Нормирование трудозатрат на выполнение типовых бухгалтерских операций

Продолжаем серию статей про ценообразование бухгалтерских услуг. В прошлой части мы поговорили о трудоемкости бухгалтерских услуг и методах ее расчета. Теперь нам предстоит более подробно остановиться на вопросе нормирования трудозатрат на выполнение типовых бухгалтерских операций.
Нормирование трудозатрат на выполнение типовых бухгалтерских операций
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Нормирование трудозатрат на выполнение типовых бухгалтерских операций

Для расчета нормативной трудоемкости и стоимости бухгалтерских услуг на основе этого показателя необходимо провести работу по нормированию, т.е. определению средних значений временных затрат на выполнение различных видов операций.

По моим оценкам большая часть работы бухгалтера состоит из выполнения повторяющихся типовых операций (порядка 60–80 % операций в зависимости от участка работ и специфики учета у клиента). Для таких операций можно определить норматив времени на их выполнение.

Норматив времени на выполнение типовой операции является средним значением из определенного количества замеров времени на выполнение конкретной операции. В отдельно взятом случае он может отклоняться от реальной трудоемкости, но на больших данных такая оценка трудоемкости будет достаточно точной.

Однако, я смею предположить, что ни одна бухгалтерская компания не имеет нормативов времени на выполнение всех или хотя бы 80–90% типовых операций, выполняемых в рамках бухгалтерского обслуживания клиентов.

Разработка таких нормативов осложняется следующими факторами:

  • Большое разнообразие видов операций, выполняемых в рамках бухгалтерского обслуживания;

  • Наличие нескольких этапов в ходе выполнения задач.

  • Наличие комплексных аналитических задач, в рамках которых анализируется не один, а целая группа документов;

  • Частое изменение законодательства, приводящее к изменению состава операций или их трудоемкости.

Чтобы провести нормирование трудоемкости бухгалтерских операций, придется проделать большую работу.

Давайте рассмотрим основные этапы нормирования трудоемкости типовых бухгалтерских операций:

1. На первом этапе необходимо определить максимально полный список операций, выполняемых в рамках обслуживания клиентов.

2. На втором этапе для каждого вида операции необходимо определить этапы ее выполнения, а также аналитические процедуры, которые необходимо выполнить для приведения операции в соответствие требованиям бухгалтерского, налогового или кадрового учета.

Здесь важно понимать, что в большинстве случаев работа бухгалтера не ограничивается только вводом документа в базу 1С.

Для примера, рассмотрим список возможных этапов работы, связанных с отражением в учете товарной накладной на покупку товаров:

  • Запрос документов у клиента, т.е. формирование списка отсутствующих документов на основании информации о взаиморасчетах с контрагентами (в случае, если за сбор документов отвечает клиент);

  • Запрос документов у поставщиков (в случае, если сбор документов осуществляется бухгалтерской компанией);

  • Подписание документа по ЭДО;

  • Отражение документа в 1С;

  • Сканирование оригинала документа и прикрепление его к карточке документа в базе 1С (при наличии этого процесса);

  • Архивация документа (при работе с бумажным документом);

  • Анализ взаиморасчетов с контрагентом (нужно проконтролировать, что документ разнесен на правильный договор, на правильный счет учета расчетов с контрагентами);

  • Анализ движения ТМЦ на складе (нужно проконтролировать, что товар поступил под тем же наименованием, под которым был продан, отражен на нужном складе, счете учета, правильной датой);

  • Отражение документа в учете по НДС (проверка счет-фактуры на соответствие требованиям законодательства, отражение счет-фактуры в базе 1С, проверка правильности ставки и суммы НДС, контроль правильности зачета авансов поставщику (при наличии), включения вычета в книгу покупок, раздельный учет НДС в предусмотренных законом случаях);

  • Отражение в налоговом учете по налогу на прибыль (определение номенклатурных групп, статьи затрат, счета учета расходов, проверка корректности списания себестоимости товара при реализации и т.д.).

Это лишь примерный список этапов работы с конкретным видом документа.

При расчете нормативной трудоемкости важно учитывать трудоемкость на всех этапах работы с документом (операцией).

Глядя на этот список, становится очевидно, почему при расчете стоимости нужно учитывать не только документы (операции), отраженные в учете сотрудником бухгалтерской компании, но и документы, отраженные сотрудниками клиентов.

Вполне справедливо давать некую скидку клиенту за отражение документа в базе, но эта скидка не может составлять 100%, ведь бухгалтеру придется выполнять с этим документом ряд аналитических процедур для проверки правильности отражения документа в бухгалтерском и налоговом учете.

Кстати, в сервисе Бухгалтерское Дело статистика по документам считается с учетом того, кто отразил документ в учете: сотрудник бухгалтерской компании или сотрудник клиента и в зависимости от этого есть возможность регулировать стоимость услуг для клиента.

3. Далее необходимо определить трудоемкость каждого этапа обработки документа в зависимости от количественных характеристик выполненной работы.

Трудоемкость простых операций (отражение в базе 1С, подписание по ЭДО, архивация документа) можно определить путем замера времени на выполнение этого этапа работ по нескольким документам и определив среднее значение.

Трудоемкость аналитических операций можно определить путем замера времени на анализ по группе документов и разделив полученное время на количество документов (или строк в документе).

В связи со сложностью задачи по расчету нормативов вопросы ценообразования бухгалтерских услуг и мотивации труда исполнителей до сих пор являются мало проработанными и не имеют какого-то стандартного решения.

На мой взгляд, именно поэтому мы имеем такое разнообразие подходов к ценообразованию бухгалтерских услуг и расчету зарплат бухгалтеров.

Ряд компаний сумели провести частичное нормирование наиболее распространенных видов операций и положили эти нормативы в основу собственного ценообразования и мотивации бухгалтеров.

Однако большая часть компаний этого еще не успела сделать, вследствие чего в вопросах ценообразования вынуждена опираться на прайс-листы аналогичных компаний на рынке, либо определять цены на обслуживание интуитивно.

В следующей части мы поговорим о себестоимости работ по бухгалтерскому обслуживанию и как ее правильно посчитать.

Запишитесь на индивидуальную онлайн–презентацию функционала сервиса Бухгалтерское Дело

Расскажем, как автоматизировать процессы управления применительно к вашей бухгалтерской компании

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «Бухгалтерское Дело», ИНН: 5262350361, erid: LjN8K83Ew

Начать дискуссию

Налогообложение донатов

Донаты – это довольно любопытная концепция в современном мире. Представьте себе, что вы стоите на сцене уличного театра, исполняете свои номера, и вдруг прохожие начинают бросать вам денежки в шляпу. Это и есть донаты, только в цифровом формате и в современном мире.

Налогообложение донатов
3

Курсы повышения
квалификации

19
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Инвестиционно-строительный цикл станет короче

Зампредседателя правительства Марат Хуснуллин подчеркнул важность продолжения работы над сокращением инвестиционно-строительного цикла.

Экономика России

Счетная палата вернула больше 26 млрд рублей

Благодаря исправлению ошибок и нарушений аудиторы вернули в бюджет свыше 26 млрд рублей.

Лучшие спикеры, новый каждый день

🌳 Благоустройство отнесли к социально ориентированной деятельности

В России расширится перечень видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Новости ФНС

ФНС будет курировать систему регистрации и учета арбитражных управляющих

Создание ФНС системы регистрации, учета и анализа сведений об арбитражных управляющих запланировано на декабрь 2024 года.

Хакеры за час могут взломать почти 60% паролей

Чтобы сохранить свои личные данные в безопасности, нужно придумать свой пароль для каждого интернет-сервиса, не использовать банальные комбинации и подключить двухфакторную аутентификацию.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Законопроекты

Одобрен закон о технологическом суверенитете

Госдума приняла в первом чтении законопроект правительства о технологической политике.

Инвестиции

Доллар адаптировался, недвижка пробивает потолок, жильё для богатых, новые дивиденды, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Так доллар ещё никто не унижал, как санкции, но он справился и адаптировался. То ли дело в недвижке — продавцы не успевают повышать цены. Но это будет ровно до 30 июня, а потом позволить себе жильё смогут лишь настоящие дворяне и богатые господа, а я поборол нервный срыв и собрал все самые интересные новости в этом посте. Заскакивайте!

Доллар адаптировался, недвижка пробивает потолок, жильё для богатых, новые дивиденды, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

💘 Налоговая реформа-2025: обзор всех изменений для бухгалтера

При УСН будет НДС, но можно от него освободиться или выбрать пониженную ставку. По НДФЛ будет новая пятиступенчатая прогрессивная шкала. Ставку налога на прибыль увеличат. Налоговый кешбэк и амнистия по дроблению. Читайте дайджест всех актуальных изменений.

3
Бухгалтеры

Что есть бухгалтер. Праздничное меню

Продолжаем пополнять нашу любимую рубрику про кулинарию, готовку и вкусную еду. Сегодня у меня были гости, поэтому стол был соответствующий.

Что сдаем за полугодие-2024, ЕФС-1 при увольнении, новые семейные выплаты-2025, возложение обязанностей директора на время отпуска. Дайджест разборов

Подготовили для вас еженедельный дайджест Разборов.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как составить табель учета рабочего времени при вахтовом методе работы: образец

Табель учета рабочего времени — инструмент для подсчета зарплаты работника, учитывающий фактически отработанные часы. Как правильно составить табель учета рабочего времени при вахте сотрудников сроком три месяца и рассчитать зарплату и сверхурочные?

Как составить табель учета рабочего времени при вахтовом методе работы: образец
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Таможенное право

Таможенное оформление станет более быстрым и простым

Зампредседателя правительства Дмитрий Григоренко провел рабочую встречу с руководством Таможенной службы, где сказал, что на сегодняшний день практически все процедуры таможенного оформления оцифрованы.

Давайте поможем ФНС придумать новые налоги в 2025 году

Мы люди отзывчивые, решили немного помочь ФНС. Потому что дальше увеличения ставки налога на прибыль до 25% мысль не идёт. А нужен креативный подход...

Давайте поможем ФНС придумать новые налоги в 2025 году
99
Социальный вычет

Когда ФНС создаст сервис для упрощенного получения социальных вычетов: известен срок

Автоматизация функционала для предоставления социальных налоговых вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке намечена ФНС на декабрь 2024 года.

Криптовалюта

Криптообменник в Стамбуле: как купить или продать криптовалюту в Турции?

Главное преимущество любой криптовалюты заключается в ее децентрализации. Она не зависит от банковской системы, политического режима, географического положения владельцев токенов, и т.д. Поэтому не имеет никакого значения, где обменять наличные на USDT (или любую другую крипту): в Москве или в Стамбуле.

Криптообменник в Стамбуле: как купить или продать криптовалюту в Турции?
Общество

Утверждены приоритетные направления научно-технологического развития и перечень важнейших наукоемких технологий

Владимир Путин подписал Указ «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоёмких технологий».

Цифровой рубль

Для операций с цифровым рублем установят период «охлаждения»

Банки смогут на два дня приостановить подозрительные переводы цифровых рублей, если есть риск что операция проводится без согласия клиента.

Вакансии

Новые вакансии для бухгалтеров и финансистов Добавить вакансию
Общество

За неполученный в 90-ые годы ваучер никакой компенсации не предусмотрено

Ваучерная приватизация проходила на начальном этапе рыночных экономических реформ в РФ. Ее основной задачей было формирование у граждан собственности, которая способствовала бы реализации предпринимательских инициатив.

Интересные материалы

Скоро перестанет действовать конвенция между США и РФ об избежании двойных налогов

17 июня Минфин Соединенных Штатов Америки опубликовал у себя на сайте уведомление о приостановлении по взаимному согласию действия Налоговой конвенции 1992 года с Россией.