Законопроекты

Систему контроля приблизят к международным стандартам

Правительством РФ предложен к рассмотрению проект федерального закона № 116783-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации».

Правительством РФ предложен к рассмотрению проект федерального закона № 116783-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации». Предлагается приблизить систему финконтроля к международным стандартам. Подробнее о грядущих изменениях рассказывает наш эксперт.

Насколько актуально сейчас при­нятие такого закона, и чем про­диктована потребность в нем?

- В первую очередь, принятие ком­плексных поправок к Бюджетный ко­декс РФ и КоАП РФ необходимо для установления закрытого перечня нару­шений бюджетного законодательства, ответственности за каждое бюджетное правонарушение, четкой регламентации применения бюджетных мер прину­ждения. Сейчас этот список неполный, открытый, позволяет двойственно ин­терпретировать финансовые нарушения в одних и тех же эпизодах, при этом ад­министративная ответственность при­меняется только в трех случаях: нецеле­вое использование бюджетных средств, нарушения сроков возврата бюджетных кредитов и платы (процентов) за них.

Во-вторых, назрела насущная необ­ходимость в концептуальном разгра­ничении полномочий по финансовому контролю по линии Счетная палата - Росфиннадзор - ГРБС. В условиях перехода к «программному бюджету» Счетная палата в своей деятельности «смещает» акцент в сторону проведения аудита эф­фективности, хотя контрольно-ревизи­онная деятельность также сохраняется.

Росфиннадзор является орга­ном исполнительной власти, уполномоченным на рассмо­трение дел об администра­тивных правонарушениях по результатам проверок соблю­дения бюджетного законода­тельства, т. е. проводит последующий финансовый контроль.

Роль ГРБС, напротив, заключается в организации управления финансовыми рисками в целях упреждения нарушений и недочетов в своей системе, т. е. главным образом проводится предварительный и текущий финансовый контроль.

Кроме того, ГРБС должен проводить внутренний финансовый аудит в целях оценки надежности внутреннего фи­нансового контроля, подтверждения полноты и достоверности бюджетной отчетности, оценки эффективности ис­пользования бюджетных средств и пред­ставления руководству рекомендаций по повышению эффективности бюджетных расходов. При этом ГРБС не наделен ка­кими-либо полномочиями по привлече­нию к административной или уголовной ответственности. ГРБС не является орга­ном финансового контроля.

Законопроект вводит понятия «внешнего» и «внутреннего» фи­нансового контроля. Но разве раньше таких понятий не суще­ствовало?

 - На самом деле понятия «внешнего» и «внутреннего» государственного (му­ниципального) финансового контроля введены Федеральным законом № 6-ФЗ1. Это совершенно понятно, поскольку Рос­финнадзор (КРУ) и правительство в це­лом также являются объектами контроля контрольно-счетных органов в отноше­нии отдельных вопросов, например, при проведении ими оценки эффективности предоставления налоговых льгот, оцен­ки проектов бюджетов, результативности органов исполнительной власти, имею­щих полномочия в финансово-бюджет­ной сфере, и т. д. Законопроект в этом вопросе гармонизирован с положениями Федерального закона № 6-ФЗ.

 Финансовый контроль предлага­ется приблизить к принципам и стандартам, установленным Ме­ждународной организацией высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и Европейской органи­зацией высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ). Что мы по­лучим в итоге этих «приближений»?

- Введена обязанность для главного администратора бюджетных средств по внедрению и развитию системы вну­треннего финансового контроля и ауди­та в полном соответствии с принципами и рекомендациями международных орга­низаций, в т. ч. ИНТОСАИ и ЕВРОСАИ. По сути, речь идет о внедрении системы управления финансовыми рисками, на выходе получаем упреждение финансо­вых нарушений, последовательное по­вышение эффективности использования бюджетных средств. Это очень важный шаг, ведь у нас пока получается так, что в цивилизованном мире только мы живем по поговорке: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. И в быту, и на работе пора ломать этот принцип, явля­ющийся источником многих бед в нашем обществе. Законопроект в этом отноше­нии - только фундамент большого зда­ния. После его принятия предстоит много работы по нормативно-правовому и ме­тодическому обеспечению процесса вне­дрения систем внутреннего финконтроля и аудита, координационной работы.

 Какими полномочиями будут наде­ляться органы внешнего и внутрен­него финансового контроля?

- В рамках бюджетных правоотноше­ний органы внешнего государственного

(муниципального) финансового конт­роля обладают полномочиями:

  • по аудиту эффективности, направ­ленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;
  • экспертизе проектов законов (реше­ний) о бюджете, иных нормативных правовых актов бюджетного законода­тельства, в т. ч. обоснованности пока­зателей (параметров и характеристик) бюджета; анализу и мониторингу бюд­жетного процесса;
  • контролю за соблюдением бюджетно­го законодательства и иных норматив­ных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;
  • контролю за достоверностью, полно­той и соответствием нормативным требованиям бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квар­тального и годового отчетов об исполнении бюджета.

Органы внутреннего фи­нансового контроля обла­дают полномочиями:

  • по контролю за соблюдением бюджет­ного законодательства и иных норма­тивных правовых актов, регулирую­щих бюджетные правоотношения;
  • контролю за полнотой и достовер­ностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в т. ч. отчетности об испол­нении государственных (муниципаль­ных) заданий.

 Разработчики законопроекта предлагают увеличить штрафы за нецелевое использование бюд­жетных средств. Насколько эта мера оправдана и будет ли она иметь должное воздействие?

- Говорить об увеличении штрафа здесь не совсем корректно. К примеру, в случаях маленьких сумм нецелевого использования бюджетных средств он будет значительно меньше, а в случаях крупных сумм - больше.

Основное различие в штрафных санк­циях за нецелевое использование бюд­жетных средств до и после законопро­екта заключается в следующем. Сумма административного штрафа будет про­порциональна размеру ущерба в связи с нецелевым использованием средств, в то время как сейчас размер штрафа фиксирован фактически одной суммой (4000-5000 руб. - для физических лиц, 40 000-50 000 руб. - для юридических лиц). Это объясняется тем, что размер штрафа должен зависеть от существен­ности негативных последствий или упущенных возможностей для общества, понесенных в результате незаконных действий (бездействий) должностных лиц. Непонятно, почему сумма штрафа должна быть одинакова как за покупку железной швабры стоимостью в 1000 руб. по неправильному коду КОСГУ, так и за принятие несанкционированных ре­шений по распределению бюджетных средств в объеме 1 млн руб. В первом случае на эти деньги ничего социально полезного не сделаешь, а во втором - на 1 млн руб. можно облагородить с десяток детских площадок.

 Какие еще принципиально новые моменты появились в законопро­екте?

- Детально прописан механизм реали­зации бюджетных мер принуждения за бюджетные нарушения, а также установ­лен их закрытый перечень: • бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Фе­дерации другому бюджету бюджетной системы;

  • бесспорное взыскание суммы пла­ты за пользование средствами, пре­доставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Фе­дерации другому бюджету бюджетной системы;
  • бесспорное взыскание пеней за несвое­временный возврат средств бюджета;
  • приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);
  • передача уполномоченному по соответ­ствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядите­ля и получателя бюджетных средств. Бюджетные меры принуждения приме­няются только к тем бюджетным правона­рушениям, за которые административные наказания недостаточны, т. е. необходимо пресечь развитие «плохого» сценария, на­пример, в случае продолжительного не­возврата бюджетных кредитов.

Проработан очень важный момент в отношении муниципальных образова­ний. Одни муниципалитеты структурно сложные, имеющие достаточные собст­венные финансовые ресурсы, другие сов­сем небольшие, фактически полностью дотационные. Поэтому в отношении них предусмотрена возможность осу­ществления и внешнего, и внутреннего финансового контроля только одним органом контроля, а в случае отсутст­вия специализированных контрольных органов соответствующие полномочия передаются депутатам.

 Что, на ваш взгляд, осталось за рамками законопроекта и следо­вало бы в него внести?

Конечно, это вопросы развития си­стем внутреннего контроля и аудита в государственных (муниципальных) органах, бюджетных и автономных уч­реждениях, определение роли финан­совых органов и контрольных органов в координации систем внутреннего контроля и аудита. Внутренний контр­оль и аудит должны охватывать весь функционал государственных (муни­ципальных) организаций, а не только их финансово-хозяйственную деятель­ность. В результате внутренний контроль и аудит должен стать действенным ин­струментом эффективной реализации государственных (муниципальных) программ и заданий. Скорее всего, эти новации потребуют не только внесения изменений в Бюджетный кодекс, но и формирования отдельного законода­тельного акта. 

Начать дискуссию

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.

Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 
Кадровый учет

Перемещение работника

В данном материале рассмотрим, как выглядит процедура перемещения сотрудника. Поговорим о том, какими документами оформляется это кадровое мероприятие. Разберем, в чем состоят отличия между перемещением и переводом работника.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Семь ошибок в общении с покупателями на маркетплейсе и как их избежать

Общение важно в любых отношениях: дружеских, семейных, профессиональных. В бизнесе с помощью правильно выстроенного контакта с клиентами можно отстраиваться от конкурентов и увеличивать продажи. Рассказываем, как правильно наладить общение с клиентам на Ozon и какие ошибки часто допускают продавцы.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Экономика России

Набиуллина: ЦБ не исключает дополнительного повышения ключевой ставки

Годовой прогноз по инфляции повысили до 6,5-7%. Центробанк решил отказаться от базового сценария развития экономики.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления

В статье разберем причины эмоционального выгорания и способы его преодоления.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: загрузку видео на YouTube замедляют, Wildberries будет платить «белым хакерам», а многодетные семьи чаще всего берут кредиты

Подготовили обзор главных событий дня — 26 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Инвестиции

На Мосбирже появится 15 новых ценных бумаг

Непубличные компании разместят 15 новых акций по закрытой подписке на платформе MOEX START.

Регистрация ККТ

📠 Госдума упростила регистрацию контрольно-кассовой техники. Оценка налогового юриста

ИП смогут не применять ККТ, если оказывают услуги в сфере образования, физической культуры и спорта.

Инвестиции

Стоит ли участвовать в IPO и какой доход это может принести

После затишья в 2022 году и осторожного начала движения в 2023 российские компании в 2024 году стали активно выходить на биржу и предлагать свои акции. Насколько успешно проходят сейчас IPO и стоит ли в них участвовать инвестору? Узнали у экспертов.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Запрос документов ИФНС из другого региона, как отвечать на налоговые требования, нюансы ФСБУ 27/2021— в новом дайджесте Разборов

Сегодня в дайджесте вы найдете не только текстовые разборы, но и конспекты вебинаров, которые помогут вам разобраться в работе с самозанятыми в 2024 году и научат отвечать на требования ФНС.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру