Реклама

Мысли о рекламе

Выбор целевой аудитории для рекламы товара основывается на характеристике большинства людей, семей, норме поведения для данного общества.

Время от времени ко мне на электронную почту приходят письма от посетителей моего сайта. Большинство писем являются просьбами: «помогите придумать акцию», «скажите, как составить коммерческое предложение», «подскажите, как сделать то-то»… Короче говоря, в основном люди хотят, чтобы за них кто-то что-то сделал (в данном случае они хотят, чтобы за них что-то сделал я). На что-то я отвечаю, на что-то не отвечаю (например, на истерику по поводу того, что «я – Маркетолог, учился/ась целых 5 лет, получил/а высшее образование, а меня на работе никто не ценит и не прислушивается к моим очень важным, ценным, полезным, гениальным советам и мыслям»). Но бывают и письма без просьб, письма с мыслями, советами, письма, где люди делятся опытом.

Вот и ещё одно такое письмо пришло недавно ко мне на почту. Девушка, написавшая его, разрешила опубликовать его на сайте и дать к нему комментарии (некоторые люди стесняются размещать свои мысли на общественное рассмотрение, поэтому я спрашиваю разрешение на это). Поэтому читаем:

Выбор целевой аудитории для рекламы товара основывается на характеристике большинства людей, семей, норме  поведения для данного общества.

Судя по многим роликам на ТВ, складывается такой портрет семьи:

Жена – скандальная тетка, которая заправляет всеми делами в семье, «гнобит» мужа при детях (которые, кстати сказать, тоже не особо-то и уважают своего отца-размазню).

Муж – слабый, неспособный принимать решения, не имеет право голоса,  не умеет делать элементарных вещей в быту и, по большому счёту, идиот.

Бабушки – классика жанра: придираются к ведению домашнего хозяйства, критикуют всех, предположительно сами делают все идеально.

Дедушек показывают редко, видимо исходя из статистики смертности мужчин.

В семье отсутствуют партнерские отношения. А дети – источник постоянных проблем, требующих своевременного погашения (болезни, грязь, шум, надоедание родителям с просьбой поиграть).

Сейчас реклама по ТВ занимает довольно большой объем времени, и уже не так просто понять, когда мы видим портрет обычной семьи, а когда происходит уже формирование навязанного образа.  Ведь нормальным люди считают, в том числе, то, что видят чаще всего, в том числе по телевизору.

Ключевым моментом в рекламе с использованием семей, является приобретение рекламируемого продукта, для наведения порядка, мира в семье. Это тревожит, так как в мозгах людей устанавливаются прочные связи:

  1. Заболел – купи и выпей таблетку.
  2. Хочешь позаботиться о здоровье ребенка (матери, отца, мужа) - покупай  дорогие продукты (актимель какую-нибудь) и таблетки и начинай поить ими постоянно.
  3. Если ребенок учится в школе – ему для успеха нужен ноутбук.
  4. Хочешь есть – съешь шоколадный батончик.
  5. Хочешь бодрствовать, а организм хочет спать – выпей «ред булл».
  6. В стрессе – начинай принимать таблетки.
  7. Если нет денег, а купить хочется – возьми кредит и купи.

Люди перестали пользоваться бесплатными способами, о которых нужно лишь подумать:

  1. Заниматься спортом,  закаляться,  чтобы не болеть и не испытывать стресс.
  2. Помогай ребенку с уроками – и он будет хорошо учиться.
  3. Не высыпаешься – нужно спать, а не пить бодрящие напитки.
  4. Думать, чем ты будешь обедать/перекусывать, а не есть, что подвернется под руку.
  5. Если нет денег на покупку – копи или не покупай в кредит.

С точки зрения роста объема потребления и траты денег людей, это, безусловно, надежный путь.  Главное чтобы у людей на каждую проблему был свой, желательно дорогой способ ее решения, чтобы они ни в коем случае не успели подумать. А то вместо какого-нибудь «терафлю» на ночь возьмут и поедят малинового варенья, не купленного  в магазине, а сваренного из ягод, собранных на своей даче.

Крик души! Ну, или почти он.

И я с ним согласен. Но согласен именно с фактом того, что есть на экранах, а не с тем, почему так происходит.

Действительно, смотря рекламные ролик (не все, конечно, но приличную их часть), может сложиться  впечатление, что семьи в нашей стране не фонтан. Как написано в письме, можно действительно сделать вывод, что мужчина в семье дебил, неудачник, неумеха, подкаблучник и т.д. и т.п. Его не особо ценит и уважает семья, включая, и жену, и детей. Хорошим образцом такого ролика может служить ролик майонеза «Слобода», который размещён у меня в материале «Рекламные глупизмы».

Но это всего лишь ответ на то, что интересно и востребовано публикой. Не всей, конечно, а лишь той, что является целевой аудиторией данной рекламы и собственно рекламируемого продукта. Ведь где, в рекламе каких товаров чаще всего используются такие образы? В основном это товары, предназначенные для женщин с использованием в домашнем хозяйстве: продукты и бытовая химия (чаще всего чистящие средства), то есть товары для «домохозяек». Целевая аудитория этой рекламы и этих товаров – женщины, суетящиеся на кухне и моющие пол (сейчас речь идёт именно о первой части письма, то есть о рекламном «портрете семьи»). Конечно же не все женщины-хозяйки, а те из них, кто считает, что они «прут весь дом на себе», а муж-«рукикрюки» дома «палец о палец не ударит», что без них всё домашнее хозяйство рухнет и, конечно же, муж не сможет даже найти два одинаковых носка. Такие женщины понимают где-то в глубине мозга, что они, по сути «колобки в бигудях», но всеми силами заталкивают эту мысль в самые потаённые закутки своего мозги и накладывают сверху сказку о муже-недотёпе.

Кстати, почему-то мне кажется, что такой миф о мужьях-недотёпах появился и поддерживается благодаря стараниям самих мужей. Ведь очень удобно сделать что-то так, что бы тебя потом уже никогда не попросили это делать: например, приготовить рыбу так, что бы кухня потом была вся в чешуе, плита забрызгана маслом, а во всей квартире стоял неприятный запах неправильно пожаренной рыбы! Ну или сходить в садик за ребёнком так, что бы тебе уже никто и никогда просто не доверил этого удивительно сложного дела. Не правда ли, удобно!?

Так что не реклама навязывает «портрет семьи», а лишь потребность части общества подталкивает рекламщиков использовать востребованный «портрет». Конечно, рекламщики могли бы в рекламе использовать ТОЛЬКО самый «правильный» портрет семьи, но проблема в том, что люди сами по себе очень сильно отличаются друг от друга (например, по вероисповеданию, цвету кожи, образованию, умственному развитию, достатку, образу жизни и т.д. и т.п.), а значит единого «правильного» портрета семьи просто не существует. Спрос рождает предложение!

В своё время я довольно часто сталкивался с описаниями целевых аудиторий, которые делались для определённых продуктов.  И всегда это были такие описания, которые были бы приятны и самим покупателям, и директорам. Это всегда «прилизанные» описания ЦА, даже если в реальности покупатели не выглядят такими, какими их пытаются описать маркетологи.

И никогда мне не попадались описания ЦА, где бы в описании покупателя/потенциального покупателя/клиента применялись выражения типа «алкаши», «нищие», «отбросы общества» (я ни в коем разе не валю в одну кучу людей с доходом ниже прожиточного минимума и, например, алкашей, - как говорится, от тюрьмы и от сумы не зарекайся) и т.п. Хотя надо понимать, что часть продающихся у нас товаров нацелены именно на эти категории покупателей: креплёное дешёвое пиво в ПЭТ, водка по самой низкой цене, аптечная настойка боярышника, дешёвое «сливочное» масло, в котором животного жира не найти даже под микроскопом и много ещё чего. Наверно, для таких товаров и не делают описания ЦА, а если и делают, то опять же пишут там всякую чушь «прилизанную», ведь не дай бог, вы напишите правду и эта правда попадёт во внешний мир – вас обвинят в неуважении своих покупателей, а также во всех смертных и не очень смертных грехах.

С первой частью письма немного разобрался. Теперь перейду к части второй: Установление прочных связей типа «Заболел – купи и выпей таблетку».

Да, несомненно, такие связи в головах людей устанавливаются. Да, это связи заменяют собой прежние связи (например, предыдущую связь «Простыл – поешь малины»).

Но почему это происходит? Хотя нет, для начала надо задать другой вопрос: что даёт такая замена? Например, что даёт при простуде замена таблеткой малинового варенья и чая из лечебных трав? Ответ получаем такой:

1) Замена даёт простоту в использовании (экономию времени и сил);

2) Замена даёт осознание того, что Я могу себе позволить что-то более дорогое, чем «бабкины средства»

3) Замена даёт без стеснения использовать лекарства в присутствии других людей, например, на работе.

4) Замена даёт возможность показать серьёзность проблемы: одно дело ЛЕЧИТЬСЯ таблетками за 500 рублей, а другое дело пить бесплатный липовый цвет и есть бабушкино варенье.

Ну а теперь всё-таки перейду к вопросу «Почему происходит замещение одних устоявшихся связей другими?»

Хотя нет, этому вопросу я посвящу отдельный материал (для одной статьи написанного текста уже более, чем достаточно). Будет ли он объёмным или уместится в пару абзацев, я пока не знаю, но всё-таки сделаю его отдельно. Возможно, комментарии к уже написанным мыслям дадут повод для дополнительного размышления, - поэтому прошу не стесняться, комментировать и высказывать собственные мысли.

Начать дискуссию

Экономика России

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Законопроекты

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Страховые взносы

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Менеджмент

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами
Уведомления о КИК

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Интересные материалы

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?