Госзакупки

Совершенствование системы государственных (муниципальных) закупок

Вопросы совершенствования системы государ­ственных (муниципальных) закупок активно об­суждаются специалистами различных ведомств и органов власти. Планируется к принятию за­кон о контрактной системе. Какова роль в раз­витии сферы госзаказа Казначейства России, и может ли данное ведомство повлиять на рост эффективности закупок? Об этом наш диалог с экспертом.

Вопросы совершенствования системы государ­ственных (муниципальных) закупок активно об­суждаются специалистами различных ведомств и органов власти. Планируется к принятию за­кон о контрактной системе. Какова роль в раз­витии сферы госзаказа Казначейства России, и может ли данное ведомство повлиять на рост эффективности закупок? Об этом наш диалог с экспертом.

-   Какие механизмы используют­ся Казначейством для повышения качества системы госзакупок?

-    С целью совершенствования си­стемы государственных закупок, по­вышения ее эффективности, а также развития функциональности сайта zakupki.gov.ru Казначейство России организовало проведение экспери­ментального мониторинга бюджет­ных обязательств получателей бюд­жетных средств. Возможности для выполнения мониторинга у Казна­чейства имеются. Ведомство распо­лагает разветвленной сетью террито­риальных органов, наши специалисты не понаслышке знают и понимают необходимость обеспечения эффек­тивного расходования бюджетных средств. И, что очень важно, при воз­ложении данных полномочий на Каз­начейство организация этой работы не потребует существенных расходов.

Проводимый мониторинг позволил выявить «слабые места» и понять, с чем нужно работать в настоящий момент.

Например, одна из проблем при размещении заказов - отсутствие подробного каталога товаров, постав­ляемых для государственных и му­ниципальных нужд, и детального классификатора работ и услуг. Суще­ствующие классификаторы не адапти­рованы для использования в сфере размещения заказов, в связи с чем у государственных и муниципальных заказчиков имеются определенные проблемы в части обеспечения пуб­ликации качественной информации о размещении заказов на официальном сайте zakupki.gov. Соответственно и участникам размещения заказа не просто ориентироваться в огромном массиве информации. Над этой проб­лемой работают соответствующие фе­деральные органы власти.

-    В чем заключаются функции ведомства при обеспечении рабо­ты сайта zakupki.gov.ru?

-      Казначейство России является оператором официального сайта для размещения информации о размеще­нии заказов на поставки товаров, вы­полнение работ, оказание услуг (zakupki.gov.ru). Соответственно мы должны обеспечивать полноту и про­зрачность сведений, публикуемых на этом интернет-ресурсе.

-  Над сайтом трудится и Минэ­кономразвития. У вас разные зада­чи или вы совместными усилиями выполняете одну и ту же работу?

-    И Казначейство России, и Минэко­номразвития России участвовали в создании официального сайта. Оба ве­домства согласно Федеральному зако­ну от 21.07.2005 № 94-ФЗ являются уполномоченными органами исполни­тельной власти по ведению, развитию и обслуживанию названного ресурса.

Минэкономразвития осуществляет ведение сайта, в т. ч. регистрацию и обслуживание пользователей, а также формирование функциональных тре­бований. Казначейство обеспечивает функционирование интернет-ресур­са, выдачу сертификатов ключей элек­тронных подписей представителям организаций, работающих на сайте, его развитие в части функциональных доработок в соответствии с требова­ниями Минэкономразвития.

-    С какими трудностями при­шлось столкнуться при запуске сайта?

-     Опытная эксплуатация сайта zakupki.gov.ruначалась осенью 2010 г. Пилотными регионами выступили Та­тарстан и Бурятия. Тогда мы столкну­лись с проблемой отсутствия должного механизма регистрации организаций в масштабе всей страны. В декабре 2010 г. Казначейством совместно с Минэко­номразвития был разработан Порядок регистрации пользователей на офици­альном сайте в сети Интернет для раз­мещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выпол­нение работ, оказание услуг1.

С 1 января 2011 г. сайт начал полно­ценную работу. К этому времени Каз­начейством уже была организована распределенная структура по реги­страции заказчиков и выдаче пользо­вателям сертификатов электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Отмечу, что при запуске и реали­зации проекта территориальными управлениями Казначейства России была проделана огромная работа. Уже в первые два месяца функционирова­ния сайта было зарегистрировано по­рядка 77% организаций и 59% пользо­вателей от их общего количества, зафиксированного по итогам 2011 г.

Также в конце 2010 г. остро встал вопрос о механизме информационно­го взаимодействия сайта и внешних си­стем размещения заказов. Сложность заключалась в том, что организация та­кого механизма должна быть открытой и понятной для всех участников про­цесса. В 2011 г. эта задача была решена с помощью интерфейсов обмена дан­ными с внешними региональными си­стемами размещения заказов. Благода­ря этому сайт стал единым источником информации о заказах и обеспечил возможность свободной интеграции. По результатам обращений пользовате­лей были приняты меры по увеличению производительности сайта, которая в среднем увеличилась на 20-25%.

-   При этом пришлось решать и такую непростую задачу, как элек­тронный документооборот...

