Виртуальные расходы

Собственный сайт в интернете служит компаниям не только для привлечения клиентов. Самые «прогрессивные» из фирм стали использовать расходы на создание и обновление своих сайтов для искусственного уменьшения налога на прибыль - вместо уже порядком намозоливших налоговикам глаза расходов на «виртуальные» маркетинговые и консультационные услуги.

Собственный сайт в интернете служит компаниям не только для привлечения клиентов. Самые «прогрессивные» из фирм стали использовать расходы на создание и обновление своих сайтов для искусственного уменьшения налога на прибыль - вместо уже порядком намозоливших налоговикам глаза расходов на «виртуальные» маркетинговые и консультационные услуги.

Если не хватает расходов

Затраты на создание, размещение и поддержание работы сайта в интернете могут доходить до нескольких тысяч долларов ежегодно. И все эти расходы фирма сможет учесть по налогу на прибыль (или по единому налогу – если она работает на упрощенке).

Некоторые фирмы даже специально заключают виртуальные – в полном смысле этого слова – договоры на создание и обслуживание своего сайта (если, допустим, нужно обналичить деньги через несуществующую фирму либо списать какие-то другие свои затраты). Ведь к интернет-расходам налоговикам придраться гораздо сложнее, чем к «искусственным» затратам на различные маркетинговые, консультационные и им подобные услуги.

Обосновать, как того требует статья 252 Налогового кодекса, то же юридическое или консультационное обслуживание, если на самом деле такового не было, непросто. В качестве подтверждения затрат вам понадобится акт, в котором должно быть написано, какие конкретно услуги вам оказали. Допустим, сказано в договоре (или в акте), что юридическая контора обязана подготовить (или подготовила) для вас проекты сделок. Налоговики могут вас попросить вас эти проекты показать, а намерение заключать эти сделки – доказать, да еще и обосновать, почему этим не занимался ваш штатный юрист. К тому же придумывать да еще и подтверждать все новые и новые услуги не так-то просто.

Вдобавок налоговики уже привыкли, что фирмы используют различные информационные, консультационные и им подобные неопределенные услуги для ухода от налога на прибыль. Так что при проверке они уже своим названием привлекут внимание инспекторов.

А вот с интернет-расходами все гораздо проще. Фирма может без конца видоизменять и совершенствовать свой сайт в интернете, вкладывая в это приличные деньги, и при этом не бояться, что налоговики смогут доказать фиктивность таких затрат.

Ведь определить, как выглядел сайт, скажем, всего неделю назад, налоговики не смогут (если, конечно, они не будут специально отслеживать виртуальную жизнь фирмы, что маловероятно). Таким образом, расходы на обновление внешнего вида сайта или размещение на нем новой информации можно подтвердить, но практически нельзя опровергнуть. Так что даже если у налоговиков и возникнут какие-то сомнения, доказать их в суде они вряд ли смогут.

К тому же многие инспекторы вряд ли захотят вникать, что скрывается за словами «тариф хостинга», «оформление HTML-страниц», «браузер», «домен второго уровня» и многими другими интернет-терминами. Поэтому чем больше таких заковыристых выражений будет в ваших договорах на создание или обслуживание сайта, тем лучше.

А чтобы налоговикам сложно было придраться к экономической оправданности затрат на сайт, составьте приказ о его создании за подписью руководителя фирмы. Там напишите, для чего фирме понадобился сайт. Например, для расширения рынков сбыта, увеличения объема продаж, продвижения новых товаров, формирования положительного имиджа компании и так далее. Этот приказ поможет вам показать необходимость расходов на сайт для фирмы.

Еще можно, например, включить в должностную инструкцию сотрудника (юриста, менеджера или консультанта) обязанность отвечать на вопросы, которые клиенты задают на форуме сайта. Это подтвердит функционирование сайта. И чем больше у вас будет таких внутренних документов, тем лучше.

Чем подтвердить?

Для подтверждения размера затрат вам нужен договор на создание и обслуживание сайта. Его типовую форму вы можете найти в интернете. Если забить в поиске фразу «договор на создание сайта», перед вами сразу окажется больше десятка типовых соглашений.

Непременный атрибут любого договора на разработку, обслуживание или модернизацию сайта – техническое задание. В нем нужно подробно прописать, каким вы хотите видеть ваш сайт (как он должен выглядеть, из скольких страниц состоять и т. п.). Через всемирную паутину можно найти множество фирм, которые вам как потенциальному клиенту подскажут, каким образом задание составить (если своей фантазии вдруг не хватит).

Когда сайт будет готов, не забудьте составить акт приема-передачи работ по его созданию. По форме этот акт ничем не будет отличаться от обычного акта о выполненных работах.

Возможные проблемы

Хотя виртуальные расходы и кажутся столь привлекательными, у фирмы все же могут с ними возникнуть некоторые проблемы. Причем сложности с подтверждением виртуальных затрат могут быть как у тех, кто понес расходы лишь на бумаге, так и у тех, кто действительно вложил деньги в интернет-сайт.

Главный вопрос, который неизбежно возникнет у любого бухгалтера, – как лучше списать виртуальные расходы в расчет налога на прибыль.

Вспомним, что затраты на интернет-сайт состоят из нескольких частей. Во-первых, это расходы на создание самого сайта, то есть на разработку внешнего вида виртуального представительства вашей фирмы. Во-вторых, это регистрация доменного имени. И наконец, расходы на размещение и обслуживание сайта в интернете. Подробнее об отражении всех этих расходов в бухгалтерском и налоговом учете вы можете прочитать в ноябрьском номере «Расчета» за прошлый год (стр. 100).

Вы можете отразить в налоговом учете расходы на создание, размещение сайта и регистрацию доменного имени как расходы на приобретение (создание) нематериального актива. Только в этом случае по договору на создание сайта к вам обязательно должны переходить исключительные права на его использование.

Но каждый раз, когда вы будете модернизировать свой сайт, относить подобные расходы на увеличение его стоимости как нематериального актива неудобно и, главное, невыгодно – вам придется списывать их не сразу, а через амортизацию.

Поэтому интересней альтернативный вариант. Можно отразить затраты на создание и размещение сайта как расходы на приобретение и обновление программ для ЭВМ и баз данных, включив их в состав прочих (подп. 26 п. 1 ст. 264 НК). Доступен этот вариант и упрощенцам (подп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК).

Здесь есть один нюанс. Налоговики считают, что если в договоре, по которому вы приобрели такие программы или базы данных, указан срок их использования, то расходы на них нужно списывать равномерно в течение всего этого срока (письмо МНС от 31 января 2003 г. № 02-5-10/5-Г628). Повод для таких заявлений чиновникам дает пункт 1 статьи 272 Налогового кодекса, который гласит, что в налоговом учете расходы нужно признавать в том периоде, в котором они возникают «исходя из условий сделок».

Поэтому для того, чтобы списать эти расходы сразу, не указывайте в договоре на создание сайта, в течение какого срока вы можете этот сайт использовать. Тогда, как признали налоговики в том же письме, расходы вы сможете списать сразу

Этот вариант списания расходов вам подойдет, если в договоре не сказано, что к вам переходят исключительные права на сайт, либо если вы модернизируете ваше интернет-представительство. Если же вы опасаетесь, что создатель вашего сайта может воспользоваться своим творчеством без вашего разрешения (ведь в договоре не записано, что вы имеете исключительные права на использование сайта), подпишите с разработчиком дополнительное соглашение к основному договору. В этом соглашении вы укажете, что разработчик не может использовать или передавать кому-либо права на использование созданного для вас сайта. Понятно, что специально демонстрировать это допсоглашение налоговикам не обязательно.

Без рекламы

Есть, конечно, и другие варианты. Скажем, можно учесть расходы на сайт как рекламные. Но в этом случае вам придется платить налог на рекламу.

Этот вариант наименее выгодный, зато самый безопасный с точки зрения придирок со стороны налоговиков. Именно по этой причине в фирмах иногда перестраховываются и оформляют «фиктивные» затраты на интернет как рекламные расходы.

Впрочем, инспекция может доначислить налог на прибыль и заставить вас платить налог на рекламу, даже если вы сами свои затраты к расходам на рекламу не отнесли. Но если дело дойдет до суда, то арбитры скорее всего мнение налоговиков не поддержат. Создание сайта – это разработка программного продукта, а не рекламы. И если на вашем сайте размещена информация о фирме и ее продукции, это еще не значит, что вы все это рекламируете (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 июня 2003 г. № А11-5906/2002-К2-Е-2369). Так же, как не будет рекламой и информация о товарах, размещенная в вашем магазине.

Елизавета МАКАРОВА


Источник материала: «Расчет»

Начать дискуссию

Доставка товара курьером: как интернет-магазину принимать оплату

Возможность выбрать вариант расчетов повышает лояльность и привлекает покупателей, а современные технологии позволяют обеспечить этот выбор без дополнительных затрат. Разбираем все возможные способы приема оплаты интернет-магазином с курьерской доставкой.

Доставка товара курьером: как интернет-магазину принимать оплату

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Арбитражные судьи будут изучать информацию из открытых источников

Верховный суд разрешит судьям самостоятельно искать и анализировать информацию из открытых источников, которая относится к арбитражным делам.

ОСАГО

Полис ОСАГО подешевел на 3%

В среднем застраховать автомобиль можно на 6 779 рублей. Дороже всего автогражданка обойдется в Ингушетии, в Новосибирской области и Кабардино-Балкарской республике.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Топ–5 подводных камней при ведении кадрового делопроизводства

Проблемы с кадровым делопроизводством и неправильным взаимодействием между отделами может привести к серьезным последствиям.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Переход с УСН на общий режим включает несколько этапов

Если компания или ИП понимает, что слетает с УСН, нужно предпринять поэтапно ряд действий, чтобы соблюсти требования НК и перейти на общую систему налогообложения (ОСНО).

Как заполнять новые реестры для экспортного НДС 0%

При реализации товаров на экспорт применяется ставка НДС 0 %. Для подтверждения права применения данной ставки необходимо использовать реестры. Ранее экспортеры представляли подтверждающие экспорт документы, как на бумаге, так и в виде реестров сведений в электронном виде.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Все, что нужно знать об акте выполняемых работ с внештатными исполнителями

Работая внештатными исполнителями, важно правильно оформлять отношения на всех этапах сотрудничества – особенно, когда речь идет об оплате услуг. Для проведения платежей недостаточно использовать только чек – важно также предоставить акт выполненных работ.

Все, что нужно знать об акте выполняемых работ с внештатными исполнителями

Как работодатели определяют лучшее время для поиска сотрудников

Компании стараются не нанимать новых работников в период отпусков и после новогодних праздников. Чаще всего вакансии открываются в октябре, в утренние часы понедельника.

ЦБ дополнит нормы о цифровом рубле, так как с 2025 года будут правила об их взыскании

Банк России опубликовал проект изменений в свое положение от 03.08.2023 № 820-П «О платформе цифрового рубля».

Новый тренд прекращения уголовных дел по налоговым преступлениям

Стало известно, что Следственный комитет дал срочное поручение следователям прекращать налоговые уголовные дела, если сумма недоимки ниже недавно изменённых (повышенных) криминальных пределов. Мнение налогового адвоката А.А.Ханова.

❗ ФНС обновила показатели для самопроверки налоговых рисков

Опубликованы сведения о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам деятельности за 2023 год.

Наши кейсы. Признаки, что вы на грани назначения ВНП, по вам ведется ППА

Сегодня отметим один наш кейс, который был в нашей практике в прошлом году.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Стало ясно, как правильно оплачивается переработка в командировке

Роструд в рамках Онлайнинспекции.рф разъяснил порядок оплаты сверхурочной работы в командировке.

HR

🔥 Интересуетесь HR-тематикой? Добро пожаловать на новый канал от «Клерка»!

Специалисты по кадрам не останутся без внимания! Специально для HR-менеджеров мы создали телеграм-канал с актуальными новостями, анонсами полезных событий и экспертными мнениями.

Как компании стать более эффективной, гибкой и конкурентоспособной?

Что такое общий центр обслуживания, и почему данная модель эффективна для крупных компаний.

Как компании стать более эффективной, гибкой и конкурентоспособной?

ФНС просит компании из новых регионов переходить на ККТ уже сейчас

Несмотря на то, что бизнесмены из новых регионов обязаны применять контрольно-кассовую технику с 1 февраля 2025 года, налоговая просит предпринимателей добровольно и заранее зарегистрировать ККТ.

УСН

На УСН учет вознаграждения зависит от вида объекта по спецрежиму

ФНС разъяснила, как продавцу на УСН определять размер дохода при удержании маркетплейсом своего вознаграждения из выручки продавца.

Составлять финансовые модели полезно и совсем не страшно! Как это сделать, расскажем завтра на вебинаре

Вместе с экспертом бухгалтеры научатся развивать, а не обслуживать бизнес. Составляя финмодели, вы нарастите компетенции и собственную востребованность, а также станете лучше, чем просто главбух.

Закрывающие документы от самозанятого: какие обязательны и как правильно их оформлять

Любая сделка в компании должна быть подтверждена документально. Это правило действует и, когда речь идёт о сотрудничестве с самозанятыми. Рассказываем, какие закрывающие документы необходимо получить от плательщика НПД.

Закрывающие документы от самозанятого: какие обязательны и как правильно их оформлять

Интересные материалы

5 стереотипов о предпринимательстве. Рассказывает наставник по бизнесу

Зарубежный опыт далеко не во всем полезен отечественным бизнесменам. Разбираемся в существующих стереотипах о предпринимательстве.

5 стереотипов о предпринимательстве. Рассказывает наставник по бизнесу