Банки

Банки ставят на ДБО

Число пользователей систем дистанционного банковского обслуживания ежегодно увеличивается практически в два раза

Число пользователей систем дистанционного банковского обслуживания ежегодно увеличивается практически в два раза

Если на западном банковском рынке бум дистанционного банковского обслуживания ожидали в начале 90-х годов, то на российском рынке о бурном развитии данной сферы начали говорить буквально несколько лет назад. Возможно, кризис ускорит этот процесс и приблизит реальность к ожиданиям. Но банкам придется приложить немало сил, чтобы доказать, что их системы - самые надежные и удобные.

ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ!

Участники банковского рынка, проникнувшись мыслью о необходимости оптимизации, пересмотрели организацию бизнес-процессов и принялись за «автоматизацию и виртуализацию» своих каналов обслуживания клиентов. Расширением сети платежных устройств банки озадачились давно, так как банкоматы и платежные терминалы позволяют не только сэкономить на операциях, но и существенно разгрузить офисы, а значит, повысить качество обслуживания. Кроме того, количество точек обслуживания является значимым фактором для граждан. Следует признать, что наличие сети в 20 тыс. банкоматов является неоспоримым преимуществом Сбербанка. И приблизиться к этой цифре желает каждая кредитная организация. Правда, в скором времени задача может усложниться: крупнейший розничный банк заявил о том, что планирует к 2015 году увеличить сеть банкоматов в два раза, то есть «догнать» ее до 40 тыс.

Но коммерческие банки не сдаются. И удивляют если не порядком цифр, то темпами роста. Так, по итогам 2009 года ВТБ24 расширил сеть банкоматов на 1800 устройств, что в 1,5 раза больше, чем в 2008 году. Общее количество банкоматов выросло почти в два раза (составив, таким образом, 4100 устройств), а количество POS-терминалов в торгово-сер-висных предприятиях увеличилось на 54 устройства и достигло 3466 штук.

Банк «Хоум Кредит» также заявил о том, что продолжает увеличивать число собственных банкоматов на территории России, таким образом продолжив реализацию стратегии перехода к универсальному розничному банку. Напомним, что установку собственных банкоматов банк начал в 2009 году. Сейчас число работающих аппаратов для снятия и внесения денег достигло 250 единиц в 55 городах России. 152 банкомата расположены в офисах банка, а 98 - за их пределами. В 2010 году банк планирует открыть еще более 50 банкоматов.

При этом банки, как правило, устанавливают платежные устройства по последнему слову техники: с высоким уровнем безопасности, широким набором функций и прочее. Если в начале развития ДБО лишь немногие участники рынка могли похвастаться возможностью совершения дополнительных операций, то сегодня большинство банков предлагают опции по оплате коммунальных услуг и штрафов ГИБДД, по осуществлению мобильных и интернет-платежей и пр. Тот же ВТБ24 сообщил, что за прошедший год существенно расширил перечень платежей, которые можно оплачивать через банкоматы: теперь для клиентов стало доступно 105 их типов. Подобные «навороты» повышают статус банка в глазах пользователей, а в некоторых случаях и дают возможность дополнительно заработать.

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Интернет и мобильный банкинг также не новы на российском рынке. Однако часто данные системы существовали в банках номинально. Дело в том, что многие кредитные организации изначально устанавливали «самописные» системы, которые на определенном этапе позволяли сделать значительный шаг в развитии и обогнать конкурентов. Но затем те же системы стали оказывать сдерживающий эффект: они, как правило, бывают достаточно тяжелыми, а потому их использование на домашних компьютерах вызывает определенные сложности.

Современные системы, установленные в большинстве крупных розничных банков, сегодня являются сравнительно легкими и гибкими, а потому могут поддерживаться не только на компьютерах, но и на мобильных устройствах. Стоит признать, что данное условие является достаточно важным в сегодняшних реалиях. В результате совершенствования систем, а также развития инфраструктуры и повышения финансовой грамотности населения количество пользователей интернет-банкинга растет в геометрической прогрессии. Так, по оценкам экспертов, примерное число клиентов интернет-банкинга сейчас составляет 1,5-2 млн человек и ежегодно увеличивается в два и более раз. По предварительным оценкам, к концу 2010 года оно может вырасти до 3–4 млн человек.

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

Одним из важных факторов, сдерживающих развитие интернет-банкинга, является недоверие пользователей к уровню безопасности системы. Так, рынок периодически будоражат сообщения о произведенных хищениях. Возможно, их количество не так велико, но эти истории заставляют клиентов пять раз подумать, прежде чем воспользоваться данной услугой. Руководитель департамента маркетинга и электронных сервисов банка «Уралсиб» Михаил Воронько признает: «Мы предполагаем, что на данный момент ущерб от мошеннических операций в системах интернет-банкинга в целом по банковской отрасли нельзя назвать существенным, но тенденция к росту существует».

Однако спикер пояснил, что при разговоре об атаках и попытках совершения несанкционированного доступа важно учитывать именно количество успешных попыток и величину реального ущерба. «Можно сказать однозначно: количество попыток взлома/мошенничества в системах интернет-банкинга растет. Тем не менее случаев реального взлома банковских систем из Интернета очень мало. В основном мошенники используют другой метод - атаку на самого клиента и похищение его конфиденциальных данных. Существуют специальные программы -«трояны» и вирусы, с помощью которых злоумышленники пытаются получить с компьютера клиента данные, необходимые для доступа в систему интернет-банкинга (пароли доступа, ключи и сертификаты).

Часто и сами клиенты забывают об элементарных методах защиты своих данных: оставляют ключевые носители в свободном доступе, не устанавливают и не обновляют антивирусные системы, работают с критичной информацией в интернет-кафе. В этих случаях противостоять мошенникам со стороны банка очень сложно - ведь, обладая всей необходимой информацией (логин, пароль, ключевой носитель и т. д.), злоумышленник выглядит для банка вполне легитимным, «нормальным» клиентом. С целью снижения таких рисков банки предоставляют своим клиентам рекомендации по обеспечению сохранности критичной информации, необходимой для работы с системой интернет-банкинга. А в случаях, когда клиент все-таки подвергся атаке мошенника, финансово-кредитные организации используют механизмы выявления и предотвращения несанкционированных операций.

ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ

Стоит отметить, что в системах безопасности интернет-банкинга есть как общие, так и индивидуальные механизмы защиты. Так, к числу общих средств безопасности относится система оповещения клиентов о совершении операции. При этом в зависимости от класса защиты установленная система может сообщать либо только о проведенных операциях, либо и о них, и о подозрительных действиях.

«Для выявления подозрительных операций используются различные методы. Например, сбор и корреляция событий об операциях и присвоение операции так называемой степени подозрительности на основе специально разработанных правил. Такой анализ помогает формировать специальное сообщение операционисту, который напрямую контактирует с клиентом для подтверждения легитимности проводимой операции», - пояснил Михаил Воронько. Второй механизм обеспечения безопасности - ограничение по сумме перевода. Так, для физических лиц в банке «Уралсиб» предусмотрены специальные лимиты: по суточным операциям - 100 тыс. рублей, по недельным операциям – 300 тыс. рублей. В системе «Телебанк» существуют лимиты на операции, размер которых зависит от используемого средства подтверждения, -переменные коды или ЭЦП. В зависимости от группы операций стандартный размер ограничений при подтверждении операций с помощью переменных кодов варьируется от $5 тыс. до $100 тыс. При использовании ЭЦП лимиты в 100 раз выше.

Такие средства защиты данных, как пароль или логин, существуют везде. Однако они могут иметь принципиальные отличия. Например, в Московском банке реконструкции и развития рассказали, что они используют стандартный для многих банков способ входа в интернет-банкинг: общение между компьютером клиента и сервером интернет-банкинга происходит по защищенному протоколу (HTTPS). Идентификация клиента осуществляется по имени пользователя и паролю. Имя пользователя и пароль - достаточно длинный и сложный набор цифр и букв, который создается системой интернет-банкинга либо выбирается клиентом при подключении услуги. Защита от подбора имени пользователя и пароля осуществляется блокированием учетной записи клиента в случае обнаружения неудачных попыток аутентификации.

Работа в системе «Телебанк» возможна с использованием двух вариантов систем защиты: на основе переменных кодов и на основе программы Inter-PRO, в которой для подтверждения операций клиент использует электронно-цифровую подпись. Заместитель директора департамента розничного бизнеса ВТБ24 Юлия Деменюк поясняет: «Система защиты на основе переменных кодов является наиболее простой в использовании и при этом обеспечивает высокий уровень безопасности. Более 70% клиентов системы «Телебанк» прибегают именно к этому способу. Основным преимуществом использования системы защиты на основе программы Inter-PRO является то, что при подтверждении операций при помощи ЭЦП лимиты на операции в системе «Телебанк» существенно выше. Однако у этой системы защиты есть ограничение: она может быть использована только при работе с системой через Интернет со стационарного компьютера или ноутбука, тогда как подтверждение операций при помощи переменных кодов возможно при работе с системой по любому каналу доступа.

Но сложность заключается в том, что обеспечение безопасности операций в интернет-банкинге - это поиск баланса между стоимостью и надежностью идентификации, так как обычно стоимость решений критически важна для конечных клиентов. 

Начать дискуссию

Реальная переписка с ведомствами может оказаться лишь уловкой юристов-мошенников

Полицейские в Удмуртии задержали руководителя юридической фирмы, подозреваемого в мошенничестве под предлогом оказания юридических услуг.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Где дивиденды, НЛМК? История, доходность, дивидендная политика и перспективы НЛМК

Ходят слухи, что в одном из котлов НЛМК утопили прообраз Терминатора, отмечая очередную выплату дивидендов, ведь если не богатеть, то зачем вот это вот всё. Продолжаю серию дивидендных разборов, и сегодня наш клиент — Новолипецкий Металлургический Комбинат — второй металлург, возобновивший дивидендные выплаты в 2024 году.

Где дивиденды, НЛМК? История, доходность, дивидендная политика и перспективы НЛМК

По майнингу Россия почти впереди планеты всей

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Игры и конкурсы на День бухгалтера — веселые и смешные

Бухгалтера — очень серьезные люди. Поэтому профессиональный праздник является для них отличным поводом расслабиться и как следует повеселиться.

Экономика России

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Законопроекты

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
13

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Интересные материалы

Страховые взносы

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру