Коронавирус — на удаленку всем офисом! Плюсы и минусы, подводные камни

Переход на удаленку в период пандемии – хорошее решение? Попробуем разобраться, насколько. Как у любого «глобального» мероприятия, у него есть и плюсы, и минусы, и часть из них существенная.
5,8 тыс.
Коронавирус — на удаленку всем офисом! Плюсы и минусы, подводные камни

Переход на удаленку в период пандемии — хорошее решение? Попробуем разобраться. Ведь как у любого глобального мероприятия, у него есть и плюсы, и минусы, и часть из них существенная.

Кого вообще можно пробовать «дистанцировать»?

Переводить на дистанционную работу можно всех, кому необязательно физически присутствовать на рабочем месте. С современным уровнем развития технологий, список таких должностей и целых сегментов бизнеса достаточно велик:

  • администрация;
  • бухгалтерия;
  • кадровая служба;
  • рекламщики и маркетологи;
  • всевозможные контролеры (качества, обслуживания и т. п.);
  • IT-шники и др.

Практически все офисные должности могут быть переведены на удаленку. При этом отпадает необходимость в обслуживающих работниках, например, офис-менеджерах, уборщиках и так далее.

Первый плюс: работа продолжается с минимальными рисками

Самое главное, ради чего, собственно, все затевалось, — работа идет. При этом социальные обязанности по препятствованию распространению вируса выполнены в полном объеме.

Будет ли такая работа успешной? Зависит от того, как организована удаленка.

Первый минус: стоимость организации удаленки

Чтобы сотрудники имели возможность работать и взаимодействовать друг с другом из дома, с клиентурой и руководством, их надо обеспечить всем необходимым: девайсами, оргтехникой, системами коммуникации.

Хорошо, если есть сервер или облако, к которым можно организовать доступ работников с домашних устройств. Хорошо, если у работников дома есть подходящая для рабочих нагрузок оргтехника.

Если этого нет — обеспечить недостающее придется работодателю.

Впрочем, если подсчитать, во что обойдется функционирование офиса с тепловизорами, регулярной дезинфекцией, организацией превентивных мероприятий по рекомендациям Роспотребнадзора, то, возможно, эти траты окажутся не намного меньше, чем расходы на дистанционку.

А если посчитать потенциальные риски от приостановки работы вообще — например, из-за введения карантина, выгода от удаленки даже начинает просматриваться.

Второй минус: побочные убытки

Не стоит забывать и о побочных убытках при экспресс-переводе сотрудников на удаленную работу. Так, помещения под офисы чаще всего арендуются, и аренда долгосрочная. То есть какое-то время придется платить «за пустующие стены».

Еще пример: часть работников окажется невостребованной вообще. В основном, те, кто обеспечивал жизнедеятельность самого офиса. Как быть с ними? По ТК РФ вынужденное бездействие таких работников считается простоем. А простой не по вине работника оплачивается работодателем. Получается, что до определенного момента придется платить не задействованным в трудовом процессе работникам.

Как вариант — с «лишними» в условиях удаленки работниками можно договориться о неоплачиваемом отпуске, но это спасет на короткое время. Все равно придется принимать по ним решение.

Германский институт Роберта Коха (RKI) дал прогноз, что эпидемия коронавируса будет существовать и влиять на экономику еще, как минимум, 2 года. За 2 года на удаленке можно привыкнуть и обнаружить ряд удобств, чтобы не возвращаться обратно в офис.

Поэтому, примериваясь к переходу на дистанционный офис, просчитайте, сколько времени вы собираетесь так работать. Если год и более, возможно, имеет смысл расторгнуть договор аренды и пересмотреть штатное расписание на предмет сокращения не нужных пока должностей. Тогда после того, как вы проведете правильно процедуру сокращения штатов, минусы обратятся в плюсы: экономию на оплате аренды и обеспечении деятельности офиса.

Кстати, коронавирус — это форс-мажор. Торгово-промышленная палата выдает на этот счет специальные сертификаты для внешнеэкономических контрактов. Расторжение договора аренды в связи с изменением режима работы из-за коронавируса вполне можно признать расторжением из-за обстоятельств непреодолимой силы.

Третий минус: контроль и управление рабочим временем

Минус удаленки в том, что невозможно уследить сразу за всеми работниками в любое время. Впрочем, минус это только для определенной группы руководителей с авторитарным стилем руководства.

Такие начальники искренне считают, что люди изначально работать не любят и не хотят (кроме него, единственного и неповторимого). Поэтому без постоянного присутствия начальства за плечом все быстренько расслабятся, не самоорганизуются и завалят всю работу.

Если на удаленку отправляются подразделения с таким начальством, следует особенно внимательно отнестись к процедурам контроля эффективности работы сотрудников. В зависимости от специфики деятельности, можно попробовать:

  • Установить не только нормы, но и критерии анализа, по которым периодически проверяется результат работы. Например, работники техподдержки на телефоне обработали за неделю 50 звонков. Результаты оценки звонков — «хорошо» и «отлично». Жалоб нет. Норма 60 звонков не выполнена не потому, что сотрудники плохо работают, а потому, что помощь понадобилась меньшему количеству клиентов.
  • Установить время, когда работники будут выходить на связь с руководством и друг с другом. Периодичность виртуальных «летучек» и совещаний тоже зависит от специфики деятельности. Здесь главное — не перегнуть палку, чтобы работники, вместо того, чтобы заниматься своими обязанностями, не зависали целыми днями в скайпе, лишь бы быть «на виду» у начальника по его желанию. Принцип разумности следует соблюдать и с отчетами о проделанной работе. Ни к чему заставлять работников ежедневно тратить дополнительное время на подробное описание своего рабочего дня. Письменный отчет должен включать только то, что нельзя быстро обсудить на «летучке» в скайпе, например.

Напомним, что учет рабочего времени удаленщика по трудовому договору ведется по тем же основным правилам, что и учет времени «обыкновенного» работника.

Выводы

Большинство минусов от перехода на удаленку при правильном подходе трансформируются в плюсы.

При этом сохраняется самый большой плюс — возможность продолжать работу с минимальными рисками в условиях кризиса из-за пандемии вируса.

При переводе работников на работу дистанционно следует позаботиться о:

  • техническом и материальном обеспечении работающих на дому;
  • минимизации сопутствующих убытков: от аренды фактически пустующего помещения до сокращения должностей, не нужных при удаленке;
  • пересмотре критериев оценки эффективности работы и контроле использования рабочего времени.

Вопросы, рассмотренные в этом посте, касаются в первую очередь работодателей. Могут ли работники сами инициировать свой перевод на удаленку в форс-мажорных обстоятельствах? Как это выполнить? Расскажем при следующей встрече.

Друзья, поддержите нас — подпишитесь на наш блог на Клерке :).

И приглашаем на заглянуть наш сайт blogkadrovika.ru — здесь вы найдете полезную информацию о пособиях, зарплате, кадрах, налогах, пенсиях. Пишем для специалистов и всех, кто хочет научиться разбираться в этих вопросах.

Комментарии

22
  • sheller 21.03.20, 12:26

    Илья РабченокГендиректорСМОПРО

    • Старый ворчун 21.03.20, 16:04

      Нет

      • MaxC 21.03.20, 16:13

        Индивидуальный предприниматель

        • Старый ворчун 21.03.20, 17:35

          Нет

          • MaxC 21.03.20, 17:53

            Индивидуальный предприниматель

  • sheller 21.03.20, 12:27

    Илья РабченокГендиректорСМОПРО

    • MaxC 21.03.20, 12:54

      Индивидуальный предприниматель

  • Entera 23.03.20, 13:32
    • Entera 23.03.20, 13:34
    • Старый ворчун 23.03.20, 14:21

      Нет

      • VikaV2193 23.03.20, 14:28

        ВикторияГлавный бухгалтер

      • MaxC 23.03.20, 14:29

        Индивидуальный предприниматель

        • Старый ворчун 23.03.20, 14:56

          Нет

          • MaxC 23.03.20, 16:26

            Индивидуальный предприниматель

            • Старый ворчун 23.03.20, 17:05

              Нет

              • MaxC 23.03.20, 17:29

                Индивидуальный предприниматель

                • Старый ворчун 23.03.20, 18:00

                  Нет

                  • MaxC 23.03.20, 18:31

                    Индивидуальный предприниматель

                  • Дмитрий424 24.03.20, 10:17

                    Дмитрийсамозанятый

                    • Старый ворчун 24.03.20, 10:24

                      Нет

                      • Дмитрий424 24.03.20, 14:33

                        Дмитрийсамозанятый

  • id402787586 07.05.20, 13:54
Упс, комментировать могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, .

В Google Play из российских банков остался только «Бланк» и «Русский Стандарт Страхование»

Всё больше российских банков вынуждены развивать веб-версию в качестве основного канала коммуникации с клиентами через смартфон.

Ozon Банк распробовал вкус переводов за рубеж и начнёт на них зарабатывать

С понедельника за все трансграничные переводы через «Золотую Корону» клиентам придётся заплатить комиссию 1%.

Мероприятия

Актуальные мероприятия для бухгалтеров Добавить мероприятие

Очередная бесполезная юрисдикция в географии «Мира» — Лаос

Судя по всему, дальнейшее продвижение «Мира» будет сфокусировано на Юго-Восточной Азии и Латинской Америке.

Пособие на погребение можно выплатить родственникам сотрудника наличными

Выплачивать пособие на погребение работодатели могут как безналом, так и наличными.

Банки

Клиенты Росбанка не могут перевести деньги через СБП

В приложении Росбанка произошел краткосрочный сбой, из-за которого пользователи не могли перевести средства по СБП и войти в личный кабинет.

Организация, созданная в 2019 году, должна платить налог на сверхприбыль

Не признаются налогоплательщиками налога на сверхприбыль те организации, у которых отсутствовали доходы от реализации и в 2018 году, и в 2019 году.

Общество

Основные программы для получения гражданства в Испании для Россиян. Сколько это стоит и каковы шансы?

Получение испанского гражданства предоставляет полный объем прав, включая участие в выборах, возможность служить на государственной службе, социальные и медицинские льготы, а также свободное передвижение в странах Европейского Союза.

Новые видео от экспертов каждый день
Ипотека

Центробанк начал работать над лимитами по ипотеке

В 2024 году у банков появится ограничение на число ипотечных кредитов, которые они могут выдавать.

Дарение между родственниками — опасная схема

Если провернуть дарение между родственниками ИП, удержаться на упрощенке не получится.

Дарение между родственниками — опасная схема
Отпуска

Как заполнить график отпусков на 2024 год: образец + разъяснения Роструда

График отпусков на 2024 год надо составить и утвердить до 17 декабря 2023 года. Форма графика может быть свободная, но чаще всего используют унифицированную форму Т-7. Разберем некоторые нюансы.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Поиск работы бухгалтеров

Есть резюме на HeadHunter? Перенесите данные в «Клерк» за один клик

Знаем, как иногда сложно заставить себя сесть и составить резюме, а когда уже составили, копировать из одной системы в другую нет никакого желания. Теперь можно перенести данные из резюме на HeadHunter в Клерк.Работа за один клик и сразу начать откликаться на вакансии.

Есть резюме на HeadHunter? Перенесите данные в «Клерк» за один клик
3
103
Бесплатно с Отпуска

Кому нужно предоставить отпуск по желанию: составляем график отпусков на 2024 год. Мини-курс

Рассказываем, кому в 2024 году нужно предоставить отпуск по желанию.

Кому нужно предоставить отпуск по желанию: составляем график отпусков на 2024 год. Мини-курс
Экологический сбор

Реестр утилизаторов отходов: будут ли в нём ломозаготовительные компании

Правительство ужесточает контроль над утилизацией отходов, меняет принципы расширенной ответственности производителей и формирует реестр утилизаторов. Разберём, стоит ли ломозаготовителям в нём регистрироваться и зачем.

Реестр утилизаторов отходов: будут ли в нём ломозаготовительные компании
Самозанятые

ИП на НПД не обязан применять онлайн-кассу

Самозанятые обязаны выдать клиенту чек, но формировать его надо не с помощью ККТ, а в приложении «Мой налог». Это касается, в том числе, ИП.

Когда подавать заявление на переход с УСН на ОСНО?

Добрый вечер, возник такой вопрос, чтобы перейти с УСН на ОСНО нужно подать заявление о переходе не позднее 15 января следующего года, могу ли я подать заявление в этом году, в конце декабря или мне нужно сделать это именно в следующем?

50

Как в 1С:Бухгалтерии 8 сформировать отчеты для руководителя

Бухгалтеры смогут быстро подготовить для руководителей отчеты по продажам. Теперь можно устанавливать свои варианты оформления сумм и подсвечивать красным отрицательные показатели.

Бесплатно с Индивидуальный предприниматель

Декларация при закрытии ИП на УСН: когда подать, как заполнить

После ликвидации ИП физлицо продолжает отвечать по долгам бизнеса, в том числе перед налоговой службой. Рассказываем, в какие сроки сдать и как заполнить ликвидационную декларацию ИП на УСН, чтобы уменьшить налог и избежать штрафов. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

ЦБ и Росфинмониторинг не дали вывести в теневой сектор 320 млрд рублей

Финансовая разведка ликвидировала 14 финансовых пирамид и 10 теневых площадок с оборотом 28 млрд рублей. 90% финансовых организаций работают в рамках закона и не отмывают деньги.

80
Аренда

Лизинг: что это такое, кому подходит и как его правильно оформить

Когда предпринимателю на время нужны оборудование или транспорт для бизнеса, он может их арендовать. Если они нужны надолго, обычно выгоднее их купить, даже если для этого придется взять кредит. Но получить кредит бывает не так просто. В этой ситуации удобнее воспользоваться такой услугой как лизинг. Правда, при этом нужно тщательно оценить возможные преимущества и риски.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

На российских сайтах можно авторизоваться через зарубежные сервисы, но до 2025 года

С 1 января 2025 года авторизация на российских сайтах будет возможна только с помощью номера телефона, аккаунта на Госуслугах, Единой биометрической системы и электронной почты российских сервисов.