Налог на прибыль

Об учете транспортных расходов, осуществленных железнодорожным транспортом

Операции по возмещению транспортных расходов (оплата железнодорожного тарифа и т.п.), понесенных продавцами в пользу покупателей, являются достаточно распространенными в деловой практике коммерческих организаций, и в то же время несоблюдение ряда особенностей учета и некорректное отражение в договорах условий сделки могут существенно повысить налоговые риски контрагентов договаривающихся сторон.

Операции по возмещению транспортных расходов (оплата железнодорожного тарифа и т.п.), понесенных продавцами в пользу покупателей, являются достаточно распространенными в деловой практике коммерческих организаций, и в то же время несоблюдение ряда особенностей учета и некорректное отражение в договорах условий сделки могут существенно повысить налоговые риски контрагентов договаривающихся сторон.

Связано это с тем, что при отправке товара железнодорожным транспортом поставщик самостоятельно не оказывает транспортных услуг покупателям, кроме того, в соответствии с п. 64 и 66 ст. 17 Закона РФ от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», перевозки и транспортировка грузов железнодорожным транспортом относятся к лицензируемым видам деятельности.

Поставщик не имеет возможности на оформление от своего имени документов на оказание услуг по перевозке товарно-материальных ценностей.

В данном случае возникает необходимость расчета и обоснования договорной стоимости с учетом транспортных расходов до станции местонахождения покупателя либо заключения дополнительных посреднических договоров. Например, договоров агентирования или транспортной экспедиции для возмещения произведенных транспортных расходов после перехода права собственности на поставляемый товар.

Рассмотрим 3 варианта документального оформления сделки и признания в учете транспортных расходов.

1. В случае включения в договорную стоимость поставляемой продукции транспортных расходов на доставку до покупателя железнодорожным транспортом, данные расходы необходимо включать в состав материальных расходов продавца по следующим причинам:

В соответствии со ст. 30 Закона РФ № 18-ФЗ от 10.01.2003 «Устав железнодорожного транспорта РФ», плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем (отправителем) до момента приема грузов.

Исполнением обязательства по оплате перевозки груза является факт внесения платежа перевозчику.

В соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов железнодорожным транспортом, утвержденным Приказом МПС России от 18.06.2003 года № 39, предусмотрены тарифные отметки и указание юридических (физических) лиц, являющихся плательщиками и осуществляющими расчеты за перевозку груза при отправлении и выдачи.

Также обращаем внимание на разъяснения ВАС РФ для судебных арбитражных органов на отношения, возникающие по оплате железнодорожных тарифов при грузовых перевозках: в соответствии с п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 года № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального Закона «Устав железнодорожного транспорта РФ», при рассмотрении споров, связанных с перерасчетом провозной платы и иных платежей, уплаченных перевозчику грузоотправителем, следует учитывать, что грузополучатель, выявивший факт переплаты за перевозку груза, не вправе требовать от перевозчика возврата излишне уплаченной грузоотправителем суммы. Соответствующее требование может быть предъявлено грузоотправителем к перевозчику в порядке, предусмотренном Уставом.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством именно поставщик (грузоотправитель) признается лицом, которое осуществляет все права и несет обязательства по оплате транспортных расходов, что в свою очередь:

  • в соответствии с п. 1 ст. 268 и ст. 313 НК РФ позволит ему учесть данные расходы в налоговом учете по налогу на прибыль организаций;
  • в соответствии с п. 2, 5, 7, 9 Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 и пп. «В» п. 211, 214 и 215 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 года № 119н, отразить в бухгалтерском учете в составе собственных расходов.

Сумму НДС, указанную в счете-фактуре, покупатель имеет возможность принять к налоговому вычету в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ после принятия расходов на учет.

В свою очередь продавец отражает в бухгалтерском и налоговом учете расходы на оказание транспортных услуг на калькуляционном счете 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции со счетами учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, с последующим отражением в учете и отчетности в составе себестоимости реализованной продукции (счет 90.2 «Продажи. Себестоимость продаж», строка «Коммерческие расходы» Отчет о прибылях и убытках»).

