Бухгалтерские программы

Проблемы автоматизации аудита

Учетные работники большинства предприятий уже не представляют организацию своей работы без применения информационных технологий. Чего нельзя сказать об аудиторах и аудиторских фирмах. Почему же возникает такая ситуация? Хотя, казалось бы, все должно быть наоборот. Именно аудитору необходимо за ограниченное время проанализировать большой объем информации, сформировать на ее основе выводы и суждения...

Материал предоставлен журналом «Аудит сегодня»/

Учетные работники большинства предприятий уже не представляют организацию своей работы без применения информационных технологий. Чего нельзя сказать об аудиторах и аудиторских фирмах. Почему же возникает такая ситуация? Хотя, казалось бы, все должно быть наоборот. Именно аудитору необходимо за ограниченное время проанализировать большой объем информации, сформировать на ее основе выводы и суждения...

Автор: Кушнарев Андрей

Почему только сейчас начинается формироваться рынок информационных технологий аудиторской деятельности? По моему мнению, этому несколько причин.

Общеотраслевые причины:

  • низкий уровень развития аудиторского рынка, вызванный начальным периодом его становления;
  • специфика аудиторской деятельности, заключающаяся в невозможности полной формализации процесса аудита, необходимости формирования профессионального суждения;
  • низкий уровень компьютерной грамотности пользователей.

Технологические причины:

  • применение аудируемым предприятием различного программного обеспечения;
  • выездной характер работы аудиторов;
  • различная отраслевая специализация клиентов аудиторских фирм, что при динамично меняющемся законодательстве не позволяет произвести детализированную настройку специализированных систем на «все случаи жизни».

Совершенствование организации и проведения аудиторских проверок

Никакое программное обеспечение не заменит самого аудитора. Воспользоваться возможностями специализированного программного обеспечения не только можно, но и просто необходимо.

Большинство аудиторов знакомы со статистическими выборочными исследованиями, но мало кто применяет их на практике по причине трудоемкости отбора элементов выборки. Эту задачу прекрасно решают специализированные системы. В программах могут быть предусмотрены следующие способы отбора элементов выборочного исследования: Методы отбора элементов для проведения выборочного исследования


Возьмем другой пример. Необходимо по большому объему данных провести проверку на возникновения в бухгалтерском (налоговом) учете таких операций, как:

  • начисление заработной платы в разрезе сотрудников;
  • начисление регулярных доходов от аренды, расходов по аренде;
  • начисления амортизационных отчислений;
  • начисление процентов по кредитам (займам);
  • отнесение расходов будущих периодов и т.д.

Вряд ли эту задачу удастся решить проще и эффективнее, чем с использованием «сводных таблиц». А сколько бы тратилось времени на заполнение рабочих документов проверяемыми данными бухгалтерского (налогового) учета? В этом случае также незаменим cпециализированный программный продукт, обеспечивающий решение данной задачи.

В зависимости от размера аудиторской компании и специфики организации управленческого учета может применяться различный функционал, предоставленный разработчиками программных средств.

Например, организация эффективного планирования аудита, текущего контроля за ходом проведения проверки, организация внутреннего контроля качества, что способствует снижению риска некачественного проведения аудита. При этом технология проведения аудита в большей степени должны совпадать и в небольшой, и в крупной аудиторской фирме. Как правило, на технологию проведения аудита, оказывают влияние внешние факторы. Например, поставленные собственником задачи, особенности бизнеса клиента и т.д.

Применение специализированного программного обеспечения позволит качественно спланировать работу с учетом специфики деятельности аудируемого предприятия еще до выхода на проверку всего состава аудиторской группы. В программе IT Audit: Аудитор решение этой задачи обеспечивает модуль «Планирование аудита» и «Журнал хозяйственных операций».


Использование данных бухгалтерского учета клиента

Как уже было отмечено в статье, применение клиентами аудиторских фирм различного программного обеспечения является сдерживающим фактором автоматизации аудита. Как же эта проблема тогда может быть решена?

Данные бухгалтерского учета с использованием специализированных программ или штатных средств самой бухгалтерской программы могут быть выгружены в общераспространенные форматы данных. Например, из бухгалтерской программы могут быть выгружены:

  • журнал хозяйственных операций;
  • остатки по счетам в разрезе аналитического учета;
  • оборотно-сальдовая ведомость;
  • используемые клиентом справочники (например, контрагенты, номенклатура, статьи затрат и т.д);
  • аналитические отчеты (отклонение цены сделок более чем на 20 процентов от средней цены, данные по взаимозачетам, информация по контрагентам с указанием срока непогашения задолженности и т.д.).

Выгруженные данные бухгалтерского учета могут быть загружены в аудиторскую программу, которые могут быть использованы с целью:

  • распределения уровня существенности по счетам бухгалтерского учета;
  • описания хозяйственных операций клиента;
  • проведения выборочного исследования;
  • автоматического заполнения рабочих документов аудитора.

