Банки

Расчеты по инкассо

Чаще всего российские организации используют в расчетах платежные поручения. Но существуют и другие варианты, которые иногда могут оказаться предпочтительнее. Из нашей статьи вы узнаете, когда фирме выгоднее рассчитываться по инкассо.

Чаще всего российские организации используют в расчетах платежные поручения. Но существуют и другие варианты, которые иногда могут оказаться предпочтительнее. Из нашей статьи вы узнаете, когда фирме выгоднее рассчитываться по инкассо.

Ю.С. Шемелева, эксперт АГ «РАДА»

Плюсы и минусы инкассо

Расчеты платежными поручениями всем понятны: организация-покупатель поручает банку перечислить деньги своим контрагентам. Расчеты по инкассо выглядят совершенно иначе: поставщик, выполнив свои обязательства, например, отгрузив товар, поручает банку получить деньги от организации-покупателя и передать ей товаросопроводительные документы. То есть банк становится посредником между ними, что позволяет снизить риск невыполнения партнерами своих обязательств. Поэтому расчеты по инкассо используют в тех случаях, когда контрагенты не совсем уверены друг в друге.

Чтобы снизить риск невыполнения обязательств можно использовать и другой вид расчетов – аккредитив. Инкассо, так же, как и аккредитивы, относятся к документарным формам расчетов, но в то же время принципиально от них отличаются.

В случае аккредитива банк, получив от поставщика отгрузочные документы, перечислит за счет покупателя деньги за товар. В случае инкассо банк гарантирует, что передаст покупателю такие документы при оплате товара. При этом он не гарантирует продавцу, что платеж точно будет. То есть аккредитивная форма расчетов наиболее выгодна продавцу, а инкассовая – покупателю.

Организация-покупатель может заплатить за товар, но может этого и не сделать, например, если она видит, что продавец поставил товар ненадлежащего качества. Не оплатив товар, она фактически от него откажется, и не получит от банка товаросопроводительные документы, предусмотренные в инкассо (счета-фактуры, накладные и т. д.). Кроме того, используя инкассовые расчеты, покупатель не должен заранее резервировать деньги на специальном счете для последующей оплаты, как в случае с аккредитивом.

Продавец не рискует своим товаром, но и не знает наверняка, будет ли он продан. А это грозит ему дополнительными издержками на обратную доставку, складирование, поиск новых покупателей и т. д.

В сравнении с аккредитивом у инкассо есть два неоспоримых преимущества: оно значительно проще и дешевле. Учитывая все это, можно определить основные ситуации, когда используются такие расчеты.

Например, покупатели выбирают расчеты по инкассо если сомневаются, что продавец доставит товар в нужное время, если заключается сделка на большую сумму или с малознакомым продавцом, а также если продавец находится в стране с нестабильной экономикой. То есть в тех случаях, когда предоплата для покупателя – слишком большой риск.

Продавцы, напротив, соглашаются на инкассо лишь в том случае, если у них нет больших сомнений на счет покупателей. Если же такие сомнения есть, они предпочитают предоплату или аккредитив.

Но бывает, что покупатель настаивает на инкассо. В таком случае продавцу необходимо выяснить, насколько тот платежеспособен. А главное, не стоит передавать товары покупателю или его банку без согласия этого банка.

Кроме того, продавец должен предварительно продумать, что он будет делать с товаром, если его не оплатят. Например, некоторые банки предлагают услуги по складированию, страхованию, реализации или возврату неоплаченного товара.

Как показывает практика, инкассо часто используются по кредитным договорам, а также при расчетах между фирмами и их «дочками».

В любом случае, выбирая для себя оптимальный вид расчетов, проконсультируйтесь со специалистом своего банка. С учетом всех нюансов сделки он подскажет, что будет для организации удобнее и дешевле.

Общие правила расчетов

Если организация использует инкассовые расчеты при импорте или экспорте товаров, они регулируются Унифицированными правилами по инкассо (публикация Международной торговой палаты № 522). При внутренних расчетах по инкассо применяются нормы положения Центробанка о безналичных расчетах от 3 октября 2002 г. № 2-П.

Унифицированные правила отличаются от российских. Например, положение о безналичных расчетах предусматривает два вида расчетов по инкассо – платежными требованиями и инкассовыми поручениями. Инкассовые поручения предназначены для списания долгов в бесспорном порядке. Например, по исполнительным листам или по решению налоговиков и таможенников. Платежные требования используются при расчетах между фирмами по договорам.