В налоговом учете по налогу на прибыль организаций данные расходы будут уменьшать налоговую базу как материальные расходы в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ.

Обращаем внимание на мнение Минфина РФ, выраженного в Письме от 19.03.2007 N 03-03-06/1/157, в соответствии с которым, если по условиям договора продавец оплачивает стоимость доставки товара до места назначения и стороны определили, что право собственности на товар переходит к покупателю в месте отгрузки, то расходы по доставке товара поставщиком до места назначения могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе материальных расходов на основании того, что стоимость доставки включена в стоимость (цену) товара или покупатель возмещает поставщику стоимость такой доставки (см. также Письмо Минфина РФ от 10 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/103).

Во избежание финансовых рисков, продавцу целесообразнее включить стоимость расходов на доставку товаров до местонахождения покупателя в их договорную цену. Это позволит указывать в отгрузочных документах и в счете-фактуре единую цену на отгружаемую продукцию без выделения железнодорожного тарифа отдельной строкой.

Рекомендуется также определить переход права собственности на реализуемую продукцию в момент поступления товара на станцию назначения в случае перевозки железнодорожным транспортом. (Общество в данном случае обязано организовать учет товаров отгруженных по бухгалтерскому счету расчетов 45 «Товары отгруженные» по местам нахождения и видам отгруженной продукции, до момента перехода прав собственности и рисков по поставке).

2. Отдельной главой в ГК РФ регулируется оказание услуг в рамках договора транспортной экспедиции. При заключении договора транспортной экспедиции (глава 41 ГК РФ), помимо определения вознаграждения экспедитора, стороны должны оформить сделку в соответствии с Законом РФ от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 года № 554 «Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности».

При этом договор транспортной экспедиции не признается арбитражными судами, если нарушен порядок документального оформления.

Документальное оформление включает в себя обязательное наличие следующих установленных документов:

Поручение экспедитору, определяющее перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

Экспедиторская расписка, подтверждающая факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя;

Складская расписка, подтверждающая факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение.

В соответствии с п. 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, указанные документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

Приказом Минтранса РФ от 11 февраля 2008 года № 23 утверждены формы и порядок оформления экспедиторских документов.

Доставив товары до склада покупателя (путем привлечения специализированного перевозчика), поставщик как посредник (агент) составляет отчет и акт оказания посреднических (агентских) услуг и указывает в нем сумму посреднического вознаграждения и сумму расходов на транспортировку товаров, которые должен возместить покупатель (принципал). К отчету и акту следует приложить копии транспортных и расчетных документов, полученных Поставщиком продукции от перевозчика.

Налогообложение НДС будет в данном случае производиться в порядке, определенном статьей 165 НК РФ, т.е. без отражения произведенных и переданных к возмещению покупателю расходов в книге продаж и книге покупок.

В бухгалтерском учете продавца помимо выручки от продажи товаров приводится выручка от оказания посреднических услуг (в сумме агентского вознаграждения).

В состав себестоимости и выручки продавца стоимость расходов на доставку товаров покупателю и сумма причитающегося возмещения не включается.

Обращаем внимание, что ст. 805 ГК РФ предусмотрено исполнение обязанностей экспедитора третьим лицом:

Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.

3. Еще один рассматриваемый способ оформления транспортных расходов предусматривает в рамках договора поставки условия о возмещении транспортных расходов сверх договорной цены.

Данный способ сопряжен с некоторыми рисками, связанными с признанием выручки для целей налогообложения НДС и налога на прибыль организаций.

Так как счет-фактура за оказанные транспортные услуги будет выписана на имя поставщика, у него и возникнет право применения налогового вычета. Поставщику, в свою очередь, придется «перевыставить» покупателю транспортные расходы либо отдельным счетом-фактурой, либо выделенной строкой в составе счета-фактуры на отгруженную продукцию.

Необходимо отметить, что арбитражные суды в ходе разбирательств по налоговым спорам иногда лояльно относятся к указанным счетам-фактурам, примером может служить Постановление ФАС МО от 22 января 2008 г. N КА-А40/14373-07.

Несмотря на положительную для налогоплательщиков арбитражную практику, формально такие счета-фактуры, а соответственно и право на вычет по НДС, не могут быть признаны правомерными, так как фактически поставщик не оказывал никаких услуг по перевозке и риск возникновения налоговых споров достаточно велик.

Т.е. налогоплательщики должны быть готовы к тому, что свои права, возникшие в ходе исполнения сделки, придется отстаивать в судебных органах в ходе возникающих налоговых споров.

Существует еще одно неудобство для поставщика: возникновение постоянных разниц в бухгалтерском и налоговом учете:

  • в соответствии с правилами бухгалтерского учета, предъявленные к возмещению транспортные расходы сверх стоимости отгруженной продукции суммы не участвуют в определении выручки (см. п. 215 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 года № 119н;
  • порядок формирования налогового учета по мнению Минфина РФ предусматривает включение в состав доходов сумм компенсационных выплат по транспортным расходам. (Письмо Минфина РФ от 10 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/103).

Данный способ имеет следующие недостатки:

1. Применение указанного варианта несения транспортных расходов вносит некоторые расхождения в порядок ведения учета, т.к. необходимо будет увеличивать доходы и расходы, участвующие в формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, при этом в бухгалтерском учете данные поступления будут отражаться без формирования выручки и себестоимости.

2. В случае применения данного варианта необходимо принять во внимание риск, связанный с тем, что договор поставки будет являться смешанным с агентским. При этом будет отсутствовать важное условие – определенный размер агентского вознаграждения, что может привести к налоговым рискам как для покупателя, так и для продавца, так как велика вероятность возникновения спора с налоговыми органами в отношении схемы обложения НДС: в общеустановленном порядке, либо в порядке, предусмотренном для посреднических организаций в соответствии со ст. 165 НК РФ. Это может повлечь за собой доначисление налогов, пеней и налоговых санкций.

3. Увеличивается степень риска с тем, что поставщик имеет вероятность получить транспортные документы, оформленные между транспортной организацией и посредником поставщика. Велика вероятность отсутствия реквизитов поставщика и покупателя в расчетных документах, что затруднит идентификацию расходов налоговыми органами без полноценного агентского договора, либо условий смешанного договора.

В целях снижения налоговых рисков и урегулирования ранее возникших договорных отношений с покупателями, продавец может заключать дополнительные соглашения, регулирующие порядок включения транспортных расходов в стоимость отгруженной продукции, применив п. 2 ст. 425 «Действие договора» ГК РФ «Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора» (Пример: Постановление ФАС МО № КА-А40/5187-07 от 7 августа 2007 г. по п. 2 Касс. жалобы, Постановление ФАС МО 8 мая 2007 г. № КА-А40/3794-07).

Таким образом, при заключении договоров, связанных с отгрузкой товаров железнодорожным транспортом, мы бы рекомендовали придерживаться порядка распределения транспортных расходов, рассмотренных в первом варианте, т.е. включать в цену договора поставки.

Начать дискуссию

Маркетплейс Ozon получил предупреждение от ФАС

Предприниматели пожаловались в ФАС на неопределенные условия в договорах с маркетплейсом Ozon, а также на навязчивые предложения поучаствовать в акции «Баллы за скидки».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Требования к комплектации укладок, наборов, комплектов и аптечек для оказания первой помощи на 2024 год

Предлагаем ознакомиться со всеми актуальными приказами Минздрава на 2024 год, которые содержат требования к комплектации укладок наборов комплектов и аптечек для оказания первой помощи.

Иллюстрация: freepik/freepik
НДФЛ

Налоговики сложат зарплату и доход от брокеров и доначислят НДФЛ 15%

За 2023 год налоговые агенты отдельно считают НДФЛ по каждой налоговой базе, а ФНС потом все суммирует и пересчитывает налог с дохода свыше 5 млн рублей.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Спрос на акции «МТС банка» в 15 раз превысил объем выпуска

Размещение акций «МТС банка» на Мосбирже стало рекордным по числу заявок от инвесторов.

Как один бизнес снизил налоги в 11 раз и еще четыре кейса законной оптимизации

Компания работает в ноль и владелец сидит без дохода, бухгалтер постоянно косячит, а ФНС доначислила миллионы из-за сомнительной налоговой схемы? Кажется, что легче закрыть фирму, чем постоянно латать финансовые дыры. На самом деле в большинстве случаев можно не только решить проблему с деньгами, но и найти ресурсы на развитие бизнеса.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Перевод на удаленку: не все так просто

Согласно статье 312.1 Трудового Кодекса РФ, удалённо может работать любой сотрудник организации, в том числе занимающие руководящие должности и генеральный директор. Но для этого должно быть достаточно оснований, а также технических возможностей, чтобы обеспечить дистанционную работу сотрудника.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

В ОАЭ завершился международный бизнес-форум «Мир возможностей»

Участники форума нашли точки соприкосновения для дальнейшего сотрудничества России и ОАЭ в медицине, образовании, спорте, торговле и деятельности по развитию искусственного интеллекта.

Командировка на майские праздники: оплачиваем правильно

Командировка работника может выпасть на майские праздники или «захватить» несколько выходных дней. Оплачивать такие дни нужно по особым правилам.

Иллюстрация: Coworking Bansko/pexels

Учет офисных расходов при УСН

Офис — это не только место, в котором трудятся сотрудники. Это еще и дополнительные обязательные расходы, которые несет регулярно компания. Причем таких затрат бывает куда больше, чем может показаться на первый взгляд. В статье разъяснено, какие расходы на содержание офиса может понести налогоплательщик, если он находится на упрощенной системе налогообложения (УСН). Также прописано, как при данной системе учитывать подобные затраты.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Создать объявление

Акция 3+1 только до конца мая!

Оформи рекламную кампанию на 3 месяца и получи дополнительный месяц гарантированных лидов в подарок!

Акция 3+1 только до конца мая!

Какая сумма предельной базы для начисления взносов в 2024 году

Корректировка предельной базы для исчисления страховых взносов осуществляется ежегодно. 2024 год исключением не стал. В ее размер вновь были внесены изменения. Чтобы не столкнуться со сложностями, необходимо знать размер установленного лимита, а также правила, в соответствии с которыми происходит исчисление размера взносов. Расскажем, про сумму предельной базы для начисления взносов в 2024 году.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

💥 Путин анонсировал второй масштабный этап расчистки нормативной базы

Президент поручил правительству улучшить законодательство и контрольно-надзорную деятельность с помощью механизма регуляторной гильотины.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с Фиксированные взносы ИП

Как теперь уменьшать налог по УСН на взносы ИП: разъяснения ФНС с примером

Временные прошлогодние правила по взносам 1% стали постоянными.

Как теперь уменьшать налог по УСН на взносы ИП: разъяснения ФНС с примером
7

При оплатах через СБП продавец должен применять ККТ: можно ли удаленно

Если клиент платит через систему быстрых платежей, то нужно применить ККТ. Но иногда эта ККТ может быть удаленная, иногда – находиться по месту расчетов.

К вопросу об оформлении договоров. Как нагляднее и удобнее оформлять введение и реквизиты

Данная статья посвящена оформлению договоров. Советы от нашей компании.

1
3-НДФЛ

Не делайте этих ошибок при заполнении 3-НДФЛ

До 2 мая включительно физлица должны сдать 3-НДФЛ за 2023 год, если в прошлом году была продажа имущества, получение недвижимости в дар не от близких родственников и т. д.

Центробанк сохранил ключевую ставку 16%

Банк России не будет снижать ключевую ставку до тех пор, пока не будет достигнута цель по инфляции вблизи 4%.

ВЭД

Президент поддержал создание координационного центра для работы российского бизнеса на новых рынках

Сейчас все министерства работают с новыми рынками, все крупные компании работают с новыми рынками, но это все происходит в рамках каждого из направлений, за которое отвечает то или иное ведомство или компания.

ФНС банкротит компанию, которая развивает сеть магазинов «Ноу-хау»

Московские налоговики хотят признать несостоятельной компанию «Мобиленд», связанную с магазинами электроники «Ноу-хау».

Интересные материалы

В госзакупках будут работать офсетные контракты

Чтобы IT-компании больше средств вкладывали в инновационные технологии, в законодательство о госзакупках добавят офсетные контракты.