Бюджетный учет

Финансовое обеспечение государственных (муниципальных) учреждений

Реализуя Закон № 83-ФЗ, законодательные струк­туры и федеральные органы, осуществляющие методическое руководство перехода учреждений в новый правовой статус (казенные, бюджет­ные, автономные), упустили важнейший мо­мент - формирование единого юридико-технического подхода к применению основных терминов - «услуга», «работа», «функция».

Реализуя Закон № 83-ФЗ, законодательные струк­туры и федеральные органы, осуществляющие методическое руководство перехода учреждений в новый правовой статус (казенные, бюджет­ные, автономные), упустили важнейший мо­мент - формирование единого юридико-технического подхода к применению основных терминов - «услуга», «работа», «функция». Эта законодательная недоработка негативно отраз­илась на методике расчета нормативных затрат и, как следствие, финансовом обеспечении учреждений. По­чему это произошло, и каковы пути решения проблемы, рассмо­трим далее.

Методы финансирования

Порядок финансирования деятель­ности государственных и муници­пальных учреждений, понимаемой как оказание услуг (выполнение ра­бот), регламентирован главой 10 Бюд­жетного кодекса РФ (далее - БК РФ). Для автономных и бюджетных учреж­дений под финансированием пони­мается предоставление субсидий, в том числе на возмещение норматив­ных затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ) в рамках государственных (муниципальных) за­даний. Для казенных - обеспечение выполнения ими госфункций.

На практике указанные методы фи­нансирования именуются соответ­ственно нормативно-затратным и смет­ным.

Если услуги (работы) могут выпол­нять как бюджетные, так и автоном­ные учреждения, то функции - ис­ключительно казенные2. Оказание казенными учреждениями услуг (вы­полнение работ) в соответствии с формулировкой, данной в абзаце втором ст. 69.1 БК РФ, является состав­ной и неотъемлемой частью их дея­тельности по выполнению функций. Следовательно, отдельному, обособ­ленному расчету выполнение функ­ций не подлежит. Вся деятельность казенного учреждения (даже при наличии государственного (муници­пального) задания) финансируется со­гласно бюджетной смете (ст. 221 БК РФ).

Лабиринты терминов

В обширной подзаконной норма­тивно-правовой базе, созданной в рамках реализации Закона № 83-ФЗ, под услугой понимается некая дея­тельность учреждения, осуществляе­мая в интересах отдельных физиче­ских и (или) юридических лиц, а под работой - деятельность, реализуемая в интересах всего общества в целом. Попытка поставить данную термино­логию в правовое русло действующих документов, уже содержащих понятия «услуга», «работа» (Налоговый ко­декс РФ, Гражданский кодекс РФ (да­лее - ГК РФ), Закон № 212-ФЗ1, За­кон № 94-ФЗ2 и др.), была отвергнута.

Тем не менее в соответствии с об­щепринятой юридической техникой обратимся к принятым ранее форму­лировкам. В обобщенном виде значе­ния рассматриваемых терминов будут следующими:

услуга - деятельность, результат которой не имеет материального выражения, а полезные свойства потребляются в процессе ее оказа­ния;

работа - деятельность, результат осуществления которой имеет ма­териальную форму.

И работы, и услуги по ГК РФ имеют своих заказчиков, заинтересованныхв их исполнении. Согласно Закону № 94-ФЗ работы и услуги, заказчиком по которым выступают бюджетные и казенные учреждения, осуществляют­ся для нужд этих учреждений (а не в интересах абстрактных понятий «об­щество», «государство»). Под функция­ми же традиционно понимается об­щественно полезная деятельность, осуществление которой не должно зависеть от интересов отдельных ор­ганизаций, сообществ, граждан (на­пример, охрана государственной гра­ницы, хранение музейных предметов).

Запомнить    

Так называемое обезличивание ра­бот, наполнение их абстрактным смыслом выливается в невозмож­ность произвести расчет затрат на их выполнение. Прежде всего пото­му, что крайне сложно определить нормативы затрат на оказание еди­ницы работы, а вернее, найти эту самую единицу.

Кто оплатит расходы?

Чтобы получить финансовое обе­спечение на оказание услуг (работ) в рамках государственного (муници­пального) задания, учреждение долж­но представить нормативы затрат на эти услуги (работы) исходя из потре­бительских ожиданий. Причем объем финансирования будет не больше указанного норматива. Заявки на субси­дии будущего года формируются в конце текущего, а потребительский прогноз зачастую складывается на ос­нове интуитивных ощущений, а не прагматичных расчетов. То есть доля ошибки в расчете будущих затрат очень велика.

Но если по итогу затраты выйдут за край дозволенного, кто будет возме­щать недополученные учреждением бюджетные средства? По идее - «лата­ние финансовых дыр» придется пере­ложить на получателя услуг (либо аб­страктного потребителя работ). Однако плата с получателей за ока­занные услуги (работы) в рамках госу­дарственного (муниципального) зада­ния может быть взята только в случаях, если это предусмотрено за­конодательством (абзац седьмой ча­сти 1 ст. 69.2 БК РФ).1

Есть еще один момент. Согласно Федеральному закону от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организа­циях» (далее - Закон о некоммерче­ских организациях) объем бюджетно­го финансирования зависит от объема средств, поступающих в учреждение от платной и иной приносящей доход деятельности. В соответствии со ст. 2 рассматриваемого закона некоммер­ческой является организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение при­были и не распределяющая получен­ную прибыль между участниками. Та­ким образом, при осуществлении основной деятельности (реализации государственного (муниципального) задания) учреждение не вправе из­влекать прибыль и распределять ее между работниками (в том числе, на­правляя ее на выплату зарплаты).

Данное требование не относится к осуществлению учреждением платной и иной приносящей доход деятельно­сти - здесь цена на услугу (работу) должна соответствовать рыночным требованиям и быть конкурентной.

В настоящее время большинство учреждений определяют цены на ус­луги (работы), оказываемые как в рам­ках государственного (муниципально­го) задания, так и сверх него, а также при осуществлении приносящей до­ход деятельности исходя из практики делового оборота: оценив потреби­тельский спрос и аналогичные цены конкурентов.

Но, как мы говорили, каждый рубль, включенный в стоимость услуги (ра­боты) для покупателя должен быть обоснован необходимостью компен­сировать расходы учреждения, кото­рые оно несет при оказании этой ус­луги (работы). Если установленная цена значительно превышает затраты учреждения на оказание (выполне­ние) услуг (работ), это свидетельству­ет о наличии «коммерческой накрут­ки», о том, что в цену закладывается и впоследствии извлекается прибыль.

Если прибыль становится система­тической, то вероятен вопрос о закон­ности существования учреждения в форме некоммерческой организации.

Если цена государственного (муни­ципального) учреждения на услугу (работу) не отличается (или немногим отличается) от стоимости аналогич­ной услуги (работы), предлагаемой коммерческой организацией, индиви­дуальным предпринимателем, кото­рые не имеют стабильного источника финансирования в форме бюджетных субсидий, это свидетельствует о не­верной финансовой политике учреж­дения. Причины могут быть разными: желание заработать; стремление уч­редителя максимально увеличить количественные показатели реализации задания, сохраняя минимальный объ­ем бюджетного финансирования; установление цены по принципу «у всех так» и пр. Объяснять сложив­шуюся ситуацию правоохранитель­ным органам (антимонопольной, на­логовой службам, прокуратуре, органам Роспотребнадзора) и нести за нее ответственность придется ру­ководителю учреждения.

Нормативный документ

Главным ориентиром для учре­дителей и главных распоряди­телей бюджетных средств всех уровней  является совместный приказ  от  29.10.2010 Минфина России  №   137н  и Минрегион-развития России № 527 «О Ме­тодических рекомендациях по расчету    нормативных затрат на оказание федеральными го­сударственными учреждениями государственных услуг и нор­мативных затрат на содержание имущества   федеральных го­сударственных учреждений». Этот документ по сути являет­ся правовой основой для рас­чета норматива затрат как на оказание услуг,  так и на вы­полнение работ.

Запомнить.

Порядок формирования цен на ус­луги (работы), включенные в госу­дарственное (муниципальное) зада­ние, должен быть прозрачным. Все планово-финансовые документы учреждений с 1 января 2012 г. в со­ответствии с Законом о некоммер­ческих организациях должны раз­мещаться для открытого доступа на официальном сайте РФ по адресу www.bus.gov.ru.

Нормативно-правовая база оставляет желать..

Вернемся к существующей норма­тивно-правовой документации. Ана­лиз совместного приказа от 29.10.2010 Минфина России № 137н и Минреги-онразвития России № 527 (далее -Приказ № 137/527) свидетельствует о том, что методологическая ясность при расчете нормативов затрат, свя­занных с оказанием бюджетными и автономными учреждениями услуг (выполнением работ) отсутствует.

БК РФ устанавливает, что оказание услуг (выполнение работ) произво­дится в интересах физических и юри­дических лиц, а, следовательно, по­нимать работы как деятельность учреждения, осуществляемую в инте­ресах общества в целом, не представ­ляется возможным.

Не понятен сам принцип финобеспечения: нормативы затрат, связан­ные с оказанием услуг (выполнением работ), должны определяться в соот­ветствии с субсидиями на реализацию задания и на содержание имущества (недвижимого и особо ценного дви­жимого); методология расчета норма­тивов затрат по иным субсидиям от­сутствует. На практике это привело к парадоксальным правилам расчета субсидий, включая программный ме­тод финансирования, который при де­тальном рассмотрении является смет­ным.

Приказ № 137/527 вводит понятие «норматив затрат на содержание иму­щества». И таким образом устанавли­вает логически необъяснимые норма­тивы бюджетного финансирования, например, на потребление электриче­ской энергии (90% от общего объема затрат на коммунальные платежи). «Воспитательная» функция (экономи­ка должна быть экономной) подоб­ного нормирования очевидна, но применение формально-цифрового принципа не приводит к эффективно­сти планирования и расходования бюджетных средств. Экономия 10% средств в части уплаты коммунальных платежей не дает ответа на вопрос, кто же должен содержать государ­ственное (муниципальное) имуще­ство, если не бюджет? Если у учрежде­ния нет (и не может быть) собственных доходов от оказания основной дея­тельности за плату (например, школы, библиотеки предоставляют бесплат­ные услуги), кем должны быть компен­сированы недостающие 10%?

В Приказе № 137/527 также была сделана попытка объяснения методо­логии определения нормативов за­трат, и предоставления учреждениям возможности самостоятельно выби­рать между нормативным, структур­ным и экспертным методами. Однако проблема заключается не в том, как считать нормативы при наличии опре­деленных показателей, а что взять за «точку отсчета». Традиционно берутся показатели прошлогодних значений и производятся «ретрорасчеты». О по­рядке применения коэффициентов-дефляторов, учитывающих инфляцию или реальный рост цен, рекоменда­ции отсутствуют. В результате исход­ные данные, как уже было отмечено выше, изначально не соответствуют реальным расходам учреждений.

Запомнить   

Учредитель, определяя порядок расчета нормативных затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ), должен придерживаться «узкого» подхода к определению объема субсидий. Так субсидии на реализацию задания не должны включать в себя затраты на содержание особо ценного движимого и недвижимого имущества. Ранее такой порядок действовал в отношении финансирования деятельности автономных учреждений: отдельно рассчитывалась субсидия на выполнение задания, отдельно - на содержание имущества.

Пример

Практика работы органов исполнительной власти Иркутской области показывает, что государственные задания бюджетных и ав­тономных учреждений не учитываются при планировании бюджета, а «вписываются» в рамки уже предусмотренных бюджетных ассигнований. «Дотационные» территории планируют бюджет и формируют государ­ственные (муниципальные) задания по это­му же принципу.

Запомнить.

Учреждения, осуществляющие «ком­мерческие проекты» (приносящую доход деятельность), должны учи­тывать, что государство эту дея­тельность не финансирует, а следо­вательно, все затраты, включая коммунальные платежи, должны обеспечиваться за счет доходов от таких проектов. Здесь уместно уста­новить нормативы финансирования содержания имущества (включая коммунальные платежи) в зависи­мости от объемов приносящей до­ход деятельности, но не загонять всех в сомнительные рамки обще­обязательного процента.

Выход из ситуации

Получается замкнутый круг: ис­пользование реальных финансовых показателей, необходимых для расче­та нормативов затрат, на этапе плани­рования бюджета невозможно, что приводит к неадекватным цифрам нормативов.

Между тем выход есть. Исходным показателем, определяющим объем бюджетного финансирования, должна стать средняя стоимость услуги (ра­боты) для ее получателя. Зная сред­нюю стоимость услуги (работы), коли­чественные показатели спроса на нее, а также совокупный объем расходов бюджета на содержание учреждения, можно определить объем бюджетных средств, необходимый для покрытия этих расходов, уже с учетом дохода учреждения от оказания основных видов услуг (работ) за плату.

Формально-арифметически этот подход гораздо проще: не требуется разделения затрат на обеспечение деятельности учреждения на составля­ющие. Норматив затрат определяется сразу в отношении всех оказываемых услуг (выполняемых работ) по основ­ной деятельности учреждения. Зачем высчитывать норматив затрат на ока­зание единицы услуги, если отсутству­ет терминологическая ясность, что понимать под услугой, а тем более, ее единицей?

С управленческой точки зрения та­кой подход к определению объемов бюджетного финансирования госу­дарственного (муниципального) зада­ния позволит снять с учреждений про­блему расчета стоимости цен на услуги (работы). Кроме того, будет обеспечено направление доходов от оказания плат­ных услуг (работ) непосредственно на основную деятельность учреждения, а не на развитие приносящей доход дея­тельности. Иными словами, средствами от «коммерческих проектов» учрежде­ния могут управлять самостоятельно. Средства, получаемые от реализации основной деятельности, должны быть истрачены на воспроизводство этой самой деятельности.

С позиции обеспечения эффектив­ного, правомерного и целевого ис­пользования бюджетных средств, снижается риск «двойного» финанси­рования. Когда одно и то же действие финансируется посредством бюджет­ных средств и получателем услуги (работы), а учреждение превращается в коммерческую структуру.

Кроме того, методика, когда цена яв­ляется первичной единицей при расче­те норматива затрат, позволит учреж­дениям, с одной стороны, устанавливать рыночную, конкурентную стоимость услуги (работы), с другой, снять так на­зываемую проблему льготников. Дело в том, что государство гарантирует от­дельным категориям граждан бес­платное и льготное оказание услуг, но при этом отсутствуют эффективные механизмы компенсации затрат уч­реждений, связанных с предоставле­нием такого обслуживания.

В заключение отметим, что, к сожа­лению, правовая база субъектов РФ, определяющая методики формиро­вания нормативов затрат бюджетных и автономных учреждений, связан­ных с оказанием услуг (выполнением работ) физическим и юридическим лицам, отличается единообразием в силу авторитета федеральных орга­нов. Совершенствование принятой методики может осуществляться ис­ключительно «сверху» и только в слу­чае понимания, что проблема вышла за рамки финансово-бухгалтерской дисциплины учреждений, и олице­творяет собой непоследователь­ность государства в проведении ме­роприятий по улучшению правового положения некоммерческих учреж­дений.

Запомнить

При определении дохода учрежде­ния от основной деятельности, осу­ществляемой в соответствии с го­сударственным (муниципальным) заданием, должны учитываться среднегодовые показатели посе­щаемости гражданами, имеющими право на льготу, а также средняя стоимость льготного посещения. Согласно этому должна увеличи­ваться субсидия.

Источник: журнал "Госуслуги: планирование, учет, налоги". Единственный журнал для бюджетных и автономных учреждений для работы в новых условиях. Планирование, учет, налогообложение госуслуг в одном издании.

Начать дискуссию

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.

Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 
Кадровый учет

Перемещение работника

В данном материале рассмотрим, как выглядит процедура перемещения сотрудника. Поговорим о том, какими документами оформляется это кадровое мероприятие. Разберем, в чем состоят отличия между перемещением и переводом работника.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Семь ошибок в общении с покупателями на маркетплейсе и как их избежать

Общение важно в любых отношениях: дружеских, семейных, профессиональных. В бизнесе с помощью правильно выстроенного контакта с клиентами можно отстраиваться от конкурентов и увеличивать продажи. Рассказываем, как правильно наладить общение с клиентам на Ozon и какие ошибки часто допускают продавцы.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Экономика России

Набиуллина: ЦБ не исключает дополнительного повышения ключевой ставки

Годовой прогноз по инфляции повысили до 6,5-7%. Центробанк решил отказаться от базового сценария развития экономики.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления

В статье разберем причины эмоционального выгорания и способы его преодоления.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: загрузку видео на YouTube замедляют, Wildberries будет платить «белым хакерам», а многодетные семьи чаще всего берут кредиты

Подготовили обзор главных событий дня — 26 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Инвестиции

На Мосбирже появится 15 новых ценных бумаг

Непубличные компании разместят 15 новых акций по закрытой подписке на платформе MOEX START.

Регистрация ККТ

📠 Госдума упростила регистрацию контрольно-кассовой техники. Оценка налогового юриста

ИП смогут не применять ККТ, если оказывают услуги в сфере образования, физической культуры и спорта.

Инвестиции

Стоит ли участвовать в IPO и какой доход это может принести

После затишья в 2022 году и осторожного начала движения в 2023 российские компании в 2024 году стали активно выходить на биржу и предлагать свои акции. Насколько успешно проходят сейчас IPO и стоит ли в них участвовать инвестору? Узнали у экспертов.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Запрос документов ИФНС из другого региона, как отвечать на налоговые требования, нюансы ФСБУ 27/2021— в новом дайджесте Разборов

Сегодня в дайджесте вы найдете не только текстовые разборы, но и конспекты вебинаров, которые помогут вам разобраться в работе с самозанятыми в 2024 году и научат отвечать на требования ФНС.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру