Против фейка нет приема? Как разобраться в непроверенной информации, если вы бухгалтер, а не журналист

Новость последней недели – ученые РАН внесли в «Русский орфографический словарь» 675 новых слов. В число «вновь прибывших» попало и слово фейк. Почему бухгалтеру тоже нужно об этом знать? Ответ прост: как минимум, вы ведь тоже читаете новости.
Против фейка нет приема? Как разобраться в непроверенной информации, если вы бухгалтер, а не журналист

Новость последней недели – ученые РАН внесли в «Русский орфографический словарь» 675 новых слов. В число «вновь прибывших» попало и слово фейк. Почему бухгалтеру тоже нужно об этом знать? Ответ прост: как минимум, вы ведь тоже читаете новости.

С «легкой руки» американского президента этот термин вошел в обиход во всех языках мира. Хотя, конечно, проблема «фальшивых новостей» не нова. Некоторые исследователи считают, что первые фейки появились в Англии еще в XVIII веке.

Что такое фейк? Это сообщения, создатели которых намеренно вводят читателей в заблуждение. Это может быть:

  • устаревшая информация;
  • никчемная информация (важность преувеличена);
  • непроверенная информация;
  • постановка или шутка;
  • натяжка;
  • результат некомпетентности (в том числе из-за логических ошибок или информации от некорректного источника);
  • подмена информации мнением или оценкой;
  • вброс (пиар/пропаганда).

Сегодня фейки все чаще и чаще используются в том числе и как инструмент недобросовестной конкурентной борьбы. Был у меня такой случай…

Придя на работу утром, читаю прогноз курса валют со ссылкой на родную аудиторско-консалтинговую компанию. Прогноз совершенно фантастический: рост курса доллара вдвое в течение месяца. К реальности - никакого отношения. Но главное - как pr-директор, я точно знаю, что мы такой прогноз не давали. Пока мы выясняем, что прогноз распространила фейковая компания, чья аббревиатура повторяет нашу, начинают звонить, мягко говоря, удивленные партнеры и клиенты. В общем, перспектива репутационных потерь начинает материализовываться. И больших усилий стоило отмежеваться от липовой новости и компании-двойника.

Однако часто бывает, что только репутационные издержки – это еще полбеды. Три года назад фейк ABC привел к обрушению рынка на $300 млрд. Тогда сообщалось, что советник по национальной безопасности Майкл Флинн даст свидетельские показания о том, что Дональд Трамп просил его связаться с представителями российского правительства во время кампании 2016 года. Индекс S&P 500 рухнул на 38 пунктов.

Совсем недавно французская строительная компания Vinci недавно потеряла 18 % своей стоимости из-за фальшивого пресс-релиза, согласно которому в ходе финансовой проверки у нее были выявлены серьезные нарушения. (Информацию опубликовало солиднейшее агентство Blomberg, которое, впоследствии было оштрафовано на 5 млрд евро.)

Согласно прошлогоднему американскому исследованию Университета Балтимора и компании CHEQ, фирмы будут ежегодно терять около $9 млрд из-за дезинформации в области здравоохранения, $17 млрд — из-за финансовой дезинформации, $9 млрд — из-за управления репутацией, $3 млрд — из-за усилий по обеспечению безопасности платформы и $400 млрд — из-за фиктивной политической рекламы. Бренды теряют около $235 млн в год из-за показа рекламы наряду с поддельными новостями.

Собственно, это и ответ на вопрос, зачем бухгалтеру умение распознавать фейки. Главбух безусловно входит в топ-менеджмент компании, и ее финансовое состояние в том числе из-за фейков не может его не касаться.

На мой взгляд, есть три причины лавинообразного роста числа фейков. Первая – традиционная. В кризисные времена, когда неопределенность резко возрастает, люди готовы верить во что угодно.

К примеру, за последние полгода член Общественной палаты РФ Елена Мизулина насчитала более восьми тысяч фейков о коронавирусе в социальных сетях. Другая история – возобновившаяся война в Нагорном Карабахе. За последние полторы недели Азербайджан и Армения десятки раз обвиняли друг друга в распространении фейков. В итоге реальную картину того, что происходит, стороннему наблюдателю установить крайне затруднительно.

Вторая причина - поток общей информации растет настолько стремительно, что выловить в нем неправду становится все труднее. А эффективно пресечь распространение фейка удается только в первые часы. В итоге оказывается, что информация-то опровергнута, а вот перепечатки и ссылки разошлись по десятках и сотням медиаканалов.

И третья причина – развитие техники и технологий. В последние годы значительную часть функций по информированию взяли на себя соцсети. Вернее, активисты соцсетей, которые зачастую некритически относятся к распространению непроверенной информации.

При этом именно развитие техники позволяет «штамповать» лже-новости. Уже сегодня технологии позволяют создавать очень похожие 3D-анимации живых людей, есть и программы, способные синтезировать голоса. Думаю, не ошибусь, если предположу, что уже в ближайшее время мы увидим фейковые видео и аудио-ролики с известными людьми.

Кстати, именно поэтому недавно Роспечати выступило с инициативой создать агрегатор по отслеживанию фейковых новостей. Поставить на борьбу с ложью искусственный интеллект, который сможет оперативно сопоставлять тысячи сообщений и отбирать все факты, относящиеся к конкретной новости или псевдо-новости. Также агрегатор будет учитывать авторитетность источника, время публикации и прилагаемые фото и/или видео. Сервис призван автоматизировать поиск распространителей дезинформации и повысить скорость реагирования на нее. На разработку сервиса предполагается потратить 94 млн рублей. Однако неясно, когда его смогут запустить.

Борьба с фейками – мировой тренд. Google ежегодно выделяет $300 млн на борьбу с фейками. Десятки миллионов долларов на борьбу с враждебной пропагандой тратят США, Великобритания и другие страны. Но фейков не становится меньше.

Что же остается простым людям? НА мой взгляд, только «фильтровать» информацию самим. А для этого – использовать самые простые и основные медианавыки:

1.   Не торопитесь ставить лайк под статьей или делать репост, если вы не уверены, что это правда. Не становитесь разносчиками непроверенной информации.

2.   Подумайте, почему именно этот человек в данное время поделился этой информацией. Чем он руководствовался? Только ли желанием «поведать миру» новость и изменить жизнь к лучшему. А может, своими корыстными интересами?

3.   Читая ту или иную новость, представьте себя в роли внутреннего (или внешнего) аудитора. Возьмите за правило оценивать степень ее достоверности. А она определяется и тем, где эта новость опубликована и кто ее опубликовал. Если это ваш друг, то насколько он компетентен в данной теме? Если журналист, то на какой проблематике он специализируется? При этом вероятно, что конкретный известный журналист будет гораздо более трепетно относиться к правдивости статьи, под которой стоит его подпись, нежели даже авторитетное СМИ.

4.   Еще один важный показатель правдивости материала – следование правилам качественной журналистики. Информация должна быть перепроверена как минимум у двух источников/информаторов. Если идет рассказ о конфликте, то должны быть представлены обе его стороны. (А если одна из сторон отказывается от комментария – это также должно быть отражено.) Если же автор сознательно игнорирует одну из точек зрения, то это не журналистика, а пропаганда.

В общем, как говаривал Юлиус Фучик, «люди… будьте бдительны»! А еще активны! Но главное – критически оценивайте любую поступающую информацию.

Комментарии

1
  • Наталья Ермак

    Отличный и полезный материал. Актуально. И не только для бухгалтеров! Спасибо!

Ура! Выходные! Главное в майские не забудьте про уплату налогов. Праздничный выпуск 🎈«Ночной бухгалтер» № 1674

За дачными и диванными выходными легко пропустить очередной срок уплаты. Кто уже заплатил все налоги — тот молодец, остальным — наши напоминалки и подсказки в помощь (мы новые разъяснения сделали по фиксвзносам за 2023 год, которые заплачены только сейчас). Ну и без предвыходных позитивов не обошлось.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Валюта

Банкам будет проще получить разрешение на вывоз валюты

Кредитным организациям больше не нужно представлять в ЦБ заключения об установленных критериях повреждений вместе с заявлениями о вывозе ветхих или поврежденных купюр.

Как в 2024 году будут идти проверки ККТ

В 2024 году в рамках проверок ККТ налоговики будут проводить профилактические и внеплановые контрольные мероприятия.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Предложено разрешить больше работать сверхурочно, чем сейчас разрешает ТК

В настоящее время Трудовой кодекс разрешает переработки по 4 часа в течение двух дней подряд, то есть работать по 12 часов в день.

⚡️ Итоги дня: в Питере открылся сезон фонтанов, в Америке поймали аллигатора голыми руками, а врач объяснил, кому нельзя есть шашлык

Подготовили обзор главных событий дня — 27 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

НДФЛ

2 мая заканчивается налоговая декларационная кампания

До этого момента физлицам, ИП, нотариусам, адвокатам и частнопрактикующим специалистам нужно подать в ФНС декларации о доходах по форме 3-НДФЛ за 2023 год.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Обзор сервиса «Клерк.Консультации»: как задать вопрос и на какие темы отвечают эксперты

Есть вопросы? Задайте их экспертам «Клерка»! Вы можете задать 1, 10 или 30 вопросов про налоги, учет, 1С, кадры, работу на маркетплейсах или праву, и уже через несколько часов получите развернутый ответ от наших специалистов. Мы поможем вам быстро решить проблему любой сложности.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
ВЭД

Половина платежей из России в Китай проходит через посредников

Банки КНР опасаются работать с российскими предпринимателями из-за рисков попасть под вторичные санкции США. В итоге бизнес отправляет платежи через посредников, которые просят несколько тысяч долларов.

👍 Увеличат размер декретных для уволенных женщин. Нынешнее пособие не отвечает его целям, говорит эксперт

Минтруд начал разработку проекта с поправками в закон о детских пособиях. Увеличат пособие по беременности и родам для женщин, уволенных при ликвидации компании или закрытии ИП.

Как ФНС находит компании с искусственным дроблением бизнеса

Узнайте больше о том, на каком основании налоговые инспекторы могут сделать вывод о дроблении бизнеса. Это поможет предпринимателям защитить себя и свое дело.

Кабмин на год продлил требования о продаже валютной выручки

Экспортерам увеличили срок зачисления валютной выручки на счета в российских банках до 120 дней.

Советы, законы и личный опыт: подборка телеграм-каналов для бизнеса

Для многих людей телеграм сейчас — не просто мессенджер, а еще и доступный источник информации. Здесь можно прочитать актуальные новости, получить советы от экспертов, узнать секреты успешных людей. Сделала подборку самых полезных и интересных бизнес-каналов для МСП.

Советы, законы и личный опыт: подборка телеграм-каналов для бизнеса
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

🔥 Акция 6+6! Год подписки «Клерк.Премиум» по цене полугода!

Пользуйтесь всеми сервисами «Клерка» год, а заплатите, как за полгода. Купите подписку «Клерк.Премиум» на 12 месяцев, получите доступ к закрытым материалам — разборам законов, онлайн-курсам, справочно-правовой системе, вебинарам со скидкой 40%, а также 2 экспертные консультации в подарок!

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

68% сотрудников планируют рабочие задачи в блокнотах

Большинство россиян ведет заметки в бумажном виде, тогда как электронными планировщиками пользуются 36% сотрудников.

Как подготовить бизнес к продаже. 6 шагов

Чтобы продать готовый бизнес, недостаточно опубликовать объявление: нужно подготовить отчеты, описать процессы, разобраться с товарными остатками.

Бесплатно с Ликвидация бизнеса

Как подать заявление на упрощенную ликвидацию МСП электронным способом

С 1 июля 2023 года действует норма об упрощенной ликвидации ООО по заявлению собственника. Разберем по шагам, как подать электронное заявление через сервис ФНС и что для этого нужно.

Как подать заявление на упрощенную ликвидацию МСП электронным способом

Вправе ли компания принять кандидата на бесплатную стажировку

Работу со студентами организуют многие большие компании. Для будущих молодых специалистов они предлагают практику — в период каникул или перед сессией. Но в обиходе есть еще один термин «стажировка». Зачастую работодатели предлагаю ее на небольшое время кандидатам — чтобы оценить деловые качества, соответствие поставленным задачам. Но вправе ли компания взять соискателя на временную бесплатную стажировку?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Аренда

На майские праздники россияне забронировали 225 тысяч посуточных объектов: расценки

По сравнению с прошлым годом в сервисе «Авито Путешествия» стало на 30% больше объявлений о посуточной аренде жилья.

НДС

За баллы Озона селлеры должны платить НДС

Маркетплейс «Озон» начисляет селлерам баллы за скидки покупателям и затем списывает эти баллы для оплаты услуг площадки. Если баллов больше, чем стоимость услуг, разницу Озон компенсирует селлеру. Это доход, облагаемый НДС.

Интересные материалы

Иностранцам запретят покупать сим-карты через интернет

Иностранцам разрешат покупать сим-карты только по биометрии, а операторам запретят заключать договоры об оказании услуг связи с иностранцами через интернет. Их сим-карты будут привязаны к коду мобильного устройства.