Банки

Иван Пятков (Банк Москвы): Банкомат — не просто устройство для выдачи наличных

В августе 2015 года Банк Москвы существенно изменил технологическую платформу и интерфейс своих банкоматов. Об особенностях этого проекта, уникальных возможностях устройств самообслуживания и принципах развития каналов ДБО рассказывает Иван Пятков, директор департамента дистанционного обслуживания и продаж Банка Москвы.

В августе 2015 года Банк Москвы существенно изменил технологическую платформу и интерфейс своих банкоматов. Об особенностях этого проекта, уникальных возможностях устройств самообслуживания и принципах развития каналов ДБО рассказывает Иван Пятков, директор департамента дистанционного обслуживания и продаж Банка Москвы.

— Иван, почему Банк решил обновить интерфейс банкоматов?

— Пару лет назад, корректируя стратегию развития каналов ДБО, мы посмотрели на статистику и увидели, что банкоматами пользуется гораздо больше клиентов, чем мобильным банком и интернет-банком. Например, у нас более 700 тыс. активных зарплатных клиентов, которые гарантированно приходят к банкомату как минимум дважды в месяц.

Сегодня банки уделяют внимание инновационным сервисам, потому что это тренд, это модно. Мы тоже развиваем эти направления, но решили отдать приоритет устройствам самообслуживания. Традиционно банкомат воспринимается как аппарат для выдачи наличных, а мы захотели сделать его полноценным личным кабинетом, где клиент может увидеть все свои карты, счета и вклады, совершить нужные операции и получить доступ к новым продуктам, например кредитам. Все это очень востребовано.

— Опишите основные этапы проекта.

— Проект стартовал в 2014 году. Сначала мы провели большое исследование, чтобы выявить наиболее востребованные функции и операции. Мы применили подход, который сейчас именуют дизайн-мышлением. Проще говоря, мы подглядывали за тем, как клиенты пользуются банкоматами, выявляли устойчивые поведенческие модели и подстраивали под них визуализацию интерфейсов и логику проведения операций. После этого пришлось существенно переработать технологическую платформу — интегрировать программное обеспечение ATM-сети с нашей АБС и CRM-системой. Это нужно для того, чтобы предоставлять клиентам персонифицированную информацию с учетом их истории. Собственно, это и была основная часть проекта, а изменение интерфейса — лишь верхушка айсберга, но именно ее и увидели пользователи. Последний этап занял около трех месяцев, с июня по август 2015 года.

— И что же увидели клиенты?

— «Плиточный» интерфейс, как в Windows 8. Он рассчитан на сенсорные экраны, которыми оборудованы около 1400 наших банкоматов (70% сети). Сверху всегда располагается персональное приветствие: «Здравствуйте, Иван Иванович!». Слева также фиксированный элемент — поле с текущим балансом счета. Казалось бы, мелочь, но мы выясняли, что чаще всего человек начинает именно с запроса баланса. Зачем нажимать лишние кнопки, тратить лишнее время? Мы исключили операцию как таковую и показываем клиенту баланс на главном экране сразу после ввода PIN-кода. Видя состояние счета, клиент понимает, сколько денег может снять или потратить. А если он боится, что кто-то из-за плеча подглядит, может нажать кнопку «скрыть».

В центре — набор сервисов: снятие наличных, оплата услуг, перевод средств, пополнение вклада и т.д. Наконец, внизу — кнопки навигации (вперед, назад). Кстати, логотип Банка Москвы в левом верхнем углу — тоже кнопка, она служит для возврата в главное меню.

— В чем проявляется персонификация?

— В наборе элементов меню, которые видит пользователь. Если у него есть кредит, то для него первой кнопкой будет именно оплата кредита, причем с указанием срока и суммой ежемесячной выплаты. Если клиент часто оплачивает ЖКУ, соответствующая кнопка также будет одной из первых. Каждая конкретная операция также настраивается: например, в меню «Выдача наличных» два первых варианта суммы — последняя снятая и та, что клиент снимает чаще всего, а уже затем идут стандартные варианты — 500, 1000 и т.д. Интерфейс полностью адаптивный, каждый раз строится заново. Все это довольно очевидно и не так уж сложно реализовать, но ни у одного из российских банков топ-50 я такой реализации не видел.

