Клерк.Ру

Для малых предприятий предусмотрены новые варианты бухучета

Бухгалтерскую отчетность за 2010 год малые предприятия составляют с учетом нововведений, упростивших им работу. При этом новшества повлияют и на учет в 2011 году. Поэтому проверьте, все ли вы учли при составлении учетной политики на текущий год.

Кто может воспользоваться новыми вариантами
Поправки в соотвествующие нормативные акты по бухгалтерскому учету внесены приказом Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 144н. Изменения касаются только малых предприятий (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) и вступили в силу с годовой отчетности за 2010 год. Напомним, при каких условиях предприятие может считаться субъектом малого предпринимательства. Критерии приведены в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.

Итак, организация считается малым предприятием, если:

1) суммарная доля государственной собственности, иностранных юрлиц и граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в ее уставном капитале не более 25 процентов;

2) доля участия юридических лиц в ее уставном капитале не более 25 процентов, если они не являются субъектами малого и среднего предпринимательства;

3) средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек (для микропредприятий – лимит до 15 человек).

4) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не превышает 400 млн руб. (для микропредприятий – лимит 60 млн руб.).

Поскольку для субъектов малого предпринимательства предусмотрены варианты бухгалтерского учета, им нужно определиться и свой выбор закрепить в учетной политике.

Учет доходов и расходов
Отключить рекламу
Малые предприятия могут учитывать доходы кассовым методом. Теперь это прямо предусмотрено в пункте 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации».

То есть субъекты малого предпринимательства вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков). Но только при соблюдении следующих условий:

1) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным образом;

2) сумма выручки может быть определена;

3) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод предприятия. Такая уверенность возможна в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

4) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Однако если организация учитывает доходы в бухгалтерском учете кассовым методом, то и расходы должны учитываться аналогично. То есть если в соответствии с принятым порядком выручка от продажи признается после поступления денежных средств (иной формы оплаты), то и расходы признаются после погашения задолженности. Об этом сказано в пункте 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (в редакции приказа Минфина России от 8 декабря 2010 г. № 144н).

Кстати, возможность применять кассовый метод признания выручки в бухучете также предусмотрена и пунктом 20 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утверждены приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н). Однако эти рекомендации даны на основе действовавшего ранее плана счетов (скажем, вместо применяемого ныне счета 90 «Продажи» раньше использовался счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»). Поэтому организация может ими воспользоваться, но с поправками на действующий план счетов. >|При кассовом методе учета затраты, связанные с производством и реализацией, отражаются на счете 20 только в части оплаченных активов, услуг, выплаченной зарплаты, налогов и иных оплаченных расходов (п. 20 Типовых рекомендаций). В этом случае выручка от реализации отражается в учете по кредиту счета 90 только в момент ее фактического получения.|<

Отметим, что кассовый метод учета доходов и расходов целесообразно применять предприятиям, у которых небольшое количество хозяйственных операций, поскольку он снижает достоверность учета.

Расходы по кредитам и займам
Отключить рекламу
Расходы по долговым обязательствам в зависимости от их назначения учитываются в составе прочих расходов или включаются в стоимость инвестиционного актива. Это установлено пунктом 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам».

А проценты, причитающиеся к оплате кредитору, увеличивают стоимость инвестиционного актива, если они непосредственно связаны с его приобретением, сооружением и (или) изготовлением.

Однако малые предприятия вправе относить все расходы по кредитам и займам к прочим (п. 7 ПБУ 15/2008 в редакции приказа Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 144н).

Исправление ошибок в бухучете и отчетности
Существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, нужно исправить:

1) записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде;

2) путем пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в отчетности за текущий год. Исключение – случаи, когда невозможно установить связь этой ошибки с конкретным периодом либо невозможно определить влияние этой ошибки накопительным итогом в отношении всех предшествующих отчетных периодов.

Это установлено пунктом 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности». Напомним, что это ПБУ действует с годовой бухгалтерской отчетности за 2010 год. Но малые предприятия могут исправить такую существенную ошибку как несущественную в порядке, установленном пунктом 14 ПБУ 22/2010. Ретроспективный пересчет при этом не делают. >|Подробнее о применении ПБУ 22/2010 читайте в статье «Для исправления ошибок предусмотрены новые правила», опубликованной в № 10 журнала за 2010 год (стр. 30) или в ее электронной версии, размещенной на сайте www.otraslYchet.ru.|<

Учет финансовых вложений
Отключить рекламу
Все финансовые вложения делятся на две группы:

– вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость;

– вложения, по которым текущая рыночная стоимость не определяется.

Порядок определения текущей рыночной стоимости прописан в разделе III ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». Однако малые предприятия могут проводить последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется. То есть учитывать вложения по первоначальной стоимости (п. 19 ПБУ 19/02).

Учетная политика
По общему правилу последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно. Исключение – случаи, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью. Это установлено пунктом 15 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

А вот субъекты малого предпринимательства теперь вправе отражать в бухгалтерской отчетности такие последствия изменения учетной политики перспективно. Но за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Это следует из нового пункта 15.1 ПБУ 1/2008.

Возможны другие варианты учета
Отключить рекламу
Помимо вышеизложенного малые предприятия вправе не применять ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» и ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (п. 3.1 ПБУ 16/02, п. 2.1 ПБУ 2/2008).

Важно запомнить
Малые предприятия могут вести бухгалтерский учет доходов и расходов кассовым методом. Все расходы по кредитам и займам предприятия вправе признавать прочими расходами. Существенные ошибки прошлого года могут исправляться как несущественные без ретроспективного пересчета, а последствия изменения учетной политики могут отражаться в отчетности перспективно. Выбранный вариант из возможных следует закрепить в учетной политике.

Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №3, март 2011 г.

Трудовые проверки становятся новыми налоговыми. Ошиблись в кадровом документе? Оштрафуют, умножив на количество сотрудников. 

Станьте гуру кадрового учета. Сейчас наш мега-популярный онлайн-курс по заполнению кадровых документов со скидкой 50 %.

Куча образцов документов и советов от практиков. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат. Успейте купить (у нас еще пять курсов со скидкой).

Отключить рекламу