Налог на прибыль

Спорные моменты и типичные ошибки по налогу на прибыль

Для бухгалтера работа с налогом на прибыль традиционно вызывает массу сложностей. Его неправильное исчисление и расчет могут вылиться в претензии и штрафы при налоговой проверке. Избежать некоторых проблем помогла консультант по налогу на прибыль Ирина Киселева.

Для бухгалтера работа с налогом на прибыль традиционно вызывает массу сложностей. Его неправильное исчисление и расчет могут вылиться в претензии и штрафы при налоговой проверке. Избежать некоторых проблем помогла консультант по налогу на прибыль Ирина Киселева.

— Здравствуйте, наша организация арендует автомобиль у физического лица, и все расходы по его эксплуатации мы взяли на себя. В том числе страховку по ОСАГО и КАСКО. Можно ли включить в расходы по налогу на прибыль затраты, связанные с приобретением страховки?

— Я думаю, что налоговая инспекция будет подходить к этому вопросу с точки зрения разумности и обоснованности расходов. Организации следует сопоставить стоимость аренды с такими факторами, как наличие других автомобилей на предприятии, необходимость его аренды со всеми вытекающими последствиями (затраты на бензин, ремонт и т. д.). Рекомендую посмотреть письма Минфина в этой области, например в отношении разумного срока эксплуатации мобильных телефонов.

Для обоснования расходов можно также по распоряжению руководителя провести маркетинговое исследование относительно других вариантов использования транспортных средств (например, такси или транспортное средство в кредит). Маркетолог или коммерческий директор делает обзор, на основании которого приходит к выводу, что предприятию сейчас невыгодно такси или на данный момент организация не может позволить себе купить автомобиль даже в кредит. Ей выгодно его арендовать. Полагаю, такое заключение, приложенное к приказу руководителя о проведении маркетингового исследования, будет достаточным обоснованием.

Следует учитывать, что расходы по ОСАГО, КАСКО, договоры по которым заключаются с физическим лицом, относятся к владельцу автомобиля, а не к арендатору (юридическому лицу). Поэтому их нельзя напрямую причислять к расходам юридического лица. Арендатор и арендодатель, по сути, могут или должны предусмотреть расходы на страхование в составе арендной платы, которая, очевидно, может погашаться в течение года неравномерно. Так, в период оплаты страховки арендная плата может быть выше, чем в другие периоды, а значит, и расходы, включаемые в налоговую базу арендодателя, также будут выше.

— Можно ли списать в расходы затраты на приобретение организацией обогревателей?

— Для этого существуют санитарные нормы и правила содержания помещений. Необходимо ознакомиться с законодательством Минздрава. В постановлениях написано, какая должна быть средняя температура в помещениях в холодное и теплое время года. Соответственно, расходы, связанные с приобретением охлаждающих и обогревающих приборов, могут быть списаны на основании требований этих постановлений, обязывающих работодателя применять установленные нормы к рабочим помещениям, как расходы, связанные прежде всего с обеспечением нормальных условий труда. Для обоснования произведенных затрат не лишним будет подтверждение температуры воздуха снаружи помещения хотя бы в виде сводки погоды из газет.

— Можно ли учесть в расходах компенсации работникам за использование компьютера в служебных целях? Ведь в Налоговом кодексе содержится лишь норма, относящаяся к использованию личного автотранспорта.

— Действительно, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта. В то же время в статье 270 Кодекса, касающейся расходов, не учитываемых в целях налогообложения, не сказано о компенсации работникам за использование личного имущества в служебных целях. Другими словами, запрета на включение этих расходов в налоговую базу напрямую нет.

Но относя такие затраты на расходы, важно их обосновать и прописать в учетной политике организации. То есть если экономика бизнеса данного предприятия говорит о том, что ему этот компьютер необходим, но в данный момент нет возможности для аренды помещения или возможности купить хороший компьютер, почему бы и нет? При этом надо учитывать условия и ограничения пункта 1 статьи 252 Кодекса «Экономически обоснованные расходы». То есть сама идея не абсурдна, и я думаю, что человеку можно возместить компенсацию за использование компьютера и списать связанные с этим расходы.

Что касается возмещения затрат, связанных с ремонтом этого компьютера, то, согласно статье 260 Налогового кодекса, расходы на ремонт основных средств могут иметь место только при аренде амортизируемых основных средств. Но в отношении арендатора — физического лица — понятие «основные средства» неприменимо. Поэтому и расходы на ремонт мы не можем списать в соответствии с этой статьей. Я считаю, что надо составить договор аренды этого компьютера, где следует прописать его цену в пределах разумности, величину компенсации за его использование, а также указать, что именно под такой компенсацией подразумевается.

