Счета-фактуры

Срок и порядок хранения и уничтожения счетов-фактур

Обеспечение сохранности документов, связанных с исчислением и принятием к вычету НДС — это условие снижения налоговых рисков. Как и сколько хранить счета-фактуры в электронном и бумажном виде, как уничтожать документы (и стоит ли) — об этом и расскажем.
3,3 тыс.
Срок и порядок хранения и уничтожения счетов-фактур

Счета-фактуры необходимо хранить в соответствии с общими правилами ведения документооборота, установленными для бухгалтерского и налогового учета. Хранить нужно только подлинники, в том виде, в котором они были составлены.

Доступ к документам компании имеют не только ее сотрудники, руководитель, главный бухгалтер, но и другие лица. Например, необходимо предоставлять такой доступ акционерам, владеющим не менее 25% акций компании без указания оснований — для каких целей документы запрашиваются.

Стоит ли предоставлять документы еще кому-то?

Платформа Контрагент.рф при проведении анализа книг покупок и продаж, а также деклараций по НДС на предмет налоговых рисков, использует данные из различных источников — от доступных всем, до не имеющих открытого доступа. К примеру, это информация о результатах проведенных проверок, предоставленная компаниями-партнерами.

Вся информация, которую мы получаем, предоставляется исключительно добровольно, с согласия ее обладателей (например, клиентов аудиторских компаний).

Вроде бы секретных данных в счетах-фактурах нет, но если вы считаете, что там есть какие-то важные, с коммерческой точки зрения, сведения (цена товаров, скидка, информация о комплектации и пр.), то можете обеспечить особый режим хранения документов. При этом проверяющим из ФНС вы все равно будете обязаны предъявить счета-фактуры «как есть».

А вот акционеры или учредители ООО запрашивают первичку, и в частности счета-фактуры, не часто. Обычно это происходит, когда возникают споры между собственниками, грозит риск банкротства или субсидиарной ответственности. Как правило, в текущей деятельности наиболее заинтересованы в наличии счетов-фактур директор (заплатить меньше налогов, не получить штраф от ИФНС) и главный бухгалтер (верно сформировать отчетность и передать достоверные сведения налоговикам).

Каких правил необходимо придерживаться при хранении счетов-фактур:

  • Компания должны обеспечить безопасные условия хранения и защиту документов от внесения изменений.
  • Документы должны быть доступны для ознакомления или предъявления проверяющим.
  • Если документы утрачены или испорчены, необходимо принять все доступные шаги по их восстановлению.
  • Нужно соблюдать сроки хранения и порядок уничтожения счетов-фактур, как и других первичных документов.

Хранение бумажных счетов-фактур

Организация сохранности учетных документов должна предусматривать раздельное хранение выставленных и полученных счетов-фактур.

Документы, которые организация сформировала и выставила своим контрагентам необходимо хранить в хронологическом порядке по дате выставления и (или) составления. Отдельно необходимо сохранять документы, которые не нужно направлять покупателям или они не были им получены.

Счет-фактуры, выставленные на бумаге, можно хранить либо на бумажном носителе, либо в электронном виде. При сохранении в форме электронных копий, документы могут быть подписаны квалифицированной электронной подписью ответственным должностным лицом организации. При этом электронная копия не заменяет оригинала, даже если она была подписаны электронной подписью.

Документы, полученные от поставщиков и других контрагентов, необходимо также хранить в хронологическом порядке по дате их получения организацией. При этом сшивать и опечатывать бумажные счета-фактуры не требуется.

Как правило, после завершения очередного периода (квартала или года) — счета-фактуры передаются в архив. Чтобы не занимать место в кабинете бухгалтера.

Конечно, если документов немного, можно хранить их в папке в шкафу. Главбуху мешать они не будут. Но все же, накапливать документы в одном месте не рекомендуется. При форс-мажоре (пожаре, затоплении) документы будут уничтожены все разом, что нисколько не упростит дальнейшую работу и их восстановление.

Получи проверку контрагента бесплатно!

Регистрируйся на Новой Платформе.

Хранение электронных счетов-фактур

Электронные документы хранятся в том же виде, что и были созданы. Распечатывать их не требуется. Совместно с электронными счетами-фактурами необходимо хранить документы и сведения, сопровождающие электронный документооборот.

По каждому полученному и выставленному электронному документу в обязательном порядке необходимо хранить следующую информацию:

  1. Подтверждение оператора электронного документооборота об отправке документа или о его получении.
  2. Извещение о получении подтверждения оператора, которое направляет организация.
  3. Иные сведения и документы, если они были получены в рамках документооборота и связаны с соответствующими электронными счетами-фактурами.

Дополнительно: организация обязана хранить квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи. Это необходимо для подтверждения законности подписей в электронных документах.

Сроки хранения счетов-фактур

Все виды счетов-фактур должны храниться не менее пяти лет. Исчисление срока начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором по документу закончен документооборот. Согласно разъяснениям Минфина (письмо от 19.07.2017 № 03-07-11/45829), годом окончания делопроизводства считается год, в течение которого компания в последний раз использовала счет-фактуру при расчете налога и для составления любой отчетности.

Например, по выставленной счет-фактуре, в рамках операции по отгрузке товаров, срок хранения начинает исчисляться с первого числа года, следующего за тем, в котором вы отразили этот счет-фактуру в книге продаж и уплатили по нему налог. Период хранения входящих счетов-фактур определяется с 1 января года, следующего за годом заявления вычета по этому документу. Если компания принимала налог к вычету частями, то срок хранения начинается после полного вычета НДС по этому документу.

Важно: выставленные и полученные счета-фактуры могут использоваться для расчета налога и формирования налоговой отчетности в разных кварталах одного года или в течение нескольких лет. Например, при поставках по России и на экспорт, счета-фактуры по российским отгрузкам будут регистрироваться в книге продаж в том же квартале, а счет-фактуры по экспортной поставке — в следующем, когда будет подтверждено право на нулевую ставку. Подтверждение льготной ставки может быть получено даже в следующем календарном году, например, если поставка была в декабре.

Самостоятельно компании не имеют право сокращать период хранения документов. А вот установить сроки хранения счетов-фактур «с запасом», с учетом особенностей бизнеса, закон не запрещает.

Например, вместо регламентированных пяти лет — хранить документацию шесть лет с даты выставления или шесть лет с даты получения от контрагента.

Условия хранения корректировочных счетов-фактур — типовые, их необходимо хранить в общем случае пять лет, при этом должны быть сохранены первоначальные документы, которые были скорректированы.

За нарушение сроков хранения документации на должностных лиц компании могут быть наложены санкции — штраф от 5 до 10 тысяч рублей.

При повторном нарушении наказание будет более строгим: штраф до 20 тысяч рублей или дисквалификация ответственного сотрудника (максимум на два года).

Используя Контрагент рф, вы вовремя обнаружите разрывы по НДС и наличие в цепочках поставщиков сомнительных компаний (использующих неправомерную налоговую выгоду в виде вычета / возмещения НДС, не уплачивающих налог в бюджет, подвергающихся выездным проверкам со стороны ФНС).

Проверить цепочки самостоятельно вы вряд ли сможете, если только не приобретаете товары напрямую у производителя. Любой сомнительный контрагент, даже находящийся в 4-5 и ином звене цепи может поставить под вопрос получение вычета по НДС. Точность проверки на платформе составляет 97%!

Пройти быструю регистрацию

Уничтожение счетов-фактур

Окончание стандартного и расширенного периода хранения счетов-фактур дает организации право их уничтожить. Для этого создается специальная экспертная комиссия, которая определяет перечень документов к уничтожению.

Поименный состав комиссии утверждается приказом руководителя. В состав экспертной группы включают сотрудников, которые могут оценить практическое значение и период хранения всех учетных документов. Как правило, это представители бухгалтерии.

При наличии документов, хранящихся в филиалах, дополнительно можно создать центральную экспертную комиссию, которая будет отслеживать уничтожение документации в филиалах.

После утверждения комиссии, осуществляется экспертиза счетов-фактур, в рамках которой оцениваются сроки хранения этих документов. В результате проведенной экспертизы формируются описи документов, выбранных для постоянного хранения, а также — списки счетов-фактур, у которых истек срок хранения.

Проведение экспертизы завершается составлением акта о выделении документов к уничтожению. Форма этого документа может разрабатываться компанией самостоятельно.

Список счетов-фактур, направляемых на уничтожение, необходимо согласовать на заседании экспертной комиссии. Итоговый акт должен быть подписан руководителем юридического лица.

Последний шаг — фактическое уничтожение документов — выполняется организацией самостоятельно, например, силами экспертной комиссии, или с привлечением подрядчика, если уничтожается значительный объем документов.

Если привлекается сторонняя организация за передачей и уничтожением документов должен обязательно проследить представитель компании. Надзор позволит обеспечить конфиденциальность информации, содержащейся в уничтожаемых счетах-фактурах.

Физическое уничтожение счетов-фактуру фиксируется составлением специального акта, в котором указываются:

  1. Перечень уничтоженных документов или реквизиты акта о выделении документов к уничтожению (если он составлялся).
  2. Способ, которым были уничтожены (измельчение в шредере, стирание данных с электронных носителей и прочие).

В случае привлечении порядной организации, в акт включаются реквизиты первичных документов, предоставленных после оказания услуг.

Получи проверку контрагента бесплатно!

Регистрируйся на Новой Платформе.

Комментарии

ヽ( ゚ ∀ ゚ )ノ
Вот это удача! Да это же отличный шанс стать первым, кто !
    Упс, комментировать могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, .

    Недостатки синхронизации баз 1С: каждый день я думаю, как там моя обновленная 1С

    Бухгалтер заметила проблему с выгрузкой базы из 1С УНФ в 1С Бухгалтерию не сразу. Оказалось, что сбоит уже несколько дней. Сисадмину решить проблему с восстановлением выгрузки не удалось.

    Недостатки синхронизации баз 1С: каждый день я думаю, как там моя обновленная 1С
    2
    49

    Раскрыта тайна зарабатывания миллионов денег в секунду айтишниками

    В августе 2023 года глава Минцифры Максут Шадаев сказал, что в стране есть дефицит квалифицированных разработчиков.

    Раскрыта тайна зарабатывания миллионов денег в секунду айтишниками

    Мероприятия

    Актуальные мероприятия для бухгалтеров Добавить мероприятие

    Привет, Даша, или все новое поначалу кажется невозможным

    Учиться нужно настолько быстро, чтобы вы каждый раз ужасались тому, что и как вы делали 6 месяцев назад».

    Привет, Даша, или все новое поначалу кажется невозможным

    Вместо того, чтобы отсторнироваться баланс ЕНС снова пополнился. Что делать?

    Может кто-то сталкивался, подала Уведомлении за 3 кв. по УСН за 1 кв. 2023 с минусом, так как в 3 кв. зачли взносы и УСН по итогам 9 мес. стал 0, всё отразилось как нужно, баланс ЕНС пополнился, но обнаружила ошибку в 200 руб, т.е. подала на 200 руб. больше, чем было начислено в 1 кв.

    Завершилась II всероссийская бухгалтерская конференция «Клерка». Получили массу положительных эмоций и ваши крутые фото

    Этот день продуктивно провели все — и организаторы, и участники, и спикеры. Всем было очень интересно пообщаться и получить массу полезных знаний. И, конечно, участники делились классными фотография. Кто-то даже смотрел онлайн-трансляцию с котом.

    Бухгалтеры

    На «Клерке» проходит неделя конкурсов. Дарим месячную подписку на Клерк.Премиум

    Каждый день, всю неделю в Трибуне будут проходить конкурсы. И каждый день «Клерке» будет дарить месячную подписку на Клерк.Премиум. Вы уже участвуете?

    Воинский учет

    Военкоматы отказываются принимать документы для постановки на воинский учет по доверенности

    Эксперт по кадрам подсказала, как решить проблему с сотрудниками военкомата, которые не хотят принимать документы от действующих по доверенности лиц.

    Военкоматы отказываются принимать документы для постановки на воинский учет по доверенности
    3
    270
    Новые видео от экспертов каждый день
    Кадры

    Предприниматели получат льготы и гранты за трудоустройство участников СВО

    Депутаты приняли закон, по которому работодатели могут рассчитывать на налоговые льготы, особые ставки по аренде имущества и гранты, если примут на работу участников СВО.

    1
    125

    Необанки теряют позиции, уступая рынок тяжеловесам — ПСБ и Альфа-Банку

    Некогда самый цифровой для бизнеса Делобанк, челленджеры Точка, Модульбанк и Тинькофф теряют позиции, уступая рынок тяжеловесам — ПСБ и Альфа-Банку.

    Вклады

    Вкладчики смогут открывать социальные счета в банках

    Социальные вклады будут привязаны к ключевой ставке Центробанка на момент начисления процентов.

    Онлайн-кассы

    Выбираем онлайн-кассу для кофейни

    Согласно закону 54-ФЗ, заведения общепита обязаны проводить расчеты с клиентами через онлайн-кассу и передавать сведения через операторов фискальных данных. Расскажем, как выбрать ККТ для кофейни, чтобы с ее помощью обслуживать клиентов легко и быстро.

    Выбираем онлайн-кассу для кофейни
    Самозанятые

    Эксперт назвал риски при сотрудничестве с самозанятыми

    Когда в компании много самозанятых исполнителей, удобнее взаимодействовать с ними через сервисы.

    Эксперт назвал риски при сотрудничестве с самозанятыми
    1
    145
    Бесплатно с УСН

    Книга учета доходов и расходов по УСН в 2024 году: что изменилось

    С 2024 года заполнять книгу учета доходов и расходов по УСН надо будет по новой форме.

    Книга учета доходов и расходов по УСН в 2024 году: что изменилось

    Какие ошибки в расчетах с сотрудниками встречаются чаще всего

    Расчеты с сотрудниками требуют не только технической точности и четких сроков, но и соблюдения правил. Выплаты в рамках трудовых отношений также подчиняются требованиям трудового законодательства. Ошибки чреваты не только доплатами и компенсациями, но и штрафами за нарушение ТК. Единственный способ их избежать — помнить о нормах и проверять, как они выполняются в компании.

    Иллюстрация: freepik/freepik
    Законопроекты

    Регионы смогут пресекать работу «наливаек» в многоквартирных домах

    У региональных властей появится право запретить деятельность заведений, которые работают днем как магазины, а вечером и ночью продают пивные напитки.

    Какие нормы Трудового кодекса признали частично неконституционными

    Работодателям нужно изменить свои локальные нормативные акты, чтобы они соответствовали решениям Конституционного суда. В ближайшее время эти изменения будут в самом ТК.

    Какие нормы Трудового кодекса признали частично неконституционными
    204
    Самозанятые

    Что нужно знать самозанятым в 2024 году: требования, лимиты

    Разбираем, какие требования предъявляет законодательство к самозанятым в 2024 году и как меняется лимит дохода этой категории налогоплательщиков.

    Иллюстрация: Anastasia Shuraeva/pexels
    МИР

    Электронные счета будет можно выставлять через платежную систему «Мир»

    Поставщики услуг смогут быстро выставлять электронные счета заказчикам с помощью платежной системы «Мир». До конца июля 2024 года сервис будет бесплатным для банков.

    Бесплатно с Имущественный вычет

    Как получить упрощенный вычет по НДФЛ. Мини-курс

    В мини-курсе рассказываем, как получить упрощенный налоговый вычет по НДФЛ.

    Как получить упрощенный вычет по НДФЛ. Мини-курс
    Налоговый мониторинг

    Особенности вступления в налоговый мониторинг: мнения экспертов

    Сегодня налоговый мониторинг продолжает стремительно развиваться, привлекая все большее число участников. При этом многие вопросы, связанные с вступлением и функционированием в режиме, остаются для компаний открытыми и требующими дополнительной проработки.

    Особенности вступления в налоговый мониторинг: мнения экспертов