С чего начать финансовому директору в новой компании

Финансовый директор – это одна из ключевых фигур в компании, так сказать высший эшелон. И от его профессионализма, четкости и скорости работы очень многое зависит.

Основными навыками и компетенциями, кроме профессиональных, являются стратегическое мышление, умение выстраивать работу команды, умение ставить и достигать цели.

Каждый финансовый директор, приходящий в компанию, приносит в нее свой опыт, свое видение и инструменты. Но при этом он приходит в действующую структуру, имеющую свою историю, цели, задачи, сложившиеся связи и бизнес процессы.

И главная задача в начале работы компании – понять эту самую компанию, изучить процессы, вникнуть в цели и задачи, при этом сразу размышляя, как интегрировать свой опыт в нее и сделать компанию лучше, помочь ей вырасти, сделать ее более стабильной.

Я считаю, что у финансового директора, основная роль не поддерживающая, а развивающая компанию. С его приходом компания должна стать сильнее.

Технология входа в любую компанию достаточно простая, и состоит она из следующих блоков и шагов.

Блок 1. Изучение компании и диагностика. Срок 2-4 недели.

Шаг 1. Первичное изучение информации о компании - просмотр сайтов и соцсетей, поиск информации в интернете. Возможно в компании есть организованные экскурсии для новых сотрудников. Если их нет, попросите разрешения обойти компанию самостоятельно. Сходите на производство, если оно есть, выйдите «в поля».

Финансовый директор должен четко понимать бизнес-процесс формирования добавленной стоимости компании, какие подразделения и сотрудники в этом участвуют. На этом этапе вы должны сформировать представление, чем занимается компания, кто ее клиенты, какую продукцию она производит, в чем ее ценность.

Шаг 2. Интервьюирование, получение задач от вышестоящего руководства – генерального директора, собственников. Таких встреч может быть несколько, лучше заранее договориться о графике встреч, и их продолжительность должна быть не менее часа, лучше полтора, два.

Генеральный директор, собственники компании – это ваши Заказчики, и работаете вы на них. Поэтому здесь очень важно получить понимание – с кем напрямую вы будете взаимодействовать, с какой периодичностью. Запросите от них какие задачи в первую очередь должен решить финансовый директор, узнайте у них, что болит в компании. На такие встречи лучше приходить с заранее заготовленным опросником, анкетой. Перечень вопросов, которые можно сразу задать собственнику или генеральному директору:

1. Есть ли описанная стратегия компании, есть ли поставленные цели компании, в том числе финансовые на текущий год, возможно будущие года.

2. Какие острые вопросы есть в компании, которые требуют немедленного решения.

3. Какие цели и перспективы развития видит собственник, чего нужно достичь – улучшение финансовых показателей компании, решение вопросов с кассовыми разрывами, уменьшение кредитной нагрузки, автоматизация и т.д.

Шаг 3. Получение доступа ко всей необходимой информации и ее изучение.

В первую очередь нужно запросить данные:

1. Доступ ко всем учетным системам и порталам – 1С, CRM-системам (Битрикс, АМО, прочими)

2. Оргструктуру и штатное расписание.

3. Все документы, связанные с финансовым и управленческим учетом – положения, бюджеты и регламенты. Здесь могут быть финансовая структура, бюджетная структура, сами бюджеты и управленческие отчеты, управленческая учетная политика.

4. Изучение сервисов и программ, в которых ведется управленческий учет.

5. Бухгалтерскую и налоговую учетные политики.

6. Изучение кредитного портфеля.

7. Должностные инструкции всех подчиненных сотрудников и так далее.

Изучаем все документы и процессы, наличие и информативность управленческих отчетов, анализируем насколько точно поставлено планирование, уровень автоматизации, насколько описана и регламентирована деятельность, связанная с финансами компании.

Важная часть этого этапа – вы анализируете финансовое состояние компании из тех данных, которые есть сейчас у вас в распоряжении.

Шаг 4. Интервьюирование подчиненных сотрудников.

Очень рекомендую не пропускать этот шаг. С одной стороны, он кажется трудоемким, но на мой взгляд, обязательным. Причем общение лучше производить на рабочем месте сотрудника.

Я обычно задаю сотрудникам следующие вопросы:

1. Расскажите о своих обязанностях, которые вы выполняете.

2. Опишите ваш рабочий день. Что вы делаете в первую очередь с утра.

3. С кем вы взаимодействуете из других служб компании.

4. Какие сложности встречаете вы в вашей работе.

5. Что считаете нужно улучшить.

6. Как вы взаимодействуете с бухгалтерий для получения фактических данных.

7. За что отвечаете.

8. Что является результатом вашей работы и для кого он важен.

В процессе разговора я прошу показать, какими данными и программами сотрудник пользуется, что и в какой последовательности он делает.

Такое живое общение лучше всех инструкций помогает понять, как построена работа финансово-экономического блока, где происходят разрывы или дублирование операций. Даже можно сделать выводы об эффективности, вовлеченности сотрудников, их заинтересованности в развитии себя и компании.

Шаг 5. Встречи с руководителями, находящимися на одном с вами уровне или на уровень ниже. Чаще всего это коммерческий директор или руководитель отдела продаж, директор по производству, исполнительный директор, начальник ИТ службы и так далее.

Обычно, это сотрудники напрямую завязаны в процессе планирования деятельности компании и также будут являться вашими заказчиками.

На данном этапе можно обсудить, как они участвуют в процессе планирования, какие данные получают от службы финансового директора. Какие проблемы возникают при взаимодействии, что хотелось бы улучшить.

Если подытожить блок «Изучение и диагностика», то во всех пунктах единой канвой идут рука об руку три вопроса:

1. Что сейчас есть в компании.

2. Что болит, что нужно улучшить.

3. Чего хотим достичь.

Для такой диагностики компании чаще всего хватает 2-х недель, в случае, если это большая компания, то до 4-х недель. В ее результате я обычно делаю заключение о диагностике и предлагаемый план действий.

Заключение о диагностике можно написать в разбивке по пунктам :

С чего начать финансовому директору в новой компании

Пункты диагностики взяты для примера, вы можете их расширить или взять только те ,которые необходимы.

Далее уже с пониманием того, что происходит в компании и что вы можете улучшить ,вы идете снова к руководству компании и вместе определяете, какие пункты из предложенного вы берете в работу.

Поздравляю вас, первичное вхождение в должность пройдено. Сейчас надо в бой)

Начинается Блок 2. Непосредственно сама работа по внедрению изменений.

На данном этапе я рекомендую составить план-график внедрения изменений с ответственными и сроками. Выглядеть он может так.

С чего начать финансовому директору в новой компании

Конечно, у вас будет и текущая работа, но именно разделение работы на текущую и проектную, а также определение сроков, поможет вам оставаться в фокусе, а также регулярно сверяться с достижением целей и задач, ведущих к росту компании.

Умение финансового директора быстро влиться в компанию, вникнуть во все процессы, интегрировать свой опыт и компетенции приводит к синергетическому эффекту – растет компания, растет финансовый директор, растут сотрудники.

Начать дискуссию