Маркетинг

Корпорации не знают, как вести себя в социальных сетях. Пора учиться. Срочно

В фокусе аналитиков оказалась одна из самых больных тем — способность бизнеса эффективно использовать новые каналы коммуникации, прежде всего — социальные сети.

«Движение в сторону потребителя». Так называется опубликованный недавно экспертами Economist Intelligence Unit отчет, подготовленный по итогам проведённого в феврале 2012 года опроса. В фокусе аналитиков оказалась одна из самых больных тем — способность бизнеса эффективно использовать новые каналы коммуникации, прежде всего — социальные сети.

В опросе приняли участие 798 представителей компаний из 69 стран. 53% — члены советов директоров или топ-менеджеры (из них 244 — CEO). Причем 18% работали в организациях с ежегодным оборотом, превышающим 10 млрд долларов.

«Хотим, но не умеем»

«Самая большая проблема в коммуникации – это иллюзия, что она налажена». Гениальная мысль, сформулированная Джорджем Бернардом Шоу в 1925 году, актуальна как никогда. Проведённый опрос показал: корпоративный мир до сих пор в большей степени готов вести общение с клиентом в форме монолога, тогда как потребитель настойчиво требует диалога. Стоит ли удивляться, что для общения стороны нередко выбирают разные каналы коммуникации?

Революция, произошедшая в сфере информационных технологий, требует выработки новых стратегий для обеспечения комплексного подхода к сложившейся ситуации. Однако выясняется, что большинство компаний сосредоточило свои усилия на каком-либо одном канале коммуникаций в ущерб остальным. Чаще всего предпочтение отдаётся социальным сетям, показавшим в последнее время бурный рост. Но увы, среди всех возможных видов взаимодействия с потребителями и здесь преобладает маркетинг. Промежуточный итог плачевен. Компании работают с откликами клиентов, отвечают на жалобы и комментарии... вместо того, чтобы исправлять причины поступающих жалоб. Кроме того, отмечают авторы исследования, между топ-менеджерами и руководителями среднего звена возникают разногласия при выявлении ответственных за использование коммуникационных каналов.

Кто отвечает за активность компании в социальных сетях?

Исправить положение могла бы выработка стратегии в области коммуникаций с клиентами иназначение одного лица, несущего конечную ответственность за комплексное использование всех каналов взаимодействия с клиентами. Согласно опросу, именно такое решение даёт лучшие результаты, чем освоение коммуникационных возможностей рабочей группой. Кроме того, это позволяет быстрее устранять разногласия между различными корпоративными функциями, такими как маркетинг и обслуживание потребителей.

Сегодня наблюдается фундаментальный сдвиг в соотношении сил между компаниями и их потребителями, отмечают эксперты Economist Intelligence Unit. Присущий мобильным устройствам режим постоянного подключения и возникающая из-за этого гиперсвязанность людей принуждают компании к уступкам в части контроля за имиджем. И эта коренная перемена застала многих топ-менеджеров корпораций врасплох. Они не смогли оценить разрушительных последствий для бренда старой парадигмы взаимоотношений с потребителями и отреагировать надлежащим образом на произошедшие изменения.

Авторы исследования приводят слова Фрэнка Элиасона, первого вице-президента по социальным медиа международного финансового конгломерата Citi: «Сегодня бренд принадлежит потребителям... В прошлом компании не считали потребительский опыт ключевым вопросом, предназначенным для топ-менеджеров, и сегодня они за это расплачиваются».

При этом, как следует из итогов опроса, топ-менеджеры демонстрируют заметно большую уверенность в успешности адаптации своих компаний к новым реалиям, чем респонденты, не относящиеся к руководителям высшего звена. Но если сопоставлять оценки, высказываемые самими топ-менеджерами, выясняется: руководители существенно расходятся во взглядах на успешность адаптации своих компаний к новой ситуации в области коммуникации и, прежде всего, к феномену социальных сетей.

Одно из самых любопытных наблюдений, сделанных инициаторами исследования: похоже, между топ-менеджерами и руководителями разных уровней возникает некоторая путаница.

Отсутствует единство по поводу того, кто именно должен нести ответственность за управление новыми каналами коммуникации. Проще говоря — кто в компании будет отвечать за всю активность организации в социальных сетях.

39% опрошенных топ-менеджеров считают, что надзор за этими каналами должен осуществлять один сотрудник, а не рабочая группа. Более половины (58%) полагают, что эта ответственность должна быть возложена на коммерческого директора. Но например, среди опрошенных менеджеров среднего звена с этим выводом согласны лишь 28%. Зато 38% менеджеров, не принадлежащих к высшему уровню руководства, уверены: полную ответственность за коммуникации с потребителем несет директор по маркетингу.


«Топ-менеджеры еще не осознали в полной мере значения важности новых каналов коммуникации и потому стратегический отклик пока не был организован, — отмечают в Economist Intelligence Unit. — Редкое использование современных каналов коммуникации говорит о том, что компании ещё не провели преобразований, отвечающих быстрому росту рынка мобильных устройств и находятся на ранних этапах становления стратегического анализа. Ответственность за это лежит на топ-менеджерах и именно им необходимо определить направление преобразований, которое на сегодняшний день зачастую просто отсутствует. Коммуникация с потребителем усовершенствуется лучше всего, когда топ-менеджеры компаний поймут, что необходимо реагировать на изменения в сфере коммуникации».

Социальные сети свалились корпорациям как снег на голову

А вот другая любопытная цитата: «Сегодня внимание компаний, помимо традиционного корпоративного сайта и электронной почты, в основном сосредоточено на социальных сетях, внезапно свалившихся на их голову в последние несколько лет. Иногда, в ущерб другим видам коммуникации. Компании вынуждены спешно подстраиваться под произошедшие перемены. И хотя многие менеджеры считают, что социальные сети открывают большие возможности, связанные с ними угрозы отодвигают преимущества на второй план. Критические настроения потребителей пугают менеджеров гораздо больше, чем возможности пропаганды бренда. Общепринятое правило «любая реклама хороша» уже не воспринимается столь однозначно, как в «досоциальную эпоху».

Впрочем, и спрятать голову в песок уже не удастся, подчеркивают исследователи и приводят классический кейс — историю музыканта Дейва Кэрролла, которому после полёта рейсом авиакомпании United Airlines вместо гитары марки Taylor за 3 500 долларов США выдали её обломки.

Попытки возмещения материального ущерба натолкнулись на полное пренебрежение проблемой маленького человека большой компанией: на безрезультатную борьбу ушёл год. Тогда, вместо поиска правды, Дейв написал песню «United Breaks Guitars» и выложил простенький клип на YouTube. 

Спустя несколько дней видео просмотрело более 3-х миллионов человек (сейчас уже более 12-ти миллионов просмотров) и компания была вынуждена отреагировать на столь необычно поданную жалобу.

Песня стала хитом в Штатах и Канаде, Дэйв неплохо заработал на продаже клипа, кружек, футболок и прочей сувенирной продукции. А вот компания понесла серьёзные убытки: спустя две недели после запуска клипа акции United Airlines упали на 10%. При этом стоимость компании снизилась на 180 миллионов долларов.

Злые языки поговаривают, что компанию этот случай ничему не научил: вынужденная реагировать, United Airlines связалась с музыкантом для обсуждения ситуации и после этого отправила к Кэрроллу представителя с новой гитарой. А по пути... потеряла гитару вместе с багажом.

Правда ли это? А какая разница? Важно, как теперь относятся к авиакомпании потенциальные пассажиры. И то, что социальные сети — инструмент, которым массовый потребитель уже научился пользоваться, а корпорации — еще нет.

Научил ли этот случай другие компании? Авторы отчета Economist Intelligence Unit пока не рискуют дать положительный ответ. Ведь только 6% участников опроса считают, что основная цель использования социальных сетей – обслуживание клиентов. Подавляющее же большинство компаний уделяют основное внимание процессу урегулирования жалоб вместо устранения причин, их вызывающих. И ситуация не изменится без выработки компаниями новой, комплексной политики в сфере коммуникаций: компании так и будут бороться с сиюминутными угрозами бренду вместо того, чтобы устранять фундаментальные недостатки в обслуживании клиентов.


Довольный клиент расскажет об этом своему знакомому, а недовольный – трём. Если он сделает это с использованием современных коммуникационных каналов, информация распространится очень быстро. Исследования показывают, что к таким рекомендациям прислушивается более 2/3 потенциальных клиентов, предпочитая дорогостоящей рекламе мнение знакомых, пусть даже шапочных. И компаниям пока не удастся создать позитивное отношение к своему бренду без предоставления качественной услуги. Вот почему отделам обслуживания клиентов необходимо не только заниматься маркетингом, но и участвовать в диалоге между компанией и потребителем, подчеркивают в Economist Intelligence Unit.

Социальные сети — источник информации для компаний. Но кто и как ее обрабатывает?

Произошедшая в последние годы революция в сфере коммуникаций привела к необходимости выработки новых подходов и поиску кадров, способных эти подходы реализовать. Возможность сбора огромных массивов данных оборачивается проблемой с их обработкой. Признание того факта, что молодые сотрудники лучше приспособлены к работе с новыми коммуникационными каналами далеко не всегда приводит к их привлечению для работы с этими каналами, свидетельствуют аналитики.

«Желание лучше разобраться с ситуацией приводит к потере контроля над ней, т.к. события развиваются намного быстрее, чем пишутся рекомендации по работе в сложившихся условиях. Весь этот клубок проблем и противоречий не может быть распутан без осознания топ-менеджерами своей ключевой роли в процессе выработки стратегического подхода к использованию новых технологий и представляемых ими возможностей в процессе налаживания диалога с потребителем», — отмечают авторы отчета.