— Можно ли признать в качестве расходов затраты на ремонт застрахованного автомобиля, если эти затраты все еще не были компенсированы страховой компанией?

— Очень интересный вопрос. Статья 260 Налогового кодекса не связывает порядок включения расходов на ремонт в связи с поступлениями или непоступлениями страховых возмещений на ремонт основных средств.

Расходы на ремонт можно отразить в составе прочих расходов, согласно статье 260 Налогового кодекса, или же в составе внереализационных расходов в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 265 Кодекса. При этом следует различать причину аварии: одно дело, если авария произошла по причине технического износа автомобиля, и совершенно другое — если работник предприятия попал в аварию по своей вине. На основании пункта 1 статьи 272 и пункта 1 статьи 260 Кодекса расходы на ремонт могут быть признаны в том отчетном периоде, к которому они относятся, в размере фактических затрат.

Кстати, при отражении расходов на ремонт многие допускают типичные ошибки сплошь и рядом. Например, когда работник виноват, а предприятие берется за ремонт, то такие расходы в соответствии со статьей 270 Налогового кодекса нельзя принять в целях налогообложения прибыли. Поэтому для обоснования расходов на ремонт, относимых в налоговую базу текущего периода, желательно, чтобы у бухгалтера в наличии был составленный работниками ГИБДД акт о ДТП, из которого очевидно, кто виноват в произошедшей аварии.

— Наша организация приобрела компьютер за 30 тысяч рублей. Налоговики утверждают, что с этой суммы мы должны заплатить налог на прибыль. Подскажите, можно ли оспорить действия инспекторов и на каком основании?

— Мне кажется, такой вывод налоговики сделали на основании следующих рассуждений. Имущество, которое стоит больше 10 тысяч рублей и срок эксплуатации которого составляет больше года, в целях налогообложения должно списываться в течение определенного срока его использования, допустим, в течение двух лет. То есть эти 30 тысяч рублей ваш бухгалтер должен был отразить в расходах в течение двух лет. А бухгалтер списала, наверное, сразу, одномоментно. В этом ошибка. По поводу того, как оспорить действия инспекторов, надо смотреть документы налоговой, а потом делать окончательные выводы.

— Наша компания покупает сотрудникам чай, кофе для употребления на работе. Можем ли мы включить такие затраты в расходы для исчисления налога на прибыль, обосновывая их как «обеспечение условий труда»?

— Думаю, что нет. В Трудовом кодексе написано про компенсацию за использование, например, личного имущества, про оплату труда в соответствии с отработанным временем, про спецодежду, обеспечивающую защиту работников во время работы. А вот чай и кофе там не указаны. Кроме того, такие затраты на их приобретение не могут рассматриваться как расходы на обеспечение условий труда. Вообще чай или кофе сложно отнести к таким категориям, как средства труда, условия труда и т.п. Вы любите чай, я — кофе, а третий — воду. В трудовые обязанности употреблять тот или иной напиток это не входит.

— То есть и покупка бутилированной воды тоже не относится к расходам?

— По этому поводу были разъяснения Минфина и ФНС в пользу налогоплательщиков. Но я категорически не согласна с их точкой зрения. На самом деле в соответствии с законодательством по водоснабжению, действующему в стране, вся вода, которая течет в наших кранах, соответствует санитарным нормам. И даже если водоканал выдаст необходимую Вам справку о несоответствии воды установленным нормам, она все равно им соответствует по закону, по определению. Ведь если по какой-то причине вода не может быть использована, то она в принципе не может протекать через ваши трубы. Иначе водоканал перекрыл бы общую трубу и до ликвидации негативных для окружающей среды и здоровья населения последствий вообще не поставлял бы воду.

— Организация приобрела программное обеспечение. Можно ли в бухгалтерском и налоговом учете признать расходы на ее приобретение единовременно?

— Если организация использует его менее 12 месяцев и это оговорено в договоре, то расходы можно признать единовременно на основании подпункта 26 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Поэтому необходимо обратить внимание, указан или нет срок использования программного обеспечения в договоре или соглашении между поставщиком и пользователем программ.

Начать дискуссию

Модернизацию НМА надо амортизировать

Результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей – это амортизируемое имущество по нормам НК.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Легализация зарплат выходит на новый уровень. Начнутся трудовые проверки. 🚦 «Ночной бухгалтер» № 1677

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Не всякий налоговый агент по НДФЛ может предоставить имущественный вычет

Если вы в 2024 году купили квартиру, то не обязательно ждать, когда закончится год, чтобы сдать 3-НДФЛ. Можно оформить вычет через налогового агента. Но не всякий агент такой вычет даст.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Трудовое право

Ключевые отличия трудового договора и договора ГПХ. Как не ошибиться в терминологии. Мини-курс

Рассказываем в мини-курсе, какие ключевые отличия между трудовыми договором и договором ГПХ нужно знать, чтобы не возникло вопросов от налоговой.

Ключевые отличия трудового договора и договора ГПХ. Как не ошибиться в терминологии. Мини-курс

Ошибки в формировании финмодели. Четыре ошибки, которые могут привести бизнес к краху

Какие ошибки совершают предприниматели, когда открывают новые направления бизнеса? Какие из ошибок могут стать фатальными для уже состоявшейся на рынке компании? Из каких показателей должна состоять финансовая модель? Разберем на примерах. Забирайте в закладки, чтобы не потерять.

Ошибки в формировании финмодели. Четыре ошибки, которые могут привести бизнес к краху
2
Алименты

В России начнет работать реестр должников по алиментам

В реестр попадут должники по алиментам, которые были привлечены к административной или уголовной ответственности за неуплату денег на содержание детей, родителей.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как купить или продать USDT в 2024 году и все платформы где это можно сделать

В этой статье мы обсудим различные методы покупки и продажи криптовалюты USDT (Tether).

Как купить или продать USDT в 2024 году и все платформы где это можно сделать

Что изменилось в воинском учете и как работодателям его вести

Компании смогут передавать документы в военкомат в электронном виде, но только после того, как заработает реестр воинского учета.

Должная коммерческая осмотрительность — излишняя формальность или необходимость для применения налоговой льготы или выгоды

Что такое должная коммерческая осмотрительность и ее значение, правовые последствия в налоговых проверках. Что требует налоговый орган и как относятся суды. Кто и когда должен доказывать её проявление, налоговый орган, доказывая обоснованность начисленной недоимки или сам налогоплательщик в суде?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Стало больше нарушений при ввозе и вывозе наличных

ФТС России за январь-март выявила 2747 фактов незаконного перемещения гражданами наличных.

Что такое маркетплейс, или как получить разные финансовые услуги в одном месте

Бывает, что банк предлагает лучшие ставки по вкладам, а его отделений нет поблизости. Но теперь необязательно куда-то ехать, чтобы выгодно открыть депозит. Это получится сделать онлайн — через финансовый маркетплейс. Разбираемся, как работают эти площадки и какие еще услуги удастся на них оформить.

Иллюстрация: Nataliya Vaitkevich/pexels

ФНС заблокировала счета блогера Гусейна Гасанова. Он должен 153 млн рублей

Компания Гусейна Гасанова не сдала налоговую декларацию, поэтому ее счета сразу же заблокировали. Налоговики также требуют заплатить 153 млн рублей.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Отпуск с последующим увольнением: как считать компенсацию за неиспользованный отпуск

Что важно учесть при расчете компенсации за неиспользованный отпуск, если работник уходит в отпуск с последующим увольнением, разъяснил Роструд.  

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Аналитик 1С и разработчик 1С: чем отличаются эти профессии и куда проще перейти бухгалтеру

Разбираемся, в обязанностях и необходимых навыках двух востребованных специальностей, а также, чему нужно научиться бухгалтеру, чтобы стать аналитиком или начать разрабатывать в 1С.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Зарплата

Премия может быть больше оклада

Система оплаты труда, включая доплаты и премии, устанавливается локальным нормативным актом работодателя.

Цифра дня. Про электронные уведомления

Больше 5,5 млн налогоплательщиков подписались на рассылку уведомлений от ФНС через портал Госуслуги.

Цифра дня. Про электронные уведомления
Кадры

Найти работу в Белоруссии можно через приложение «Работа в ЕАЭС»

В приложении «Работа в ЕАЭС» появились услуги для тех, кто хочет отправиться работать в Беларусь. Пользователи получат всю необходимую для трудоустройства информацию, а некоторые документы и страховку можно оформить удаленно.

Пенсии

Начал действовать период охлаждения для договоров с НПФ

Теперь клиенты негосударственных пенсионных фондов могут в течение 14 дней расторгнуть договор.

Бесплатно с НДФЛ

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ

Изменят расчет НДФЛ по процентам от вкладов. Минимальный срок владения для продажи квартир будут считать по-новому для перепланировки и покупки за маткапитал.

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ
1

Интересные материалы

Вырастут пошлины за лицензии в сфере пожарной безопасности

Размер госпошлины за получение лицензий от МЧС вырастет с 7,5 до 15 000 рублей. Цены пересмотрели, поскольку ведомство будет проводить выездную проверку организации перед тем, как выдать разрешение.