В результате работы аудитора с информацией клиента в электронном виде существенно снижаются временные затраты на проведение аудита, повышается качество его проведения. Более того, без выполнения импорта данных бухгалтерского учета аудируемого предприятия, порой невозможно эффективно выполнить ряд аудиторских процедур.


Внедрение программ по автоматизации аудита

В силу сложности самой решаемой задачи по автоматизации аудиторской деятельности эффективность применения программного обеспечения зависит в большей степени от его внедрения, обучения пользователей. Если в небольшой аудиторской компании порой достаточно изучить возможности программного обеспечения и научиться его правильному использованию, то в крупных аудиторских фирмах дело обстоит несколько иначе. Необходимо создать рабочую группу, которая детально проанализирует возможности программного обеспечения, и по результатам ознакомления подготовит следующие материалы:

  • перечень необходимых функциональных возможностей, которые отсутствуют в рассматриваемом программном обеспечении;
  • перечень желаемых доработок под индивидуальные потребности аудиторской фирмы;
  • проанализировать возможности и сроки встраивания в программу собственных рабочих документов, базы потенциальных (типовых) нарушений;
  • оценка уровня компьютерной грамотности сотрудников, повышение их квалификации;
  • формализованная технология проведения проверки.

В состав рабочей группы целесообразно включить руководителя отдела (департамента) аудита, руководителя отдела внутреннего контроля, методолога, руководителей проверок.

После принятия решения о возможности применения программного обеспечения в аудиторской фирме назначается ответственное лицо и сроки отдельных этапов проекта по внедрению:

  • разработка технического задания на организацию выполнения принятой технологии с использованием программного продукта.
  • первичное обучение сотрудников работе с программой в соответствии с утвержденной технологией проведения проверки;
  • первоначальное встраивание методологии аудита: аудиторские процедуры, рабочие документы, потенциальные нарушения, типовые операции, методика расчета уровня существенности, финансового анализа (возможно параллельно с первичным обучением сотрудников);
  • тестовая эксплуатация программы в составе одной аудиторской группы на нескольких проектах;
  • переход на применение программы всеми сотрудниками аудиторской компании.

Не снимая с себя ответственности за результаты внедрения клиентом программного обеспечения, хотелось бы отметить проблемы, с которыми сталкиваются пользователи на этапе внедрения:

  • отсутствие в составе аудиторской фирмы сотрудников, которым может быть поручена опытная эксплуатация программы;
  • отсутствие в аудиторских фирмах формализованных методик аудита. Часто разработка данных методик в ходе проведения внедрения рассматривается как неэффективное использование времени, что сказывается на выделении времени ответственным по проекту лицам. Аудиторские компании, заявляющие о своем большом опыте работы, должны обладать и применять, в том числе формализованные методики аудита в процессе своей работы. Проводимая работа по внедрению программного обеспечения позволит усовершенствовать имеющиеся методики, в т.ч. за счет применения информационных технологий;
  • непонимание того, что программа является помощником аудитору, а не его заменой. Именно аудитор должен принимать решения по ходу проведения аудита. Результат аудиторской проверки в большей степени зависит не от применения специализированных программ, а от профессионализма членов аудиторской группы и умения ими воспользоваться возможностями, которые предоставляет программный продукт.
  • сопротивление сотрудников появлению механизма контроля над работой каждого исполнителя.

Ужесточающая конкуренция в аудиторско-консалтинговом бизнесе заставляет компании находить новые пути повышения эффективности организации, повышения рентабельности деятельности. Немаловажную роль в этом будет отведена и поиску решений повышения эффективности деятельности, качества оказываемых услуг посредством применения специализированных программных средств. Пройдет еще немного времени, и аудиторы уже не будут представлять свою работу без их применения.

Автор - аудитор, управляющий ООО КСБ «Мастер-Софт».

Дневник продакта. Зачем нужна подписка Клерк.Премиум и сколько денег она экономит

Платная часть Клерка содержит кучу полезного контента. Пытаюсь разобраться в составе подписки и сценариях ее использования. Это не рекламы пост, а что-то вроде экзамена на понимание продукта. Обычно такие статьи мало кто читает, но мне будет интересно вернуться к ней через год и посмотреть что изменилось.

Дневник продакта. Зачем нужна подписка Клерк.Премиум и сколько денег она экономит
99

Начать дискуссию

Как отказать в запросе пояснений по камеральной проверке, если прошло три месяца со сдачи отчетности: формулировка

Камеральная проверка — важный инструмент налогового контроля, позволяющий выявить возможные нарушения в представленной отчетности. Как ответить налоговикам, если срок запроса пояснений по НК уже прошел?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Иностранные работники

Разъяснение статусов иностранных граждан в России

Прежде чем привлекать к работе иностранных граждан, важно разобраться, как различается их правовой статус. Это повлияет как на процесс трудоустройства, так и на ответственность за нарушения при взаимодействии с такими сотрудниками. Обо всех тонкостях рассказали в статье.

Разъяснение статусов иностранных граждан в России

Комитет Госдумы одобрил поправки в НК по прогрессивному НДФЛ и НДС для упрощенцев

Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал принять в 1-ом чтении законопроект с масштабными поправками в НК.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Мошенники пугают жертв просрочкой по ипотеке

Клиентов с ипотекой убеждают в том, что у них появилась просрочка платежей, а также просят назвать код из СМС.

Санкции против Мосбиржи не повлияют на обмен заблокированных бумаг

Иностранные инвесторы, которые планируют выкупить заблокированные ценные бумаги у россиян, не будут напрямую взаимодействовать с подсанкционным депозитарием.

НДС

Бухгалтеры считают, что НДС на УСН – это просто скрытое увеличение налога

«Разве 5% или 7% без права на вычет – это НДС?», – задаются вопросом бухгалтеры.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
ЭДО

Как создать МЧД с помощью сервиса «Астрал Доверенность»

С 1 сентября 2024 года использование машиночитаемой доверенности обязательно. При этом у руководителя может возникнуть вопрос: «Как лучше создать МЧД — с помощью сервиса ФНС или сервиса Астрал Доверенность?»

Как создать МЧД с помощью сервиса «Астрал Доверенность»
Вклады

Размер страхового возмещения по долгосрочным вкладам увеличат в два раза

Вклады, открытые на срок от трех лет, будут застрахованы до 2,8 млн рублей. Сейчас размер страхового возмещения составляет 1,4 млн.

Из-за нехватки контейнеров российские импортеры не могут получить товары из Китая

У китайских поставщиков не хватает контейнеров для перевозки грузов, а также нет свободных мест на судах. Срок поставок вырос на 36%.

НДФЛ

Не забудьте до 15 июля уплатить НДФЛ с доходов за 2023 год

С 16 июля ФНС будет начислять пени, тем, кто не успел оплатить налог по декларации 3-НДФЛ за 2023 год.

Производственный инвентарь: инструменты, приборы, приспособления

Все не так хорошо, как хочется, но и не так плохо, как кажется. Поговорим об учете производственного инвентаря.

Самозанятые

Самозанятый заработал 2,5 миллиона. Что делать бизнесу

У самозанятых есть лимит дохода – 2 400 000 ₽ в год. Если его превысить, человек перестанет быть самозанятым до следующего года, а компания может получить штраф.

Самозанятый заработал 2,5 миллиона. Что делать бизнесу
3
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Минпромторг не прекращал выдавать субсидии радиоэлектронным предприятиям

Министерство опровергло информацию о том, что производителям радиоэлектроники перестали выдавать субсидии.

HR

HR-специалисты (рекрутеры): кто они и как их найти?

HR специалисты играют важную роль в развитии бизнеса, ведь от того, насколько качество они подберут кандидатов, зависит создание сильной команды. А правильное управление кадрами способствует повышению производительности, улучшению корпоративной культуры и достижению стратегических целей.

Ведение бизнеса

Как подготовиться к масштабированию бизнеса в 5 шагов

Расширение компании невозможно без стабильной финансовой базы, отлаженных процессов и сплочённой команды. Но даже этого может быть недостаточно. Собственники могут столкнуться с неготовностью к рискам, недостатком управленческих навыков и проблемами с адаптацией бизнес-модели. Однако таких проблем можно избежать.

Как подготовиться к масштабированию бизнеса в 5 шагов

Счетная палата проведет оценку режима для самозанятых

Самозанятых просят пройти анонимный опрос в приложении «Мой налог», чтобы оценить эффективность этого специального налогового режима и улучшить его.

Экспертные разборы за неделю: учет убытков при УСН, выход из ООО, новый формат счета-фактуры, новые ставки по НДФЛ с 2025 года

Смотрите дайджест разборов, который подготовила редакция за неделю.

ЭДО

Обязательны ли электронные путевые листы в 2024 году. Штрафы за отсутствие путевых листов

Путевые листы разрешено оформлять в электронном виде с 1 марта 2023 года. Рассказываем, обязательны ли электронные путевые листы в 2024 году, и какие штрафы предусмотрены за отсутствие путевок.

Обязательны ли электронные путевые листы в 2024 году. Штрафы за отсутствие путевых листов

Вакансии

Новые вакансии для бухгалтеров и финансистов Добавить вакансию

Поправки в НК могут отнять у инвесторов льготные условия

Неоднозначные формулировки могут привести к тому, что инвесторы утратят право на налоговый вычет при владении ценными бумагами больше трех лет.

Интересные материалы

Ведение бизнеса

Машинный перевод VS ручной перевод

Современный бизнес часто сталкивается с необходимостью перевода большого объема текстов на разные языки. При выборе методов перевода возникает вопрос: использовать машинный перевод или, все-таки, обратиться к услугам профессионального лингвиста, переводчика? Для бухгалтеров и предпринимателей важно понимать преимущества и недостатки каждого подхода, чтобы принять обоснованное решение.

Машинный перевод VS ручной перевод