Ведение документооборота

Как составить график документооборота организации: пошаговая инструкция

Ежедневно через отдел бухгалтерии проходит огромный объем документации: и в электронном виде, и на бумаге. Важные данные могут легко затеряться, а нарушение сроков исполнения грозит неприятностями. Структурировать рутину поможет График документооборота. Расскажем, как составить такой акт и «заставить» его реально работать на практике.
Как составить график документооборота организации: пошаговая инструкция
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Что такое график документооборота в бухгалтерии и зачем он нужен

График документооборота — это внутренний локальный нормативный акт компании, который определяет порядок движения документов между подразделениями (от составления до полного их исполнения), сроки обработки и ответственных лиц.

С внедрением ЭДО количество бумажных экземпляров сократилось, но маршруты остались прежними, поэтому структуризация процессов все равно актуальна.

В бухгалтерии упорядочения требует:

  1. Первичная документация — договоры, счета, накладные.

  2. Регистры бухучета — оборотно-сальдовые ведомости, инвентарные карточки.

  3. Оправдательные документы — кассовые чеки, квитанции об оплате и т.д.

Для оптимизации обмена документами внутри компании, налаживания взаимодействий между подразделениями, контроля сроков обработки документов и отчетности необходимо упорядочивать первичные и оправдательные документы.    

Универсального перечня нет, каждая организация сама разрабатывает актуальный для нее список бухгалтерской и налоговой документации и схему ее перемещения.

График документооборота необязательный локальный акт. Однако его наличие значительно упрощает жизнь компании.

Например, следование определенному плану позволяет:

  • оптимизировать бумажную рутину;

  • распределить обязанности между сотрудниками;

  • регулировать соблюдение учетной политики;

  • не нарушать сроки, строго установленные законом, например, для сдачи отчетности или хранения архива;

  • экономить время бухгалтера на решение других задач;

  • контролировать перемещение важных данных внутри компании;

  • в целом, повысить качество работы с документами.

При составлении Графика опирайтесь на федстандарт ФСБУ 27/2021, в нем прописаны основные требования к ведению бухучета в коммерческих и бюджетных организациях.

Делегируйте разработку локальных актов и оптимизацию внутренних бизнес-процессов профессионалам консалтинга. Компания DAS Group оказывает комплексные услуги для предпринимателей.

Пошаговый план составления графика

Если в вашей компании еще нет Графика документооборота бухгалтерии, или его внедрение не возымело успеха на практике, используйте нашу инструкцию. Действуйте пошагово, чтобы не пропустить ни одну важную деталь.

Для начала нужно найти ответы на следующие вопросы:

  1. Как на предприятии организован учет регистров?

  2. Кто занимается первичкой, и как быстро она обрабатывается?

  3. Что представляет из себя цикл движения бухгалтерских и налоговых документов: от создания до отправки в архив?

  4. В каком виде (бумажном или электронном) и как долго хранится архив?

Подготовительный этап позволит понять, с какой стороны подступиться к задаче, и оценить масштаб проблемы. После — можно приступать к основной работе.

Получите бесплатно запись вебинара «Как организовать информационную безопасность в компании»

Не становитесь жертвой кибератак и не позволяйте злоумышленникам получить доступ к вашим конфиденциальным данным

Узнайте как безопасно выстроить ключевые бизнес-процессы и как настроить систему информационной безопасности

Заполните форму ниже и мы пришлем запись вебинара на ваш e-mail:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Шаг 1. Составьте перечень документов, которые проходят через бухгалтерию

Старайтесь сделать его максимально подробным. Вспомните, что редко используется и обычно ускользает от внимания: служебные записки по итогам командировки, отчеты о рекламных акциях и т.п.

Когда перечень готов, пропишите маршрут для каждого документа. У первички он будет примерно такой:

Создание/получение от контрагента → учет → обработка → передача в архив

Важно зафиксировать и сроки перемещения, а также ответственных лиц: кто от кого получает, кто проверяет, согласовывает, кому передает далее и как хранит.

Схема движения товарной накладной:

Шаг 2. Выберите ответственных лиц

Закрепите за каждым участком работы конкретное должностное лицо, иначе путаница в исполнении графика неминуема, а ответственность будет перекладываться с одного сотрудника на другого.

Помимо самих бухгалтеров, с документами взаимодействуют работники других подразделений:

  • бумаги по отпускным персонала готовит сотрудник отдела кадров;

  • накладные и УПД — работник склада;

  • договоры и приложения к ним — юрист;

  • отчеты по рекламным мероприятиям — маркетолог и т.д.

Шаг 3. Определите сроки

В Графике нужно зафиксировать следующие временные рамки:

  • срок предоставления документа в бухгалтерию после создания/ получения от контрагента;

  • срок проверки и обработки бухгалтером — внесения в реестр, учетную программу например;

  • срок архивации (передачи в архив) и хранения.

Некоторые из них установлены законодательно, другие — определяет сама компания. Если позволяет ситуация, лучше заложить еще пару дней сверх дедлайна, чтобы у сотрудника была возможность перепроверить документ на наличие ошибок.

Шаг 4. Оформите данные в таблицу

Структура Графика документооборота в бухучете и его наполнение может разниться. Унифицированной формы нет, каждая компания разрабатывает ее самостоятельно под свой зарос. Можно комбинировать текстовые вставки с таблицами, графическими схемами, рисунками для наглядности информации.

Непосредственно график обычно оформляется в виде таблицы, где в каждой строке прописывают наименование документа, а в столбцах — этапы маршрута, сроки, ответственных лиц, количество экземпляров и т.п.

Образец:

Наименование документа

Этап 1. Создание.

Этап 2. Предоставления в бухгалтерию

Этап 3. Обработка в бухгалтерии

Этап 4. Хранение

Кто создает (ответственное лицо)

Кто передает

Кто обрабатывает

Срок передачи в Архив, Ответственный за передачу

Кто утверждает

Кто принимает

Срок для учета

Форма и место хранения

Срок сдачи

Срок хранения документа в Архиве

Список документов в Графике можно структурировать по группам по какому-либо признаку: по отделу создания, сроку хранения или типу: первичка, оправдательные документы, регистры бухучета. В таком случае будет проще найти нужный маршрут.

Шаг 5. Утвердите График документооборота в бухгалтерском учете

Как и любой локальный акт компании, График документооборота требует утверждения руководителем. На первой странице директор проставляет визу:

«Утверждаю», дату и подпись.

Затем издается приказ, а все причастные сотрудники ознакамливаются с ним под роспись.

График может быть оформлен отдельным документом, либо входить в состав иного локального нормативного акта, например, Положения о документообороте в компании или Учетной политике.

Можно ли наказать сотрудника за несоблюдение графика документооборота

На основании ст. 192 ТК, работодатель может применить дисциплинарное взыскание к злостному нарушителю маршрутов или сроков документооборота. Например, если работник постоянно срывает дедлайн сдачи первички в бухгалтерию, то уместно вынести ему предупреждение или выговор.

А наказать «рублем» получится, только если условие о депремировании закреплено в соответствующем ЛНА компании (письмо Роструда от 18.12.2014 № 3251-6-1).

Комплексные консалтинговые услуги для бизнеса — DAS Group. Решение вопросов налогообложения, бухучета, финансов, юридического сопровождения и кадрового делопроизводства — любой сложности.

DAS group | консалтинг для бизнеса

Выстраиваем и совершенствуем бизнес-процессы, задавая вектор улучшений и снижая риски

Реклама: ООО «ДАС ГРУП», ИНН 5405083068, erid: LjN8JwNPJ

Начать дискуссию

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.

Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 
Кадровый учет

Перемещение работника

В данном материале рассмотрим, как выглядит процедура перемещения сотрудника. Поговорим о том, какими документами оформляется это кадровое мероприятие. Разберем, в чем состоят отличия между перемещением и переводом работника.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Семь ошибок в общении с покупателями на маркетплейсе и как их избежать

Общение важно в любых отношениях: дружеских, семейных, профессиональных. В бизнесе с помощью правильно выстроенного контакта с клиентами можно отстраиваться от конкурентов и увеличивать продажи. Рассказываем, как правильно наладить общение с клиентам на Ozon и какие ошибки часто допускают продавцы.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Экономика России

Набиуллина: ЦБ не исключает дополнительного повышения ключевой ставки

Годовой прогноз по инфляции повысили до 6,5-7%. Центробанк решил отказаться от базового сценария развития экономики.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления

В статье разберем причины эмоционального выгорания и способы его преодоления.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: загрузку видео на YouTube замедляют, Wildberries будет платить «белым хакерам», а многодетные семьи чаще всего берут кредиты

Подготовили обзор главных событий дня — 26 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Инвестиции

На Мосбирже появится 15 новых ценных бумаг

Непубличные компании разместят 15 новых акций по закрытой подписке на платформе MOEX START.

Регистрация ККТ

📠 Госдума упростила регистрацию контрольно-кассовой техники. Оценка налогового юриста

ИП смогут не применять ККТ, если оказывают услуги в сфере образования, физической культуры и спорта.

Инвестиции

Стоит ли участвовать в IPO и какой доход это может принести

После затишья в 2022 году и осторожного начала движения в 2023 российские компании в 2024 году стали активно выходить на биржу и предлагать свои акции. Насколько успешно проходят сейчас IPO и стоит ли в них участвовать инвестору? Узнали у экспертов.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Запрос документов ИФНС из другого региона, как отвечать на налоговые требования, нюансы ФСБУ 27/2021— в новом дайджесте Разборов

Сегодня в дайджесте вы найдете не только текстовые разборы, но и конспекты вебинаров, которые помогут вам разобраться в работе с самозанятыми в 2024 году и научат отвечать на требования ФНС.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру