Бюджетный учет

Финансовое обеспечение государственных (муниципальных) учреждений

Реализуя Закон № 83-ФЗ, законодательные струк­туры и федеральные органы, осуществляющие методическое руководство перехода учреждений в новый правовой статус (казенные, бюджет­ные, автономные), упустили важнейший мо­мент - формирование единого юридико-технического подхода к применению основных терминов - «услуга», «работа», «функция».

Реализуя Закон № 83-ФЗ, законодательные струк­туры и федеральные органы, осуществляющие методическое руководство перехода учреждений в новый правовой статус (казенные, бюджет­ные, автономные), упустили важнейший мо­мент - формирование единого юридико-технического подхода к применению основных терминов - «услуга», «работа», «функция». Эта законодательная недоработка негативно отраз­илась на методике расчета нормативных затрат и, как следствие, финансовом обеспечении учреждений. По­чему это произошло, и каковы пути решения проблемы, рассмо­трим далее.

Методы финансирования

Порядок финансирования деятель­ности государственных и муници­пальных учреждений, понимаемой как оказание услуг (выполнение ра­бот), регламентирован главой 10 Бюд­жетного кодекса РФ (далее - БК РФ). Для автономных и бюджетных учреж­дений под финансированием пони­мается предоставление субсидий, в том числе на возмещение норматив­ных затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ) в рамках государственных (муниципальных) за­даний. Для казенных - обеспечение выполнения ими госфункций.

На практике указанные методы фи­нансирования именуются соответ­ственно нормативно-затратным и смет­ным.

Если услуги (работы) могут выпол­нять как бюджетные, так и автоном­ные учреждения, то функции - ис­ключительно казенные2. Оказание казенными учреждениями услуг (вы­полнение работ) в соответствии с формулировкой, данной в абзаце втором ст. 69.1 БК РФ, является состав­ной и неотъемлемой частью их дея­тельности по выполнению функций. Следовательно, отдельному, обособ­ленному расчету выполнение функ­ций не подлежит. Вся деятельность казенного учреждения (даже при наличии государственного (муници­пального) задания) финансируется со­гласно бюджетной смете (ст. 221 БК РФ).

Лабиринты терминов

В обширной подзаконной норма­тивно-правовой базе, созданной в рамках реализации Закона № 83-ФЗ, под услугой понимается некая дея­тельность учреждения, осуществляе­мая в интересах отдельных физиче­ских и (или) юридических лиц, а под работой - деятельность, реализуемая в интересах всего общества в целом. Попытка поставить данную термино­логию в правовое русло действующих документов, уже содержащих понятия «услуга», «работа» (Налоговый ко­декс РФ, Гражданский кодекс РФ (да­лее - ГК РФ), Закон № 212-ФЗ1, За­кон № 94-ФЗ2 и др.), была отвергнута.

Тем не менее в соответствии с об­щепринятой юридической техникой обратимся к принятым ранее форму­лировкам. В обобщенном виде значе­ния рассматриваемых терминов будут следующими:

услуга - деятельность, результат которой не имеет материального выражения, а полезные свойства потребляются в процессе ее оказа­ния;

работа - деятельность, результат осуществления которой имеет ма­териальную форму.

И работы, и услуги по ГК РФ имеют своих заказчиков, заинтересованныхв их исполнении. Согласно Закону № 94-ФЗ работы и услуги, заказчиком по которым выступают бюджетные и казенные учреждения, осуществляют­ся для нужд этих учреждений (а не в интересах абстрактных понятий «об­щество», «государство»). Под функция­ми же традиционно понимается об­щественно полезная деятельность, осуществление которой не должно зависеть от интересов отдельных ор­ганизаций, сообществ, граждан (на­пример, охрана государственной гра­ницы, хранение музейных предметов).

Запомнить    

Так называемое обезличивание ра­бот, наполнение их абстрактным смыслом выливается в невозмож­ность произвести расчет затрат на их выполнение. Прежде всего пото­му, что крайне сложно определить нормативы затрат на оказание еди­ницы работы, а вернее, найти эту самую единицу.

Кто оплатит расходы?

Чтобы получить финансовое обе­спечение на оказание услуг (работ) в рамках государственного (муници­пального) задания, учреждение долж­но представить нормативы затрат на эти услуги (работы) исходя из потре­бительских ожиданий. Причем объем финансирования будет не больше указанного норматива. Заявки на субси­дии будущего года формируются в конце текущего, а потребительский прогноз зачастую складывается на ос­нове интуитивных ощущений, а не прагматичных расчетов. То есть доля ошибки в расчете будущих затрат очень велика.

Но если по итогу затраты выйдут за край дозволенного, кто будет возме­щать недополученные учреждением бюджетные средства? По идее - «лата­ние финансовых дыр» придется пере­ложить на получателя услуг (либо аб­страктного потребителя работ). Однако плата с получателей за ока­занные услуги (работы) в рамках госу­дарственного (муниципального) зада­ния может быть взята только в случаях, если это предусмотрено за­конодательством (абзац седьмой ча­сти 1 ст. 69.2 БК РФ).1

Есть еще один момент. Согласно Федеральному закону от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организа­циях» (далее - Закон о некоммерче­ских организациях) объем бюджетно­го финансирования зависит от объема средств, поступающих в учреждение от платной и иной приносящей доход деятельности. В соответствии со ст. 2 рассматриваемого закона некоммер­ческой является организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение при­были и не распределяющая получен­ную прибыль между участниками. Та­ким образом, при осуществлении основной деятельности (реализации государственного (муниципального) задания) учреждение не вправе из­влекать прибыль и распределять ее между работниками (в том числе, на­правляя ее на выплату зарплаты).

Данное требование не относится к осуществлению учреждением платной и иной приносящей доход деятельно­сти - здесь цена на услугу (работу) должна соответствовать рыночным требованиям и быть конкурентной.

В настоящее время большинство учреждений определяют цены на ус­луги (работы), оказываемые как в рам­ках государственного (муниципально­го) задания, так и сверх него, а также при осуществлении приносящей до­ход деятельности исходя из практики делового оборота: оценив потреби­тельский спрос и аналогичные цены конкурентов.

Но, как мы говорили, каждый рубль, включенный в стоимость услуги (ра­боты) для покупателя должен быть обоснован необходимостью компен­сировать расходы учреждения, кото­рые оно несет при оказании этой ус­луги (работы). Если установленная цена значительно превышает затраты учреждения на оказание (выполне­ние) услуг (работ), это свидетельству­ет о наличии «коммерческой накрут­ки», о том, что в цену закладывается и впоследствии извлекается прибыль.

Если прибыль становится система­тической, то вероятен вопрос о закон­ности существования учреждения в форме некоммерческой организации.

Если цена государственного (муни­ципального) учреждения на услугу (работу) не отличается (или немногим отличается) от стоимости аналогич­ной услуги (работы), предлагаемой коммерческой организацией, индиви­дуальным предпринимателем, кото­рые не имеют стабильного источника финансирования в форме бюджетных субсидий, это свидетельствует о не­верной финансовой политике учреж­дения. Причины могут быть разными: желание заработать; стремление уч­редителя максимально увеличить количественные показатели реализации задания, сохраняя минимальный объ­ем бюджетного финансирования; установление цены по принципу «у всех так» и пр. Объяснять сложив­шуюся ситуацию правоохранитель­ным органам (антимонопольной, на­логовой службам, прокуратуре, органам Роспотребнадзора) и нести за нее ответственность придется ру­ководителю учреждения.

Нормативный документ

Главным ориентиром для учре­дителей и главных распоряди­телей бюджетных средств всех уровней  является совместный приказ  от  29.10.2010 Минфина России  №   137н  и Минрегион-развития России № 527 «О Ме­тодических рекомендациях по расчету    нормативных затрат на оказание федеральными го­сударственными учреждениями государственных услуг и нор­мативных затрат на содержание имущества   федеральных го­сударственных учреждений». Этот документ по сути являет­ся правовой основой для рас­чета норматива затрат как на оказание услуг,  так и на вы­полнение работ.

Запомнить.

Порядок формирования цен на ус­луги (работы), включенные в госу­дарственное (муниципальное) зада­ние, должен быть прозрачным. Все планово-финансовые документы учреждений с 1 января 2012 г. в со­ответствии с Законом о некоммер­ческих организациях должны раз­мещаться для открытого доступа на официальном сайте РФ по адресу www.bus.gov.ru.

Нормативно-правовая база оставляет желать..

Вернемся к существующей норма­тивно-правовой документации. Ана­лиз совместного приказа от 29.10.2010 Минфина России № 137н и Минреги-онразвития России № 527 (далее -Приказ № 137/527) свидетельствует о том, что методологическая ясность при расчете нормативов затрат, свя­занных с оказанием бюджетными и автономными учреждениями услуг (выполнением работ) отсутствует.

БК РФ устанавливает, что оказание услуг (выполнение работ) произво­дится в интересах физических и юри­дических лиц, а, следовательно, по­нимать работы как деятельность учреждения, осуществляемую в инте­ресах общества в целом, не представ­ляется возможным.

Не понятен сам принцип финобеспечения: нормативы затрат, связан­ные с оказанием услуг (выполнением работ), должны определяться в соот­ветствии с субсидиями на реализацию задания и на содержание имущества (недвижимого и особо ценного дви­жимого); методология расчета норма­тивов затрат по иным субсидиям от­сутствует. На практике это привело к парадоксальным правилам расчета субсидий, включая программный ме­тод финансирования, который при де­тальном рассмотрении является смет­ным.

Приказ № 137/527 вводит понятие «норматив затрат на содержание иму­щества». И таким образом устанавли­вает логически необъяснимые норма­тивы бюджетного финансирования, например, на потребление электриче­ской энергии (90% от общего объема затрат на коммунальные платежи). «Воспитательная» функция (экономи­ка должна быть экономной) подоб­ного нормирования очевидна, но применение формально-цифрового принципа не приводит к эффективно­сти планирования и расходования бюджетных средств. Экономия 10% средств в части уплаты коммунальных платежей не дает ответа на вопрос, кто же должен содержать государ­ственное (муниципальное) имуще­ство, если не бюджет? Если у учрежде­ния нет (и не может быть) собственных доходов от оказания основной дея­тельности за плату (например, школы, библиотеки предоставляют бесплат­ные услуги), кем должны быть компен­сированы недостающие 10%?

В Приказе № 137/527 также была сделана попытка объяснения методо­логии определения нормативов за­трат, и предоставления учреждениям возможности самостоятельно выби­рать между нормативным, структур­ным и экспертным методами. Однако проблема заключается не в том, как считать нормативы при наличии опре­деленных показателей, а что взять за «точку отсчета». Традиционно берутся показатели прошлогодних значений и производятся «ретрорасчеты». О по­рядке применения коэффициентов-дефляторов, учитывающих инфляцию или реальный рост цен, рекоменда­ции отсутствуют. В результате исход­ные данные, как уже было отмечено выше, изначально не соответствуют реальным расходам учреждений.

Запомнить   

Учредитель, определяя порядок расчета нормативных затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ), должен придерживаться «узкого» подхода к определению объема субсидий. Так субсидии на реализацию задания не должны включать в себя затраты на содержание особо ценного движимого и недвижимого имущества. Ранее такой порядок действовал в отношении финансирования деятельности автономных учреждений: отдельно рассчитывалась субсидия на выполнение задания, отдельно - на содержание имущества.

Пример

Практика работы органов исполнительной власти Иркутской области показывает, что государственные задания бюджетных и ав­тономных учреждений не учитываются при планировании бюджета, а «вписываются» в рамки уже предусмотренных бюджетных ассигнований. «Дотационные» территории планируют бюджет и формируют государ­ственные (муниципальные) задания по это­му же принципу.

Запомнить.

Учреждения, осуществляющие «ком­мерческие проекты» (приносящую доход деятельность), должны учи­тывать, что государство эту дея­тельность не финансирует, а следо­вательно, все затраты, включая коммунальные платежи, должны обеспечиваться за счет доходов от таких проектов. Здесь уместно уста­новить нормативы финансирования содержания имущества (включая коммунальные платежи) в зависи­мости от объемов приносящей до­ход деятельности, но не загонять всех в сомнительные рамки обще­обязательного процента.

Выход из ситуации

Получается замкнутый круг: ис­пользование реальных финансовых показателей, необходимых для расче­та нормативов затрат, на этапе плани­рования бюджета невозможно, что приводит к неадекватным цифрам нормативов.

Между тем выход есть. Исходным показателем, определяющим объем бюджетного финансирования, должна стать средняя стоимость услуги (ра­боты) для ее получателя. Зная сред­нюю стоимость услуги (работы), коли­чественные показатели спроса на нее, а также совокупный объем расходов бюджета на содержание учреждения, можно определить объем бюджетных средств, необходимый для покрытия этих расходов, уже с учетом дохода учреждения от оказания основных видов услуг (работ) за плату.

Формально-арифметически этот подход гораздо проще: не требуется разделения затрат на обеспечение деятельности учреждения на составля­ющие. Норматив затрат определяется сразу в отношении всех оказываемых услуг (выполняемых работ) по основ­ной деятельности учреждения. Зачем высчитывать норматив затрат на ока­зание единицы услуги, если отсутству­ет терминологическая ясность, что понимать под услугой, а тем более, ее единицей?

С управленческой точки зрения та­кой подход к определению объемов бюджетного финансирования госу­дарственного (муниципального) зада­ния позволит снять с учреждений про­блему расчета стоимости цен на услуги (работы). Кроме того, будет обеспечено направление доходов от оказания плат­ных услуг (работ) непосредственно на основную деятельность учреждения, а не на развитие приносящей доход дея­тельности. Иными словами, средствами от «коммерческих проектов» учрежде­ния могут управлять самостоятельно. Средства, получаемые от реализации основной деятельности, должны быть истрачены на воспроизводство этой самой деятельности.

С позиции обеспечения эффектив­ного, правомерного и целевого ис­пользования бюджетных средств, снижается риск «двойного» финанси­рования. Когда одно и то же действие финансируется посредством бюджет­ных средств и получателем услуги (работы), а учреждение превращается в коммерческую структуру.

Кроме того, методика, когда цена яв­ляется первичной единицей при расче­те норматива затрат, позволит учреж­дениям, с одной стороны, устанавливать рыночную, конкурентную стоимость услуги (работы), с другой, снять так на­зываемую проблему льготников. Дело в том, что государство гарантирует от­дельным категориям граждан бес­платное и льготное оказание услуг, но при этом отсутствуют эффективные механизмы компенсации затрат уч­реждений, связанных с предоставле­нием такого обслуживания.

В заключение отметим, что, к сожа­лению, правовая база субъектов РФ, определяющая методики формиро­вания нормативов затрат бюджетных и автономных учреждений, связан­ных с оказанием услуг (выполнением работ) физическим и юридическим лицам, отличается единообразием в силу авторитета федеральных орга­нов. Совершенствование принятой методики может осуществляться ис­ключительно «сверху» и только в слу­чае понимания, что проблема вышла за рамки финансово-бухгалтерской дисциплины учреждений, и олице­творяет собой непоследователь­ность государства в проведении ме­роприятий по улучшению правового положения некоммерческих учреж­дений.

Запомнить

При определении дохода учрежде­ния от основной деятельности, осу­ществляемой в соответствии с го­сударственным (муниципальным) заданием, должны учитываться среднегодовые показатели посе­щаемости гражданами, имеющими право на льготу, а также средняя стоимость льготного посещения. Согласно этому должна увеличи­ваться субсидия.

Источник: журнал "Госуслуги: планирование, учет, налоги". Единственный журнал для бюджетных и автономных учреждений для работы в новых условиях. Планирование, учет, налогообложение госуслуг в одном издании.

Начать дискуссию

Куда развиваться тем, кому «давит» карьерный потолок 

Существует мнение, что совершенствоваться в профессии можно бесконечно. Не всегда это так. Иногда мы чувствуем, что «уперлись в потолок». Работа больше не приносит удовольствия и перспектив. Разбираемся, что делать, если такая ситуация уже произошла.

Куда развиваться тем, кому «давит» карьерный потолок 

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

Туристы могут поехать в Таиланд на 60 дней без визы

Временный порядок безвиза сроком на 90 дней закончит действовать 30 апреля, но с 1 мая российские туристы смогут находиться в Таиланде без визы 60 дней.

Что такое мораторий на проверки бизнеса и на какие компании он распространяется в 2024 году?

Мораторий на проверки бизнеса — это временное ограничение плановых и внеплановых контрольных мероприятий, проводимых государственными органами (МЧС, Роспотребнадзор, Роскомнадзор и др.) для надзора за предпринимательской деятельностью.

Иллюстрация: Вера Ревина/«Клерк»
Лучшие спикеры, новый каждый день

Ключевая ставка останется 16% — и точка

В пятницу 26 апреля будет очередное заседание ЦБ по ключевой ставке, на котором её оставят без изменений с вероятностью выше 90%. Конечно, бизнесу тяжеловато развиваться в таких условиях, население тоже в печали, ставки по ипотекам конские, да и в целом кредиты дорогие. Это, конечно, не мешает людям их брать.

Ключевая ставка останется 16% — и точка

Как бухгалтеру не выгореть на работе. Советы экспертов

В бухгалтерской профессии сочетаются высокие требования, строгие сроки и требование к точности, что может привести к выгоранию. Вот несколько советов, как бухгалтерам избежать выгорания и поддерживать свое благополучие:

​Критерии однодневок. Высокий уровень риска

Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот. Такое послание получил персонаж одного классического произведения. Мы в классики не стремимся, но можем перефразировать: «Если время и деньги дороги вам, держитесь подальше от контрагентов у которых есть критерии однодневок с высоким уровнем риска».

​Критерии однодневок. Высокий уровень риска
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Социальные предприниматели зарабатывают в РФ миллиарды: какие это сферы деятельности

Выручка индивидуальных предпринимателей, который работают в социальной сфере, составила 17,9 млрд рублей, а юридических лиц — 84,6 млрд.

Банки

Вклады теперь застрахованы более надежно

Размер повышенной дополнительной ставки составит 300% от базовой. С первого квартала 2022 года дополнительная ставка была нулевой.

Уведомление по ЕНП

❗ Минюст зарегистрировал изменение правил заполнения уведомлений по ЕНП

Порядок заполнения ЕНП-уведомления и электронный формат этого документа обновили. Новые правила заработают со 2 мая. Впрочем, их применяют и сейчас.

8

С 1 мая новые контрольные соотношения в отчетности! 👀«Ночной бухгалтер» № 1670

Да, сверять отчеты между собой нужно будет по-новому. И следить за ними надо в оба глаза, потому что, если ваша декларация какие-то из них не пройдет, то и суммы из нее не будут учтены на ЕНС, придется ждать окончания камералки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
1
Общество

Шашлык подорожал на 10-20%. Опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Экономика России

Мишустин: доходы бюджета выросли более чем на 50%

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Адвокат

👔 Новый закон ужесточил требования к адвокатам, и будет их единый реестр. Сами адвокаты приветствуют это и считают крайне полезным

Президент подписал изменения в федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

Многодетные семьи

Правительство на 7 лет продлит выплаты многодетным на погашение ипотеки

В 2024 году многодетные получат порядка 50 млрд рублей на погашение жилищного кредита.

С 1 мая банкам запретили брать комиссию за переводы клиента самому себе

Все банки с 1 мая 2024 года должны отменить комиссию с переводов до 30 млн рублей между собственными счетами клиента, в том числе в разных банках.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: школьников научат управлять беспилотниками, золото упало в цене, а в России сделали люксовую машину на водородном топливе

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Бесплатно с Отпуска

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс

Можно ли разделить отпуск, и какими частями работник может использовать дни отпуска, разбираем в сегодняшнем мини-курсе.

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс
Бесплатно с Защита персональных данных

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году

В 2024 году штрафы за нарушение работы с персональными данными могут составлять до 1,5 млн руб., появились и новые составы правонарушений. Рассмотрим, как и на что обратить внимание, чтобы избежать миллионных санкций. 

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году

9 менеджеров, которые приведут вашу компанию в проектный ад

Есть мнение, что менеджер проекта — это самая неблагодарная и недооцененная позиция в IT. Ты оказываешься между двух огней и отвечаешь за все происходящее, но именно менеджер проекта — фигура, которая задает настроение команде.

9 менеджеров, которые приведут вашу компанию в проектный ад

Интересные материалы

Больничные

Что нового в правилах работы с электронными больничными

Электронные больничные стали обязательными, бумажных листков нетрудоспособности больше нет. С 1 мая 2024 года меняются правила работы с электронными больничными листами. На основании принятых изменений, запрашивать информацию из электронных больничных в СФР будет возможно только при наличии машиночитаемой доверенности, выданной страхователем.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру