Клерк.Ру

Опыт внедрения 1С-бухгалтерии или что трудно настроить в продуктах фирмы 1С.

Поддавшись рекламе, руководство нашей фирмы решило прекратить использование многие годы успешно работавшей бухгалтерской программы и перейти на 1С. О том, как проходило внедрение, возможностях настроек, встретившихся нам недостатках и подводных камнях 1С, думаю, будет интересно узнать многим бухгалтерам и программистам готовящимся автоматизировать бухгалтерский учет. А также мои соображения о том, какими качествами должна обладать современная программа для бухгалтерии с точки зрения программиста.

Всем была хороша моя бухгалтерская программа, выдавала все нужные отчеты, была удобна в работе, нетребовательна к ресурсам и обладала еще массой достоинств. Я был неимоверно покладист и легко решал все возникающие вопросы. В этом и была моя ошибка. У руководства создалось впечатление, что во-первых программисту слишком легко живется, а во-вторых для предприятия надежней и удобней иметь дело с фирменным продуктом, тем более, что имеется масса прекрасных бухгалтерских программ и конечно самая достойная из них это детище Б.Нуралиева. Почему это наша фирма, рассуждало начальство, связалась с доморощенным самоучкой, написавшем кустарную программу, когда все уже наслаждаются профессиональной 1С бухгалтерией.

Пригласили местного сертифицированного спеца и работа закипела.

С этого началось моё знакомство с возможностями 1С бухгалтерии. Не буду подробно описывать все проблемы возникшие при перекачке информации в новую программу. Наш специалист, надо отдать ему должное, пытался использовать немало нестандартных разработок своих коллег, но в результате бухгалтерам все же пришлось перелопачивать львиную долю исходной информации вручную. Фирма 1С хорошо отгородилась от сторонних продуктов, и максимально затруднила совместимость с другими базами данных.

Работая в моей программе, как и во многих других, наши бухгалтера считали само собой разумеющимся, что компьютер поможет им легко найти и в любое время подправить нужный документ, подскажет местонахождение элемента справочника, защитит их от возможных ошибок. Мы были немало разочарованы, тем что 1С бухгалтерия легко давала ошибаться, трудно искала информацию, плохо работала со списками. По специфике нашей работы расчеты с поставщиками и покупателями производятся на разных рабочих местах. Один расчетчик выписывает счет, другой разносит банковские документы. Субконто в списке более 1000. Через некоторое время выяснилось, что в списке оказалось немало одинаковых строк, отличающихся числом пробелов, кавычками, сокращениями и т.п.. Т.е. какой-то бухгалтер пытался найти нужного покупателя, это ему не удалось и он вставил нового, чего в моей программе практически не случалось.

При формировании номенклатуры на отпуск материалов и товаров приходится постоянно работать с полным их списком, несмотря на то, что очевидно удобнее было бы иметь в нем только нужные строки.

Затруднен поиск ошибок допущенных при обработке документов. Разноска поступившего платежа не на тот счет или не на то субконто выявляется очень поздно и исправляется не так просто.

Особое наше недоумение вызвала методика формирования книги продаж и покупок по оплаченным счетам. Выяснилось, что никакими ухищрениями в момент разноски платежного документа нельзя достоверно определить какой конкретно счет (или его оплаченную долю) заносить в эту книгу, в то время как в моей программе книги продаж и покупок формировались автоматически.

Первое время пользователи, как и я сваливали все огрехи работы на недостаточную якобы квалификацию нашего внедренца. Постепенно я начал немного разбираться в синтаксисе и командах встроенного языка 1С и желая блеснуть своими способностями первым делом попытался откорректировать столь явные неудобства в работы. Ознакомился с рассылками, учебниками, нашел нужный пример. Написал код, все заработало,: но так медленно, что при нашем обЪеме информации уже через месяц пришлось вернуться к первоначальному способу. И теперь бухгалтера с ностальгией вспоминают, как все просто и удобно было в доморощенной бухгалтерии. С книгой продаж еще интересней. Наш специалист и, по его словам, все его коллеги не смогли справиться с этой проблемой, а одна довольно известная в местных кругах фирма, за разработку модуля для автоматического формирования книги продаж запросила ни много ни мало 20 тыс.руб.. И это за один документ!

Да и не мудрено. Язык написания форм до того необычен, неуклюж, а возможности его столь ограничены, что не каждый квалифицированный программист способен освоить все его премудрости, а тем более решить нестандартную задачу. Вот и устремляются цены на т.н. "настройку" 1С бухгалтерии в заоблачную высь.

