Маркетинг

Как заставить продавца возиться с клиентом

Некоторые компании практикуют такую систему мотивации менеджеров по продажам, когда их деятельность оценивается не столько по количеству заключенных контрактов, сколько по степени удовлетворенности клиента. Консультанты полагают, что такой подход в условиях рынка, насыщенного схожими товарами, может быть очень эффективным.

Некоторые компании практикуют такую систему мотивации менеджеров по продажам, когда их деятельность оценивается не столько по количеству заключенных контрактов, сколько по степени удовлетворенности клиента. Консультанты полагают, что такой подход в условиях рынка, насыщенного схожими товарами, может быть очень эффективным.

В конце 2003 г. петербургская компания "Полиграфоформление-ОФСЕТ" ввела на предприятии новую систему мотивации для персонала. Если раньше сотрудники получали бонус исходя из объемов продаж, сейчас количественная часть занимает уже около 2/3. Остальное зависит от срока отгрузки, объемов дебиторских обязательств, доли рынка и т. п. По словам генерального директора этой компании Григория Гороховского, в результате нововведений объем продаж увеличился на 20% в I квартале этого года относительно такого же периода в прошлом году. "Можно сколько угодно призывать к качественной работе, но ее можно достичь только тогда, когда уровень качества привязан к зарплате конкретного сотрудника", - считает Гороховский. Оценку удовлетворенности клиентов ведет служба исследования и развития компании, которая ежемесячно интервьюирует основных клиентов, обеспечивающих 80% продаж.

По мнению Михаила Хромова, независимого консультанта из Петербурга, поскольку продукты становятся все менее отличимыми друг от друга, в ближайшем будущем показатели компании будут определяться в первую очередь удовлетворенностью клиента. Хромов два года проводит исследование о влиянии работы продавца на эффективность компании. В исследовании принимали участие 14 российских компаний, работающих в сфере недвижимости, бытовой химии и техники. Как утверждает Хромов, все они ориентируются на валовые продажи и не стимулируют сотрудников повышать удовлетворенность клиентов от покупки, хотя именно это и обеспечивает долгосрочные отношения. "Всем известно, что имидж нужно раскручивать, но, как правило, это делается через рекламистов и пиарщиков. Пиаром через рядовой персонал, например продавцов, обычно пренебрегают", - добавляет Хромов.

С марта 2004 г. в московском дилерском центре "Лексус - Бизнес кар" (официальный дилер Lexus) по-новому рассчитывают зарплату консультантов по сервисному обслуживанию автомобилей. Кроме постоянной части и процентов от продажи услуг введены надбавки, которые зависят от индекса удовлетворенности клиентов. Если он равняется 80 - 90% - ежемесячный бонус консультанта составляет 45%.

Новую систему мотивации директор этого центра Николай Леонтьев начал разрабатывать еще в прошлом году, после поездки в Лос-Анджелес, где увидел, как один из дилеров оценивает качество работы сотрудников. Анкета, содержащая 12 вопросов, рассылается клиентам, и в зависимости от ответов сотрудник может получить до 40% прибавки к зарплате. В России Леонтьев решил не полагаться на "отзывчивость" клиентов, поэтому покупателям предложили заполнять анкету, не отходя от кассы. "Пока его волнует все, что связано с автомобилем", - поясняет Леонтьев.

Пока анкетирование в "Лексус - Бизнес кар" ввели только в одном подразделении - сервисном центре. Как объясняет Леонтьев, купив машину, в первый раз клиент, скорее всего, приедет на ТО в сервисный центр компании. Но если он будет обращаться туда снова и снова, есть вероятность, что новый автомобиль он купит у этого же дилера. После работы консультанта "Лексус - Бизнес кар" к клиенту подходит девушка из отдела клиентских отношений и просит заполнить анкету. Примерно, 92% клиентов соглашается. В том, чтобы клиент получил анкету, заинтересован сам консультант: если этого не произошло, считается, что ответы отрицательны по всем пунктам.

Вскоре на подобную систему оценки работы в компании планируют перевести отдел продаж, а затем все дилерские центры дистрибьюторской компании "Бизнес кар". Леонтьев считает, что регулирование зарплаты в каждом центре может происходить по-своему. Он ссылается на одного из американских дилеров Lexus, который за один только ответ "Я буду рекомендовать этот центр друзьям и знакомым" сулит подчиненным $200.

Анкеты в "Лексус - Бизнес кар" состоят из шести вопросов, которые в дальнейшем будут меняться. Например, от вопроса о вежливости центр собирается отказаться (индекс в этой части достиг 98% ) в пользу вопроса о том, насколько понятным языком изъясняется консультант.

По его словам, система должна быть гибкой и меняться в зависимости от целей компании. Например, если в компанию нужно привлечь оборотные средства, бонус за количество сделок можно увеличить. Сейчас же он придерживается политики 50 на 50. "Все это имеет отношение к будущему, - говорит Леонтьев. - Сейчас сервис-центр и так заполнен, но когда-нибудь таких центров станет больше, а нужно, чтобы уже сейчас сотрудники не расслаблялись".

На взгляд Игоря Манна, директора по маркетингу российского представительства Alcatel, то, что "приятность" обслуживания можно измерить, - это хорошо. Правда, по его мнению, это стоит делать менее формально. Кроме того, говорит он, нужно контролировать, чтобы человек не тратил чрезмерное количество времени на попытки понравиться. "В свое время, когда я работал в фотобизнесе, я премировал продавцов, по поводу которых слышал восторги клиентов, - вспоминает он. - Наверное, смысл в таком стимулировании есть в бизнесах, где короткий цикл продаж и принятия решений. Скорее это подходит для сектора b to c".

В представительстве компании Oracle в СНГ, несмотря на то что продукт сложный и в нем задействовано сразу несколько служб, уже десять лет рассчитывают индекс удовлетворенности потребителей. (Oracle делает это во всем мире. ) Удовлетворенность оценивается путем анкетирования по 28 пунктам. Результаты анкет за год влияют на вознаграждение не конкретного сотрудника, а сразу всего департамента разработки и поддержки. Если динамика позитивная - бонус увеличивается, негативная - уменьшается. В среднем часть, зависящая от уровня удовлетворенности клиентов, может составлять около четверти годового бонуса менеджеров.

Наталья Ульянова

Дневник продакта. Зачем нужна подписка Клерк.Премиум и сколько денег она экономит

Платная часть Клерка содержит кучу полезного контента. Пытаюсь разобраться в составе подписки и сценариях ее использования. Это не рекламы пост, а что-то вроде экзамена на понимание продукта. Обычно такие статьи мало кто читает, но мне будет интересно вернуться к ней через год и посмотреть что изменилось.

Дневник продакта. Зачем нужна подписка Клерк.Премиум и сколько денег она экономит
90

Начать дискуссию

Инвестиции

Недвижимость резко подорожала, доллар вышел из чата, новые санкции, дивиденды, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Готовьте бубны и карты таро, друзья. Мосбиржа попала под санкции, на ней не будет больше торгов долларом и евро, поэтому курс будут рисовать тарологи, шаманы и шарлатаны. Перед сворачиванием массовой льготной ипотеки цены на квартиры улетели в космос.

Недвижимость резко подорожала, доллар вышел из чата, новые санкции, дивиденды, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Налоговая заблокировала счета блогера Гусейна Гасанова

Налоговая заблокировала все счета Гусейна Гасанова. Как сообщает SHOT, они были заморожены с 13 июня, поскольку блогер задолжал ФНС космическую сумму — 144,8 миллиона рублей.

Налоговая заблокировала счета блогера Гусейна Гасанова

ВТБ с 17 июня приостановит выдачу IT-ипотеки из-за исчерпания выделенного лимита

В пресс-службе ВТБ подтвердили эту информацию. Банк продолжит принимать и рассматривать заявки на программу во всех каналах. Кредитные договоры, заключенные до 17 июня, остаются в силе, клиенты смогут провести сделки по ним на ранее утвержденных условиях.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Ведение бизнеса

Как использовать данные и аналитику для оптимизации продаж

Большинство успешных бизнесов сегодня понимают ценность информации. Они используют данные для определения своих стратегий, прогнозирования трендов и, конечно же, для оптимизации продаж.

Для предприятий новых регионов ввели мораторий на взыскание долгов

Мораторий будет действовать до 1 января 2026 года. Он распространяется на обязательства, которые возникли у государственных и муниципальных предприятий до 30 сентября 2022 года.

Валюта

Из-за санкций биржа Казахстана начала пересматривать отношения с Мосбиржей

Казахстанская фондовая биржа собирается пересмотреть отношения с Мосбиржей после введения санкций. MOEX принадлежит 13,1% акций, размещенных KASE.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Райффайзенбанк больше не будет начислять проценты по накопительным счетам

Последние проценты банк выплатит 30 июня. Клиенты смогут распоряжаться средствами на своих счетах.

Личные финансы

Финансовая безопасность: почему важна и как усилить?

Сколько раз вы оказывались в ситуациях с финансовыми вызовами? Чаще всего, такие события в жизни внезапны и стихийны.

Общество

Власти считают проблемой использование иностранных слов, имеющих российские аналоги: документ

Правительство утвердило Концепцию государственной языковой политики Российской Федерации.

Криптовалюта

Риски инвестирования в эфириум ETH или стоит ли покупать эфир (Etherium)

В 2021 году Эфириум (Ethereum) стал одной из самых популярных в мире криптовалют, и сохраняет эту позицию до сих пор, достигнув капитализации в 400 миллиардов долларов.

Риски инвестирования в эфириум ETH или стоит ли покупать эфир (Etherium)

💘 Налоговая реформа-2025: обзор всех изменений для бухгалтера

При УСН будет НДС, но можно от него освободиться или выбрать пониженную ставку. По НДФЛ будет новая пятиступенчатая прогрессивная шкала. Ставку налога на прибыль увеличат. Налоговый кешбэк и амнистия по дроблению. Читайте дайджест всех актуальных изменений.

Маркетплейсы

Уже более 54 регионов и 30 губернаторов одобрили законопроект о регулировании маркетплейсов

Закон о маркетплейсах установит правила на рынке электронной коммерции, защитит права потребителей, продавцов (селлеров) и поставщиков.

1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
УК РФ

Что делать чтобы не стать обвиняемым по ст. 158 УК при находке смартфона

Рассказываю о действиях, которые уберегут нашедшего от уголовной ответственности за находку.

Валюта

Путин: растет недоверие к западным резервным валютам

Европейские банки, которые считались надежными для хранения капитала, также теряют доверие.

Инвестиции

Пополнил брокерский счет на 200 000 в июне. Что купил? Часть 1

Продолжаю ежемесячное инвестирование, в июне снова удалось пополнить брокерский счёт на 200 000 рублей, а значит можно провести традиционный анпакинг покупок на бирже. Распродажа в отделе акций, начавшаяся в мае, дополнительно подогревала интерес, так что удалось приобрести много интересного. Кроме того, в облигациях также много новых имён.

Пополнил брокерский счет на 200 000 в июне. Что купил? Часть 1

💥 Пять вебинаров по налоговой реформе-2025: готовимся к новым НДФЛ, НДС, налогу на прибыль и УСН уже сейчас

С 2025 года все изменится, и половина НК будет переписана. Поэтому важно уже сейчас понять, какими будут новые правила игры и как организовать свою работу. «Клерк» проводит серию вебинаров с ведущими экспертами: налоговыми консультантами, юристами, адвокатами, аутсорсерами. Не пропустите!

💥 Пять вебинаров по налоговой реформе-2025: готовимся к новым НДФЛ, НДС, налогу на прибыль и УСН уже сейчас

У бухгалтеров стресс и выгорание, алкоголь подорожает с 1 июля, а блогеров хотят приравнять к СМИ. 🥂«Ночной бухгалтер» № 1703

Пятничные новости они такие. Сделали дайджест шок-новостей дня, разбавили их играми для глаз и разума, и любимая рубрика — «Что ест бухгалтер».

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

🍷 Минимальные цены на продажу крепкого алкоголя в рознице вырастут уже с 1 июля

Водка с 1 июля 2024 года подорожает с 281 до 299 рублей, коньяк — с 517 до 556, а бренди — с 375 до 403 рублей за 0,5 л.

Вакансии

Новые вакансии для бухгалтеров и финансистов Добавить вакансию
УСН

Как с 2025 года будут индексировать лимит дохода для перехода на УСН

Сейчас перейти на УСН с начала года можно, если доходы за 9 месяцев прошлого года не превысили 112,5 млн рублей с учетом коэффициента-дефлятора. С 2025 года лимит для перехода на УСН будет 337,5 млн рублей.

Интересные материалы

Онлайн-кассы

Если безналичная оплата за юрлицо пришла от физлица, надо применять ККТ

Иногда происходят такие ситуации: счет выписан на юрлицо, а оплата по безналу поступает от директора компании или иного физического лица.