Организация может выбрать один из двух вариантов расчетов платежными требованиями – с акцептом или без. В первом случае покупатель имеет право отказаться от оплаты, если поставщик нарушил условия договора. При отказе покупатель должен указать его причины, предусмотренные в договоре, например, несоблюдение сроков поставки, отсутствие тех или иных документов на товар, его низкое качество и т. д.

Во втором случае возможности отказаться от оплаты у покупателя нет, и банк списывает с его счета сумму долга в безакцептном порядке. Такие расчеты используются значительно реже, например, при оплате коммунальных услуг, электроэнергии и т. д.

Инкассовые расчеты классифицируются и в зависимости от того, когда поставщик передает покупателю документы на товар. Первый вариант – документы против оплаты. В этом случае поставщик передает документы, а взамен получает деньги. Второй вариант – документы против акцепта. Это означает, что взамен документов поставщик получает согласие покупателя оплатить товар.

В международных расчетах используются лишь инкассовые поручения. Они объединяют в себе функции и требований, и поручений.

Как происходят расчеты

Прежде всего стороны сделки заключают договор, в котором оговаривается вид расчетов (например, по инкассо с акцептом), а также банки, через которые осуществляются расчеты.

Затем поставщик отгружает товар в заранее предусмотренный пункт назначения и получает от транспортной организации товаросопроводительные документы. Сделав это, он формирует полный комплект всех предусмотренных по инкассо бумаг.

Вслед за этим организация-поставщик поручает своему банку обработать инкассо и передает ему подготовленный комплект документов. Банк проверяет их и направляет вместе с инкассовым поручением (при расчетах между российскими фирмами – с платежным требованием) банку покупателя (инкассирующему банку).

В этом поручении (требовании) указывается, на каком условии банк покупателя может передать документы на товар – против платежа или против акцепта. В нем также содержатся инструкции действий банка в случае отказа покупателя от оплаты.

Инкассирующий банк предлагает покупателю оплатить товар или дать свое согласие на оплату. Если это происходит, он передает ему документы, а банку поставщика посылает извещение о платеже или акцепте. В случае отказа документы он не отдает, и сообщает об этом банку поставщика.


Начать дискуссию

Кому выгодно переходить на налоговый мониторинг? Узнайте на онлайн-мероприятии 23 мая!

Налоговый мониторинг — один из способов сформировать положительную репутацию добросовестного налогоплательщика, а еще это отличный способ снизить административную нагрузку бизнеса. Проверьте, подходит ли мониторинг для вашей компании, на встрече с экспертами.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

HR-тренды 2024 и их влияние на работу с кадрами

В периоды стремительных изменений важно держать руку на пульсе, отслеживать значимые тенденции и вовремя вносить в свою работу коррективы. Один из ключевых факторов, который сегодня на повестке дня у представителей российского бизнеса, — кадровый голод. Почему его нельзя игнорировать, что стоит предпринять уже сегодня, какие еще тренды наблюдаются в HR-сфере и причем тут цифровизация кадров — читайте в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik
Банки

Банки будут тщательнее выбирать платежных агентов

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Лучшие спикеры, новый каждый день

🎓 Глава комитета ГД по налогам объяснил, что значит «справедливая налоговая система». Нужны понятные процессы и границы взаимодействия власти и бизнеса — мнение юриста

Совершенствование налоговой системы — это важная часть работы над национальными проектами, отметил председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Маркетплейсы приравняют к розничным магазинам по налоговому бремени

Чтобы уравнять конкуренцию между маркетплейсами и представителями розничной торговли, Совфед решил отменить для онлайн-торговли льготы по НДС.

🔥 Работодатели будут компенсировать при увольнении и неиспользованные отгулы

При увольнении сотрудников работодатели будут оплачивать им неиспользованные отгулы за труд в выходные или праздничные дни.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

ФНС объяснила, когда нужно менять квалифицированный сертификат подписи

Налоговиков спросили, нужно ли менять квалифицированный сертификат электронной подписи при смене регистрации индивидуального предпринимателя. В ФНС подготовили ответ.

👜 Инофирмы и ИП из ЕАЭС будут платить НДС при онлайн-продаже товаров российским физлицам. У первых будут сложности, но есть обходные пути, объясняет эксперт

При продаже товаров физлицам через электронные площадки продавцами из стран ЕАЭС местом реализации будет считаться Россия. В этой связи такая онлайн-торговля будет облагаться НДС в России.

Власти и СПБ Биржа обсудят выплату дивидендов по замороженным активам

Если СПБ Биржа и российские регуляторы договорятся, платежи могут быть проведены за счет выплат по внешнему госдолгу.

Автоматизация розницы под ключ

Вы думаете, как автоматизировать свои розничные точки или только столкнулись с Честным Знаком или Меркурием и не знаете, что делать дальше? Просто обратитесь в «Бизнес Легко».

Автоматизация розницы под ключ

Что ест бухгалтер. Всякие молочные вкусности

Этот пост навеян предстоящим ПМЭФ. Точнее его меню. Еще точнее Питерско/Кавказской Панна-коттой.

Что ест бухгалтер. Всякие молочные вкусности

Комплексная проверка юридического лица

Проверка юридического лица — это важный этап при сотрудничестве с другой компанией, подписании каких-либо документов, а так же покупка предприятия. Подтверждение его легальности и финансового статуса поможет избежать потенциальных неприятных ситуаций в будущем, а так же снижает риски.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как автоматизировать общепит и ничего не забыть

Помните общепит 20 лет назад? Официант принял заказ, записал на листок, отнес его на кухню и потом так же от руки выписал вам чек? Представьте, какое количество ошибок содержалось в этих операциях? А теперь добавьте к этому 54-ФЗ, системы маркировки и т.п. Сегодня общепит требует комплексной и эффективной автоматизации и поможет в этом Fusion POS.

Как автоматизировать общепит и ничего не забыть

❗ Проверьте документы по самозанятым: чек-лист

В 2024 году правила и схемы работы с самозанятыми изменились. Работать с плательщиками налога на профессиональный доход по старым правилам нельзя.

Как сотрудничать с самозанятыми без риска

В России почти 10 млн самозанятых — налоговый режим НПД стал популярным среди огромного количества граждан. Но в сотрудничестве с самозанятыми есть свои особенности и риски, связанные с оформлением договора, выплатами, лимитами дохода на НПД. Снизить риски можно, если сотрудничать с исполнителями через специальную платформу, такую как «ЯЗАНЯТ». 

Как сотрудничать с самозанятыми без риска

Wildberries будет давать покупателям рублевые баллы за отзывы

Если в течение 5 дней с момента получения товара написать отзыв на него, можно получить баллы, эквивалентные рублям.

Седьмое Правило Волшебника. Хроники перехода с 7-ки на 8-ку

Если не соблюдать логику, заложенную разработчиками и просто загрузить движения регистров, не глядя на содержимое документа, то разобраться потом в данных программы будет невозможно. Обязательно выплывут ошибки в данных, связанные с нарушением проектной логики разработчиков.

Седьмое Правило Волшебника. Хроники перехода с 7-ки на 8-ку

«Когда зарплата?» Как МЭДО помог менеджерам трубного завода получать зарплату быстрее

Компании, которые обмениваются бумажными документами с контрагентами, знают, сколько головной боли это приносит. Сначала нужно подготовить документы у себя, потом отправить их курьером или почтой и ждать, пока их доставят. А потом бывает и так, что документы не возвращают, и приходится проходить весь путь заново. С такой проблемой к нам обратилась Валерия Шентова. Рассказываем, как при помощи СБИС мы помогли наладить документооборот. 

«Когда зарплата?» Как МЭДО помог менеджерам трубного завода получать зарплату быстрее

Как бухгалтеру уйти в «аут». Как стартовать, где искать клиентов, на чем зарабатывать

Тема аутсорсинга стала популярной еще в пандемию, но и сейчас бухгалтерский аутсорс сохраняет свою актуальность, как у бухгалтеров, так и у предпринимателей. Расскажем, как не допустить ошибок при выходе из найма.

Как бухгалтеру уйти в «аут». Как стартовать, где искать клиентов, на чем зарабатывать

Интересные материалы

Проверки

С проверяющими можно будет заключить соглашение

Сенаторы обсудили подготовку изменений в федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» в части регулирования перехода на риск-ориентированный подход при проведении контрольных и надзорных мероприятий».