Автоматизация учета

Опыт внедрения 1С-бухгалтерии или что трудно настроить в продуктах фирмы 1С.

Поддавшись рекламе, руководство нашей фирмы решило прекратить использование многие годы успешно работавшей бухгалтерской программы и перейти на 1С. О том, как проходило внедрение, возможностях настроек, встретившихся нам недостатках и подводных камнях 1С, думаю, будет интересно узнать многим бухгалтерам и программистам готовящимся автоматизировать бухгалтерский учет. А также мои соображения о том, какими качествами должна обладать современная программа для бухгалтерии с точки зрения программиста.

Поддавшись рекламе, руководство нашей фирмы решило прекратить использование многие годы успешно работавшей бухгалтерской программы и перейти на 1С. О том, как проходило внедрение, возможностях настроек, встретившихся нам недостатках и подводных камнях 1С, думаю, будет интересно узнать многим бухгалтерам и программистам готовящимся автоматизировать бухгалтерский учет. А также мои соображения о том, какими качествами должна обладать современная программа для бухгалтерии с точки зрения программиста.

Всем была хороша моя бухгалтерская программа, выдавала все нужные отчеты, была удобна в работе, нетребовательна к ресурсам и обладала еще массой достоинств. Я был неимоверно покладист и легко решал все возникающие вопросы. В этом и была моя ошибка. У руководства создалось впечатление, что во-первых программисту слишком легко живется, а во-вторых для предприятия надежней и удобней иметь дело с фирменным продуктом, тем более, что имеется масса прекрасных бухгалтерских программ и конечно самая достойная из них это детище Б.Нуралиева. Почему это наша фирма, рассуждало начальство, связалась с доморощенным самоучкой, написавшем кустарную программу, когда все уже наслаждаются профессиональной 1С бухгалтерией.

Пригласили местного сертифицированного спеца и работа закипела.

С этого началось моё знакомство с возможностями 1С бухгалтерии. Не буду подробно описывать все проблемы возникшие при перекачке информации в новую программу. Наш специалист, надо отдать ему должное, пытался использовать немало нестандартных разработок своих коллег, но в результате бухгалтерам все же пришлось перелопачивать львиную долю исходной информации вручную. Фирма 1С хорошо отгородилась от сторонних продуктов, и максимально затруднила совместимость с другими базами данных.

Работая в моей программе, как и во многих других, наши бухгалтера считали само собой разумеющимся, что компьютер поможет им легко найти и в любое время подправить нужный документ, подскажет местонахождение элемента справочника, защитит их от возможных ошибок. Мы были немало разочарованы, тем что 1С бухгалтерия легко давала ошибаться, трудно искала информацию, плохо работала со списками. По специфике нашей работы расчеты с поставщиками и покупателями производятся на разных рабочих местах. Один расчетчик выписывает счет, другой разносит банковские документы. Субконто в списке более 1000. Через некоторое время выяснилось, что в списке оказалось немало одинаковых строк, отличающихся числом пробелов, кавычками, сокращениями и т.п.. Т.е. какой-то бухгалтер пытался найти нужного покупателя, это ему не удалось и он вставил нового, чего в моей программе практически не случалось.

При формировании номенклатуры на отпуск материалов и товаров приходится постоянно работать с полным их списком, несмотря на то, что очевидно удобнее было бы иметь в нем только нужные строки.

Затруднен поиск ошибок допущенных при обработке документов. Разноска поступившего платежа не на тот счет или не на то субконто выявляется очень поздно и исправляется не так просто.

Особое наше недоумение вызвала методика формирования книги продаж и покупок по оплаченным счетам. Выяснилось, что никакими ухищрениями в момент разноски платежного документа нельзя достоверно определить какой конкретно счет (или его оплаченную долю) заносить в эту книгу, в то время как в моей программе книги продаж и покупок формировались автоматически.

Первое время пользователи, как и я сваливали все огрехи работы на недостаточную якобы квалификацию нашего внедренца. Постепенно я начал немного разбираться в синтаксисе и командах встроенного языка 1С и желая блеснуть своими способностями первым делом попытался откорректировать столь явные неудобства в работы. Ознакомился с рассылками, учебниками, нашел нужный пример. Написал код, все заработало,: но так медленно, что при нашем обЪеме информации уже через месяц пришлось вернуться к первоначальному способу. И теперь бухгалтера с ностальгией вспоминают, как все просто и удобно было в доморощенной бухгалтерии. С книгой продаж еще интересней. Наш специалист и, по его словам, все его коллеги не смогли справиться с этой проблемой, а одна довольно известная в местных кругах фирма, за разработку модуля для автоматического формирования книги продаж запросила ни много ни мало 20 тыс.руб.. И это за один документ!

Да и не мудрено. Язык написания форм до того необычен, неуклюж, а возможности его столь ограничены, что не каждый квалифицированный программист способен освоить все его премудрости, а тем более решить нестандартную задачу. Вот и устремляются цены на т.н. "настройку" 1С бухгалтерии в заоблачную высь.

Проблему удалось решить путем импорта данных из 1С в мою программу, уже там формируя книги продаж и покупок. (к слову сказать "за ту же зарплату" и 8 часов работы).

Пришла пора обновить версию. И тут свои заморочки. Спецу пришлось немало потрудиться, чтобы сохранить в целости все свои настройки. А если бы пришлось обновлять версию годичной давности, да еще настроенную другим специалистом, то по сложности и стоимости это было бы равносильно первоначальному внедрению.

А сколько еще проблем, пока нерешенных, существует в учете основных фондов, в настройке расчета заработной платы, организации налогового учета и т.п.. Короче говоря после полугода работы мы все еще также далеки от выхода на готовый баланс, как и в начале пути.

Выводы.

На мой взгляд, сама концепция 1С-бухгалтерии состоит в том, чтобы удовлетворить лишь самые непритязательные потребностей бухгалтера. В то время, как в современных продуктах типа Microsoft Office, Fine Reader и других, программа на каждом шагу буквально навязывает свои услуги, старается предугадать твои желания, то в 1С этим даже не пахнет. Все сделано грубо, топорно и, к сожалению, не так надежно, как в русских истребителях, покупать которые для деловых перемещений одно время так нравилось западным миллионерам.

Следуя этой концепции, фирма 1С пытается сформировать у пользователей и настройщиков своих программ приземленные представления о сервисных возможностях бухгалтерских разработок. В стандартных версиях не реализовано даже то, что вообще говоря, легко настраивается и является для всех очевидным. Например, допуск на превышение количества имеющегося товара при формировании накладной и т.п..

По-видимому, при разработке среды управления базами данных, исповедовалась такая же стратегия, или просто не нашлось достойных "Ноу-Хау", но обработка информации в 1С продуктах происходит заметно медленней, чем в профессиональных СУБД, что накладывает значительные ограничения на сервисные качества программ. То что легко решается , например, в Visual FoxPro - в 1С не работает!

Предложения для разработчиков.

Как перспективную альтернативу концепции 1С, можно предложить идею отказа или значительного ограничения использования встроенного языка конфигурирования. Лучше, на мой взгляд, предусматривать более широкий диапазон настроек для пользователя (в разумных пределах). А более глубокие изменения в программе осуществлять централизовано в нескольких центрах, и доставлять заказчику откорректированную версию используя современные возможности связи и Интернета. Это должно значительно упростить переход на обновленные версии программ, улучшить качество и снизить стоимость доработок. Кроме того, обязательно предоставить потребителю доступ к исходным текстам программы на профессиональном языке, с тем чтобы при желании он мог нанять квалифицированного специалиста и сконфигурировать её самостоятельно. Я, например, не боюсь, что кто-то сворует мою программу. Все равно он немного на этом заработает, т.к. клиент всегда может взять её бесплатно с моего сайта. Основной доход при такой системе можно получать только от доработки программы для конкретного заказчика и обучения, как это сейчас и происходит с продуктами фирмы 1С. Зато вполне может родиться продукт впитавший в себя все современные достижения в программировании и автоматизации бухгалтерских операций.

Заключение

Тот кто сейчас задумывается над внедрением последних версий 1С:Предприятия должен ясно представлять для себя не только достоинства (о которых он хорошо осведомлен через рекламу), но и серьезные недостатки присущие этому продукту (о которых обычно умалчивают). Надо признать, что по уровню сервиса эти программы далеко не соответствуют современным возможностям профессионального программирования, и связано это прежде всего с ограничениями среды разработки заметно уступающей мировым лидерам в этой области (хотя можно гордиться, что все на русском). Т.е. при всем желании вы не сможете добиться таких удобств для пользователя и программиста, а также скорости обработки информации, какие предоставляет Вам, например, Visual FoxPro (про другие точно не знаю).

Вам решать, хотите ли Вы получать удовольствие от общения со все более дружелюбной программой или готовы мириться с полудурковатым роботом не понимающим, что Вам нужно продать товары из числа имеющихся на Вашем складе и постоянно показывающим всю историю их движения начиная от царя Гороха.

С уважением, программист,
автор программы "Моя бухгалтерия" Сидоренков Владимир.
vsidorekov@rambler.ru
http://www.sidorenkov.chat.ru/.

Комментарии

114
  • Хранитель_врат
    уважаемый владимир! к сожалению вам не повезло со специалистом. те проблемы, о которых вы рассказывали достаточно просто и быстро разрешимы.
  • Хранитель_врат
    практически ничего хорошего сказать не могу !!! я знаю, что я нарушаю правила критики, но всеже.
    - "фирма 1с хорошо отгородилась от сторонних продуктов, и максимально затруднила совместимость с другими базами данных." а вот это что-то новенькое !!! а адо, оле, дбф, текст ? на что созданы ? как раз 1с очень удобна в отношении взаимодействия с другими приложениями.

    - "расчеты с поставщиками и покупателями производятся на разных рабочих местах. ... субконто в списке более 1000. ... выяснилось, что в списке оказалось немало одинаковых строк, отличающихся числом пробелов, кавычками, сокращениями и т.п.. т.е. какой-то бухгалтер пытался найти нужного покупателя, это ему не удалось и он вставил нового, чего в моей программе практически не случалось."
    подобная ситуация норма, всегда все ведется раздельно, 1 000 позиций, это такая мелочь !!!
    а одинаковые наименования они могли так же и у тебя вносить, т.к. не было единых правил, твоим пользователям надо было руки за такие дела поотрывать, и как же ты ограничивал их от этого поделись :-)

    - "при формировании номенклатуры на отпуск материалов и товаров приходится постоянно работать с полным их списком, несмотря на то, что очевидно удобнее было бы иметь в нем только нужные строки." лубопытно, а что такое "нужные строки", как ты это можешь опеределить ? если ты имешь ввиду фильтр, то в 1с он есть.

    - "затруднен поиск ошибок допущенных при обработке документов. разноска поступившего платежа не на тот счет или не на то субконто выявляется очень поздно и исправляется не так просто."
    описк ошибок не сложен, формируешь отчет, а потом его расшифровываешь, и все найдено, ошибка находится сразу, после формирования отчета. исправление да, бывают проблемы :-( но они решаемы.

    - насчет работы по оплате да, тоже есть проблема, в типовой, если нужно, то это решается программно и это не так дорого и сложно

    - "квалифицированный программист способен освоить все его премудрости" как раз наоборот, язык прост, да у него есть ограничения, но всеже его хватает для решения очень и очень многих задач.

    - "пришла пора обновить версию. ... пришлось немало потрудиться, чтобы сохранить в целости все свои настройки. а если бы пришлось обновлять версию годичной давности, да еще настроенную другим специалистом, то по сложности и стоимости это было бы равносильно первоначальному внедрению" - если конфа писалась под предприятие этого бы не потребовалось, и такие же проблемы были бы и с твоей программой

    - "а сколько еще проблем, пока нерешенных, существует в учете основных фондов, в настройке расчета заработной платы, организации налогового учета" учет ос, там как раз особых проблем нет, т.к. я веду предприятие где их 8 000 шт, проблем нет !!! зарплата, толком не знаю, работаю редко, но я не помню чтобы приходилось часто лазеть в конфигуратор, очень многое уже сделано и этого хвататет всегда. налоговый учет, законодательство еще все не утресено, и соответственно это не сделано на все 100 в 1с, хотя щас там есть недароботки, это следует учесть.

    - на мой взгляд, сама концепция 1с-бухгалтерии состоит в том, чтобы удовлетворить лишь самые непритязательные потребностей бухгалтера. в то время, как в современных продуктах типа microsoft office, fine reader и других, программа на каждом шагу буквально навязывает свои услуги, старается предугадать твои желания, то в 1с этим даже не пахнет." есть мастера, если их тебе мало пиши сам, язык простой, а насчет потребностей ты не прав, может удовлетворить многое, но не все.

    - мд не компилируется, поэтому и скорость, и 1с узкоспециализированная програма, а не фокс, на котором можно сделать почти все, причем fox разрабатывала фирма намного мощнее 1с во всех отношениях.

    мой вывод: вам попался не совсем хороший специалист по 1с, да вы и сами не очень ...
    вы не учитываете, что этой платформе уже много лет, и она до сих пор держиться на плаву, если нехватает возможностей возможны доп. модули, расширяющие возможности языка ...
    на данный момент нет альтернативы 1с, это наиболее гибкая и удобная в использовании програма, причем она универсальна !!! при необходимости можно дописывать нехватающие блоки, на простом в использовании языке. естественно программа / конфигурация написання под предприятие будет быстрее и удобнее, это стоит денег.
    мой совет вам подучитись немного поработайте еще, а вот потом говорите.
    .
    phoenixusa@yandex.ru
  • Хранитель_врат
    маразм. это не статья. это грязная реклама.

За год количество занятых увеличилось до 74 млн человек

В мае 100 тысяч человек нашли работу, общее число трудоустроенных выросло до 74,1 млн.

Госзакупки у малого и среднего бизнеса превысили 4 трлн рублей

Компании с государственным участием обращаются к МСП-поставщикам за услугами по страхованию и финансовому посредничеству.

Ведение бизнеса

Больше 8 тысяч проектов запустили в рамках программы «Мама-предприниматель»

Мамы несовершеннолетних детей могут пройти тренинги и получить грант в 100 тысяч рублей на открытие собственного бизнеса.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Курортный сбор

Туристический налог не войдет в состав ЕНП

С 2025 года вводят новый налог – туристический. Его будут платить отели. Уплата будет идти на отдельный КБК.

Отчетность

Компании могут обязать публиковать нефинансовую отчетность

Мосбиржа хочет обязать эмитентов раскрывать нефинансовую отчетность, при этом для таких данных не будут устанавливать специальный формат.

К процедуре внесудебного банкротства стали обращаться в пять раз чаще

За полгода россияне начали больше 25 тысяч процедур внесудебного банкротства, из них 60% заявлений приходится на пенсионеров и получателей пособий.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Инвестиции

Какая ЗП нужна, чтобы взять ипотеку? Недвижка не падает, обвал акций, доллар, IPO, дивиденды, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Можете выкидывать калькуляторы, они бесполезны. Теперь чтобы взять ипотеку без льгот, нужно иметь зарплату выше средней по региону в 3–4 раза. Грустно? А ведь это ещё не всё. На рынке произошёл очередной обвал, доллар не хочет расти, везде пессимизм кроме оптимизма у тапателей хомяков.

Какая ЗП нужна, чтобы взять ипотеку? Недвижка не падает, обвал акций, доллар, IPO, дивиденды, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест
Налог на прибыль

Снижение налога на прибыль при закрытии дочерних организаций. Советы из практики

Эта статья будет полезна владельцам бизнеса, финансовым директорам и бухгалтерам, занимающимся налоговым планированием. В статье рассматриваются практические методы снижения налогового бремени, связанные с передачей имущества дочерней организации компании-учредителю.

Снижение налога на прибыль при закрытии дочерних организаций. Советы из практики

470 тысяч женщин оформили пособие по беременности

Минимальный размер пособия в 2024 году составляет больше 88 тысяч рублей.

По долгам участников СВО приостановили 760 тысяч исполнительных производств

Участникам СВО и их семьям также оказывают бесплатную юридическую помощь и предоставляют иные меры социальной поддержки.

НДФЛ

Работодатель не удерживает НДФЛ с возмещенных сотруднику расходов при переезде за границу

Компенсационные выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, не облагаются НДФЛ и взносами.

В Московской области число представителей малого и среднего бизнеса выросло на 5%

Показатель роста предпринимательской активности в Подмосковье оказался выше среднего по стране. В сфере малого и среднего бизнеса работает больше 128 тысяч компаний и 297 тысяч ИП.

Налоговые штрафы

Отложенную переплату будут учитывать при начислении штрафов за налоговые долги

За неуплату налога из-за занижения налоговой базы положен штраф 20%. Его не будет, если на ЕНС все время было положительное сальдо. Теперь будут учитывать не только сальдо ЕНС, но и зарезервированные суммы.

Акцизы

Акцизы на алкоголь каждый год будут расти на уровень инфляции

На спирт будет установлена нулевая ставка акциза, если продукция из этанола продается аптекам или для производства парфюмерии, бытовой химии и красок.

Инвестиции

Рынок падает. Пополнил брокерский счёт на 300 000 в июле. Что купил? Часть 1

Продолжаю ежемесячное инвестирование, в июле удалось пополнить брокерский счёт на рекордные 300 000 рублей, а значит можно провести традиционный анпакинг покупок на бирже. Продолжаются распродажи в отделе акций и облигаций, дополнительные скидки дарит дивидендный сезон, так что удалось приобрести много интересного.

Рынок падает. Пополнил брокерский счёт на 300 000 в июле. Что купил? Часть 1

Налог на сахар и пустой дом, загадочная история в финансовом обзоре

Налоговые события в России и мире

Налоговая реформа еще не начала действовать, а у бухгалтеров уже есть вопросы к ФНС про НДС для упрощенцев. 😡«Ночной бухгалтер» № 1723

У бухгалтеров, что называется, наболело. Они хотят получить ответы на вопросы, которые возникли в ходе принятия поправок в НК на 2025 год. Вопросов много, они могут стать большой проблемой для бизнеса в следующем году. Предполагаем, что вместо принятия продуманной редакции кодекса будут снова многочисленные письма и разъяснения.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
ЕАЭС

Какую отчетность нужно сдавать ИП на УСН при работе с контрагентом из ЕАЭС

Если ИП начал импортировать товар из любой страны ЕАЭС, то ему придется сдавать особую отчетность. Рассказываем, что должен сдать ИП и какие налоги ему нужно уплатить.

Какую отчетность нужно сдавать ИП на УСН при работе с контрагентом из ЕАЭС

Разбираемся, как заполнить ЕФС-1, проходить проверки, оформлять и оплачивать сверхурочную работу бухгалтера и получать налоговые уведомления через Госуслуги

Новый дайджест подписки Клерк.Плюс! 

Разбираемся, как заполнить ЕФС-1, проходить проверки, оформлять и оплачивать сверхурочную работу бухгалтера и получать налоговые уведомления через Госуслуги

Интересные материалы

Что сдавать ИП и организациям за второй квартал 2024 (полугодие): обзор для всех режимов налогообложения

Что и когда сдавать во втором квартале 2024 года ИП с работниками и без на УСН, ОСНО, ЕСХН и ПСН, а также организациям на ОСНО, УСН и ЕСХН. Мы объединили в обзоре информацию о сроках и формах отчетов (ссылки на бланки и инструкции по заполнению тоже найдете здесь).