкий навык состоит в том, чтобы перестроить свою речь, чтобы собеседник вас понял. Иногда мешает установить раппорт может слишком громкий голос, быстрый темп речи и т.п.

Пример (-). Диалог бухгалтера (Б) и менеджера (М).

Б.: Петр, у вас в отделе по итогам отчетного года дебиторская задолженность просто переходит все границы, нужно что-то делать, иначе мы разоримся!

М.: Татьяна Ивановна, а что такое дебиторская задолженность?

Б.: Как ты работаешь менеджером и не знаешь, это же просто, когда растет 62 счет, когда твои клиенты не платят или платят с большими задержками.

Такой диалог может продолжаться долго, пока терпение одной из сторон не закончится. Видно, что здесь используется терминология учета и даже при попытке объяснить используется счет бухучета, который знает не каждый менеджер.

Как будет развиваться диалог при желании установить раппорт:

Пример (+). Б.: Петр, при работе отдела продаж по итогам года можно сказать, что клиенты платят за нощи товары с большими задержками, это может стать большой проблемой, что можно сделать с этим?

М.: Татьяна Ивановна, отсрочка платежа у нас указана прямо в договорах, думаю, что нужно с юристом и директором поговорить, т.к. разработка формы нашего типового договора занимаются они, а не отдел продаж.

Из этого примера видно, как растет эффективность.

2) Первое слово даётся ученику, исполнителю. Сначала должен говорить сам человек, а только потом все остальные. Это нужно для сохранения активной позиции обучающегося, исполнителя.

  • что именно при раппорте возможна активная позиция исполнителя, важность этого условия сложно переоценить. Когда человек сам учится давать оценки своим действиям, это повышает ответственность, она не перекладывается на кого-то. Здесь очень важно, чтобы руководитель или тренер полностью поддерживали исполнителя или ученика. Только тогда он начинает работать автономно.

Пример (-). Диалог директора (Д) и бухгалтера (Б).

Д.: Марья Ивановна, я опять посмотрел на наши платежи, а размер налогов и сборов в бюджеты только растет, что вы там делаете?

Б.: Петр Иванович, но я только веду учет и отражаю в бухгалтерских записях экономические операции.

Д.: Неужели нельзя как-то оптимизировать налогообложение? Где ваши предложения?

Б.: Петр Иванович, объемы растут, вы уже 2 года обещаете взять на работу помощника, мы не успеваем делать основную работу, которая положена по закону…

 Такие диалоги заколачиваются увольнением, но проблема не решается.

Пример (+). Д.: Марья Ивановна, я вас слушаю.

Б.: Петр Иванович, у нас выросли платежи в бюджет это связано с ростом оборотов и прибыли. Можно только немного их уменьшить, чтобы не выйти за контрольные показатели. За ними следит ФНС.

Д.: Я вас понял, сколько вам нужно времени, чтобы провести анализ и сделать расчёты?

3) Взгляд со стороны. Обратная связь дается от имени третьего лица, чтобы хорошо отстраниться от произошедшего. При этом можно использовать местоимения: «он», «она», «они», «люди», «бухгалтеры», «менеджеры», а не «я», «ты» или «вы».

Это нужно для того, чтобы ОС воспринималась легко, особенно это важно, когда даётся отрицательная ОС, например, сообщается об ошибках.

Пример (-). Диалог руководителя (Р) и дизайнера(Д).

Р.: Мария, там опять что-то на сайте глючит, почему я должен вам об этом говорить? Это вы что-то там испортили?

Д.: Я построюсь все исправить.

Р.: Ты постоянно исправляешь и все время ошибки

 Понятно, что такая ОС приводит к демотивации сотрудника.

Пример (+). Р.: Мария, я вас слушаю.

Д.: Мне сказали, что на сайте опять ошибка, но мы знаем в чем дело, сегодня все будет исправлено.

Р.: Да, у программистов и в IT очень часто бывают ошибки и важно не то, чтобы их не было, а как быстро их исправить. Именно так поступают профессионалы.

4) Действия, а не личность. Коммуникация осуществляется на уровне «поведения». Нельзя переходить на личности, важно обсуждать не кто или какой человек, а что было сделано или нужно сделать или факты.

Это один из самых важных пунктов ОСВК, а его нарушение часто приводит к необратимым последствиям.

Пример (-). Диалог преподавателя (П) и студента (С). Студент плохо напсиал тест.

П.: Михаил, тест напсиал ужасно, ты все время пишешь плохо, это уже система, ты никудышный студент.

С.: Но это сложный тест.

П.: Какой он там сложный!

Понятно, что такая ОС приводит к демотивации и того больше.

Пример (+). П.: Михаил, я вас слушаю.

С.: У меня плохие результаты теста.

