«Перепланировка» бизнеса в эпоху смены правил

Сегодня, когда бизнес балансирует между рисками дробления, ужесточением по ст. 54.1 НК РФ и новыми правилами налогового контроля, ситуация аналогична «перепланировке» помещения по новым СНИПам.
«Перепланировка» бизнеса в эпоху смены правил

Сегодня, когда бизнес балансирует между рисками дробления, ужесточением по ст. 54.1 НК РФ и новыми правилами налогового контроля, ситуация аналогична «перепланировке» помещения по новым СНИПам (строительные нормы и правила). «Как было» — уже нельзя, «как можно» — ещё не понятно, при этом перепланировка — процесс сложный и требующий погружения во все нюансы.

Специально для «Клерка» эксперт «Градиент Альфа», «Деловой России» и Торгово-промышленной палаты РФ Татьяна Ильинова разбирает важнейшие факторы, которые нужно учесть при реструктуризации бизнеса. Чтобы потом не было мучительно больно.

Структуры бизнеса, построенные позавчера и еще с успехом работавшие вчера, сегодня нуждаются в серьёзной корректировке.

Меняются правила, льготы и налоговые режимы. Это ведёт к пересмотру системы налогового планирования и может поставить вопрос шире — до уровня реструктуризации бизнеса.

Другие причины смены структуры группы — изменение структуры владения или переход на новый жизненный цикл бизнеса. Рано или поздно любой бизнес-процесс требует изменений. Чтобы оставаться «в рынке» и быть конкурентоспособной, компании нужна мобильность в меняющихся экономических условиях.

Да что там циклы бизнеса? Из свежих новостей мы видим, что реструктуризация сегодня заботит не только бизнес, но и консервативную власть.

Итак,

· что учесть в эпоху изменений, чтобы из лучших побуждений не навредить работающему бизнесу?

· как внедрить новое в налоговом планировании компаний без ущерба для производственного процесса и интересов собственников?

· как снизить риски в новой налоговой реальности без потери ликвидности?

Все эти и многие другие вопросы предлагаю учесть, если задумали реструктуризацию в собственном бизнесе.

Если продолжить аналогию — одна «перепланировка» будет вполне законна, а другую никогда не согласуют и это обернётся сплошными проблемами (например, в виде потери ликвидности при продаже вашего актива).

Поэтому давайте разбираться — что из основного необходимо учесть при первичном построении или реструктуризации вашей группы компаний.

1. Специфика бизнеса — это и вид деятельности, и особенности бизнес-процессов, начиная от закупки до сбыта.

То, что подойдёт производственникам, не работает в торговле.

А то, что работает в торговле на ОСНО, развалится в торговле на патенте.

Пример: в одном из проектов мы работали с идеей заказчика (торговый бизнес) перевести розницу на патент. Идея заманчива, налоговая нагрузка несопоставимо ниже, розница на патенте разрешена — казалось бы, почему нет?

Однако при детальном рассмотрении бизнес-процессов выяснилось, что торговля в данном бизнесе велась следующим образом: первично с товаром покупатель знакомился на сайте, потом он приходил в шоу-рум, где более детально выбирал подходящую ему модель, дальше, оплатив стоимость товара, ехал забирать его на склад.

Перенеся этот процесс на нормы торговли, мы получаем аналогию «торговли по каталогам», а вот она-то как раз под патент не подпадает. А значит, получив налоговую экономию, можно одновременно получить и налоговый риск разоблачения схемы. И что в итоге встанет дороже — уже не понятно. Поэтому любой рецепт налогового планирования примеряйте к своему бизнес-процессу.

Говоря о специфике бизнеса, не забудьте о взаимоотношениях с контрагентами. Будь то покупатели или поставщики, наши взаимосвязи различны — одни торгуют в рассрочку, другие сидят на предоплате. Одни работают с иностранцами и вынуждены смотреть на правила международной торговли, контроля и менталитет иностранного бизнеса, других при работе только внутри РФ эти вопросы не коснутся, а коснутся другие — характерные нашему внутреннему рынку.

2. Безопасность владения. Понятие во всех смыслах значимое и широкое. Оно достойно отдельной статьи, причём не одной.

Главное, на чём нужно акцентировать внимание — на субсидиарной ответственности собственников ваших компаний.

Вопрос стоит остро: если в случае больших доначислений и невозможности расплатиться с бюджетом бизнес обанкротится, то ответственность переходит на собственника, который фактически может ответить по долгам компании своим имуществом.

Этот фактор особенно обострился на фоне последних громких арбитражных решений. Правоохранительные органы и суды распространяют субсидиарную ответственность по налоговым недоимкам уже даже не на самих собственников, а на их родственников (в том числе на детей).

3. Структура владения, отношения между собственниками, обеспечение контроля и управление — все эти вопросы крайне важны и обойти их вы не сможете, поэтому выделяю их отдельно.

Активные собственники понимают всю важность изменений в структуре группы в связи с возникающими налоговыми рисками, меняющейся ситуации в отрасли или глобальных изменениях на рынке. Они готовы изменить структуру и при необходимости начать с себя. По нашему опыту: вопросы структуры владения кажутся им не то что важными — а необходимыми.

Пассивные собственники, которые однажды вложили деньги в бизнес и не принимают участия в операционной деятельности, получая дивиденды как пассивный доход, могут не понять, зачем перестраивать то, что и так работает и приносит деньги. Придётся согласовывать варианты и с ними.

Или другой вариант — буквальное изменение структуры путем вывода одного и ввода другого собственника вне зависимости от причины этих телодвижений. Тут надо сразу думать, как не потерять при этом контроль и заблаговременно предусмотреть ограничительные меры для новых членов команды. С такими задачами сталкиваешься, когда одновременно есть потребность и ввода наследника в бизнес, и ограничения его прав на этапе становления.

4. Имущественная безопасность. Тут важно всё, что касается защиты имущества при всевозможных рисках — начиная с налоговых и заканчивая рейдерством.

5. Система финансирования внутри группы.

Зачастую поступление оборотных средств в компании группы не пропорционально:

· есть компании, которые генерируют реальную прибыль и получают свои деньги самостоятельно (этакие независимые компании). Редкий вид, достойный занесению в Красную книгу...

· есть те, кто спецификой бизнеса вынужден получать деньги позже, чем их потратить, обеспечивая одновременно и непрерывность производства, и предоставляя отсрочки по оплате для поддержания спроса. То есть деньги от товаров/работ/услуг они получают позже, чем их надо потратить на покупку сырья /товаров/работ. При этом строить и производить надо уже сегодня, производственный процесс не может быть остановлен. Такие компании идут за банковскими кредитами или кредитуются внутри своей группы.

Те, кто на банковских кредитах — имеют свою специфику с обязательствами по выручке, залогом имущества, необходимостью ликвидного баланса. Они зависимы своими показателями от возможности банковского финансирования. В этой связи не всегда просто в таких компаниях поменять долю, которая, например, может быть в залоге у банка или перераспределить активы внутри группы.

Наконец, есть те, кто пользуется внутригрупповым финансированием, начиная от займов учредителей и заканчивая большими отсрочками по оплате в сделках с компаниями группы.

Однако сегодня внутригрупповое финансирование, особенно то, что касается не погашаемой годами кредиторской задолженности, рассматриваются контролирующими органами в качестве «имитационных действий» (на эту тему у ФНС и Следственного комитета есть даже совместное письмо). А сама группа компаний, применяющая данные механизмы финансирования, тестируется на признаки дробления. Значит, здесь также важен баланс интересов данного механизма и рисков, которые он может привести.

6. Доходность, ликвидность, обороты. Тут важно на этапе планирования любых изменений спрогнозировать объёмы деятельности на перспективу и учесть степень прироста этих объёмов в будущем.

Другими словами, важно не только то, сколько бизнес генерит прибыли сегодня, но и то, каков этот объём будет завтра, исходя из трендов на рынке, в отрасли, общей экономической ситуации в стране и всех тех тенденций, которые влияют на рынок ваших товаров/работ/услуг.

Перспектива крайне важна, иначе может получиться, что ваша идея, положенная в основу реструктуризации проработает ровно год, а затем, например, при возросшем обороте мы теряем право на УСН, и налоговая конструкция положенная в основу бизнеса кардинально меняется.

7. Ну и наконец — налоговая нагрузка и система налогового планированияв группе.

Задача сегодняшнего дня — удержать те показатели, которые позволят компании оставаться с жизнеспособным уровнем рентабельности и при этом максимально нивелировать налоговые риски (текущие и потенциально возможные).

В общем, факторов, которые необходимо учесть при реструктуризации бизнеса, предостаточно. И все они крайне важны. Что-то не учтёте — получите «незаконную перепланировку».

Нюансы этой безграничной темы по присоединению лоджии к кухне, отделению мокрых зон, разделению одних помещений и объединению других в перекладке на реструктуризацию бизнеса мы на примере конкретных «планировок» разберём на нашем бизнес-семинаре

Начать дискуссию

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Интересные материалы

Кредитование

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру