Электронный кадровый документооборот: сложности ведения

Все больше организаций сегодня задумываются об оптимизации своей деятельности, в том числе в части внутреннего документооборота, включая кадровый. Многие компании уже активно внедряют различные информационные системы для ведения электронного документооборота.
Электронный кадровый документооборот: сложности ведения
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Особое место в силу специфики регулирования здесь занимает кадровый электронный документооборот (сокращенно – КЭДО). Его применение позволяет автоматизировать и ускорить кадровые процессы, повысить эффективность системы управления персоналом, сэкономить временные и финансовые затраты на доставку документов, а также сократить риски потери документов или допущения ошибок при их заполнении в письменном виде.

Что же понимается под кадровым электронным документооборотом и насколько сложно его вести? Попробуем прояснить ситуацию.

Что такое КЭДО

Кадровый электронный документооборот – это создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде, без дублирования на бумажном носителе. Такое определение дано в ст. 22.1 Трудового кодекса.

Посредством КЭДО можно заключать трудовые договоры с работниками и оформлять большинство кадровых документов – заявления, уведомления, приказы в электронном виде, то есть без оформления документов на бумажном носителе.

Сразу же оговоримся, что есть ряд документов в сфере оформления трудовых отношений, которые нельзя перевести в электронный вид. К ним относятся, в частности, трудовые книжки (если работник не отказался от ее ведения), формируемые в электронном виде сведения о трудовой деятельности работников по форме СТД-Р, приказы об увольнении, журналы инструктажей по охране труда и акты о несчастном случае.

Среди особенностей ведения кадрового электронного документооборота можно отметить следующие.

1. Для осуществления кадрового электронного документооборота необходима специальная информационная система. Это может быть:

  • собственная информационная система работодателя;

  • Федеральная государственная информационная система «Работа в России» (цифровая платформа «Работа в России»), доступ к которой может быть получен в том числе через Федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

К платформе работодателя при этом предъявляются определенные требования – она должна обеспечить возможность подписания электронного документа в соответствии с требованиями закона, хранение электронного документа и фиксацию факта его получения сторонами трудовых отношений.

Само ведение кадрового электронного документооборота в любой из систем осуществляется без каких-либо затруднений, перекладывания документов из одной папки в другую или из одного шкафа в другой. Все это за работодателя делает платформа. Работодатель создает документ в электронной форме, подписывает электронной подписью и выгружает в систему. Сотрудник в своем личном кабинете читает документ и подписывает его. Таким же образом работник может отправить заявление работодателю, например о выдаче справки о доходах, и получить документ в электронном виде в своем личном кабинете.

Отдельно следует отметить, что ведение кадрового электронного документооборота не предполагает обмена документами (их сканами) с помощью электронной почты.

2. Кадровый электронный документооборот вводится на основании локального нормативного акта (сокращенно – ЛНА), который должен содержать:

  • сведения об информационной системе, с использованием которой будет осуществляться кадровый электронный документооборот;

  • порядок доступа к этой системе;

  • перечень электронных документов и категорий работников, в отношении которых осуществляется кадровый электронный документооборот;

  • срок уведомления работников о переходе на кадровый электронный документооборот, сведения о дате запуска кадрового электронного документооборота в компании.

Обычно таким документом является приказ о введении КЭДО.

Также работодателю необходимо утвердить второй ЛНА – уже непосредственно о порядке осуществления кадрового электронного документооборота. Как правило, таким документом является положение о кадровом электронном документообороте. В нем должны быть предусмотрены все особенности электронного взаимодействия в компании: сроки ознакомления и подписания работником электронных документов, исключительные случаи, при которых допускается оформление отдельных документов в бумажном виде, порядок кадровых запросов со стороны работника и т. д.

При необходимости нужно будет внести изменения в коллективный договор, трудовые договоры, другие ЛНА (например, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение об отпусках, инструкцию о кадровом делопроизводстве и др., в текущих редакциях которых есть нормы о бумажном документообороте, который планируется заменить на электронный).

Если говорить об иных документах, которые нужно будет разработать и утвердить работодателю в целях ведения кадрового электронного документооборота в собственной информационной системе, то к ним будут отнесены формы (шаблоны) кадровых документов, которые будут использоваться.

Электронный документ – это файл. У каждого файла есть формат – то, с каким расширением его сохраняют, к примеру, jpg, png, pdf. С 1 марта 2023 года кадровые электронные документы должны соответствовать единым требованиям.

Обязательные форматы кадровых электронных документов утверждены приказом Минтруда от 20.09.2022 № 578н. Формализованные документы необходимы законодателю, чтобы автоматизировать и ускорить проверки. Благодаря одинаковой структуре файлов госсистемы легко считывают и обрабатывают их содержание.

Если же работодатель будет пользоваться готовыми программными продуктами (например, «Электронные офисные системы», «СберКорус», «Контур.Диадок», Directum, «АТАЧ.КАДРЫ», HRlink, Docsvision и т. д.), то разрабатывать и утверждать работодателю ничего не нужно будет.

3. Перейти на взаимодействие с работником посредством электронного документооборота работодатель может только с согласия работника, если:

  • работник был трудоустроен до 31.12.2021;

  • гражданин трудоустраивается после 31.12.2021 и имеет трудовой стаж.

Такое согласие нужно оформить в письменном виде и обязательно на бумажном носителе.

Если же лицо принято на работу после 31.12.2021 и у него на эту дату не было трудового стажа, кадровый электронный документооборот с ним может вестись без какого-либо дополнительного оформления. Единственное, о чем нельзя забывать, – работодатель обязан ознакомить работника со всеми локальными нормативными актами, в том числе и с положением о кадровом электронном документообороте.

4. В случае перехода на кадровый электронный документооборот все расходы на его внедрение ложатся на работодателя. В частности, при выборе собственной цифровой платформы работодатель несет расходы по созданию и (или) эксплуатации информационной системы, а также по созданию, использованию и хранению электронных документов.

Помимо этого, работодатель несет расходы на получение и использование работниками электронной подписи.

Если оценить особенности ведения кадрового электронного документооборота, то можно с уверенностью утверждать, что с помощью налаженной системы КЭДО облегчается работа кадровой службы и не только, так как она позволяет:

  • мгновенно подписывать и находить документы в архиве;

  • готовить и подписывать документы, находясь в любом месте, где есть интернет;

  • сэкономить полезную площадь за счет избавления от бумажного архива;

  • уменьшить расходы на закупку бумаги, почтовые расходы, курьеров.

Вместе с тем нельзя не учитывать потенциальные риски и сложности:

  1. Если не все сотрудники дадут согласие на электронный документооборот, работодатель не сможет массово перейти на КЭДО.

  2. Не все документы можно оцифровать, определенную их часть, о которой мы говорили выше, по-прежнему нужно оформлять только на бумажном носителе.

  3. Работодатель будет нести расходы на изготовление электронных подписей работников, ему нужно будет отслеживать срок действия подписей и своевременно оформлять новые.

  4. Информационная система работодателя должна обладать надежной инфраструктурой и регулярно проверяться на предмет безопасности. Это тоже расходы.

С учетом всех плюсов и минусов перехода на кадровый электронный документооборот работодателю следует принять решение, применять его или нет.

Со всеми юридическими вопросами, которые возникнут в процессе внедрения кадрового электронного документооборота, готовы помочь справиться специалисты ООО «МКПЦН-Консультант».

Наш опыт работы в сфере трудового законодательства позволит реализовать данный проект с наименьшими временными и финансовыми затратами.

Консультации по трудовому законодательству

Предлагается комплексная правовая поддержка процессов, которые могут вызывать конфликты с работниками

Реклама: ООО «МКПЦН-КОНСУЛЬТАНТ», ИНН: 7717539166, erid: LjN8KM6x2

Комментарии

2
  • Natalikr

    не.... зря деньги на рекламу потратили. Общеизвестные сведения здесь уже 150 раз печатали.... лучше бы о реальных кейсах рассказали....подтвердили свою экспертность...

    • Мы обязательно будем делиться интересными задачами и предлагаемыми нами решениями. Целью данной публикации было рассказать о преимуществах ЭДО и тех проблемах, с которыми можно столкнуться при переходе на него. Полагаем, что данная информация также может быть интересной тем, кто еще только знакомится с электронным документооборотом.

Экономика России

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Законопроекты

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Страховые взносы

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Менеджмент

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами
Уведомления о КИК

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Интересные материалы

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?