Валютные операции

Валютное законодательство: что дальше?

С января 2007 года компании и госструктуры пользуются сокращенной версией Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Несмотря на либерализацию норм, вопросов меньше не стало. Важнейшие из них обсуждались на семинаре, организованном компанией «Тандем-Форум».

С января 2007 года компании и госструктуры пользуются сокращенной версией Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Несмотря на либерализацию норм, вопросов меньше не стало. Важнейшие из них обсуждались на семинаре, организованном компанией «Тандем-Форум».

О. Литвинова, корреспондент ПБ

Для начала напомним, что изменения в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (далее — Закон № 173-ФЗ) были внесены частью 3 статьи 26 этого документа. Они начали действовать с 1 января 2007 года.

Новинки законодательства

Специалисты Банка России, присутствовавшие на встрече, сообщили, что в связи с серьезными изменениями в Законе № 173-ФЗ, возникла необходимость переработать соответствующие подзаконные акты.

Шакина Елена Владимировна, начальник отдела Департамента финансового мониторинга и валютного контроля, отметила, что действующие в настоящее время инструкции Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И, от 30 марта 2004 г. № 111-И и положение Центробанка от 1 июня 2004 г. № 258-П будут заменены единым документом. Такая версия «3 в 1», во-первых, поможет избежать дублирования норм, которые присутствуют в указанных нормативных актах. Во-вторых, ожидаемые инструктивные материалы Центрального Банка будут соответствовать обновленной системе валютного контроля.

Революционных изменений, по словам г-жи Шакиной, не предвидится. В частности, сохранится существовавшая система оформления паспортов сделок. Кроме того, Центробанк размышляет над внедрением схемы контроля поступлений, которая будет аналогична системе спецсчетов. Единственная цель этого проекта — сохранить за участниками внешнеэкономических сделок обязанность оперативно представлять в банковскую систему информацию о назначении поступивших на их счета денежных средств. Иных подробностей объединенного документа представители Центробанка не сообщили, сославшись на то, что в него еще могут быть внесены изменения. Пройдя все стадии согласования, проект должен увидеть свет до конца I квартала 2007 года.

Еще один очень важный документ должен выйти из-под пера Центробанка в I квартале 2007 года. Речь идет о порядке передачи информации о нарушениях валютного законодательства от банков Росфиннадзору, который, собственно, и накладывает штрафы*. По словам г-жи Шакиной принципиальная схема уже выработана: уполномоченные банки будут отсылать информацию в свои территориальные управления Центробанка, оттуда данные пойдут в базу, формируемую Банком России. Затем эти сведения получит Росфиннадзор и отправит в свои территориальные управления по месту нахождения нарушителей. Самое интересное, что на всю процедуру ведомствам по плану отводится лишь два рабочих дня. Прежде чем говорить о том, что еще будет в этом документе, и тем более, как он сможет работать на практике, специалисты Центробанка предложили дождаться официального утверждения порядка передачи информации. Отдельно г-жа Шакина обратила внимание слушателей на то, что банки не вправе проверять, для какой операции фирма покупает иностранную валюту. Компании могут приобрести заграничные денежные знаки просто для того, чтобы «хранить в них» свои средства. «Сейчас нет ни одного документа Центрального Банка РФ, который ограничивал бы приобретение валюты», — подчеркнула лектор.

Командировочные в валюте

Неизменный интерес слушателей на подобных семинарах вызывает вопрос о том, насколько законно выдавать сотрудникам компании командировочные в наличной валюте.

Г-жа Шакина высказала мнение, что выдавать командировочные в наличной валюте вполне законно. Ведь подпункт 9 пункта 1 статьи 9 Закона № 173-ФЗ прямо разрешает операции в валюте при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также операций при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой. По мнению г-жи Шакиной, о том, что валюта для поездки за рубеж может выдаваться именно в наличной форме, говорит прилагательное «выданного», которое указано в отношении аванса. Такого же мнения придерживаются и многие эксперты.

Однако еще раз задуматься о допустимости выдачи командировочных в наличной валюте заставило выступление на семинаре Черекаева Алексея Васильевича, начальника отдела рассмотрения жалоб по делам об административных правонарушениях Росфиннадзора. Между ним и представителями Центробанка возникла заочная дискуссия. Г-н Черекаев заявил, что территориальные управления его ведомства штрафуют компании за выдачу наличной валюты на командировки. Ведь несмотря на то, что в статье 9 Закона № 173-ФЗ среди допустимых валютных операций между резидентами расчеты по командировочным расходам названы, право на выдачу наличной валюты для поездки за границу не поименовано в статье 14 того же документа. В связи с этим г-н Черекаев посоветовал компаниям «не играть с огнем» и отправлять сотрудников за границу с корпоративной банковской картой.

Вас еще не проверяли?

Кстати, от г-на Черекаева слушатели «из первых уст» получили много другой ценной информации. Например, о том, как Росфиннадзор проводит проверки.

В частности, участники семинара узнали, что до сих пор не существует утвержденного порядка проведения проверок Росфиннадзором. Ревизоры напрямую руководствуются Законом № 173-ФЗ и КоАП РФ.

Конечно, Росфиннадзор уже пытался упорядочить деятельность территориальных управлений и «умерить» аппетиты контролеров на местах. Для этого были даже составлены Правила проведения проверок, с указанием, какие документы допустимо требовать, в каком объеме, в какие сроки и т. д. Однако Минюст не утвердил методичку, сославшись на то, что права издавать такого рода акты у Росфиннадзора нет. Несмотря на отсутствие инструкции, проверки идут в полную силу. Обычно ревизия начинается с запроса документов, связанных с проведением валютных операций. При этом срок для представления документов не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса (подп. 3 п. 1 ст. 23 Закона № 173-ФЗ). Указанной датой судебная практика признает дату получения запроса компанией.

Обратите внимание: подробный перечень запрашиваемой информации (п. 4 ст. 23 Закона № 173-ФЗ) относится только к агентам валютного контроля (банки, налоговые и таможенные органы, участники рынка ценных бумаг). А вот для Росфиннадзора ограничения довольно расплывчаты: его сотрудники могут запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (п. 1 ст. 23 Закона № 173-ФЗ).

Если документы не будут предоставлены, проверяющие вправе наложить штраф по статье 19.7 КоАП РФ: для компании он может дойти до 5000 рублей, а для должностного лица — до 500 рублей. Причем, если фирма проигнорирует и последующие запросы Росфиннадзора, то этот штраф повторится. А данные на особо злостных уклонистов будут переданы в прокуратуру.

И вот о чем еще стоит помнить. В большинстве случаев фирму не могут привлечь к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения (ст. 4.5 КоАП). Однако для нарушителей валютного законодательства этот срок увеличен до одного года.


* Более подробно о разделении функций банков и Росфиннадзора вы прочтете в статье «Валютные проверки» в «ПБ» № 1 за 2007 год.

Начать дискуссию