ЕНВД

Свято место пусто не бывает, или ЕНВД вместо налога на рекламу

Под Новый год законодатели сделали всем налогоплательщикам подарок - отменили пятипроцентный налог на рекламу. Правда, казалось бы, вполне приятное новшество сопровождалось еще одним: введением ЕНВД в отношении наружной рекламы. Законодателей понять можно: потери бюджета от отмены старого налога на рекламу надо компенсировать. А вот радость налогоплательщиков заметно поубавилась. Вопрос - почему?

Спутник главбуха (Самара и Самарская область)

Под Новый год законодатели сделали всем налогоплательщикам подарок - отменили пятипроцентный налог на рекламу. Правда, казалось бы, вполне приятное новшество сопровождалось еще одним: введением ЕНВД в отношении наружной рекламы. Законодателей понять можно: потери бюджета от отмены старого налога на рекламу надо компенсировать. А вот радость налогоплательщиков заметно поубавилась. Вопрос - почему?

В списке не значатся...

Давайте для начала посмотрим, что же стоит за понятием "наружная реклама". Как следует из статьи 346.27 Налогового кодекса РФ, распространением и (или) размещением наружной рекламы признается деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламы рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств, в т.ч. перетягов), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие. А это значит, что действие указанного закона не распространяется:
- на организации или на индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по распространению и (или) размещению наружной рекламы, осуществляемой с помощью выносных щитовых конструкций (штендеров), переносных рекламных конструкций, ограждений, подъемных воздушных средств (шаров, аэростатов, дирижаблей), а также лотков, тележек, зонтиков, киосков и иных технических средств);
-на организации или на индивидуальных предпринимателей, являющиеся агентами по рекламе;
-на организации или на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих самостоятельное распространение и (или) размещение рекламной информации о своих товарах (работах, услугах).

Иными словами, не всем "рекламщикам" стоит расстраиваться по поводу введения ЕНВД. Обратите внимание: плательщиками налога являются только те организации, которые имеют в собственности или аренде стационарные технические средства, используемые для наружной рекламы.

Платить нельзя освободить. Где ставится запятая?

Итак, допустим, ваша организация, занимающаяся наружной рекламой, была переведена на ЕНВД. Напомним, что "вменёнка" вводится вместо общей системы налогообложения и заменяет собой налог на прибыль, налог на имущество и ЕСН. Выплаты страховых взносов в пенсионный фонд осуществляются в обычном порядке, но вычитаются из ЕНВД в случае, если составляют не более 50% от суммы ЕНВД.

А теперь самое важное: все остальные налоги и сборы уплачиваются! Это значит, что таможенные пошлины и сборы, транспортный налог, земельный налог, государственные пошлины - все остается без каких-либо изменений.

Ситуация с НДС заслуживает отдельного внимания. С одной стороны, организации, занимающиеся наружной рекламой, не являются плательщиками НДС. Но только при реализации услуг по ее распространению. Что же касается закупок товаров и услуг у поставщиков (все виды аренды, производители конструкций, машин и другого оборудования) НДС уплачивается в общем порядке. Есть у рекламщиков и еще один повод "порадоваться": возмещение НДС из бюджета для них вообще не предусмотрено. Так что организации, являющиеся налоговыми агентами по НДС, предоставляют по нему налоговую декларацию и уплачивают налог в бюджет.

Оплата ЕНВД производится до 25 числа первого месяца следующего квартала за предыдущий квартал.

Методика расчета ЕНВД

ЕНВД уплачивается в размере 15 процентов от вмененного дохода. Вмененный доход рассчитывается исходя из базовой доходности на 1 кв. м площади рекламного изображения и коэффициентов K1, K2 и КЗ по формуле: базовая доходность х S рекламного изображения х Kl x K2 х КЗ.

Базовая доходность установлена федеральным законом и составляет: 3 000 руб. в месяц за 1 кв. м полиграфического рекламного изображения и 4 000 руб. в месяц за 1 кв. м светового и электронного табло. Как правило, базовая доходность определяется с учетом максимально возможного в данной отрасли значения. В случае наружной рекламы за максимальное значение принята стоимость 1 кв.м. рекламной конструкции на ул. Тверской в Москве, самой дорогой зоне России. В других местах, даже на территории Москвы, стоимость отличается от этой величины в десятки раз.

Коэффициенты

К1 - коэффициент, учитывающий отношение кадастровой стоимости земли к максимальной кадастровой стоимости земли в регионе (городе). Так как в настоящее время системы единого государственного кадастра не существует и не определена стоимость земли, то коэффициент принимается равным 1.

К2 - понижающий коэффициент, учитывающий реальную доходность данного вида предпринимательской деятельности в конкретном регионе (городе). Может устанавливаться в значениях от 0,005 до 1. Методика расчета К2 базируется на приведении вмененного дохода к фактическому доходу отрасли наружной рекламы в конкретном регионе (городе). На территории г. Самары К2 составляет 0,2. КЗ - коэффициент- дефлятор, учитывающий изменение уровня инфляции (В 2005 году он установлен в размере 1, 104).

Кто проиграл?

На этот вопрос ответить легко. Проиграли все: и изготовители, и распространители, и посредники, и заказчики. Слабых мест у нововведения действительно очень много. Судите сами. Для малых предприятий налоговое бремя может вообще стать непосильным. Например, сумма ЕНВД за квартал по одному стандартному рекламному щиту размером 3 м х 6 м составляет 10731 рублей (базовая доходность 3000 х площадь рекламного изображения 18 кв м х количество сторон 2 х К1 1 х К2 0.2 х К3 1.104 х ставка налога 15 процентов х налогооблагаемый период 3 месяца). А если организация размещает рекламу на разных носителях (и стационарных, и переносных), она обязана вести по ним раздельный налоговый и бухгалтерский учет. Ни для кого не секрет, что для его разработки и внедрения нужно немало времени. Да и не каждый специалист с этим справится. Кроме того, предприятие, переведенное на режим уплаты ЕНВД, выступает невыгодным партнером для заказчиков рекламы: не являясь плательщиком НДС, он не может выставить заказчику счет-фактуру для его возмещения. Это делает распространителей наружной рекламы менее конкурентоспособными на рынке рекламы.

Но и это ещё не все. ЕНВД исчисляется за каждый календарный месяц налогового периода, если в течение этого месяца размещалась наружная реклама. При этом количество дней использования объектов в данном месяце значения не имеет. Расходная часть бюджета организации, распространяющей наружную рекламу, увеличивается на величину НДС.

Про распри с налоговиками в ситуации перехода с общего режима налогообложения на ЕНВД следует сказать особо. Они, например, твердо убеждены, что следует восстановить суммы НДС, принятого к вычету, с остаточной стоимости основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных запасов, хотя в законодательстве такой нормы нет. Конечно, и арбитражные суды и Высший арбитражный суд РФ в этом вопросе на стороне налогоплательщиков, но отстаивать-то свою правоту придется в судебном порядке! Занятие, как говорится, не из приятных.

Повлияет новинка и на организации, оказывающие посреднические услуги в рекламном бизнесе. Хотя они не являются плательщиками ЕНВД, налогооблагаемая база по налогу на добавленную стоимость возрастает для них очень резко.

Итак, что же в итоге? Расходы, связанные с наружной рекламой, значительно выросли. Услуги дорого обойдутся и заказчикам рекламы, и ее производителям. Выиграет ли от этого бюджет? Сомнительно. Так что подарок законодателей оказался довольно разорительным. Конечно, безвыходных положений не бывает, и схемы, позволяющие оптимизировать налогообложение, разработать можно. Но совершенно понятно, что универсальными они стать не могут, поэтому практически каждому конкретному предприятию придется учитывать массу разных нюансов.

Материал подготовила Н.М. Насыбуллина,
директор аудиторской компании "Бизнес- Актив"

Начать дискуссию

🥂 На летних верандах разрешили продавать алкогольные напитки

Госдума приняла депутатский законопроект, который разрешает продавать алкоголь на открытых сезонных верандах.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Борьба с киберпреступлениями выйдет на новый уровень

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

У ИП не может быть только патент, всегда за углом прячется еще одна система налогообложения. «Ночной бухгалтер» № 1686

Некоторые начинающие предприниматели, когда регистрируют ИП (особенно через посредников) и выбирают себе патентную систему, считают, что применят только ее, однако это не так. Из-за такой ошибки ИП может попасть на крупные доначисления, причем за весь год сразу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Брокеры начнут обмениваться информацией о расходах инвесторов

Чтобы налоги с инвестиций рассчитывались корректно, брокеры будут обмениваться информацией с другими участниками рынка по заявлению инвестора.

Власти будут компенсировать до половины затрат за переход на российское «тяжелое» ПО

Правительство запустит новый инструмент поддержки для организаций, которые станут применять так называемое тяжелое российское программное обеспечение.

Бесплатно с Уведомление по ЕНП

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в мае 2024 года

Одно уведомление в мае бухгалтеры уже сдали по сроку 03.05.2024. Не позднее 27 мая нужно сдать еще одно.

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в мае 2024 года
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Кадры

Всех педагогов хотят освободить от лишней бумажной работы

В России уже работает закон, который сократил бюрократическую нагрузку на учителей, но только школ.

Товарно-транспортная накладная (ТТН): форма, заполнение, образец

В составе документов на отгрузку товара присутствует несколько видов бумаг. Состав зависит от способа реализации, прописанного в договоре поставки. Товарно-транспортную накладную в 2023-2024  году заполняют компании, которые доставляют груз покупателю. Это могут быть специализированные организации, занимающиеся перевозками, продавцы и производители товара, покупатели, использующие свой или арендованный транспорт.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Наиболее распространенные ситуации налогового дробления. Как нельзя делить бизнес, с примерами из судебной практики

Приведу в данной статье наиболее типичные (а в чем-то даже одиозные) примеры подобной схемы дробления.

Почему мы теряем деньги вместо того, чтобы их приумножать

По данным НАФИ, 27% россиян младше 24 лет не ведут учет трат и не планируют свой бюджет. При этом москвичи показывают средний уровень финансовой грамотности, набирая 6,9 баллов из 10. Разбираемся, какие финансовые ошибки чаще всего совершают потребители и как этого избежать.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

⚡️ Итоги дня: шенгенская виза подорожает, Lada можно купить на Wildberries, получение кешбэка стало схемой

Подготовили обзор главных событий дня — 21 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Как на УСН учитывать удержания маркетплейса из дохода за проданный товар

Сейчас многие предприниматели продают свои товары на маркетплейсах. Это электронные площадки для продажи товаров в интернете. Например, Озон, Вайлдберриз и др. ФНС разъяснила, как продавцу на УСН считать доход при удержании маркетплейсом суммы своего вознаграждения из выручки продавца.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Комплексная проверка юридического лица

Проверка юридического лица — это важный этап при сотрудничестве с другой компанией, подписании каких-либо документов, а так же Покупка Предприятия. Подтверждение его легальности и финансового статуса поможет избежать потенциальных неприятных ситуаций в будущем, а так же снижает риски.

Трафик торгового центра и торговой точки: как подсчитать, и зачем это делать

Выбирая ТЦ для открытия розничного магазина, важно оценить его трафик — сколько людей приходят за покупками, и есть ли среди них потенциальные клиенты. Стоит ли верить тем данным, которые предоставляют арендаторам ТЦ, как самостоятельно оценить трафик центра и торговой точки, проанализировать полученную информацию и использовать ее для повышения продаж.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Цифра дня. Про трудоголиков

Почти треть россиян называют себя трудоголиками.

Цифра дня. Про трудоголиков
Реклама

Роскомнадзор сделает сдачу отчетности и получение токенов для интернет-рекламы более удобными

Изменения позволят сделать более удобным и доступным процесс сдачи отчетности и присвоения токенов и идентификатора рекламы. Роскомнадзор подготовил проект приказа для рекламодателей.

5 главных ошибок в кадровых документах работодателя

Проблемы с кадровым делопроизводством может привести к серьезным последствиям.

Банки

Формула успеха: как понимание региональной специфики и гибкие бизнес-процессы помогают бизнесу расти и процветать 

В 2024 году Агророс Банку исполняется 30 лет. За это время он превратился из скромного провинциального банка в крупную региональную организацию, отвечающую всем требованиям финансового рынка.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Кому выгодно переходить на налоговый мониторинг? Узнайте на онлайн-мероприятии 23 мая!

Налоговый мониторинг — один из способов сформировать положительную репутацию добросовестного налогоплательщика, а еще это отличный способ снизить административную нагрузку бизнеса. Проверьте, подходит ли мониторинг для вашей компании, на встрече с экспертами.

Интересные материалы

HR-тренды 2024 и их влияние на работу с кадрами

В периоды стремительных изменений важно держать руку на пульсе, отслеживать значимые тенденции и вовремя вносить в свою работу коррективы. Один из ключевых факторов, который сегодня на повестке дня у представителей российского бизнеса, — кадровый голод. Почему его нельзя игнорировать, что стоит предпринять уже сегодня, какие еще тренды наблюдаются в HR-сфере и причем тут цифровизация кадров — читайте в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik