Клерк.Ру

Как работать с требованиями налоговых органов по НДС: пошаговая инструкция

Что произошло?

Закончилась отчетная кампания по НДС, налоговики провели проверку, нашли расхождения в счетах-фактурах с контрагентами и другие «грешки» налогоплательщика. Итогом их деятельности стали требования о предоставлении пояснений, направленные компаниям. Рассмотрим, как действовать, если пришло требование. Для наглядности сопроводим все действия скриншотами из системы для сдачи отчетности Контур. Экстерн.

Отправить квитанцию

Квитанцию нужно отправить в течение 6-ти рабочих дней с момента получения требования. Дата получения требования фиксируется оператором ЭДО — это дата поступления требования на сервер оператора. Если не отправить квитанцию в установленный законом срок, ФНС вправе заблокировать расчетные счета организации (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Учтите, требование не поступит, если организация, которой выставлено требование, не зарегистрирована в системе для сдачи отчетности. В таком случае оператор отправит в ФНС отрицательное извещение о получении.

Требование о предоставлении пояснений из 0002

После отправки квитанции вам из налоговой должно поступить Извещение о получении — этот документ подтверждает, что квитанция получена. Если Извещение не пришло, квитанцию нужно выслать вновь. Как правило, функция ответа на требование недоступна до отправки квитанции.

Извещение о получении

Просмотреть поступившее требование

Требование о предоставлении пояснений

Требование может содержать в себе сразу несколько запросов на пояснения, а именно:

  1. По расхождениям в счетах-фактурах с данными контрагентов.
  2. Несоответствие контрольных соотношений в декларации.
  3. Сведения по сделкам, не включенным в книгу продаж.
  4. По другим основаниям.

Из этого списка только для первых трех пунктов утвержден формат для передачи по ТКС (письмо ФНС России от 07.04.2015 № ЕД-4-15/5752), однако на все виды требований с 1 января 2017 года необходимо давать ответ в электронном виде через оператора ЭДО.

Подготовить документы для работы с требованием

Чтобы корректно ответить на требование, потребуются такие документы:

  1. Для требований по расхождениям — книги покупок, книги продаж, журналы учета счетов-фактур и раздел декларации по НДС; оригиналы счетов-фактур, которые указаны в требовании.
  2. Для требований по контрольным соотношениям — декларация по НДС, включая все разделы.
  3. Для требований о не включенных в книгу продаж сделкам — книга продаж.
  4. Для требований по другим основаниям — те документы, которые могут быть полезны при формировании пояснения (всегда разные документы).

Следующий шаг — это подготовка ответа на требование. Этот этап мы детализируем в привязке к требованиям того или иного вида, выделим соответствующие действия в отдельные шаги.

Отвечаем на требование по расхождениям с контрагентами

Данные покупателей и продавцов в счетах-фактурах проходят автоматическую сверку в информационной системе ФНС.

Требование направляется налогоплательщику (в первую очередь покупателю), если у контрагента счет-фактура не найден, или покупатель заявил к вычету НДС больше, чем продавец — к уплате.

Что увидим. Требование содержит список счетов-фактур, в которых обнаружены расхождения и код предполагаемой ошибки. Коды могут быть такими:

  • 1 — запись об операции отсутствует у контрагента;
  • 2 — несоответствие данных об операциях между книгой покупок и книгой продаж. В частности, между данными раздела 8 (сведения из книги покупок) или приложения 1 к разделу 8 (сведения из дополнительных листов книги покупок) и разделом 9 (сведения из книги продаж) или приложением 1 к разделу 9 (сведения из дополнительных листов книги продаж) декларации налогоплательщика;
  • 3 — несоответствие данных об операциях между разделом 10 (сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур) и разделом 11 (сведения из журнала учета полученных счетов- фактур) декларации налогоплательщика;
  • 4 (a, b) — не исключена ошибка в графах a, b (указывается номер граф, в которых допущены ошибки).

Сведения из книги покупок

Как действуем. Убедитесь в том, что такие счета-фактуры поданы вами в составе декларации. Для этого проверьте ее на наличие этих счетов-фактур. Сравните записи о счетах-фактурах в книгах покупок и продаж с данными, указанными в оригинальных счетах-фактурах. Далее действуйте по ситуации.

  • Ситуация 1. Данные сверены с оригиналом, все верно.
    В этом случае нужно подтвердить правильность данных, указанных в требовании, включив счет-фактуру в ответ на требование.

Ответ на требование о предоставлении пояснений к НДС 5.02

Для более надежного подтверждения правильности информации к ответу на требование можно приложить скан-копиюсчета-фактуры или оригинал счета-фактуры в электронном виде (в формате xml). Это позволит налоговой быстрее убедиться в корректности ваших сведений и не присылать требований по этому же счету-фактуре в дальнейшем. Приложенные счета-фактуры включаются в опись документов.

Требование о предоставлении пояснений

Документы можно загружать в формате pdf или xml.

Рекомендуется прилагать оригиналы счетов-фактур (в электронном виде или скан-копии бумажного носителя). После того, как документы пройдут форматно-логический контроль, их можно отправлять.

