За 1 полугодие 2011 года поступления НДФЛ в консолидированный бюджет составили 542,7 млн. рублей или 54 % от поступлений всех налогов и сборов, администрируемых инспекцией. По сравнению с 1 полугодием 2010 года поступления по НДФЛ увеличились в 1,2 раза.
Несмотря на общий рост поступлений налога основные потери бюджетов по НДФЛ связаны с неуплатой текущих платежей отдельными хозяйствующими субъектами - налоговыми агентами.
Администрирование НДФЛ достаточно специфично и отличается от администрирования других основных налоговых источников, что обусловлено особой правовой природой налога.
Плательщиками НДФЛ признаются физические лица. Организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы именуются налоговыми агентами. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при его фактической выплате и перечислить в бюджет суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода.
Учитывая, что сведения о доходах работников предоставляются налоговыми агентами один раз в год не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, выявление недоимки по НДФЛ у налоговых агентов переносится на более поздний срок по сравнению с другими налогами и осуществляется в рамках последующего, а не текущего налогового контроля.
Специфичность администрирования НДФЛ (невозможность определения на текущую дату согласно карточке расчетов с бюджетом размера задолженности налогового агента и, как следствие, принудительного ее взыскания без проведения выездной налоговой проверки) позволяет хозяйствующим субъектам отвлекать удержанные из доходов работников суммы налога для пополнения оборотных средств.
Реально оценить задолженность налогового агента по НДФЛ можно только в рамках выездной налоговой проверки.
За 1 полугодие 2011 года инспекцией проведено 20 выездных налоговых проверок, в ходе которых был проверен вопрос правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) НДФЛ.
По результатам выездных налоговых проверок доначислено налога на доходы физических лиц в сумме 6007 тыс. руб., предъявлены санкции в сумме 2124 тыс. руб. и пени на сумму 1224 тыс.руб. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года сумма доначисленных платежей в бюджет увеличилась в 4 раза.
В связи с непогашением задолженности по НДФЛ по результатам 4-х выездных налоговых проверок материалы были направлены в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел. В отношении 1 организации уголовное дело уже возбуждено.
С учетом изменений в законодательстве о налогах и сборах складывается следующая практика при проведении проверок налоговых агентов:
в ходе проведения выездной налоговой проверки одной из организаций было установлено, что задолженность перед бюджетом по исчисленному и удержанному налогу из выплаченных физическим лицам доходов за проверяемый период (2009-2010 гг.), подлежащему перечислению налоговым агентом, отсутствует.
Однако в нарушение статей 24, 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в проверяемом периоде организацией допускалось перечисление в бюджет сумм исчисленного и удержанного НДФЛ с нарушением установленного срока.
В связи с чем налогоплательщику за неперечисление (неполное перечисление) в установленный срок налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом были начислены пени. Кроме того, налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ.
Статьей 123 НК РФ предусмотрена ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налога.
02.09.2010 вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (далее – закон № 229 – ФЗ).
Статьей 123 НК РФ (в редакции закона № 229-ФЗ) установлено, что неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Рассматривая положения ст. 123 НК РФ (в редакции, действовавшей до 02.09.2010), необходимо учитывать, что несвоевременное перечисление налоговым агентом удержанного НДФЛ в арбитражной практике ранее не расценивалось как неисполнение обязанности по перечислению налогов (Определение ВАС РФ от 26.12.2007 № 17657/07). Следовательно, если НДФЛ перечислялся налоговым агентом в бюджет до принятия инспекцией решения о привлечении к ответственности, то основания для применения штрафа по ст. 123 НК РФ отсутствовали.
Таким образом, до 02.09.2010 налоговый агент мог избежать налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в виде штрафа в размере 20% удержанного, но неперечисленного налога, если перечислил его до вынесения решения по итогам выездной налоговой проверки.
В случае уплаты налога должностным лицам также удавалось избежать привлечения к уголовной ответственности по ст. 199.2 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
В новой редакции Федерального закона № 229-ФЗ статьей 123 НК РФ дополнительно установлено, что ответственность применяется за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога.
Следовательно, несвоевременное исполнение обязанности по перечислению удержанных сумм НДФЛ (вне зависимости от факта их последующего внесения в бюджет) влечет за собой применение санкции по ст. 123 НК РФ, например за однодневную задержку перечисления налоговым агентом сумм удержанного налога.
Начать дискуссию