Налог на имущество

Налог на имущество в новой главе

Президент РФ 11 ноября 2003 года подписал Федеральный закон от 11.11.03 № 139-ФЗ, которым часть вторая НК РФ дополнена главой 30 "Налог на имущество организаций". Эта глава с 1 января 2004 года заменит Закон РФ от 13.12.91 № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий".

НК РФ Т. А. МАСЛОВА Эксперт «ПБУ»

Президент РФ 11 ноября 2003 года подписал Федеральный закон от 11.11.03 № 139-ФЗ, которым часть вторая НК РФ дополнена главой 30 "Налог на имущество организаций". Эта глава с 1 января 2004 года заменит Закон РФ от 13.12.91 № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий".

Наиболее значимые изменения, вносимые главой 30 НК РФ, состоят в следующем. Во-первых, значительно сокращён состав имущества, подлежащего обложению налогом на имущество. Во-вторых, изменён порядок расчёта налоговой базы. В-третьих, отменён ряд федеральныхльгот. Но региональным законодателям дано право устанавливать дополнительный перечень организаций-льготников. Следующее новшество связано с увеличением предельного размера налоговой ставки. Наконец, последнее изменение касается порядка уплаты налога.

Круг налогоплательщиков

Перечень плательщиков налога на имущество установлен статьёй 373 НК РФ. Как и раньше, платить налог должны все российские организации. По-прежнему должны платить налог на имущество иностранные фирмы в том случае, если они осуществляют деятельность на российской территории через постоянные представительства и имеют в собственности недвижимость на территории России. Под постоянным представительством в целях налогообложения имущества, так же как и в целях налогообложения прибыли, понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную:

  • с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
  • с проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
  • с продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
  • с осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи.

Иностранные фирмы, не образующие в России постоянных представительств, также должны будут с нового года платить налог на имущество. Обязанность уплаты налога у таких фирм возникает лишь в отношении объектов недвижимого имущества, находящегося на территории России.

Перечень объектов налогообложения

В статье 374 НК РФ приведён перечень объектов налогообложения. Для российских организаций объектом налогообложения признаётся движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесённое в совместную деятельность). Это имущество должно учитываться на балансе в качестве объектов основных средств по правилам бухгалтерского учёта. Говоря иначе, налогом должно облагаться имущество, учитываемое на счёте 01 "Основные средства", а также материальные ценности, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение) с целью получения дохода. Такое имущество учитывается на счёте 03 "Доходные вложения в материальные ценности".

Как видим, из числа объектов налогообложения с 1 января 2004 года исключаются, в частности, следующие виды имущества:

  • нематериальные активы (счёт 04);
  • запасы и затраты (счета 10 "Материалы", 41 "Товары", 43 "Готовая продукция", счёт 45 "Товары отгруженные");
  • затраты на приобретение основных средств и строительно-монтажные работы (счёт 08 "Вложения во внеоборотные активы");
  • расходы будущих периодов (счёт 97).

Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаётся движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, которое учитывается по правилам российского бухучёта.

Для иностранных компаний, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства, объектом налогообложения признаётся находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее этим фирмам на праве собственности (п. 3 ст. 374 НК РФ).

В перечень объектов налогообложения не включаются:

  • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  • имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным министерствам и ведомствам, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. Такое имущество не будет признаваться объектом налогообложения в том случае, если указанные органы власти будут использовать его исключительно для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка.

Налоговая база и порядок её определения

Определение понятия "налоговая база" дано в статье 375 НК РФ. С нового года налоговая база будет определяться как "среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения". Сейчас, в соответствии с законом о налоге на имущество, для целей налогообложения также определяется среднегодовая стоимость имущества.

Имущество, признаваемое для целей налогообложения, учитывается при расчёте налоговой базы по остаточной стоимости, т. е. в оценке, принятой правилами ведения бухгалтерского учёта.

В бухгалтерском учёте организации могут исчислять амортизацию основных средств несколькими способами. Поэтому для исчисления налога на имущество учитываются суммы амортизации, рассчитанные в соответствии с порядком, закреплённым в учётной политике организации.

Организация может применять для расчёта сумм амортизации в бухгалтерском учёте классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1). При этом важно помнить, что порядок расчёта амортизации с применением классификации в бухгалтерском учёте распространяется только на основные средства, приобретённые после 1 января 2002 года.

Для отдельных объектов основных средств начисление амортизации в бухгалтерском учёте не предусмотрено. К числу таких объектов, к примеру, относятся жилые дома, квартиры, объекты внешнего благоустройства. Чтобы не ущемлять права налогоплательщиков, у которых есть подобного рода имущество, законодатель в главе 30 НК РФ сохранил норму, которая и сейчас есть в законе о налоге на имущество.

Согласно пункту 1 статьи 375 НК РФ, стоимость объектов, по которым не начисляется амортизация, налогоплательщики должны определять, вычитая из первоначальной стоимости сумму износа. Величину износа организация должна определять по нормам амортизационных отчислений в конце каждого налогового (отчётного) периода.

Для иностранных фирм, которые не образуют на российской территории постоянных представительств, в качестве налоговой базы определена инвентаризационная стоимость объектов недвижимости. Передавать данные в налоговые инспекции об инвентаризационной стоимости недвижимости вменено в обязанности БТИ. Они должны будут извещать ИМНС в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) таких объектов недвижимости.

Теперь остановимся на новшествах в порядке определения налоговой базы.

Первое из них касается организаций, имеющих в своём составе обособленные подразделения.

Сейчас такие организации исчисляют налоговую базу и уплачивают налог по местонахождению самой организации и по местонахождению каждого подразделения. При этом не важно, имеет подразделение отдельный баланс и расчётный счёт или не имеет.

С 1 января 2004 года налог нужно будет рассчитывать и уплачивать по местонахождению организации и тех её обособленных подразделений, которые имеют отдельный баланс и расчётный счёт.

Пример 1

Организация, расположенная в г. Москве, имеет филиал, находящийся в Тверской области. Филиал выделен на отдельный баланс и имеет свой расчётный счёт. В состав организации входит также подразделение, не имеющее отдельного баланса и расчётного счёта, расположенное на территории Московской области.

Среднегодовая стоимость имущества в целом по организации за I квартал 2004 года составила 4 000 000 руб., в том числе по местонахождению организации (месту государственной регистрации) — 2 000 000 руб., по местонахождению филиала — 1 200 000 руб., по местонахождению обособленного подразделения — 800 000 руб. Налоговая база для исчисления налога составит:

  • 2 800 000 руб. (2 000 000 + 800 000) — по г. Москве;
  • 1 200 000 руб. — по Тверской области.

Кроме того, налоговую базу нужно будет определять также в отношении недвижимого имущества, которое находится вне местонахождения как самой организации, так и её обособленных подразделений.

Среднегодовую стоимость имущества организации будут определять так. Сначала нужно будет сложить остаточную стоимость имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчётного) периода и на 1-е число месяца, следующего за налоговым (отчётным) периодом. Полученную сумму затем надо разделить на количество месяцев в налоговом (отчётном) периоде, увеличенное на единицу. Отчётными периодами в соответствии со статьёй 379 НК РФ признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев, а налоговым — календарный год.

Пример 2

Предположим, что остаточная стоимость основных средств организации в первой половине 2004 года составит:

200 000 руб. — на 1 января;
160 000 руб. — на 1 февраля;
240 000 руб. — на 1 марта;
220 000 руб. — на 1 апреля;
260 000 руб. — на 1 мая;
280 000 руб. — на 1 июня;
370 000 руб. — на 1 июля.

Среднегодовая стоимость имущества будет равна:

за первый квартал —

210 000 руб. ((200 000 + 160 000 + + 240 000 + 220 000) : 4);

за полугодие —

250 000 руб. ((200 000 + 160 000 + + 240 000 + 220 000 + 260 000 + 280 000 + + 390 000) : 7).

Правда, региональные власти на местах вправе не устанавливать отчётные периоды. В этом случае организации не будут уплачивать авансовые платежи по налогу в течение года, а будут уплачивать налог один раз по окончании налогового периода.

Особый порядок установлен для определения налоговой базы в рамках договора простого товарищества (совместной деятельности). Имущество товарищества может состоять из объектов основных средств, внесённых по договору, и имущества, приобретённого и (или) созданного в процессе совместной деятельности. Что касается переданного в совместную деятельность имущества, то по нему налог должен уплачивать каждый участник, передавший такое имущество. А вот по имуществу, которое создано уже в процессе совместной деятельности, налог должны уплачивать все участники договора пропорционально своему вкладу в общее дело. Чтобы участники договора могли рассчитать налог, им необходимо иметь сведения:

  • об остаточной стоимости общего имущества на 1-е число каждого месяца;
  • о доле каждого участника в общем имуществе.

