Цели нужны везде: дробление бизнеса, создание новых компаний, реорганизация, отношения с контрагентами.
Цели бывают разными: от тяги охватить новые горизонты до банального «просто не хочу заморачиваться». Главное, чтобы мечты (они же цели) совпадали с реальностью. Как раз о своеобразном проявлении лени – нежелании хлопотать и напрягаться и пойдет речь в этой статье.
Постановление АС Центрального округа от 17.01.2018 года по делу №А48-169/2017
Бизнесмен занимался оптовой торговлей и осуществлял доставку товара покупателям. Спустя пару лет ему поперек горла встала эта идея с грузоперевозками… Надоело, психанул, устал или просто лень… В итоге предприимчивый управленец придумал решение: сдавать транспортные средства в аренду. Нашлись нужные контрагенты, к которым помимо машин, он отправил работать водителей. Началось взаимовыгодное сотрудничество: «железные кони» приносят доход, контрагенты доставляют товар покупателям бизнесмена на его же транспорте на основании договоров транспортной экспедиции. Все довольны и спокойны.
Выездная проверка. По мнению налогового органа, сдача налогоплательщиком транспортных средств в аренду своим перевозчикам не обоснована, т.к. общество могло самостоятельно осуществлять перевозку товаров.
Сотрудники фискальной службы усомнились в реальности отношений и решили, что общество «применило схему фиктивного документооборота, направленную на получение необоснованной налоговой выгоды в виде завышения расходов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по транспортно-экспедиционным услугам, путем заключения договоров с взаимозависимыми лицами». Об этом свидетельствовали следующие обстоятельства:
- Контрагенты сдавали минимальную налоговую отчетность при значительных оборотах по расчетным счетам;
- Взаимозависимость: совпадение в управленческом составе компаний, водители налогоплательщика ныне работают на контрагентов, один на всех кадровик, родственные связи, общий адрес;
- 87% выручки контрагенты получали за услуги, оказанные налогоплательщику;
- Проведенная техническая экспертиза установила завышение количества километров, отраженных в калькуляциях, представленных контрагентами в подтверждение оказанных транспортно-экспедиционных услуг;
- Стоимость транспортных услуг в 3-4 раза завышена в сравнении с аналогичными услугами, оказанными контрагентами другим компаниям.
Налогоплательщик в доказательство реальности финансово-хозяйственных операций и обоснованности сотрудничества с перевозчиками предоставил:
- Документы: договоры транспортной экспедиции, счета-фактуры, акты, калькуляции транспортных услуг, заявки на подачу транспорта для развоза товара, товарные накладные, товарно-транспортные накладные, карточки счета 44.1.1 «услуги транспортной экспедиции», платежные поручения;
- Показания свидетелей: работники налогоплательщика и контрагентов подробно рассказали, кто, чем и в какой компании занимался. Как осуществлялась логистика, доставка грузов, взаимодействие, как фиксировался и сверялся километраж. Никаких разногласий и «криминала» не нашлось. Обычная и самая настоящая деятельность по оказанию транспортно-экспедиционных услуг;
- Наличие деловой цели: сдача в аренду транспорта связана с нежеланием руководителя налогоплательщика нести расходы по содержанию транспортных средств, решать текущие вопросы по доставке и разгрузке товара, т.к. это трудозатратная и трудоемкая работа. Да, общество раньше самостоятельно занималось доставкой товара, но в один прекрасный день вся эта суматоха попросту надоела. Поэтому транспортные средства сдали в аренду и водителей туда же послали. Чем не деловая цель?
В итоге суд решил, что сотрудники фискальной службы не доказали «схему»:
- Инспекция не установила основания, описанные в Определении КС РФ №441-О от 04.12.2003г., которые бы позволили считать налогоплательщика и контрагентов взаимозависимыми лицами, взаимоотношения между которыми могут повлиять на результаты сделок. Цены совершенных обществом сделок (с учетом оплаты услуг экспедитора в оба конца маршрута) применительно к положениям ст. 40 НК РФ налоговая не проверила;
- Превышение рыночной цены транспортно-экспедиционных услуг в проверяемом периоде при сопоставимых экономических условиях налоговый орган не установил: с другими компаниями контрагенты заключали договоры поставки без оплаты услуг экспедитора и только в один конец. Поэтому нелогично сравнивать абсолютно разные услуги;
- При проведении технической экспертизы эксперт учел только одно направление, в то время как товар доставлялся по нескольким направлениям, поэтому заключение признано ненадлежащим;
- Сотрудники фискальной службы не доказали, что действия общества носили экономически неоправданный характер, а были лишь направлены на получение необоснованной налоговой выгоды. «Инспекция не представила расчет, подтверждающий, что самостоятельные расходы на содержание, ремонт транспортных средств, расходы, связанные с доставкой товара (ГСМ, запчасти), расходы на оплату работы водителей, экспедиторов, были бы меньше, чем расходы общества по оплате транспортно-экспедиционных услуг контрагентов».
- Налоговый орган не представил доказательств того, что при совпадении состава руководителей, учредителей, сотрудников спорных контрагентов оказывалось какое-либо влияние на решения, принимаемые обществом. «Действующим законодательством не ограничено как количество создаваемых юридических лиц с одинаковым составом учредителей, так и возможность одного и того же физического лица занимать должности единоличного исполнительного органа различных юридических лиц».
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что сделки не носили формального характера, не являлись мнимыми либо притворными, имели деловые цели, были исполнены сторонами, первичные учетные документы соответствуют требованиям законодательства.
Рамазан Чимаев, юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:
Нужно учитывать, что возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для ее признания необоснованной.О необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств (которые, кстати, налоговый орган не привел в рассматриваемом деле):
- невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для оказания услуг;
- отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия персонала, основных средств, транспортных средств;
- учет для целей налогообложения только хозяйственных операций, непосредственно связанных с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций.
Налогоплательщик, несогласный с претензиями налогового органа, всегда может обратиться в суд, чтобы доказать законность полученной налоговой выгоды. Для этого необходимо убедить в экономической необходимости совершенных действий, обосновать свои деловые цели, представить все документы, и тем самым отстоять свои права.
Начать дискуссию