
Абсурдной нормой, наконец, решили занять на законодательном уровне.
Минфин в конце апреля 2019 подготовил законопроект об отмене налога с прощенных долгов. Суть его в том, что гражданам, чей долг простили, не придется платить 13% от прощённой суммы. Да, сейчас есть такой парадокс: с должника, который и так не может платить и которому даже банк прощает безнадёжную задолженность, ФНС пытается содрать ещё и налог.
Вопрос о данной проблеме уже поднимался и не раз. Скажу больше, в 2015 году, было поручение президента и Дума оперативно приняла поправки в ст. 217 Налогового кодекса. Эти поправки предусматривают запрет на налоги с продажи имущества тех, в отношении кого прошла процедура банкротства, а также не подлежат налогообложению суммы которые банк простил либо реструктуризировал в ходе исполнения заёмщиком своих обязательств по ипотечному кредиту.
Но уже в январе 2016 ФНС продавила свою поправку в тот же Налоговый кодекс. И банки в соответствии со пп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ, стали информировать налоговиков о всех долгах своих клиентов, которые были признанные безнадежными к взысканию и списанные, а ФНС, получив такую информацию, тут же начала выставлять требования об уплате НДФЛ к гражданам, с которых банк не смог получить долг и простил. По мнению налоговиков: списанный долг считается доходом на основании того, что должник получает выгоду «в виде экономии на расходах по возврату долга».
Только Сбербанк, ВТБ и Альфа-банк исходя из их отчётности по МФСО за 2016 г. совокупно списали различных безнадёжных ссуд на 147 млрд руб. Несложно подсчитать, что 13% от этой суммы составляет порядка 19 млрд руб.