Как передать ведение учета на аутсорсинг. 10 правил работы с бухгалтерией на удаленке для руководителя

Решились перейти на дистанционное обслуживание? Выбирайте вариант: перевести на удаленку свою бухгалтерию или передать учет на аутсорсинг. Со своей бухгалтерией вопросов не возникает, ведь сотрудники знают компанию и у них есть право подписи. Главное — наладить автоматизацию. С аутсорсингом сложнее. Как доверить «внутреннюю кухню» в чьи-то чужие руки?
Как передать ведение учета на аутсорсинг. 10 правил работы с бухгалтерией на удаленке для руководителя

Начнем с законодательства — закон № 402-ФЗ и положение по бухучету, утвержденное приказом Минфина № 34 разрешают руководителю организации не только возложить обязанности по ведению бухучета на главного бухгалтера компании или иное должностное лицо, но и заключить договор со специализированной организацией.

Аутсорсингом как раз и называют передачу ведения какого-либо участка деятельности компании сторонней организации, например, ведение бухгалтерии. В таком случае заключается договор на оказание услуг по правилам .

Давайте посмотрим, какими правилами, должен руководствоваться руководитель, при выборе аутсорсера.

Правило № 1. Как можно больше узнать до заключения договора

Прежде, чем заключать договор, нужно проверить репутацию компании, риски, связанные с новым партнером.

Для этого можно использовать открытые источники — сайт компании, отзывы в сети, причем как от клиентов, так и от работников, сайт ФНС (раздел Прозрачный бизнес), судебные дела, сайт судебных приставов (ищите не только данные об организации, но и о ее руководители и учредителях, как физлицах) и др.

Обратите внимание на сайты вакансий — набирает ли аутсорсинг бухгалтеров, каких навыков от них требует, какой квалификации. С такими исполнителями вам придется работать, важно знать, что компания хочет видеть в своих рядах специалистов.

При консультации или встрече поинтересуйтесь — какие сервисы и программы использует компания-аутсорсер в своей работе. Уточните, будет ли у вас личный кабинет, как можно общаться с закрепленным за вами бухгалтером, как передавать первичку и получать документы, какой отчет предоставит аутсорсер по итогам месяца. Задавайте вопросы — чем увереннее ответы будущего исполнителя, тем больше к нему доверия.

Идеально, если вам дадут пробный доступ или тестовый период. Сможете осмотреться в личном кабинете, опробовать работу поддержки, убедится, что загрузка или выгрузка документов не вызывает трудностей.

Не забудьте поинтересоваться, какие еще услуги предлагает аутсорсер, возможно в компании есть юристы или айтишники, консультации которых можно получить в рамках обслуживания или за дополнительную плату.

Электронный архив — бесплатно!

Делис Архив поможет вам избавиться от гор бумажных документов и разместить их в электронном архиве.

Акция для новых клиентов!

Закажите сканирование и пользуйтесь системой «Электронный Архив» целый год бесплатно. Оставьте заявку прямо сейчас:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Правило № 2. Определиться с объемами передаваемых работ

После того, как будет выбрана компания-аутсорсер, следует обозначить условия, на которых организации будет передана бухгалтерия или конкретные участки учета.

Нужно определить объем передачи дел:

  • Аутсорсер будет только сдавать отчеты или полностью вести бухгалтерию, в том числе составлять накладные, акты, договоры и т. д.?
  • Будет ли вестись кадровый, воинский учет или только бухучет и налоги?
  • Также компании сдают отчеты в статистику, центр занятости, а некоторые и в другие госорганы.

Например, некоммерческие организации сдают дополнительные отчеты в Минюст (приказ Минюста от 30.09.2021 № 185), компании, занимающиеся продажей или производством алкогольных напитков — в Росалкогольрегулирование (приказ Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 № 396), организации, работающие в деревообрабатывающей промышленности — в ЕГАИС (гл. 2.3 Лесного кодекса).

Если у компании есть необходимость в предоставлении отчетов не только в ФНС, ПФР и ФСС, а также обязанности по размещению дополнительной информации на госресурсах (например, «Работа в России»), то такие услуги следует обговорить отдельно.

Правило № 3. Установить сроки

Третий важный пункт в переговорах с аутсорсером — нужно предусмотреть сроки выполнения работы: в какие даты должна быть сдана отчетность, сформированы и переданы заказчику первичные документы и отчеты об оказанных услугах.

Также желательно учесть в договоре возможность передачи заказчику любых документов, связанных с его деятельностью, по его запросу с определенными сроками.

Дополнительно в договоре может быть предусмотрена обязанность аутсорсера по предоставлению отчетности на согласование с заказчиком до даты ее сдачи в налоговую и иные госорганы.

Правило № 4. Разобраться в ценообразовании услуг

Это стандартный камень преткновения заказчика и исполнителя — сумма по счету.

Если аутсорсер работает по абонентской плате, то следует подробно прописать все услуги, которые входят в абонентскую плату.

Также в договоре должны быть указаны стоимость и наименование услуг, которые компания-аутсорсер предоставляет дополнительно. Важно — обговорите, как будут акцептоваться такие услуги, т. е. как с их оказанием будет соглашаться заказчик. Достаточно просто дать поручение или надо будет подписывать какие-то соглашения. Иначе может получиться так, что вы попросите аутсорсера выполнить какую-то работу, не входящую в абонентскую плату, а затем удивитесь, почему счет вырос в два раза.

В договоре наименования услуг и их стоимость должны быть четкими и понятными для заказчика и не предусматривать дополнительных компенсационных выплат, процентов или иных скрытых платежей.

Правило № 5. Правильно передать право подписи

Серьезным моментом является передача права подписи руководителя организации. Помимо подписи директора компании сотрудникам аутсорсера могут быть переданы подписи главного бухгалтера и иных сотрудников организации-заказчика.

В доверенности на передачу права подписи должны быть указаны документы, в которых сможет расписываться сотрудник компании-аутсорсера, должность и ФИО того, кто передает право подписи и данные сотрудника, которому передается право подписи (). Также в доверенности лучше предусмотреть срок, на который она выдается.

Причем с доверенностями схема довольно сложная, т. к. для сдачи в налоговую отчетов применяются электронные доверенности, как и для отчетов в другие структуры, но механизм работы с ними недостаточно отлажен. Поэтому возможно будет удобнее, если аутсорсер будет только готовить документы, а подписывать их будет руководитель или иной ответственный сотрудник организации-заказчика.

Дополнительно можно отметить, что помимо отчетов и иных регистров и первичных документов, сотрудниками компании-аутсорсера могут быть подписаны также кассовые документы (пп. 4.2 п. 4 Указаний № 3210-У).

Правило № 6. Определить порядок работы с бухгалтерской программой и документами

Сейчас компании ведут учет при помощи программного обеспечения, но при этом делятся на тех, кто работает только с ЭДО (электронным документооборотом), только с бумажными документами или смешанным способом.

Поэтому есть важные нюансы, которые нужно решить до заключения договора:

  • В какой конкретно программе будет вестись учет (наименование, конфигурация)?
  • Аутсорсер будет вести учет компании-заказчика в программе, правами на которую она владеет (или приобретет) самостоятельно, или программное обеспечение предоставит заказчик?
  • Если права на программу будут принадлежать аутсорсеру — будет ли по окончанию (расторжению) договора передана база с учетными данными компании-заказчику и в каком виде?
  • Если программу предоставляет заказчик, то по какому регламенту с ней будет работать аутсорсер? Будут ли предоставлены удаленные доступы сотрудникам компании-аутсорсера к компьютерам (серверам) компании или учет будет вестись в облачном сервисе?
  • Если у заказчика электронный документооборот, то как аутсорсеру будут переданы базы или доступы к ним? Каков будет порядок работы с электронными документами?

То есть все нюансы обработки информации с помощью компьютерных программ должны быть также оговорены и прописаны в договоре.

Что касается обработки бумажных документов, то порядок документооборота также должен быть прописан в договоре. Так, если заказчик передает аутсорсеру документы на бумаге, или наоборот, то их лучше передавать в папках с описью вложения по акту приема-передачи. В акте должны быть зафиксированы данные сотрудников компании-заказчика и компании-аутсорсера, которые занимаются сдачей/приемкой документации.

Важно определить место хранения документов. Хранить их у себя заказчику может быть неудобно, но и аутсорсер не всегда готов выделить место для большого количества первички.

Можно хранить документы вне офиса — в специальном архиве. Специалисты Делис Архив не просто заберут документы на хранение, но еще и отсканируют их и создадут электронный архив, работать с которым могут как заказчик, так и аутсорсер.

Делис Архив может еще и собирать первичку и сразу забирать ее к себе, сканировать и помещать в электронный архив.

Правило № 7. Установить ответственность сторон

После согласования всех нюансов работы с аутсорсером, нужно установить ответственность бухгалтерской компании.

Нужно отметить, что к ответственности привлекают должностное лицо, по вине которого такие ошибки возникли в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением служебных обязанностей. То есть ответственным перед законом по прежнему остается руководитель компании-заказчика, за ошибки в отчетности несет ответственность именно он (, ч. 1, 3 ст. 7 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Административный штраф за подобные нарушения может быть наложен только на должностных лиц ().

Таким образом, проверяющие в любом случае будут привлекать к ответственности компанию-заказчика и её сотрудников, а не компанию-аутсорсера.

Однако, как и в любом другом договоре гражданско-правового характера, в договоре на оказание услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета, можно предусмотреть пункт о компенсациях (возмещении) штрафов, пеней, которые возникли по вине исполнителя, а также иного рода компенсации.

В договоре можно предусмотреть возмещение расходов на оплату санкций, которые были наложены не только проверяющими органами, но и при работе с прочими контрагентами.

Например, штрафы за несвоевременно представленные документы клиенту, за нарушение сроков передачи оригиналов документов заказчику или контрагенту заказчика и т. д. Также в договоре можно предусмотреть страхование профессиональной ответственности аутсорсера.

Правило № 8. Позаботиться о персональных данных сотрудников

Не забудьте, что для передачи в обработку персональных данных сотрудников аутсорсеру, необходимо получить согласие работников на передачу и обработку ПД (п. 1 ч. 1 ст. 6 закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Кстати, до 1 сентября работодатели должны подать в Роскомнадзор уведомление об обработке персональных данных (изменения внес закон от 14.07.2022 № 266-ФЗ).

Если вы обрабатываете данные сейчас самостоятельно и подадите такое уведомление до того, как начнете работать с аутсорсинговой компанией, а после 1 сентября передадите, например, кадровый учет аутсорсеру, то придется снова направить уведомления (об изменениях).

Хранение кадровых документов имеет свои особенности, начиная от сроков и заканчивая соблюдением закона о персональных данных. Делис Архив заключил соглашение с ПФР, наши специалисты сами подготовят и предоставят по запросам ваших работников или УПФР любые виды архивных справок. Наша компания является оператором персональных данных на обработку документов третьих лиц.

Узнайте сроки хранения документов в бесплатном сервисе Архивист.Онлайн

Правило № 9. Определить правила проверки работы аутсорсера

Следует предусмотреть варианты такой проверки, в том числе возможность для заказчика самостоятельного выбора аудиторской компании, а также внеплановых проверок внутренним персоналом или привлеченным третьим лицом со стороны заказчика.

Правило № 10. Узнать, что еще может предложить аутсорсер

Когда все самые важные вопросы решены, можно обратить внимание на дополнительные услуги и мероприятия, которые предоставляет компания-аутсорсер.

Самые важные из них — возможность проведения инвентаризации, и в первую очередь дебиторской и кредиторской задолженности с контрагентами, в т.ч. с ФНС, а также услуги по взаимодействию с ФНС и прочими проверяющими службами.

Можно осведомиться, составляет ли компания-аутсорсер для заказчиков ответы на запросы проверяющих, сопровождают ли проверки, участвуют ли в передаче корреспонденции для ФНС и иных проверяющих органов, сопровождают ли сотрудников компании-заказчика на опросы, допросы и прочие налоговые и иные мероприятия контролирующих служб.

Также можно обратить внимание на то, проводит ли компания-аутсорсер обучение сотрудников организации-заказчика, предоставляет ли консультационные услуги и т. д.

Что еще нужно не забыть при передаче бухгалтерии на аутсорс?

  • экономически обосновать перевод бухгалтерии на аутсорс, например, снижением расходов на канцтовары, обучение персонала, содержание рабочих мест, и т.д. (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.03.2008 № Ф04-1991/2008(2362-А46-25), от 11.07.2006 № Ф04-3725/2005(23668-А46-26);
  • зафиксировать передачу ведения бухгалтерского и налогового учета сторонней организации в учетной политике;
  • указать в договоре, что учет ведется в соответствии с нормами российского законодательства, действующими на дату совершения операции (заполнения отчета);
  • предусмотреть документальное оформление услуг аутсорсера (например, составление акта оказания услуг) для того, чтобы услуги компании можно было принять в налоговых расходах без споров с проверяющими;
  • дополнительно можно оговорить вопросы о подписании соглашения о коммерческой тайне или о неразглашении конфиденциальных сведений.

Если при работе с аутсорсинговой компанией получится соблюсти все эти пункты, то вы можете быть уверены в качественном ведении учета своей компании.

Подписывайтесь на канал «Бумажный мир Делис Архив»

Актуальные новости, законодательство, инструкции и инструменты. Без спама, рекламы или ложной информации.

Комментарии

2
  • К сожалению, большинство компаний вообще об этом не думают, они для себя в голове решили, что, раз они передали бухгалтерию на аутсорс, то априори им будут делать все, что связано с документами, и желательно без какого-либо участия с их стороны. Договор прочитать тоже не все удосуживаются. Серьезный бизнес, как правило, стремиться иметь своего бухгалтера.

  • julia19762008

    какие документы можно запросить с бухгалтерской фирмы, если в акте выполненных работ расшифровки нет

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.

Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 
Кадровый учет

Перемещение работника

В данном материале рассмотрим, как выглядит процедура перемещения сотрудника. Поговорим о том, какими документами оформляется это кадровое мероприятие. Разберем, в чем состоят отличия между перемещением и переводом работника.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Семь ошибок в общении с покупателями на маркетплейсе и как их избежать

Общение важно в любых отношениях: дружеских, семейных, профессиональных. В бизнесе с помощью правильно выстроенного контакта с клиентами можно отстраиваться от конкурентов и увеличивать продажи. Рассказываем, как правильно наладить общение с клиентам на Ozon и какие ошибки часто допускают продавцы.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Экономика России

Набиуллина: ЦБ не исключает дополнительного повышения ключевой ставки

Годовой прогноз по инфляции повысили до 6,5-7%. Центробанк решил отказаться от базового сценария развития экономики.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления

В статье разберем причины эмоционального выгорания и способы его преодоления.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: загрузку видео на YouTube замедляют, Wildberries будет платить «белым хакерам», а многодетные семьи чаще всего берут кредиты

Подготовили обзор главных событий дня — 26 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Инвестиции

На Мосбирже появится 15 новых ценных бумаг

Непубличные компании разместят 15 новых акций по закрытой подписке на платформе MOEX START.

Регистрация ККТ

📠 Госдума упростила регистрацию контрольно-кассовой техники. Оценка налогового юриста

ИП смогут не применять ККТ, если оказывают услуги в сфере образования, физической культуры и спорта.

Инвестиции

Стоит ли участвовать в IPO и какой доход это может принести

После затишья в 2022 году и осторожного начала движения в 2023 российские компании в 2024 году стали активно выходить на биржу и предлагать свои акции. Насколько успешно проходят сейчас IPO и стоит ли в них участвовать инвестору? Узнали у экспертов.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Запрос документов ИФНС из другого региона, как отвечать на налоговые требования, нюансы ФСБУ 27/2021— в новом дайджесте Разборов

Сегодня в дайджесте вы найдете не только текстовые разборы, но и конспекты вебинаров, которые помогут вам разобраться в работе с самозанятыми в 2024 году и научат отвечать на требования ФНС.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру