Страхование

Дорога с подстраховкой

Инновации добрались до одного из наиболее консервативных видов бизнеса — страхования. Самые серьезные перемены ждут автомобильный сегмент: здесь полным ходом внедряются новейшие «умные» продукты и услуги, позволяющие рассчитывать стоимость страховки в зависимости от стиля вождения автомобилиста. Пока одни страховщики лоббируют увеличение тарифов ОСАГО, другие вооружаются современными технологиями, рассчитывая перекроить рынок в свою пользу.

Инновации добрались до одного из наиболее консервативных видов бизнеса — страхования. Самые серьезные перемены ждут автомобильный сегмент: здесь полным ходом внедряются новейшие «умные» продукты и услуги, позволяющие рассчитывать стоимость страховки в зависимости от стиля вождения автомобилиста. Пока одни страховщики лоббируют увеличение тарифов ОСАГО, другие вооружаются современными технологиями, рассчитывая перекроить рынок в свою пользу.

«Умное страхование» — обобщающий термин для линейки страховых продуктов и услуг, которым добавили хайтека — например, навигационно-информационных и телематических технологий. Вокруг систем удаленного мониторинга транспорта уже давно сложился отдельный и очень конкурентный рынок: с помощью специальных приборов, устанавливаемых на транспорт, можно производить удаленную техническую диагностику, следить за перемещениями, контролировать десятки различных параметров автомобиля. Раньше такие системы мониторинга были востребованы в основном среди владельцев корпоративных автопарков, однако сейчас ими все больше интересуются страховщики, в том числе и российские.

Представьте себе, что на вашем автомобиле установлено телематическое устройство, данные с которого поступают напрямую страховщику либо технологическому партнеру страховой компании. Навигационная аппаратура сообщает данные о скорости движения, ускорениях, замедлениях, местонахождении — и на их основе формируется оценка качества вождения, которая позволяет страховой компании сделать для вас индивидуальный расчет стоимости полиса автострахования. Если ваша манера вождения соответствует критериям аккуратной и безопасной, то страховщик предоставляет вам скидку на полис. Причем существенную — до 30% и более. Если нет — договор пересматривается. В западных странах этот принцип «умного страхования» называется «Как ездишь — столько и плати» (pay-as-you-drive). Понятно, что каких-либо выгод для лихачей он не предполагает. Еще один вариант «умного» полиса автострахования основан на принципе «Сколько используешь — столько и плати» (pay-as-you-use). Он предусматривает скидки за ограниченное использование транспортного средства. Например, за годовой пробег менее десяти тысяч километров или за эксплуатацию автомобиля только в летние месяцы. При этом телематика позволит страховщику убедиться, что ограничение в точности соблюдено. Однако такой вариант полиса в мире распространен гораздо меньше, да и скидка водителю предоставляется, как правило, менее существенная.

В Европе и США принцип «Как ездишь — столько и плати» используется страховыми компаниями уже более десяти лет; впервые такой страховой продукт появился на рынке в 2002 году. Продажи «умных» полисов в развитых странах растут в среднем на 25% в год. К популяризации концепции «умного страхования» нередко подключается даже государство, поскольку понимает, что это напрямую влияет на безопасность на дорогах. Как только автомобилист осознает, что его методы вождения отслеживаются, а аккуратность поощряется деньгами, он становится намного дисциплинированнее.

Для России идея страховой телематики еще очень нова. Пилотные проекты в этой области начали запускаться только в 2012 году и развивались довольно медленно. Сегодня такие продукты и услуги предлагает не более полудюжины российских страховщиков, однако до конца года выйти на рынок собирается ряд крупных игроков — например, страховые компании «Согласие» и «АльфаСтрахование». В 2000‑х годах рост страховой телематики ограничивали нехватка высококачественного навигационного оборудования, медленное развертывание наземной инфраструктуры для российской спутниковой группировки ГЛОНАСС, отсутствие нормативно-правовой базы. Рынок тормозился еще и из-за того, что страховые компании не видели выгоды от внедрения новых технологий (зачем внедрять что-то, что снизит сборы страховых премий?).

Однако за последние годы ситуация в российском сегменте автострахования изменилась, причем не в пользу страховых компаний. Сказались накопленные за десятилетие проблемы: росли объемы страхового мошенничества, падала рентабельность, снижался общий уровень лояльности и доверия клиентов к страховщикам. Поэтому наиболее прогрессивные компании принялись искать новые рынки сбыта и придумывать перспективные продукты, способные привлечь покупателя. Страховая телематика интересна тем, что это достаточно простая и понятная услуга, выгода которой очевидна для водителей. Клиент получает экономию на стоимости полиса, а страховые компании, в свою очередь, минимизируют риски страхового случая. Для них это способ свести убытки к минимуму, сохранить максимально возможный объем страховых резервов и обезопасить себя от мошенников: «прозрачный» клиент, данные о передвижении которого фиксируются и записываются на сервер, не сможет обмануть компанию.

— Для страховых компаний телематика хороша еще и тем, что она позволяет проводить оценку клиента не только на этапе заключения договора, но и в последующем, когда автомобиль уже застрахован, — добавляет Константин Сырцов, заместитель директора департамента по разработке продуктов страховой компании «Согласие». — Это может существенно снизить риски. Кроме этого, использование телематических технологий помогает создать имидж инновационной компании и отстроиться от конкурентов. Для клиента, помимо снижения стоимости страхования, телематика означает удобные дополнительные сервисы: поиск машины на стоянке, анализ статистики по использованию автомобиля, противоугонные функции и другое.

Сила ума

В ближайшие годы рынок страховой телематики в России неизбежно войдет в фазу бурного роста. По прогнозам вице-президента Некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» Евгения Белянко, к 2020 году в мире будет насчитываться около 90-100 млн пользователей страховой телематики, из них около двух миллионов — в России. По мнению экспертов компании ABI Research, глобальный рынок страховой телематики будет расти в среднем на 81% ежегодно — с 5,5 млн человек (статистика на конец 2013 года) до 107 млн в 2018 году. На российском рынке ситуация не хуже: количество автомобилей здесь сопоставимо с крупными европейскими рынками, а значит можно надеяться на схожие темпы роста. Оператор сотовой связи МТС, который в прошлом году также вышел на рынок страховой телематики со своим технологическим и сервисным решением, ожидает, что в 2023 году в России будет заключаться до 4,7 млн договоров по страховой телематике. «Если оценивать один контракт в приемлемые пять-семь тысяч рублей, то рынок может достичь 28,2 млрд рублей в год», — говорят в пресс-службе компании.

На «умном» полисе автокаско аккуратные водители смогут получать до 30 и более процентов экономии. Правда, для этого на автомобиль придется установить специальное оборудование, которое позволит страховщикам собирать данные о манере вождения.

По мнению Вадима Юрко, начальника управления маркетинга страховой компании «Ингосстрах», «умное страхование» имеет прекрасные перспективы для развития на российском рынке. Связаны они прежде всего с тем, что по мере превращения автострахования в зрелую отрасль клиенты внимательнее подходят к оптимизации своих расходов на обслуживание автомобиля.

— Любой хороший водитель рано или поздно задается вопросом: почему я отдаю такие большие деньги за полис автокаско? — поясняет Юрко. — А платит он в том числе и за тех «плохих» водителей, которые часто попадают в аварии. При страховой телематике каждый платит только за себя. Более того, если клиент устанавливает на автомобиль оборудование для мониторинга и собирает статистику, страховая компания может делать для него все более персонифицированное коммерческое предложение. Это реальная экономия. По нашим оценкам, установка данных систем с лихвой окупается в первый же год использования.

Развитие «умного страхования» протекает тем быстрее, чем интенсивнее развиваются телематические технологии. Год от года заниматься мониторингом застрахованного автомобиля становится технологически проще, а оборудование, которое устанавливается в автомобиль, — дешевле. По словам Вадима Юрко, есть все предпосылки к тому, чтобы в обозримом будущем достаточно большой объем данных предоставлялся вообще без использования специальных систем, — например, с помощью сотовых операторов. Когда sim-карты будут массово устанавливаться в автомобили производителем, их перемещения в пространстве с согласия владельца можно будет отслеживать с помощью штатных средств — и страховые компании на основании этих данных смогут осуществлять более точную тарификацию. Крупнейшие автопроизводители мира уже берут курс на унификацию: можно встретить массу примеров того, что они отказываются от разработки собственного софта и внедряют решения на базе операционных систем iOs или Android. «По сути, автомобиль превращается в большой компьютер на колесах, снабженный всеми необходимыми датчиками для сбора телематической информации; останется только загрузить и установить нужную программу, — продолжает Юрко. — Учитывая, насколько эти операционные системы распространены, разработка специальных программ существенно упростится».

«Умное страхование» открывает для страховщиков новые перспективы роста и в сегменте корпоративного страхования. Илья Григорьев, руководитель управления андеррайтинга компании «АльфаСтрахование», считает, что локомотивом развития «умного страхования» в России станут владельцы автопарков. Внешние управляющие автопарков уже используют различные компьютерные программы для оптимизации бизнеса — в частности, навигационные системы. В таких отраслях бизнеса телематические устройства могут стать дополнительным инструментом контроля и оптимизации логистики. К тому же именно на базе автопарков проще организовать тестирование телематических устройств и отладку процесса внедрения этой технологии. «Размер скидки для автопарков при самых жестких ограничениях (география перемещения, скорость, время суток, годовой пробег, характер вождения) может достигать очень высоких значений, — подчеркивает Григорьев. — Это весомый аргумент для популяризации услуги, а также отличный стимул к безопасному вождению и аккуратности на дорогах».

Как полагает Вадим Юрко («Ингосстрах»), большие перспективы для «умного страхования» открываются и в отраслях, смежных с транспортным бизнесом. Например, в сфере контроля за соблюдением нормативов при строительстве дорог, трубопроводов и других крупных инфраструктурных объектов. «Ранее главная сложность при страховании трубопровода от разрыва заключалась в невозможности независимо проверить качество работ на всем протяжении. Сегодня благодаря GPS/ГЛОНАСС, установленным системам телематики и вмонтированным датчикам страховщик может быть уверен в том, что на этапе строительства производился мониторинг каждого участка», — поясняет он.

Телематика может найти применение даже в секторе страхования коммерческой и жилой недвижимости. По аналогии с системой «Умный дом» вполне может быть разработана система «Умный склад». Если интегрировать ее в охранный комплекс, страховщик также может собирать данные, необходимые для коррекции тарифов. «Мы уже получаем запросы от компаний, которые строят дома с применением «умных» технологий, позволяющих реализовать идею страховой телематики. Пока наши специалисты анализируют, какие данные можно использовать, чтобы предложить застройщикам выгодный страховой продукт для конечного клиента», — говорит Юрко.

Страхи страхования

Как и любая технологичная услуга, страховая телематика требует привлечения игроков с самой разной специализацией. Страховые компании работают в связке с производителями оборудования, операторами связи, разработчиками программного обеспечения и системными интеграторами. На рынке уже образовалось несколько подобных «альянсов»: компания МТС, которая выступает на рынке в качестве разработчика M2M-оборудования для поведенческого анализа водителя, предлагает совместный сервис со страховой компанией «Ренессанс». «Ингосстрах» и «РЕСО-Гарантия» пользуются оборудованием 3S-Telematica.

В России первые проекты «умного страхования» стали запускаться в пилотном режиме с 2012 года, в США — в начале 2000‑х годов. На конец прошлого года глобальный рынок страховой телематики достигал 5,5 млн контрактов.

Одним из барьеров развития рынка «умного страхования» в России принято считать дороговизну оборудования для мониторинга, которое «вживляется» в ключевые системы автомобиля и передает информацию о стиле вождения. Однако полноценные системы мониторинга — отнюдь не единственный способ собрать нужные данные. Эту задачу можно решить даже с помощью обыкновенного смартфона водителя. Впрочем, есть и минус: запущенное на смартфоне приложение быстро разряжает аккумулятор гаджета, а клиент может просто выключить телефон или не взять его с собой в поездку.

Другой вариант — использовать данные от бортового компьютера по протоколу OBD. В этом случае к диагностическому разъему, стандартному для всех автомобилей, подключается телеметрическое устройство. Установить его пользователь может даже самостоятельно, не обращаясь в автосервис. В качестве «бонуса» пользователь получает возможность дистанционно управлять некоторыми функциями автомобиля, потому что такие устройства нередко умеют включать или выключать двигатель, проверять состояние аккумулятора, отправлять уведомление о срабатывании сигнализации. А в случае серьезного ДТП система способна самостоятельно вызвать службы спасения. Правда, страховым компаниям опять же приходится сталкиваться с тем, что пользователь самовольно может отключить устройство. Именно поэтому страховщики предпочитают устанавливать на автомобилях клиентов «закрытое» мониторинговое оборудование, чтобы пользователи не имели возможности вмешиваться в работу телематической системы.

По мнению Вадима Юрко, довольно сложно сделать ставку на конкретное технологическое решение. «Невозможно предсказать, какая технология «выстрелит» и станет доминирующей, — говорит он. — Пока мы находимся в нижней точке роста этого рынка». Но что точно требуется рынку страховой телематики и в конце концов предложено разработчиками — так это высококлассные технические решения, которые смогут определять местоположение автомобиля с точностью до нескольких сантиметров. Это важно для решения спорных вопросов при разбирательствах после ДТП. Таких решений бюджетного класса в настоящее время нет. «Нет и законодательства, разрешающего принимать данные, полученные от телематических навигационных систем в качестве документального подтверждения при аварии. Основным документом для суда сегодня является справка из ГИБДД», — добавляет Илья Григорьев из «АльфаСтрахования». Чтобы показания датчиков систем можно было принимать в качестве доказательства в суде, нужно разработать и утвердить технические требования к таким устройствам и создать систему обязательной сертификации телематических приборов.

Власть между тем совсем не против того, чтобы поддержать страховщиков, продвигающих телематические продукты. Первые шаги уже сделаны: осенью на российских дорогах можно будет оформить легкие дорожно-транспортные происшествия по европротоколу, без участия полиции — даже при сумме ущерба более 50 тыс. рублей. Эта идея уже обкатывается в четырех пилотных зонах: на территории обеих столиц, а также в Московской и Ленинградской областях. Важнейшее требование для оформления ДТП по европротоколу касается цифровых свидетельств аварии. Необходимо, чтобы машина была оборудована системой ГЛОНАСС или любой другой спутниковой навигационной системой и передавала сигнал о своем местоположении до, во время и после ДТП. Кроме этого, сам момент дорожного происшествия должен быть снят на видеорегистратор.

Заминка в том, что ГЛОНАСС‑модули будут устанавливаться в обязательном порядке на новые автомобили только с 2017 года, так что на практике, скорее всего, водителям все равно придется вызывать инспекторов ГИБДД на место аварии. Но потенциально страховая телематика вполне способна справиться с задачей разгрузки транспортных потоков при незначительных ДТП. В идеале столкнувшиеся водители станут обмениваться карточками страховых компаний и разъезжаться по своим делам, а не ждать приезда инспектора. А данные о происшествии буквально через мгновение попадут к страховщику.

Пожалуй, единственный риск, который страховщики видят на рынке «умного страхования», состоит в общей низкой культуре страхования россиян.

— Пока страхователю будет выгодно, набрав убытков в одной страховой компании, просто уйти к другому страховщику, развитие рынка будет тормозиться, — резюмирует Вадим Юрко. — Как только появится единая база страховых историй, и клиенты начнут более ответственно относиться к выбору страховщика, у них не останется возможности после убытков в одной страховой компании начать страховаться в другой «с чистого листа». Тогда и появится почва для резкого роста инновационных страховых сегментов, в том числе и телематики.

Начать дискуссию

Посоветуте курс

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Что делать, если мобильный оператор требует оплатить навязанные услуги

Роспотребнадзор разъяснил, что все правовые основы деятельности в области связи установлены федеральным законом № 126-ФЗ «О связи».

Предложено провести эксперимент по маркировке моторных масел

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Налог на прибыль

Глава РСПП: повышение налога на прибыль не должно влиять на инвестируемую часть прибыли

Александр Шохин назвал дифференциацию по налогу на прибыль организаций справедливой и важной для развития страны.

Экономика России

Озвучены цели развития РФ до 2030 года: жизнь будет дольше, бедных будет меньше

Основные национальные цели развития России на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года утвердил свои указом Президент.