П.: А что там конкретно плохо? Это всего лишь один раздел из этого теста, ничего, в следующий раз напишешь лучше, а тут мы сможем разобрать основные ошибки, их мало.

5) Уже совершийся факт. Употребляются глаголы в прошедшем времени, таким образом достигается эффект, что можно все исправить в будущем и уже начинаем исправлять в настоящем. Здесь очень часто употребляются словами «всегда», «все время» и т.п., фактически такими фразами человеку не даётся никакого шанса. Другой вариант: вот в такое-то время в таком-то месте ты сделал то-то. Т.е. мы говорим о единичным действии.

Можно взять предыдущий пример, т.к. там два нарушения ОСВК (обсуждается личность, а не результат теста и негатив обобщается на все время). Анализируем. Преподаватель там говорит «ты все время пишешь плохо». Это сверхобобщение, когда человеку повторяют это постоянно, это действует как гипноз, к сожалению, негативный или разрушительный.

6) Позитивность и закрепление успеха. В первую очередь говорится об успехе, о хорошем, а только потом говорится о том, что и как можно исправить, сделать лучше, иначе. Практически всем людям нравится похвала, она важна для раппорта, для ОСВК нужно начинать именно с похвалы или с того, что сделано хорошо. Иногда подчиненный или студент не знает, когда остановится и может бесконечно что-то совершенствовать, фокус на позитивном позволяет остановиться.

Пример (-). Диалог директора (Д) и подрядчика (П). Подрядчик задерживает сроки выполнения работы.

Д.: Геннадий, сколько уже можно делать этот ремонт? Кстати, вон в том углу опять не тот цвет использовали.

П.: Ну строительные работы всегда длятся вечно.

Д.: Мы вам не будем платит денег и наложим санкции по договору.

 Ясно что такая ОС приводит к конфликту.

Пример (+). Д.: Геннадий, вы очень хорошо выкрасили стены. Я вас слушаю.

П.: Большое спасибо. Мы опять сроки срываем, мы будем стараться наверстать, мы немного задержимся.

Д.: Большое спасибо, мы очень надеемся на вас.

7)  Конструктивность. Во вторую очередь мы говорим добавления и пожелания в позитивной форме. Причем, если мы не знаем, как можно улучшить что-то или исправить, лучше вообще об этом временно не говорить, пока вы не найдете форму.

Т.е., например, если человек во время публичных выступлений говорит тихо, мы не говорим ему при ОСВК: «ты говоришь тихо», мы говорим, чтобы он говорил «громче» и показываем это.

8) Конкретность, понятность и операциональность выполнения. Каждый шаг или движение нужно выразить максимально конкретно или это сформулировать в терминах первичной восприятии во всех сенсорных системах (визуальной, аудиальной, кинестетической). Ещё более эффективно работает демонстрация.

Иногда руководители или преподаватели говорят ОС слишком обобщённо, исполнитель/студент может не понять, что именно от него хотят.

Пример (-). Диалог руководителя (Р) и менеджера по продам (М).

Р.: Иван, у вас проседают продажи и снизились показатели. Вам нужно повысить результативность.

М.: А что именно нужно сделать?

Р.: Как хотите улучшайте результаты, меня не это волнует.

 Ясно, что что такая ОС приводит к демотивации сотрудника, эффективность падает.

Пример (+). Р.: Иван, я вас слушаю.

М.: У нас упали продажи на 5%, снизился платёжеспособный спрос, доходы населения падают из-за кризиса.

Р.: Иван, да сейчас кризис, но тогда для увеличения продаж нужно посмотреть другие рынки сбыта. Мы не пробовали продавать в соседнем городе, он недалеко, но там наверняка есть потенциальные клиенты. Что думаешь?

М.: Да, можно сделать маркетинговую разведку, кстати, у нас в этом городе живет Мария, давайте попросим её помочь?

Р.: Отлично, что нужно для этого говорите, чтобы мы быстрей увидели новых клиентов.

Конечно, научится выполнять все 8 условий ОСВК сложно одномоментно, когда вы раньше не практиковали этого. Тут удобно прорабатывать по одному пункту, постепенно усложняя. Также весьма полезно разбирать практические кейсы, которыми мы займем в следующие статье.

[1] В прикладной психологии и в НЛП под раппортом понимается установление отношения доверия между двумя (или более) людьми, а также само это доверие. Раппорт может достигаться как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Основным методом установления раппорта в НЛП является присоединение (подстройка). При невербальной подстройке под репрезентативные системы клиента используется подстройка под темп дыхания, позу, жесты, движение глаз и т. п. 

Комментарии

9
  • Natalikr

    Ну..... достаточное количество книг написано на эту тему и исследований тоже. Принципиально нового не заметила. Методика рабочая, не спорю. Является ли она авторской - для меня вопрос. Зачем вы приплели сюда Коминского, Беран и школьную систему не вполне понятно.... но я уже оценила ваш уровень системности и доказательности.

    Давайте я расширю вам сознание? Почитайте "Наказание наградой" - и возвращайтесь к нам :)

      • Natalikr

        Да. Реклама у вас вышла не очень хорошая.

        Мое мнение - лучше бы вы с последней статьи начали, а первые две вообще не писали. Но Трибуна - свободное место, каждый может показывать то, что считает нужным. В том числе и свою некомпетентность.

        ЗЫ - вы уверены, что не зазомбированы вашим прекрасным тренером? по профессиональным ответам вы производите впечатление неглупого человека, а как начинаете писать про психологии и НЛП, такие странные вещи выдаете. Да и логика сразу начинает какие то кренделя выписывать. Вот очень похоже на точечное некритичное восприятие чьих то идей. ;)

        • Виктория В
          вы уверены, что не зазомбированы вашим прекрасным тренером?

          В НЛП практикуется гипноз. чтобы адекватно применять на практике НЛП нужно быть психически здоровым, хорошо мотивированным и достаточно стойким человеком. Там много подводных камней, не везде и не всем о них расскажут. На поверхности это больше на секту, конечно.

        • Александр @42

          С чего вы вязли, что я кого-то продвигаю или рекламирую? Вы ***** приписываете мне желания и мысли? Ну такого рода манипуляции называются газлайтингом. Зачем вам это?

          • Natalikr

            Какая обратная связь будет эффективной, а какая нет? Здесь мы находим ответ в методике, которую разработала российская педагогическая школа в г. Москве под руководством доктора психологических наук А.А. Плигина [1]. На основе тысяч экспериментов было показано, что, выполняя 8 правил «Обратной связи высокого качества» [2] (ОСВК), можно добиться значительного повышения эффективности обучения. Т.е. фактически можно значительно в считанные дни обучить практически любого ученика, студента, возросло человека какому-то навыку, который у него был не развит или вовсе отсутствовал. Быстрый личностный рост и развитие при использовании ОСВК продвигается много быстрей, безусловно, нужно выполнять и ряд других условий и установок.

            Это не ваши слова?

            Написание 4-х статей с подводом к методике конкретного человека не называется продвижением?

  • Александр @42
    В НЛП практикуется гипноз. чтобы адекватно применять на практике НЛП нужно быть психически здоровым, хорошо мотивированным и достаточно стойким человеком.

    Следует отличать методы НЛП от эриксоновского гипноза, НЛПеры изучали М.Эриксона, самого известного гипнотерапевта XX в., но они принципиально не шли по этому пути.

    • Виктория В

      Методы может и следует отличать, не имею на сей счет мнения. Но то что гипноз есть гипноз, измененное состояние сознания, глубокая концентрация и внушаемость, это факт.

      • Natalikr

        Да есть есть там методики внушения. Есть методики понижения критичности к определенным моментам. Достаточно посмотреть как многие тренера из сетевого маркетинга работают.

        и А. Плугин этот мастер хорошего уровня. я чуток посмотрела его тренинга - с голосом работает просто мастерски - явно специалист. НЛП же и отличается тем, что формирует не рациональные, а иные убеждения.... так что там работа с воздействиями в обход рациональной критичности очень хорошо отработана.

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?

Допустимое время сверхурочной работы по ТК предложено увеличить

В настоящее время Трудовой кодекс разрешает переработки по 4 часа в течение двух дней подряд, то есть работать по 12 часов в день.

НДС

ФНС планирует сократить сроки возмещения НДС

Сейчас бизнесу возвращают НДС в течение 2-х месяцев, но глава ФНС хочет сократить эти сроки до нескольких недель.

Бесплатно с Страховые взносы

Пониженные страховые взносы: автоматом или по заявлению

Пониженные тарифы страховых взносов для субъектов МСП действуют уже несколько лет (п. 2.4 ст. 427 НК, ред. от 14.07.2022 № 239-ФЗ). Однако по сей день контролеры и даже суды полагают, что право на эти тарифы надо подтверждать заявлением. Разбираемся, как ответить на претензии инспекторов в данной ситуации.

Пониженные страховые взносы: автоматом или по заявлению

НДС при продаже ТС через цепочку юридических лиц. Документальное подтверждение

Каким образом документально подтвердить факт регистрации транспортного средства на физического лица в случае его перепродажи через цепочку юридических лиц?

Цифра дня. Про платежки и ЕНС

Глава ФНС поделился статистикой, как ЕНС изменил к лучшему жизнь бизнеса.

Цифра дня. Про платежки и ЕНС

Интересные материалы

Мошенники обещают ветеранам выплаты в честь Дня Победы

Аферисты пытаются использовать праздник в собственных криминальных целях и обещают ветеранам единовременные выплаты до 300 000 рублей.