Такие сведения участникам договора должен сообщать участник, ведущий учёт общего имущества. Кодексом определён крайний срок сообщения указанных сведений — 20-е число месяца, следующего за отчётным периодом.

Ставки и льготы

Статьёй 380 НК РФ определено максимальное значение ставки налога на имущество — 2,2 % (вместо ныне действующей ставки, равной 2 %). При этом сохранены полномочия региональных властей по установлению ставок в меньших размерах вплоть до нулевого значения. Дифференцированные ставки на местах власти могут устанавливать "в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения".

Что касается льгот, то в главе 30 часть из них отменена, а часть — ограничена в применении по времени.

В частности, отменены льготы для:

  • бюджетных организаций (за исключением тех, которые имеют имущество, используемое для нужд культуры и искусства,образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения);
  • предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 % от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);
  • предприятий народных художественных промыслов;
  • жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ;
  • национально-культурных обществ и др.

Только до 1 января 2005 года будут освобождаться от обложения налогом на имущество организации, имеющие объекты мобилизационного назначения и мобилизационные мощности, а также законсервированное и (или) не используемое в производстве имущество (ст. 4 закона № 139-ФЗ).

Временный характер (до 2006 года) будут иметь льготы, освобождающие организации от уплаты налога в отношении следующих объектов:

  • жилищного фонда и инженерной инфраструктуры ЖКХ, финансируемых за счёт бюджетных средств регионов и (или) местных бюджетов;
  • социально-культурной сферы, используемых для нужд культуры и искусства, образования, физкультуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

Научные организации РАН, РАМН и другие смогут применять льготу в течение 2004 и 2005 годов только по имуществу, которое используется для научно-исследовательской деятельности (ст. 4 закона № 139-ФЗ).

Порядок исчисления и уплаты налога и авансовых платежей

Статьёй 382 НК РФ определён порядок исчисления сумм налога и сумм авансовых платежей по налогу.

Чтобы рассчитать сумму налога, нужно будет налоговую базу за налоговый (отчётный) период умножить на соответствующую ставку.

По итогам каждого отчётного периода организация должна определить сумму авансового платежа (если такой порядок будет предусмотрен региональным законодательством). Для этого нужно будет среднегодовую стоимость имущества за отчётный период умножить на 1/4 соответствующей ставки (п. 4 ст. 382 НК РФ).

Пример 3

Воспользуемся условиями примера 1, дополнив их. Допустим, что в г. Москве ставка налога на имущество установлена на уровне 2 %, а в Тверской области. — 2,2 % (значения ставок условны).

Сумма налога, которую организация должна будет уплатить, составит:

  • в г. Москве — 14 000 руб. (2 800 000 руб. x 2 % : 4);
  • в Тверской области — 6600 руб. (1 200 000 руб. x 2,2 % : 4).

Чтобы рассчитать сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам года, нужно из величины налога, рассчитанного за налоговый период, вычесть сумму авансовых платежей, исчисленных в течение налогового периода.

По недвижимому имуществу, расположенному вне местонахождения организации, налог рассчитывается по правилам статьи 385 НК РФ. Как сказано в этой статье, для определения суммы налога нужно среднюю стоимость недвижимости за отчётный (налоговый) период умножить на ставку налога, установленную на соответствующей территории.

Сроки и порядок уплаты налога должны установить региональные законодатели. Чтобы ввести новый налог на имущество с 1 января 2004 года, региональные законодатели должны принять соответствующие законы до 1 декабря 2003 года.

Статьёй 386 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые инспекции расчёты по авансовым платежам (по истечении отчётных периодов) и декларацию (по итогам года).

Расчёты по авансовым платежам и декларацию нужно будет представлять:

  • по местонахождению организации;
  • по местонахождению обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс и расчётный счёт;
  • по местонахождению объектов недвижимого имущества, расположенных вне местонахождения организации.

Иностранные организации, не осуществляющие деятельности через постоянные представительства, должны будут уплачивать авансовые платежи и налог по итогам года в налоговые инспекции по местонахождению объектов недвижимого имущества.

Крайний срок представления расчётов по авансовым платежам — 30 дней с даты окончания отчётного периода, а декларации — 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Начать дискуссию