Законопроекты

Систему контроля приблизят к международным стандартам

Правительством РФ предложен к рассмотрению проект федерального закона № 116783-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации».

Правительством РФ предложен к рассмотрению проект федерального закона № 116783-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации». Предлагается приблизить систему финконтроля к международным стандартам. Подробнее о грядущих изменениях рассказывает наш эксперт.

Насколько актуально сейчас при­нятие такого закона, и чем про­диктована потребность в нем?

- В первую очередь, принятие ком­плексных поправок к Бюджетный ко­декс РФ и КоАП РФ необходимо для установления закрытого перечня нару­шений бюджетного законодательства, ответственности за каждое бюджетное правонарушение, четкой регламентации применения бюджетных мер прину­ждения. Сейчас этот список неполный, открытый, позволяет двойственно ин­терпретировать финансовые нарушения в одних и тех же эпизодах, при этом ад­министративная ответственность при­меняется только в трех случаях: нецеле­вое использование бюджетных средств, нарушения сроков возврата бюджетных кредитов и платы (процентов) за них.

Во-вторых, назрела насущная необ­ходимость в концептуальном разгра­ничении полномочий по финансовому контролю по линии Счетная палата - Росфиннадзор - ГРБС. В условиях перехода к «программному бюджету» Счетная палата в своей деятельности «смещает» акцент в сторону проведения аудита эф­фективности, хотя контрольно-ревизи­онная деятельность также сохраняется.

Росфиннадзор является орга­ном исполнительной власти, уполномоченным на рассмо­трение дел об администра­тивных правонарушениях по результатам проверок соблю­дения бюджетного законода­тельства, т. е. проводит последующий финансовый контроль.

Роль ГРБС, напротив, заключается в организации управления финансовыми рисками в целях упреждения нарушений и недочетов в своей системе, т. е. главным образом проводится предварительный и текущий финансовый контроль.

Кроме того, ГРБС должен проводить внутренний финансовый аудит в целях оценки надежности внутреннего фи­нансового контроля, подтверждения полноты и достоверности бюджетной отчетности, оценки эффективности ис­пользования бюджетных средств и пред­ставления руководству рекомендаций по повышению эффективности бюджетных расходов. При этом ГРБС не наделен ка­кими-либо полномочиями по привлече­нию к административной или уголовной ответственности. ГРБС не является орга­ном финансового контроля.

Законопроект вводит понятия «внешнего» и «внутреннего» фи­нансового контроля. Но разве раньше таких понятий не суще­ствовало?

 - На самом деле понятия «внешнего» и «внутреннего» государственного (му­ниципального) финансового контроля введены Федеральным законом № 6-ФЗ1. Это совершенно понятно, поскольку Рос­финнадзор (КРУ) и правительство в це­лом также являются объектами контроля контрольно-счетных органов в отноше­нии отдельных вопросов, например, при проведении ими оценки эффективности предоставления налоговых льгот, оцен­ки проектов бюджетов, результативности органов исполнительной власти, имею­щих полномочия в финансово-бюджет­ной сфере, и т. д. Законопроект в этом вопросе гармонизирован с положениями Федерального закона № 6-ФЗ.

 Финансовый контроль предлага­ется приблизить к принципам и стандартам, установленным Ме­ждународной организацией высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и Европейской органи­зацией высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ). Что мы по­лучим в итоге этих «приближений»?

- Введена обязанность для главного администратора бюджетных средств по внедрению и развитию системы вну­треннего финансового контроля и ауди­та в полном соответствии с принципами и рекомендациями международных орга­низаций, в т. ч. ИНТОСАИ и ЕВРОСАИ. По сути, речь идет о внедрении системы управления финансовыми рисками, на выходе получаем упреждение финансо­вых нарушений, последовательное по­вышение эффективности использования бюджетных средств. Это очень важный шаг, ведь у нас пока получается так, что в цивилизованном мире только мы живем по поговорке: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. И в быту, и на работе пора ломать этот принцип, явля­ющийся источником многих бед в нашем обществе. Законопроект в этом отноше­нии - только фундамент большого зда­ния. После его принятия предстоит много работы по нормативно-правовому и ме­тодическому обеспечению процесса вне­дрения систем внутреннего финконтроля и аудита, координационной работы.

 Какими полномочиями будут наде­ляться органы внешнего и внутрен­него финансового контроля?

- В рамках бюджетных правоотноше­ний органы внешнего государственного

(муниципального) финансового конт­роля обладают полномочиями:

  • по аудиту эффективности, направ­ленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;
  • экспертизе проектов законов (реше­ний) о бюджете, иных нормативных правовых актов бюджетного законода­тельства, в т. ч. обоснованности пока­зателей (параметров и характеристик) бюджета; анализу и мониторингу бюд­жетного процесса;
  • контролю за соблюдением бюджетно­го законодательства и иных норматив­ных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;
  • контролю за достоверностью, полно­той и соответствием нормативным требованиям бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квар­тального и годового отчетов об исполнении бюджета.

Органы внутреннего фи­нансового контроля обла­дают полномочиями:

  • по контролю за соблюдением бюджет­ного законодательства и иных норма­тивных правовых актов, регулирую­щих бюджетные правоотношения;
  • контролю за полнотой и достовер­ностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в т. ч. отчетности об испол­нении государственных (муниципаль­ных) заданий.

 Разработчики законопроекта предлагают увеличить штрафы за нецелевое использование бюд­жетных средств. Насколько эта мера оправдана и будет ли она иметь должное воздействие?

- Говорить об увеличении штрафа здесь не совсем корректно. К примеру, в случаях маленьких сумм нецелевого использования бюджетных средств он будет значительно меньше, а в случаях крупных сумм - больше.

Основное различие в штрафных санк­циях за нецелевое использование бюд­жетных средств до и после законопро­екта заключается в следующем. Сумма административного штрафа будет про­порциональна размеру ущерба в связи с нецелевым использованием средств, в то время как сейчас размер штрафа фиксирован фактически одной суммой (4000-5000 руб. - для физических лиц, 40 000-50 000 руб. - для юридических лиц). Это объясняется тем, что размер штрафа должен зависеть от существен­ности негативных последствий или упущенных возможностей для общества, понесенных в результате незаконных действий (бездействий) должностных лиц. Непонятно, почему сумма штрафа должна быть одинакова как за покупку железной швабры стоимостью в 1000 руб. по неправильному коду КОСГУ, так и за принятие несанкционированных ре­шений по распределению бюджетных средств в объеме 1 млн руб. В первом случае на эти деньги ничего социально полезного не сделаешь, а во втором - на 1 млн руб. можно облагородить с десяток детских площадок.

 Какие еще принципиально новые моменты появились в законопро­екте?

- Детально прописан механизм реали­зации бюджетных мер принуждения за бюджетные нарушения, а также установ­лен их закрытый перечень: • бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Фе­дерации другому бюджету бюджетной системы;

  • бесспорное взыскание суммы пла­ты за пользование средствами, пре­доставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Фе­дерации другому бюджету бюджетной системы;
  • бесспорное взыскание пеней за несвое­временный возврат средств бюджета;
  • приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);
  • передача уполномоченному по соответ­ствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядите­ля и получателя бюджетных средств. Бюджетные меры принуждения приме­няются только к тем бюджетным правона­рушениям, за которые административные наказания недостаточны, т. е. необходимо пресечь развитие «плохого» сценария, на­пример, в случае продолжительного не­возврата бюджетных кредитов.

Проработан очень важный момент в отношении муниципальных образова­ний. Одни муниципалитеты структурно сложные, имеющие достаточные собст­венные финансовые ресурсы, другие сов­сем небольшие, фактически полностью дотационные. Поэтому в отношении них предусмотрена возможность осу­ществления и внешнего, и внутреннего финансового контроля только одним органом контроля, а в случае отсутст­вия специализированных контрольных органов соответствующие полномочия передаются депутатам.

 Что, на ваш взгляд, осталось за рамками законопроекта и следо­вало бы в него внести?

Конечно, это вопросы развития си­стем внутреннего контроля и аудита в государственных (муниципальных) органах, бюджетных и автономных уч­реждениях, определение роли финан­совых органов и контрольных органов в координации систем внутреннего контроля и аудита. Внутренний контр­оль и аудит должны охватывать весь функционал государственных (муни­ципальных) организаций, а не только их финансово-хозяйственную деятель­ность. В результате внутренний контроль и аудит должен стать действенным ин­струментом эффективной реализации государственных (муниципальных) программ и заданий. Скорее всего, эти новации потребуют не только внесения изменений в Бюджетный кодекс, но и формирования отдельного законода­тельного акта. 

Дневник продакта. Зачем нужна подписка Клерк.Премиум и сколько денег она экономит

Платная часть Клерка содержит кучу полезного контента. Пытаюсь разобраться в составе подписки и сценариях ее использования. Это не рекламы пост, а что-то вроде экзамена на понимание продукта. Обычно такие статьи мало кто читает, но мне будет интересно вернуться к ней через год и посмотреть что изменилось.

Дневник продакта. Зачем нужна подписка Клерк.Премиум и сколько денег она экономит
95

Начать дискуссию

Пилотный выпуск «ТоТ еще разговор» без цензуры. Нужно ваше мнение

Я конечно, всем уже надоел про свой новый проект, поэтому покажу и спрошу.

Пилотный выпуск «ТоТ еще разговор» без цензуры. Нужно ваше мнение

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Когда можно наказать работника за разглашение информации о зарплате коллег

Инвестиции

Между странами СНГ теперь свободная торговля услугами и особый режим для инвестиций

Владимир Путин подписал федеральный закон «О ратификации Соглашения о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций».

Лучшие спикеры, новый каждый день
Санкции 2022-2024

🔥 Еще одна страна присоединилась к санкциям США против Мосбиржи и остальных

Великобритания также ввела санкции против Ингосстрах и СПБ Биржи.

Бухгалтерский учет

Autodesk: катастрофические ошибки в бухгалтерском учете волнуют инвесторов!

Обнаружены серьезные нарушения в бухгалтерском учете компании Autodesk, ведущего разработчика программного обеспечения. Эти ошибки привели к задержке выпуска финансового отчета и значительному падению акций

Информуслуги от белорусской компании обычно не облагаются НДС в России

Если белорусская компания оказывает услуги российской, то для целей НДС надо ориентироваться по приложение № 18 (протокол) к договору о ЕАЭС от 29.05.2014.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Инвестиции

Брокеры обходят официальную схему обмена активов

Инвесторам предложили простую схему обмена иностранных акций. Однако этот механизм противоречит документам, принятым правительством и ЦБ.

1
Экономика России

Торговать с Ираном стало существенно удобнее и выгоднее

Президент Владимир Путин подписал федеральный закон «О ратификации Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны».

💘 Налоговая реформа-2025: обзор всех изменений для бухгалтера

При УСН будет НДС, но можно от него освободиться или выбрать пониженную ставку. По НДФЛ будет новая пятиступенчатая прогрессивная шкала. Ставку налога на прибыль увеличат. Налоговый кешбэк и амнистия по дроблению. Читайте дайджест всех актуальных изменений.

Инвестиции

Первый день работы Мосбиржи после санкций прошел без потрясений

Финансовые организации, которые попали под санкции США, приняли все нужные меры по урегулированию последствий ограничений.

1
Инвестиции

Недвижимость резко подорожала, доллар вышел из чата, новые санкции, дивиденды, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Готовьте бубны и карты таро, друзья. Мосбиржа попала под санкции, на ней не будет больше торгов долларом и евро, поэтому курс будут рисовать тарологи, шаманы и шарлатаны. Перед сворачиванием массовой льготной ипотеки цены на квартиры улетели в космос.

Недвижимость резко подорожала, доллар вышел из чата, новые санкции, дивиденды, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Налоговая заблокировала счета блогера Гусейна Гасанова

Налоговая заблокировала все счета Гусейна Гасанова. Как сообщает SHOT, они были заморожены с 13 июня, поскольку блогер задолжал ФНС космическую сумму — 144,8 миллиона рублей.

Налоговая заблокировала счета блогера Гусейна Гасанова
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

ВТБ с 17 июня приостановит выдачу IT-ипотеки из-за исчерпания выделенного лимита

В пресс-службе ВТБ подтвердили эту информацию. Банк продолжит принимать и рассматривать заявки на программу во всех каналах. Кредитные договоры, заключенные до 17 июня, остаются в силе, клиенты смогут провести сделки по ним на ранее утвержденных условиях.

Ведение бизнеса

Как использовать данные и аналитику для оптимизации продаж

Большинство успешных бизнесов сегодня понимают ценность информации. Они используют данные для определения своих стратегий, прогнозирования трендов и, конечно же, для оптимизации продаж.

Для предприятий новых регионов ввели мораторий на взыскание долгов

Мораторий будет действовать до 1 января 2026 года. Он распространяется на обязательства, которые возникли у государственных и муниципальных предприятий до 30 сентября 2022 года.

Валюта

Из-за санкций биржа Казахстана начала пересматривать отношения с Мосбиржей

Казахстанская фондовая биржа собирается пересмотреть отношения с Мосбиржей после введения санкций. MOEX принадлежит 13,1% акций, размещенных KASE.

Банки

Райффайзенбанк больше не будет начислять проценты по накопительным счетам

Последние проценты банк выплатит 30 июня. Клиенты смогут распоряжаться средствами на своих счетах.

Личные финансы

Финансовая безопасность: почему важна и как усилить?

Сколько раз вы оказывались в ситуациях с финансовыми вызовами? Чаще всего, такие события в жизни внезапны и стихийны.

Вакансии

Новые вакансии для бухгалтеров и финансистов Добавить вакансию
Общество

Власти считают проблемой использование иностранных слов, имеющих российские аналоги: документ

Правительство утвердило Концепцию государственной языковой политики Российской Федерации.

Интересные материалы

Криптовалюта

Риски инвестирования в эфириум ETH или стоит ли покупать эфир (Etherium)

В 2021 году Эфириум (Ethereum) стал одной из самых популярных в мире криптовалют, и сохраняет эту позицию до сих пор, достигнув капитализации в 400 миллиардов долларов.

Риски инвестирования в эфириум ETH или стоит ли покупать эфир (Etherium)