-    Безусловно, обеспечение юридиче­ски значимого электронного документооборота между лицами, размещающими информацию о закупках, и официальным сайтом, а также между сайтом и элек­тронными торговыми площадками -стало одной из важнейших задач.

Трудность состояла в огромном ко­личестве участников электронного документооборота - сотни тысяч. При этом все они «разбросаны» по различ­ным регионам Российской Федера­ции. А для полноценного взаимодей­ствия на интернет-ресурсе участники системы госзакупок должны обладать сертификатами ключей ЭЦП.

Средняя стоимость такого серти­фиката на рынке составляет порядка 6000 руб. в год. Очевидно, что если бы заказчиков отправили за сертифика­тами на рынок, бюджетные затраты были бы чрезвычайно высоки - еже­годные расходы составили бы милли­арды рублей.

Между тем в Казначействе с 2005 г. действует удостоверяющий центр (УЦ ФК), который изначально предназ­начался для организации юридически значимого электронного документо­оборота ведомства с бюджетополуча­телями всех уровней.

Удостоверяющий центр представля­ет собой территориально распреде­ленную инфраструктуру, включающую 85 региональных центров регистра­ции участников электронного доку­ментооборота и около 2000 тысяч пунктов выдачи сертификатов, разме­щенных в районных центрах.

Казначейство предложило для раз­мещения заказов на официальном сайте использовать возможности УЦ ФК, что и было сделано.

В 2010 г., с августа по декабрь, выда­но более 500 000 сертификатов ключей ЭЦП. Конечно, потребовалась чрезвы­чайно напряженная работа всех терри­ториальных управлений ведомства, но задача успешно решена.

Среднегодовое количество серти­фикатов ключей ЭЦП, выдаваемых в на­стоящее время Казначейством России, составляет порядка 800 000 единиц (для сравнения - в 2009 г. было 300 000 единиц), а общее количество выданных нами сертификатов за восемь лет со­ставляет порядка 2 500 000 единиц.

-   Что вы думаете по поводу вне­дрения контрактной системы гос­закупок?

-    Введение в правовую и управлен­ческую структуру России нового ин­ститута - Федеральной контрактной системы - предполагает создание вза­имосвязанных мероприятий правово­го, организационного и экономиче­ского характера. Осуществление этих мероприятий направлено на повыше­ние эффективности и результативно­сти закупок, предупреждение корруп­ционных проявлений, а также на устранение недостатков действующе­го Закона № 94-ФЗ.

Решение этих задач возможно пу­тем последовательной системной мо­дернизации сферы обеспечения нужд публично-правовых образований как за счет развития уже существующих стадий закупочного цикла, так и за счет создания недостающих элемен­тов управления «контрактуемыми» расходами и их общей увязки.

Федеральная контрактная система позволит повысить качество и снизить издержки при исполнении функций и задач публично-правовых образований и бюджетных учреждений. Кроме того, жесткие условия планирования заку­пок, всеобщая доступность сведений о таких планах способствуют большей открытости публичной деятельности.

Начать дискуссию

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.

Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 
Кадровый учет

Перемещение работника

В данном материале рассмотрим, как выглядит процедура перемещения сотрудника. Поговорим о том, какими документами оформляется это кадровое мероприятие. Разберем, в чем состоят отличия между перемещением и переводом работника.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Семь ошибок в общении с покупателями на маркетплейсе и как их избежать

Общение важно в любых отношениях: дружеских, семейных, профессиональных. В бизнесе с помощью правильно выстроенного контакта с клиентами можно отстраиваться от конкурентов и увеличивать продажи. Рассказываем, как правильно наладить общение с клиентам на Ozon и какие ошибки часто допускают продавцы.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Экономика России

Набиуллина: ЦБ не исключает дополнительного повышения ключевой ставки

Годовой прогноз по инфляции повысили до 6,5-7%. Центробанк решил отказаться от базового сценария развития экономики.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления

В статье разберем причины эмоционального выгорания и способы его преодоления.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: загрузку видео на YouTube замедляют, Wildberries будет платить «белым хакерам», а многодетные семьи чаще всего берут кредиты

Подготовили обзор главных событий дня — 26 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Инвестиции

На Мосбирже появится 15 новых ценных бумаг

Непубличные компании разместят 15 новых акций по закрытой подписке на платформе MOEX START.

Регистрация ККТ

📠 Госдума упростила регистрацию контрольно-кассовой техники. Оценка налогового юриста

ИП смогут не применять ККТ, если оказывают услуги в сфере образования, физической культуры и спорта.

Инвестиции

Стоит ли участвовать в IPO и какой доход это может принести

После затишья в 2022 году и осторожного начала движения в 2023 российские компании в 2024 году стали активно выходить на биржу и предлагать свои акции. Насколько успешно проходят сейчас IPO и стоит ли в них участвовать инвестору? Узнали у экспертов.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Запрос документов ИФНС из другого региона, как отвечать на налоговые требования, нюансы ФСБУ 27/2021— в новом дайджесте Разборов

Сегодня в дайджесте вы найдете не только текстовые разборы, но и конспекты вебинаров, которые помогут вам разобраться в работе с самозанятыми в 2024 году и научат отвечать на требования ФНС.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру