Услуги в сфере образования освобождены от НДС. Но при условии, что они предоставляются по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии (подп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Значит, чтобы воспользоваться льготой, образовательному учреждению надо иметь лицензию (п. 6 ст. 149 Налогового кодекса РФ).
Напомним, что до 1 января 2011 года лицензии на образовательную деятельность выдавались на срок, который не мог превышать шести лет. Теперь учреждениям предоставляются бессрочные лицензии. Если в текущем году у организации истек срок лицензии, то необходимо получить новую (бессрочную). Но может возникнуть ситуация, когда учреждение не получило лицензию не по своей вине. Например, соответствующие расходы не были преду¬смотрены в бюджетной смете. Есть ли в этом случае право применять льготу по НДС?
Налоговики на местах подходят к данной проблеме формально. Они считают, что раз не выполняется требование Налогового кодекса РФ о наличии лицензии, то льготу применять нельзя. А вот судьи такой подход не всегда разделяют.
Например, школа не смогла получить лицензию из - за недостаточного финансирования. Но при этом выполнила все необходимые действия, чтобы добиться лицензии. В этой ситуации арбитры признали право образовательного учреждения на льготу (постановление ФАС Поволжского округа от 23 декабря 2010 г. №А55 - 3874/2010). Суд также принял во внимание социальную значимость образовательной деятельности, которую ведет учреждение.
Получается, если учебное заведение соответствует лицензионным требованиям и представит в лицензирующий орган все необходимые документы, но не сможет оплатить, например, госпошлину, то воспользоваться льготой по НДС допустимо. Но это, вероятнее всего, приведет к спору с инспекцией.
Налоговики опять же подходят формально и считают, что нельзя. Однако суды в большинстве случаев поддерживают учреждения. Поскольку в том, что лицензия не получена вовремя, вины учреждения нет. Ну а раз по факту учреждение соответствует лицензионным требованиям, то может и применять льготу по НДС (постановление ФАС Волго - Вятского округа от 22 марта 2007 г. по делу № А39 - 3943/2006). К аналогичному мнению приходят арбитры в ситуациях, связанных с лицензированием других видов деятельности, которые также освобождены от НДС (постановления ФАС Московского округа от 7 октября 2008 г. № КА - А40/8215 - 08). При этом есть решения, где арбитры поддержали инспекторов (постановление ФАС Волго - Вятского округа от 26 февраля 2006 г. по делу № А29 - 5878/2005а).
Налоговики, как правило, отказывают в применении льготы, поскольку для этого необходима действующая лицензия – пункт 6 статьи 149 Налогового кодекса РФ.
А вот судьи такой подход не разделяют. Так, учреждение получило новую лицензию с задержкой, но в рамках одного налогового периода по НДС.
Налоговики посчитали, что организация неправомерно пользовалась льготой за дни отсутствия лицензии. Однако арбитры указали, что до переоформления документа учреждение ведет деятельность на основании ранее выданной лицензии. Это следует из пункта 27 Положения о лицензировании образовательной деятельности, которое было утверждено постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 и действовало в проверяемый период.
Следовательно, отказ в применении льготы и доначислении НДС неправомерен (постановление ФАС Поволжского округа от 21 апреля 2009 г. по делу № А65 - 12364/2008). К слову, из нового положения о лицензировании образовательной деятельности убрана норма о действии старой лицензии на период переоформления. Так что данное дело будет актуально, если инспекторы будут проверять налоговые периоды до 2011 года.
Также суды отмечают, что налоговый период по НДС – квартал. И если в данные период у организации какое - то время не было лицензии, то это не повод отказывать в применении льготы (определение ВАС РФ от 14 декабря 2007 г. № 16471/07). Ведь в течение налогового периода лицензия у учреждения все - таки была (сначала старая, потом новая). Более того, в промежуток времени без лицензии учреждение предпринимало все необходимые действия для ее получения.
Получается, что данное нарушение не может служить основанием для признания применения льготы по НДС неправомерным (постановления ФАС Уральского округа от 11 января 2008 г. № Ф09 - 10519/07 - С2 по делу № А76 - 2676/07). >|Несоблюдение лицензионных требований грозит административной ответственность. |<
Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №5, май 2011 г.
Начать дискуссию