— Как родилась идея такого интерфейса? Это ваше ноу-хау?

— Нет, все было придумано до нас. Как обычно, мы опирались на опыт западных коллег, в частности тщательно изучили наработки банка Wells Fargo. Разумеется, мы не копировали его интерфейсы, а использовали общие принципы. При этом мы придерживались корпоративного бренд-бука, оформление построено на наших традиционных цветах — красном и сером — как в мобильном банке, так и в интернет-банке. У нас единый бренд-бук для всех каналов ДБО.

Итог превзошел ожидания: мы опасались, что будет много претензий от клиентов, которые привыкли к традиционному интерфейсу, но жалоб практически не оказалось. Буквально со второй-третьей операции люди привыкают, осваивают новые возможности и активно ими пользуются. Это доказывает, что интерфейс действительно простой, понятный и удобный.

— Каких результатов вы уже достигли, какие планируете достичь?

— Во-первых, повышается пропускная способность банкоматов: чем проще интерфейс, тем быстрее совершаются операции, тем меньше очереди. Это особенно важно в дни выдачи зарплаты. Кстати, в такие дни мы тоже перестраиваем интерфейс: первой кнопкой становится «Выдача наличных» как самая востребованная. Во-вторых, благодаря удобству интерфейса люди совершают больше операций с помощью банкомата: оплачивают не только мобильный телефон, но и ЖКУ, налоги, штрафы ГИБДД — список услуг постоянно расширяется. Это значит, что перераспределяется нагрузка в отделениях — туда люди идут для оформления более «тяжелых» продуктов — кредитов, особенно ипотечных, открытия вкладов.

Некоторые вклады тоже можно открыть через банкомат, а скоро будет реализована и выдача предодобренных кредитов: сейчас для этого клиенты идут с паспортом в офис Банка, но чем карта отличается от паспорта? Для нас это такой же инструмент идентификации.

Наконец, привыкая к интерактивному интерфейсу, люди будут проще переходить к операциям в мобильном банке и интернет-банке. В самом деле, зачем идти к банкомату, если оплатить счет или перевести деньги можно из дома или даже на ходу? Для нас новая платформа устройств самообслуживания — это мостик, по которому мы будем переводить клиентов из отделений в «цифровое будущее», комфортный, легкий и естественный путь.

— Когда вы рассчитываете окупить проект?

— Примерно за 1,5–2 года — в нынешних условиях это очень неплохо. Как уже отмечено, в отделениях будут обслуживаться клиенты в основном со сложными продуктами, а банкоматы превратятся из сервисных устройств в продающие. Это обеспечит нам дополнительный доход. Кроме того, в ближайшие два-три года мы планируем обновить парк ATM — сенсорные устройства вытесняют кнопочные, и тогда уже вся наша банкоматная сеть будет оснащена адаптивным интерфейсом.

— Каким вы видите будущее каналов ДБО, хотя бы в перспективе 5–10 лет?

— Безусловно, с каждым годом будет расти доля клиентов, пользующихся мобильным банком и интернет-банком. Но и банкоматы, и отделения всегда будут востребованы. Клиент вправе выбирать, каким каналом ему пользоваться. Нельзя давить на людей, вынуждать их переходить на инновационные инструменты только потому, что это модно. Также нельзя ориентироваться на представление программистов при создании интерфейсов — они должны быть понятны и удобны всем пользователям, даже далеким от IТ.

Я считаю, что главные приоритеты развития каналов ДБО — простота, удобство и безо­пасность. Большинство людей — консерваторы по натуре и не любят «перегружаться», поэтому все простое и удобное приживается легко и быстро, все сложное — долго и с большими затратами. Банки должны об этом помнить, вводя любые новшества, и думать в первую очередь о комфорте пользователей.

Начать дискуссию

По майнингу Россия почти впереди планеты всей

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Экономика России

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Законопроекты

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
13

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Страховые взносы

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Менеджмент

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Интересные материалы

Уведомления о КИК

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.