Роспотребнадзор: что нужно знать, чтобы принять доставленный другому человеку заказ

Роспотребнадзор разъяснил, может ли принять заказанный и доставленный товар родственник или коллега, знакомый.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

В России создается новая свободная экономическая зона

Депутаты одобрили законопроект, который предоставит предпринимателям из Белгородской, Курской и Брянской областей такие же льготы, как у бизнеса из Новороссии.

Бесплатно с Коды ОКВЭД

Что будет и что делать, если не подтвердили основной вид деятельности ОКВЭД в СФР

Страхователю, который не подтвердил ОКВЭД, СФР вправе установить взносы на травматизм по самому «опасному» виду деятельности из тех, что были заявлены в ЕГРЮЛ (постановление Кабмина от 01.12.2005 № 713). Рассказываем, что можно сделать в такой ситуации.

Что будет и что делать, если не подтвердили основной вид деятельности ОКВЭД в СФР
Воинский учет

Единый реестр военнообязанных заработает 1 ноября: как будут вручать повестки и какие ограничения накладываются на граждан

Правительство утвердило постановление, которое регулирует работу единого реестра военнообязанных и реестра повесток. Согласно документу, обе системы должны заработать 1 ноября 2024 года.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Госдума хочет заморозить авторские гонорары иноагентов

Власти планируют заблокировать доходы от монетизации авторов и исполнителей, которые были признаны иностранными агентами. Их деньги будут лежать на специальном счете до тех пор, пока они не вернутся в Россию.

Больничные

Что нового в правилах работы с электронными больничными с 1 мая 2024 года

С 1 мая 2024 года изменены правила работы с электронными больничными. Теперь для того, чтобы запросить в СФР сведения из электронных больничных бухгалтерии нужна машиночитаемая доверенность, выданная руководителем компании.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Утвержден первый ГОСТ на электронные учебные устройства для детей

Росстандарт утвердил национальный стандарт ГОСТ Р 71345-2024 «Средства обучения. Устройства учебные электронные для детей общие требования».

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Проводки по начислению и уплате единого налогового платежа

Для бухгалтерского учета единого налогового платежа (ЕНП) налогоплательщики должны завести обособленный субсчет, на котором будут отражаться платежи в бюджет и зачет налоговых обязательств. О порядке отражения в бухучете операций по ЕНП читайте в статье.

Иллюстрация: nensuria/freepik
Инвестиции

Российским инвесторам разрешили выводить доходы со счетов типа «С»: условия

Если после 1 марта 2022 года в цепочке владения ценными бумагами не было представителей недружественных стран, то инвесторы могут вывести свои доходы со специальных счетов.

Отменять фиксированные взносы для ИП-пенсионеров не будут: почему

Если ИП-пенсионеров освободить от уплаты фиксированных взносов, то начнется перерегистрация бизнеса на пенсионеров ради экономии на взносах. Поэтому освобождать пенсионеров от «фиксов» не будут.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Путин стал президентом еще на 6 лет, выросли цены на кофе, а на заводе Toyota начнут выпускать Aurus

Подготовили обзор главных событий дня — 7 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Прощайте автообзвоны и СМС рассылки. Как бизнесу без штрафов рекламировать свои услуги?

Сегодня расскажу, правда ли, что бизнесу придется попрощаться с автообзвонами и рекламными рассылками.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Не шутка: в России впервые промаркировали пиво для собак

В ходе эксперимента промаркирована партия пива для собак методом этикирования, код нанесен на крышку на производстве «Апиценна».

Выписки из государственного адресного реестра заказали больше 130 000 пользователей

Получить выписку из ГАР можно бесплатно, направив запрос в налоговые органы во время личного визита, по почте или через порталы ФИАС и Госуслуги.

Интересные материалы

Бесплатно с НДФЛ

Кто будет платить налог с процентов по вкладам за 2023 год. Мини-курс

Разбираемся в мини-курсе, проценты по каким вкладам за 2023 год будут облагаться НДФЛ, какие проценты налогом не облагаются и по какой формуле рассчитать сумму налога.

Кто будет платить налог с процентов по вкладам за 2023 год. Мини-курс