Совершат ли социальные сети переворот в корпоративном мире — увидим. Но уже очевидно, что реформа коммуникационных стратегий для огромного числа компаний становится одной из ключевых задач, решить которую без применения современных информационных технологий вряд ли удастся.

Начать дискуссию

На Госуслугах будут тестировать новую платформу коммерческих согласий

Участники финансового рынка запустят новый сервис на Госуслугах, который позволит клиентам не вводить одни и те же личные данные при оформлении продукта, а просто дать согласие организации на использование той информации, которая уже есть в другой.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Росбанк и УК «Лидер» вернули средства со счета Euroclear

Суд встал на сторону инвесторов в деле о блокировке иностранных активов.

Силовики пришли на пивзавод «Афанасий» в Твери

О причинах визита правоохранительных органов пока что неизвестно. Не исключено, что проверка связана с «пивной» схемой уклонения от уплаты налогов.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Первичные документы

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

Универсальный передаточный документ используется в качестве замены части первичных документов. Какие документы он заменяет и какой формат УПД использовать с 2025 года рассказываем в мини-курсе.

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

🌞 Хотят увеличить МРОТ и декретные. В мае надо пораньше выплатить зарплату. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости последней недели, которые вы могли пропустить.

Бесплатно с Отпускные

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился

Не всегда разумно идти навстречу пожеланиям трудящихся – предоставлять им отпуска авансом вне графика за еще не отработанный период. Но если такая ситуация произошла, как быть работодателю, можно ли удержать переплату?

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Согласно ст. 225 ТК, получить базовые знания по охране труда должны все сотрудники, однако существуют и специальные программы для разных категорий работников. Разбираемся, кто и по каким программам обязан проходить обучение в компании.

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Как защитить бизнес от необоснованных нападок потребителей

Разберем, как потребители злоупотребляют своими правами и как честным предпринимателям защитить свой бизнес.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Как уменьшать налог по УСН на взносы, НМА в 2024 году, важные разъяснения Минфина и ФНС. Дайджест разборов

Подготовили для вас новый дайджест разборов от «Клерка». Сегодня для вас самые читаемые разборы за апрель, а также два абсолютно новых разбора.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
ЭДО

В сервисе «Прозрачный бизнес» теперь можно узнать больше о контрагентах

ФНС в сервисе «Прозрачный бизнес» разместила информацию о подключении бизнеса к электронному документообороту (ЭДО).

Развитие бизнеса с сайта знакомств, как правило, не начинается

Оперативники задержали подозреваемого в мошенничестве через сайт знакомств в отношении жительниц Краснодарского края и Москвы.

Что такое гарантийное письмо и в каких случаях оно необходимо

Гарантийное письмо подтверждает возникновение обязательств между сторонами и условия сделки. Такой документ можно предоставить арендодателю, клиенту или кредитору как гарантию исполнения своих обязательств. Если сторона свои обещания нарушила, с таким документом можно идти в суд.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Договор на трудоустройство в модельное агентство актером массовых сцен может оказаться на кредит

На юго-востоке Москвы сотрудники полиции задержали подозреваемых в многоэпизодном мошенничестве под видом трудоустройства в модельное агентство актером массовых сцен.

Как заполнять новые реестры для экспортного НДС 0%

При реализации товаров на экспорт применяется ставка НДС 0 %. Для подтверждения права применения данной ставки необходимо использовать реестры. Ранее экспортеры представляли подтверждающие экспорт документы, как на бумаге, так и в виде реестров сведений в электронном виде.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Простым языком про счета за границей

Клиент задаёт нам вопрос: у меня открыты карты в иностранных банках для поступления средств и оплаты иностранных сервисов. Надо ли сдавать отчет о них и если да, то куда и когда?

⚡️ Итоги дня: TikTok возвращается в Россию, CDEK доставляет автомобили, а IT-компании не договорились о создании российской операционки

Подготовили обзор главных событий дня — 3 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Депутат предлагает официально продавать красивые госномера для автомобилей

Если власти начнут продавать автомобильные номера, то за первый год федеральный бюджет пополнится на 35 млрд рублей.

IT-компании

IT-компаниям нужно до 1 июня подтвердить аккредитацию

С 8 мая до 1 июня 2024 года IT-компании должны подтвердить госаккредитацию, указать долю доходов от профильной деятельности, а также внести сведения о продаже программ, включенных в реестр отечественного ПО.

Что нужно проверить компании перед тем, как обратиться за кредитом

Чаще всего кредиторы не предоставляют финансирование должникам из реестра ФССП, банкротам и тем, у кого плохая кредитная история.

Интересные материалы

Бизнесу помогут оценить стоимость компании на рынке

Роспатент может создать универсальную методику оценки интеллектуальной собственности, в том числе НМА.