Проблему удалось решить путем импорта данных из 1С в мою программу, уже там формируя книги продаж и покупок. (к слову сказать "за ту же зарплату" и 8 часов работы).

Пришла пора обновить версию. И тут свои заморочки. Спецу пришлось немало потрудиться, чтобы сохранить в целости все свои настройки. А если бы пришлось обновлять версию годичной давности, да еще настроенную другим специалистом, то по сложности и стоимости это было бы равносильно первоначальному внедрению.

А сколько еще проблем, пока нерешенных, существует в учете основных фондов, в настройке расчета заработной платы, организации налогового учета и т.п.. Короче говоря после полугода работы мы все еще также далеки от выхода на готовый баланс, как и в начале пути.

Выводы.

На мой взгляд, сама концепция 1С-бухгалтерии состоит в том, чтобы удовлетворить лишь самые непритязательные потребностей бухгалтера. В то время, как в современных продуктах типа Microsoft Office, Fine Reader и других, программа на каждом шагу буквально навязывает свои услуги, старается предугадать твои желания, то в 1С этим даже не пахнет. Все сделано грубо, топорно и, к сожалению, не так надежно, как в русских истребителях, покупать которые для деловых перемещений одно время так нравилось западным миллионерам.

Следуя этой концепции, фирма 1С пытается сформировать у пользователей и настройщиков своих программ приземленные представления о сервисных возможностях бухгалтерских разработок. В стандартных версиях не реализовано даже то, что вообще говоря, легко настраивается и является для всех очевидным. Например, допуск на превышение количества имеющегося товара при формировании накладной и т.п..

По-видимому, при разработке среды управления базами данных, исповедовалась такая же стратегия, или просто не нашлось достойных "Ноу-Хау", но обработка информации в 1С продуктах происходит заметно медленней, чем в профессиональных СУБД, что накладывает значительные ограничения на сервисные качества программ. То что легко решается , например, в Visual FoxPro - в 1С не работает!

Предложения для разработчиков.

Как перспективную альтернативу концепции 1С, можно предложить идею отказа или значительного ограничения использования встроенного языка конфигурирования. Лучше, на мой взгляд, предусматривать более широкий диапазон настроек для пользователя (в разумных пределах). А более глубокие изменения в программе осуществлять централизовано в нескольких центрах, и доставлять заказчику откорректированную версию используя современные возможности связи и Интернета. Это должно значительно упростить переход на обновленные версии программ, улучшить качество и снизить стоимость доработок. Кроме того, обязательно предоставить потребителю доступ к исходным текстам программы на профессиональном языке, с тем чтобы при желании он мог нанять квалифицированного специалиста и сконфигурировать её самостоятельно. Я, например, не боюсь, что кто-то сворует мою программу. Все равно он немного на этом заработает, т.к. клиент всегда может взять её бесплатно с моего сайта. Основной доход при такой системе можно получать только от доработки программы для конкретного заказчика и обучения, как это сейчас и происходит с продуктами фирмы 1С. Зато вполне может родиться продукт впитавший в себя все современные достижения в программировании и автоматизации бухгалтерских операций.

Заключение

Тот кто сейчас задумывается над внедрением последних версий 1С:Предприятия должен ясно представлять для себя не только достоинства (о которых он хорошо осведомлен через рекламу), но и серьезные недостатки присущие этому продукту (о которых обычно умалчивают). Надо признать, что по уровню сервиса эти программы далеко не соответствуют современным возможностям профессионального программирования, и связано это прежде всего с ограничениями среды разработки заметно уступающей мировым лидерам в этой области (хотя можно гордиться, что все на русском). Т.е. при всем желании вы не сможете добиться таких удобств для пользователя и программиста, а также скорости обработки информации, какие предоставляет Вам, например, Visual FoxPro (про другие точно не знаю).

Вам решать, хотите ли Вы получать удовольствие от общения со все более дружелюбной программой или готовы мириться с полудурковатым роботом не понимающим, что Вам нужно продать товары из числа имеющихся на Вашем складе и постоянно показывающим всю историю их движения начиная от царя Гороха.

С уважением, программист,
автор программы "Моя бухгалтерия" Сидоренков Владимир.
vsidorekov@rambler.ru
http://www.sidorenkov.chat.ru/.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.