Подготовка документов к ответу на требование о предоставлении пояснений

  • Ситуация 2. Допущена ошибка в реквизитах счета-фактуры (номер, дата, ИНН/КПП контрагента). Исправьте данные прямо в ответе на требование, кроме суммы налога (см. ниже).

Ответ на требование о предоставлении пояснений к НДС 5.02

  • Ситуация 3. Допущена ошибка в сумме налога.
    Любое изменение суммы НДС в сделке влечет отправку уточненной декларации. Счета-фактуры с такими ошибками нужно удалить из ответа на требование. Затем сформировать уточненку, включив в дополнительный лист книги покупок или продаж корректные сведения по «ошибочным» счетам-фактурам. Уточненную декларацию в ответ на требование нужно направить в течение 5-ти рабочих дней после отправки квитанции о приеме требования.

Ответ на требование о предоставлении пояснений к НДС 5.02

Отвечаем на требование по контрольным соотношениям

Напомним. контрольное соотношение — это равенство, которое должно выполняться в рамках декларации по НДС, например: р. 3 ст. 170 гр. 3 = р. 3 ст. (010+020+030+040) гр. 5

Что увидим. Требование по контрольным соотношениям содержит:

  1. Номер контрольного соотношения (например, 1.27).
  2. Формулировку нарушения (например, «завышение суммы НДС, подлежащей вычету»).
  3. Ссылку на норму законодательства (НК РФ ст. 171, 172).
  4. Контрольное соотношение (ст. 190 р. 3 + сумма стр. 030 и 040 р. 4 + ст. 080 и 090 р. 5 + ст. 060 р. 6 + ст. 090 р. 6 + ст. 150 р. 6 = ст. 190 р. 8 + [ст. 190 прил. 1 к р.8 — ст. 005 прил. 1 к р. 8], если левая часть равенства > правой).
  5. Данные, отраженные в декларации (1781114.00<=3562595.75).

Как действуем. В электронном ответе укажите номер контрольного соотношения, к которому дается пояснение и приведите само пояснение в произвольной форме (не более 1000 знаков).

Сведения по невыполненным контрольным соотношениям

Отвечаем на требование по счетам-фактурам, не включенным в книгу продаж

Такие требования направляются продавцам в том случае, когда покупатель отразил в декларации сделки с продавцом, а продавец не отразил их в своей книге продаж.

Что увидим. По сути дела, здесь будет список счетов-фактур, которые отражены у покупателя, но не у продавца, примерно так:

Контрагент с ИНН 1234567890:

  1. Счет-фактура № 1 от 01.01.2017.
  2. Счет-фактура № 2 от 01.02.2017

Как действуем. Ответ на такое требование содержит 2 таблицы. Данные из счетов-фактур нужно включить в первую таблицу, заполнив обязательные поля (ИНН покупателя, номер СФ, дата СФ) и дополнительные, которые не обязательны по формату (стоимость продаж, код вида операции, раздел, в котором отражен счет-фактура и ИНН посредника):

Сведения, поясняющие расхождения

Если же сделка не подтверждается, и продавец не выставлял по ней счет-фактуру, заполняйте вторую таблицу — укажите ИНН покупателя, номер и дату счета-фактуры.

Сведения о записях, операции по которым не подтверждаются

Отвечаем на требования по другим основаниям

Требования о пояснениях по НДС могут приходить и по прочим основаниям. Они поступают налогоплательщику в формате pdf, а отвечать на них нужно в свободной форме, подготовив пояснительное письмо. Напомним, ващ комментарий не должен быть длиннее 1000 символов.

Пояснительное письмо

Формируем опись документов

К ответу на каждый вид требования можно добавить любые счета-фактуры, другие документы, допустимые для включения в опись. Список таких документов утвержден приказом ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465 (в редакции приказа ФНС России от 31.08.2012 № ММВ-7-6-/587).

Проверяем реквизиты ответа

Чтобы ответ на требование был корректно зарегистрирован в информационной системе ФНС, нужно без ошибок заполнить его реквизиты, а именно:

  • имя и период файла декларации должны соответствовать имени декларации, на которую пришло требование;
  • в реквизитах организации укажите название, ИНН, КПП налогоплательщика;
  • в поле «Признак подписанта» нужно указать 3, если ответ подписывается электронной подписью руководителя организации или 4, если ответ отправляется через уполномоченного представителя.

Ответ на требование о предоставлении пояснений к НДС 5.02

Дополнительно проверьте ответ перед отправкой

Сформированный ответ должен соответствовать формату, установленному ФНС. Если после заполнения найдутся какие-либо ошибки, необходимо их исправить. Иначе ваш ответ не примут в налоговой, и вы получите отрицательное извещение.

Ответ на требование о предоставлении пояснений к НДС

Убедитесь, что ответ на требование принят

Как и в случае с квитанцией, факт получения ответа не требование налоговый орган подтверждает извещением. Если извещение не пришло, то не исключена ошибка при транспортировке ответа по телекоммуникационным каналам связи от оператора ЭДО к инспекции. В такой ситуации нужно обратиться к оператору ЭДО и навести справки.

Отключить рекламу