Налоговые штрафы нельзя взыскать с контролирующих должника лиц (КДЛ) в рамках субсидиарной ответственности

Позиция Конституционного суда или для налоговиков появились «берега».
Налоговые штрафы нельзя взыскать с контролирующих должника лиц (КДЛ) в рамках субсидиарной ответственности
Иллюстрация: кадр из х/ф «Человек из стали»

Юристы по субсидиарной ответственности – защита или привлечение директора, бывшего директора, участника, бенефициара.

РейтингРоссийской Арбитражной Ассоциации (РАА) – категория Разрешение споров / судебная практика (государственные суды) | Litigation and Dispute Resolution – группа 3 (Устойчивая практика).

31.10.2023 Конституционный суд решил, что налоговый штраф носит карающую функцию и считается мерой финансовой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Поэтому в рамках субсидиарной ответственности нельзя взыскать суммы штрафов за налоговые правонарушения, наложенные на организацию-налогоплательщика. 

Вводные данные

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20 апреля 2021 года, оставленным без изменения постановлением 9ААС от 7 июля 2021 года, Л.В.Ваулина и гражданин Ч. по требованию налогового органа привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам общества с ограниченной ответственностью, с них солидарно взысканы сумма задолженности по налогам, пени и штраф.

В проверенный налоговым органом период Л.В.Ваулина была руководителем общества и единственным его учредителем, а Ч. — генеральным директором и учредителем еще одного ООО — контрагента первого.

Однако Арбитражный суд Московского округа постановлением от 21 октября 2021 года указанные судебные акты отменил в части определения размера субсидиарной ответственности и в этой части направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав, что акты судов первой и апелляционной инстанций не содержат обоснования размера ответственности (121 904 859 руб. 60 коп.) и потому вынесены при неполно выясненных обстоятельствах.

В свою очередь, судья Верховного Суда определением от 24 декабря 2021 года отказал Л.В.Ваулиной в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам данного суда.

При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда г. Москвы от 22 июня 2022 года с Л.В.Ваулиной и Ч. солидарно взысканы 117 360 234 руб., из которых 81 954 720 руб. — основной долг, 23 704 631 руб. — пени, 11 700 883 руб. — штраф.

Постановлениями 9ААС от 12 октября 2022 года и Арбитражного суда Московского округа от 19 декабря 2022 года это решение оставлено без изменения, с чем согласился судья Верховного Суда в определении от 10 марта 2023 года об отказе в передаче кассационной жалобы Л.В.Ваулиной для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам данного суда.

Что оспаривалось

По мнению заявительницы, оспариваемые нормы (ст. 61.11 закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») неконституционны.

Кроме того, она полагает, что взыскание в составе субсидиарной ответственности контролирующего должника лица налоговых штрафов, наложенных на организацию-должника, нарушает принцип индивидуализации юридической ответственности.

Что Конституционный суд, закон о банкротстве и НК?

По смыслу пункта 11 статьи 61.11 закона о банкротстве размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включая требования кредиторов по обязательным платежам, оставшиеся не погашенными по причине недостаточности имущества должника.

Таким образом, объем ответственности субсидиарного должника совпадает с объемом ответственности основного должника или не может превышать этого объема, если иное не установлено законом.

К обязательным платежам, согласно ст. 2 закона о банкротстве, относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы, в том числе штрафы и пени за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы или государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и штрафы, введенные уголовным законом.

Как гласит п. 2 его ст. 11, органы исполнительной власти и организации, наделенные в соответствии с законодательством правом взыскания задолженности по обязательным платежам, вправе участвовать в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований по этим платежам и оснований для включения этих требований в реестр требований кредиторов.

В силу же ст. 11 НК задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы признается общая сумма недоимок, а также не уплаченных обязанным лицом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных данным Кодексом.

В налоговом праве (статья 114 НК) штраф – это налоговая санкция, являющаяся мерой финансовой ответственности за совершение налогового правонарушения. Штраф, будучи формой денежного взыскания, означает дополнительное имущественное обременение правонарушителя карательного характера для обеспечения охраны установленного порядка исполнения обязанностей. В связи с этим любые штрафы за налоговые правонарушения подлежат включению — наряду с налогами, сборами и пенями — в реестр требований кредиторов.

Правоприменительная практика, во многом опираясь на буквальный смысл действующих норм, исходит из того, что если невозможность исполнения обязанности должника по уплате штрафа наступила в связи с виновными действиями контролирующих лиц (в том числе теми, которые привели к формированию данной задолженности), то указанные лица несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в части соответствующих штрафов.

Это подтверждается, в частности, судебными актами по делу заявительницы.

Правовое регулирование, предусматривающее включение штрафов в состав налоговой задолженности, было предметом оценки Конституционного Суда.

В постановлении от 8 декабря 2017 года № 39-П он признал не противоречащими Конституции ст. 15, п. 1 ст. 1064 ГК и пп. 14 п. 1 ст. 31 НК в той мере, в какой по своему конституционно-правовому смыслу эти положения, в том числе не могут использоваться для взыскания с физических лиц штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на организацию-налогоплательщика, поскольку понимание подлежащего возмещению вреда как включающего в себя не только недоимку и пени, но и штрафы, не уплаченные организацией, не может быть распространено на случаи возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе лицами, подвергшимися уголовному преследованию за налоговые преступления и вследствие этого привлеченными к деликтной ответственности.

При этом Конституционный Суд основывался на своей правовой позиции, сформулированной в постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, о том, что взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) и различного рода штрафов по своему существу выходит за рамки налогового обязательства как такового, носит не восстановительный, а карательный характер и является наказанием за налоговое правонарушение, т.е. за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности.

Воспроизведя эту позицию, Конституционный Суд указал, что вред, причиняемый налоговыми правонарушениями, заключается в непоступлении в бюджет соответствующего уровня неуплаченных налогов (недоимки) и пеней.

Конституционный Суд вынес постановление от 8 декабря 2017 года № 39-П по жалобам граждан, которые были руководителями и бухгалтером организаций, имевших задолженность по уплате налогов, и денежные суммы с которых взыскивались в порядке возмещения ущерба, причиненного бюджету в результате совершения налогового преступления.

Тем не менее деликтный характер субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника, позволяет распространить правовую позицию, выраженную в названом постановлении, и на правоотношения, ставшие предметом исследования по настоящему делу.

Различие в порядке привлечения к гражданско-правовой ответственности при взыскании сумм налоговой задолженности организаций с физических лиц, контролирующих деятельность этих организаций, не является столь существенным, чтобы оно обусловливало разницу в подходе к определению размера взыскиваемых денежных средств: в одном случае — с учетом выводов Конституционного Суда без суммы штрафов, а в другом — с учетом суммы штрафов.

В обоих случаях ответственность носит деликтный характер и требуется установить все элементы состава гражданского правонарушения.

При этом субъективное усмотрение государственных органов (будь то органы прокуратуры или налоговые органы) в выборе конкретного механизма защиты интересов бюджета не должно приводить к столь значительным последствиям для имущественного положения физического лица, виновного в невозможности полного погашения требований кредиторов организации-налогоплательщика.

Принципам справедливости и соразмерности во всяком случае не отвечала бы ситуация, когда лица, чьи действия по уклонению от уплаты налогов, подлежащих уплате организацией, получили негативную уголовно-правовую оценку, не несут бремя уплаты штрафа за налоговое правонарушение, наложенного на эту организацию (в том числе при ее прекращении или при установлении, что она является фактически недействующей), а контролирующие должника лица, чьи действия такую оценку не получили, данное бремя в порядке субсидиарной ответственности за действия организации-должника при ее банкротстве несут.

Итог

Таким образом, п. 11 ст. 61.11 закона о банкротстве не противоречит Конституции, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может использоваться для взыскания с лица, контролирующего должника, в составе субсидиарной ответственности суммы штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на организацию налогоплательщика.

Иной подход вступал бы в противоречие с Конституцией, прежде всего с ее статьями 19, 35 (части 1 и 2), 45, 46 (части 1 и 2) и 55, и с основанной на них правовой позицией, высказанной Конституционным Судом в постановлениях от 17 декабря 1996 года № 20-П и от 8 декабря 2017 года № 39-П.

Выявленный в настоящем постановлении конституционно-правовой смысл п. 11 ст. 61.11 закона «О несостоятельности (банкротстве)» является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Мой ТГ-Канал и Постановление КС.

Реклама: ООО «Джей энд Кей Лоерз», ИНН: 9715287083

Начать дискуссию

3-НДФЛ

🔌 Если просрочили сдачу 3-НДФЛ из-за технических ограничений, штрафа не будет. Но бухгалтеры не верят

Налоговики разъяснили, что будет, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Переход на авансы по фактической прибыли в 2024 году

Отечественные компании имеют возможность переходить на уплату авансов по налогу на прибыль исходя из фактической прибыли. Кто может это сделать и в каком порядке, рассказывается в нашей статье.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Новые правила обмена сведениями с СФР в 2024 году для больничных листов. Мини-курс

Как осуществляется обмен сведениями с СФР для больничных листов в 2024 году, разбираем в сегодняшнем мини-курсе.

Новые правила обмена сведениями с СФР в 2024 году для больничных листов. Мини-курс
Лучшие спикеры, новый каждый день

По каким признакам налоговики определяют незаконные схемы с самозанятыми

Из тех компаний, которые сотрудничают с самозанятыми, около 4% имеют признаки незаконной минимизации зарплатных налогов.

Не забудьте уплатить налоги до 2 мая

28 апреля – выходной день, поэтому срок уплаты налогов переносится на ближайший рабочий день 2 мая.

Число индивидуальных предпринимателей побило рекорд

240 000 новых ИП появилось только в первом квартале 2024 года. Число юридических лиц сократилось на 0,3%.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития

Простая электронная подпись (ПЭП) — удобный и доступный инструмент, который позволяет придавать юридическую силу электронным документам, экономить время и ресурсы на бумажной волоките. Разберемся, что такое ПЭП, как ее получить и использовать, а также поговорим о преимуществах и перспективах развития этой технологии.

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития
НДФЛ

Как считать НДФЛ при продаже квартиры по заниженной цене

Если продать квартиру до истечения минимального срока, надо платить НДФЛ. Причем при расчете базы доход может быть не тот, что указан в договоре, а рассчитанный из кадастровой стоимости.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

ФНС: параметры налоговой амнистии при дроблении бизнеса почти готовы

К маю будет готов механизм амнистии для бизнеса, который увлекается дроблением.

Кейс. Как рекламное агентство победило Google Таблицы и выстроило управленческую отчётность

Бесконечные листы в Google Таблицах, отсутствие выстроенной отчётности и путаница в проектах — сразу несколько проблем, которые стали головной болью рекламного агентства. В этом кейсе рассказываем, как удалось разобраться со сложностями.

Кейс. Как рекламное агентство победило Google Таблицы и выстроило управленческую отчётность

Фиксированные взносы за 2023 год не уменьшают налог по УСН за 2024, даже если уплачены с опозданием

Срок уплаты фиксированных взносов за 2023 год – 09.01.2024, но не все ИП уплатили их вовремя. Это не имеет значения, когда речь идет об уменьшении налог по УСН «доходы» на эти взносы.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Работодатели в 1,5 раза увеличили предложения о подработке

Около 15-20% от всех занятых останутся работать или пойдут на подработку. В отпуск собираются 23% сотрудников.

Отчет декомпенсации на Озон: что это, как отражать в 1С и в КУДиР

Озон все чаще стал присылать отчеты о декомпенсации. С логистической точки зрения все понятно, а как это корректно отразить в 1С и внести в КУДиР? Разбираем в статье.

Отчет декомпенсации на Озон: что это, как отражать в 1С и в КУДиР

Всем трудящимся: сегодня НЕ сокращенный рабочий день

По ТК работаем на 1 час меньше, если за этим рабочим днем именно сразу идет нерабочий праздничный день. То есть государственный праздник.

5

👈 Налоговики автоматически делают зачет сальдо ЕНС в счет имущественных налогов физлиц

Если к моменту формирования налогового уведомления на уплату налогов за квартиру, авто, дачу и участок на вашем ЕНС есть какие-то деньги, то их автоматически засчитывают в счет предстоящей обязанности по уплате этих налогов. И назад хода нет.

Как новичку открыть пункт выдачи заказов маркетплейсов

Покупатели выбирают ПВЗ по многим критериям. Первый и самый главный — расположение, второй — комфорт, третий — обслуживание и т. д. Рассказываем, с чего начать подготовку к открытию, какие ресурсы нужны, как запустить бизнес и создать успешный ПВЗ, который быстро окупится.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Не опасно ли работать с самозанятыми?

Мысли вслух в трех частях. Часть 1. Наши заблуждения и установки.

Будет новый формат доверенности для сдачи отчетов в СФР

Сдавать отчеты в СФР может представитель компании по доверенности. Электронный формат этой доверенности поменяется.

Интересные материалы

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски

У каждой онлайн-площадки своя стратегия взаимодействия с продавцами. Но условия работы у них схожи и политика блокировок одна и та же. Разберем, за что блокируют продавцов, на какой срок и что сделать, чтобы снизить такие риски.

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски