Основные средства

Вторая жизнь основных средств

Практически у любой фирмы есть самортизированные основные средства. Не торопитесь от них избавляться. Амортизацию по такому имуществу можно начать начислять заново.

Практически у любой фирмы есть самортизированные основные средства. Не торопитесь от них избавляться. Амортизацию по такому имуществу можно начать начислять заново.

Пользы от основных средств, по которым полностью начислена амортизация, немного. Да, они продолжают использоваться фирмой. Но включать в налоговую себестоимость амортизацию по ним уже не получится. Правда, из любой ситуации есть тот или иной выход. Вот о нем и поговорим.

Долгоиграющая пластинка

Один из простых способов – внести это имущество в совместную деятельность. Сразу оговоримся. Способ хорош, если его стоимость достаточно высока. Например, речь идет об изношенной недвижимости. Если основные средства стоят недорого, овчинка выделки не стоит.

Ну а теперь перейдем к достоинствам и недостаткам схемы. Достоинства очевидны. Такое основное средство оценивают участники простого товарищества. То бишь, оцени его хоть в рубль, хоть в миллион. Исходя из этой стоимости по нему и надо начислять амортизацию. Поэтому в нашем случае миллион, конечно, лучше.

Нельзя не отметить, что налоговая служба придерживается несколько иной точки зрения. Как сказано в Методических рекомендациях налоговиков (приказ МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729), такие основные средства должны оцениваться исходя из их остаточной стоимости по данным передающей стороны (п. 4.1). Так как она будет равна нулю, то и начислять амортизацию не с чего. Почему налоговое ведомство решило «разрулить» этот вопрос подобным образом, понятно. Их задача – собрать побольше налогов. Но откуда эта норма взялась в методичке, сказать сложно. В Налоговом кодексе подобных требований не было и нет. Из этого можно сделать вывод, что налоговики в очередной раз занялись любимым делом – дополнением законов новыми правилами и нормами. Законно ли это? Ответ очевиден – нет. Обращать ли на это внимание? Этот вопрос вам придется решить самостоятельно.

Несколько слов о налоге на имущество. Его платить, как это ни странно, не придется. Штука в том, что этим налогом облагается «остаточная стоимость признаваемого объектом налогообложения имущества, внесенного налогоплательщиком по договору простого товарищества». В нашем случае она будет равна нулю.

Теперь перейдем к примеру. Допустим, вы занимаетесь торговлей, и у вашей фирмы есть старое здание, которое отслужило свой срок. Вы организуете совместную деятельность и вносите ее в качестве вклада. По договору простое товарищество будет делать то же самое, что делала ваша фирма, то есть торговать. Однако теперь ваша деятельность будет называться не торговой, а совместной. Выгода очевидна. Здание оценено в миллион. По нему вновь начисляется амортизация. Ее сумма уменьшает полученную прибыль.

Не имей сто друзей, а имей сто рублей

Прочитав это, многие схватятся за голову. Как найти фирму, которая согласится стать товарищем? Как делить с ней доходы? Как вести учет?

Тут все довольно просто. Фирму искать не обязательно. Достаточно индивидуального предпринимателя. Им может стать, например, учредитель вашей фирмы. Доходы нужно делить так, как это написано в договоре простого товарищества. Самый простой вариант – пропорционально вкладам. Ваш вклад – 1 млн. Вклад предпринимателя – 1 рубль. Доходы будут делиться один к миллиону, то есть львиная часть прибыли (а точнее, практически вся прибыль) принадлежит вашей фирме.

Ведение общих дел (проще говоря, бух- учет), конечно, надо взять на себя. Учет при совместной деятельности в принципе такой же, как и при обычной. Основные средства учитываются на счете 01, нематериальные активы – 04, деньги в кассе – 50 и т. д. Единственное, о чем не нужно забывать: он ведется отдельно от учета самой фирмы (на отдельном балансе). Конечно, определенные нюансы есть. Но подробно на них останавливаться не будем. Цель статьи не в этом.

Цена овчинки и выделки

Работы у бухгалтера, безусловно, прибавится. Придется разбираться в тонкостях совместной деятельности, составлять отдельный баланс, делить доходы и расходы фирмы. Заниматься этим можно при одном условии. Схема позволяет значительно снизить налог на прибыль. В противном случае лучше оставить все как есть.

Л. Бабина, аудитор


Источник материала: «Практическая Бухгалтерия»

Начать дискуссию