Правила хранения отчетности и подтверждающих документов

Деятельность любого хозяйствующего субъекта — неважно, фирмы или ИП, — сопровождается огромным количеством документов. Однако особенное значение имеют те из них, которые касаются отчетности, бухгалтерской и налоговой. С 2022 применяются новые требования к их хранению.
7,4 тыс. 958
Правила хранения отчетности и подтверждающих документов

Зачем хранить отчетность?

Сохраненные документы, даже составленные очень давно, способны помочь в судебном процессе, в частности, в спорах с контрагентами, государственными органами, участниками обществ, их можно привести в обоснование законности операций, если сомнения возникнут у налоговых органов или у банка.

Важно не только соблюдать сроки хранения документов, но и требования к самому процессу хранения.

В частности, для бумажного архива организации необходимы площади (архивохранилища, для приема, временного хранения документов, для использования документов и т. п.), причем нельзя размещать архивы в подвалах и на чердаках, окна не должны выходить на юг, материалы покрытия стен не должны быть источником пыли и т. п., стеллажи должны быть расположены определенным образом (подробнее см. Правила, утв. приказом Минкультуры от 31.03.2015 № 526).

К хранению электронных отчетных документов также предъявляется ряд требований, в частности, в архиве должно быть не менее двух экземпляров, причем основной и рабочий экземпляры должны находиться на разных устройствах, при хранении не реже раза в пять лет необходимо контролировать физическое состояние носителей, воспроизводимость цифровых документов.

Хранение отчетности и документов, подтверждающих сведения в ней, имеют особое значение. Вот только несколько ситуаций, когда вам может потребоваться поднять документы за прошлые годы:

  1. Участник, решивший выйти из общества решил, что ранее бухгалтерская отчетность формировалась с искажениями и ему не доплачивали дивиденды, а последние отчеты неверно отражают финансовое положение компании и соответственно неверно определяется действительная стоимость его доли. Такие конфликты не редкость. Доказывать, что нарушений со стороны компании не было придется путем представления документов, в том числе в суде.
  2. Налоговая инспекция нередко «выявляет» задолженности в бюджет спустя несколько лет. На самом деле это могут просто ошибки, появившиеся при «переезде» компании на другой юрадрес и смене ИФНС, или результат сбоя у налоговиков в программе. И все же налогоплательщику приходится доказывать, что ранее размер начисленных и уплаченных обязательств был совсем другим, а долг был полностью погашен. Несмотря на то, что в инспекции должны храниться данные об отчетности, стоит перестраховаться и сохранять свои экземпляры. В идеале до момента ликвидации.
  3. Самая большая ошибка — уничтожение отчетов, связанных с сотрудниками. Например, отчеты по страховым взносам нужно хранить столько же, сколько и большинство кадровых документов — 50 / 75 лет (дальше в статье рассказываем подробнее). Тем более сейчас грядет объединение двух структур — ФСС и ПФР, а опыт говорит, что такие глобальные перемены не обходятся без проблем — потерь данных, неверной загрузке, программных сбоев и т. п.
  4. Банкротство компании — это сложный и, как правило, долгосрочный процесс. Если у контролирующих органов появляется подозрения, что банкротство совершается намеренно или задолженности перед кредиторами и бюджетом приводят к судебным тяжбам, то поднимать будут документы не обязательно за последние 3-5 лет.

Собственникам и руководителю (а также главному бухгалтеру) приходится защищаться от субсидиарной ответственности и доказывать, что не из-за их действий компания пришла к банкротству.

Сколько хранить документы бухгалтерского учета и отчетности

Регистры бухгалтерского учета

Регистры бухгалтерского учета

Не менее пяти лет по истечении отчетного года

Закон о бухучете (ст. 29)

Главная книга

Пять лет при условии проведения проверки (ревизии)

Перечень…, утв. Росархивом, приказ от 20.12.2019 № 236 (ст. 276), далее - Перечень

Документы учетной политики

Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи

Не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз

Закон о бухучете (ст. 29)

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

Бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней

Не менее пяти лет по истечении отчетного года

Закон о бухучете (ст. 29)

Бухгалтерская (финансовая) отчетность (бухгалтерские балансы, отчеты о финансовых результатах, отчеты о целевом использовании средств, приложения к ним):

  • годовая;

Постоянно

Ст. 276 Перечня

  • промежуточная

Пять лет (при отсутствии годовых - постоянно)

Аудиторские заключения по бухгалтерской (финансовой) отчетности

Аудиторские заключения по бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • у аудируемого лица;

Пять лет (или постоянно, для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности)

Ст. 276 Перечня

  • у аудиторской организации, индивидуального аудитора

Пять лет (при условии проведения внешней проверки качества работы)

Годовые бухгалтерские балансы хозяйствующие субъекты хранят самостоятельно или передают их на хранение в архив (такие выводы содержат, в частности, постановления АС Северо-Кавказского округа от 19.04.2022 № Ф08-3313/2022, АС Уральского округа от 30.05.2018 № Ф09-2456/18).

Уточнить срок хранения любого документа можно тут.

Сколько хранить налоговую отчетность

Большинство документов, связанных с расчетом и уплатой налогов, следует хранить не менее пяти лет, если иной срок не установлен законами или Перечнем, в частности, документы (ст. 29 закона о бухучете, ст. 11, 267, 276, 277, 282, 303-306, 310-314, 316-318, 320, 323, 514 Перечня):

  • об освобождении от налогов, о льготах, об отсрочках уплаты;
  • по НДФЛ (расчеты, регистры, сообщения о невозможности удержать);
  • о разногласиях по вопросам налогообложения;
  • по расчету налоговой базы организациями;
  • учетной политики;
  • о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности (планы, отчеты, акты, справки);
  • первичные учетные;
  • по перерасчету налоговых обязательств из-за пересмотра налогового законодательства;
  • по основным средствам (о переоценке, определении амортизации, списании основных средств);
  • о начисленных и перечисленных суммах налогов и задолженности по ним,

а также налоговые декларации, журналы, карточки, базы данных учета операций, облагаемых и не облагаемых НДС, договоры и контракты, справки об исполнении обязанности по уплате налогов, справки о состоянии расчетов с бюджетом, счета-фактуры, книги учета доходов и расходов «упрощенцев», таможенные декларации и т. п.

Ниже в таблице приведены примеры документов с иными сроками хранения.

Передаточные акты, разделительные, ликвидационные балансы, а также пояснительные записки к ним, положение об оплате труда и премировании работника (по месту его утверждения).

Постоянно

Ст. 278, 294 Перечня

Ведомости на выплату дивидендов (доходов) по ценным бумагам;

документы по расчетам с персоналом по оплате труда (при отсутствии лицевых счетов), т.е. расчетные ведомости, документы по зарплате, по выплате пособий, матпомощи;

гражданско-правовые договоры с физлицами на выполнение работ (оказание услуг), акты сдачи-приемки;

документы по НДФЛ при отсутствии лицевых счетов или ведомостей начисления зарплаты (расчеты, регистры налогового учета, сообщения о невозможности удержать его).

50 либо 75 лет, в зависимости от времени прекращения использования: 75 лет – делопроизводство окончено до 1 января 2003 г., 50 лет - после 1 января 2003 г.

Ст. 122, 295, 301, 311 Перечня

Налоговые декларации ИП по 2002 г. включительно

75 лет

Ст. 310 Перечня

Документы, необходимые для исчисления и уплаты некоторых налогов (например, когда подавалось заявление о заключении соглашения о ценообразовании по внешнеторговой сделке, если хотя бы одна из сторон - резидент иностранного государства, с которым заключен договор об избежании двойного налогообложения;

по продаже движимого имущества;

о недостачах, присвоениях, растратах.

10 лет

Ст. 105.17 НК,

ст. 89, 287 Перечня

Документы по налоговым льготам для участников региональных инвестиционных проектов, по соответствию им;

необходимые для исчисления и уплаты некоторых налогов, - если подавалось заявление о заключении соглашения о ценообразовании;

по расчетам с персоналом по оплате труда (при наличии лицевых счетов);

карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат, вознаграждений и начисленных с них страховых взносов (при наличии лицевых счетов или ведомостей начисления зарплаты);

о реструктуризации налоговой задолженности и задолженности по страховым взносам и т.п.

6 лет

Ст. 89.2, 105.17 НК

ст. 295, 309, 315 Перечня

Отчеты независимых оценщиков об оценочной стоимости имущества;

журналы учета основных средств и обязательств.

До ликвидации организации

ст. 324, 329 Перечня

Кроме того, для ряда документов предусмотрены специальные сроки, определенные периодом. Например, документы, подтверждающие расходы на обучение хранятся в течение всего срока действия договора на обучение плюс год работы физлица, обучение которого было оплачено, но не менее четырех лет (). Документы, подтверждающие размер перенесенного убытка, хранят в течение всего срока его учета (, , ) и т. п.

Сроки хранения отчетов в ПФР и ФСС

Годовые и квартальные расчеты по страховым взносам хранятся (ст. 308 Перечня) не менее 75 лет (если созданы до 2003) и не менее 50 лет (если созданы после 2003).

Карточки индивидуального учета начисленных выплат и страховых взносов хранятся 6 лет (при отсутствии лицевых счетов или ведомостей начисления зарплаты — 50 или 75 лет, зависит от года, см. выше).

Сведения, представляемые в ПФР для индивидуального (персонифицированного) учета, хранятся пять лет (ст. 624 Перечня).

Срок хранения статотчетности

Сводные годовые, годовые и с большей периодичностью отчеты хранятся постоянно, полугодовые и квартальные — пять лет (при отсутствии годовых — постоянно), месячные — год (при отсутствии годовых, полугодовых и квартальных — постоянно).

Сводные годовые, годовые и с большей периодичностью отчеты, а также полугодовые по вспомогательным направлениям и видам деятельности хранятся пять лет, квартальные — три года, месячные и единовременные — год.

Свидетельства об итогах деятельности хранятся постоянно, индивидуальные отчеты работников, вспомогательные книги по оперативному, статистическому учету и отчетности — год.

Подписывайтесь на канал «Бумажный мир Делис Архив»

Актуальные новости, законодательство, инструкции и инструменты. Без спама, рекламы или ложной информации.

Как хранить документы отчетности?

Согласно ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» (утв. приказ Минфина от 16.04.2021 № 62н), необходимо хранить подлинники документов, составленных на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, причем именно в том виде, в котором они составлены.

Оцифровка «бумажных» документов бухучета для последующего хранения не допускается. Доступ к таким документам регламентируется локальным актом налогоплательщика, и допускается лишь при условии информирования главбуха или иного лица, ответственного за ведение бухучета. При утрате (гибели, пропажи), а также порче необходимо сделать все для восстановления документации.

Начиная с 1 января 2024 документы бухучета, а также данные, содержащиеся в них, могут храниться лишь на территории России, равно как и базы указанных данных (исключение составляют случаи, когда организация ведет деятельность за пределами РФ, и законодательство той страны требует хранить документы учета на своей территории).

Хранение документов бухгалтерской отчетности в строгом соответствии с нормативами, подготовка к хранению, проверка комплектности, оперативный вывоз на бережное хранение, подбор и доставка документов при налоговых проверках точно в срок — это и многое другое гарантирует Делис Архив.

За какой срок могут быть запрошены документы?

Следует помнить, что за непредставление по требованию налоговой утерянных или досрочно уничтоженных документов налагаются штрафы, размер которых зависит от того, для какой проверки документы были запрошены:

  • 5 000 руб. — вне рамок проверки;
  • 20 000 руб. — за повторное непредставление в течение календарного года ();
  • 200 руб. за каждый непредставленный документ — в рамках камеральной или выездной проверки ().

Многие ошибочно полагают, что контролеры — в особенности налоговые органы, — могут запросить документы лишь за последние три года (глубина налоговой проверки). Не совсем так. Если и вне рамок налоговых проверок у них возникает обоснованная необходимость получения документации по какой-то сделке, то должностное лицо налогового органа вправе истребовать их как у участников этой сделки, так и у иных лиц, располагающих такими документами ().

Причем периоды, за которые документы могут быть истребованы, ограничиваются сроками хранения указанных документов, установленных НК и иными законами. Так что ИФНС вправе запросить документы и пределами трех календарных лет, предшествующих году истребования, и, если сроки хранения не истекли, то придется документы представить. Если документы уже утилизированы, то необходимо это документально подтвердить.

Как правило, уничтожение документов с истекшим сроком хранения предполагает создание приказом руководителя экспертной комиссии, в задачу которой входит отбор бумаг на уничтожение и составление протокола с указанием повестки и вынесенного решения, за подписью всех участников комиссии.

Далее составляется акт на уничтожение с перечисление документов, далее они уничтожаются самостоятельно (сжигаются, измельчаются на шредере) или передаются для уничтожения специальной организации. По итогам составляется второй акт, фиксирующий фактическое уничтожение.

Уничтожение любой документации с соблюдением конфиденциальности и составлением всех необходимых подтверждающих документов. Воспользуйтесь акцией «СУББОТНИК В ОФИСЕ» от Делис Архив для новых клиентов!

Начать дискуссию

Бизнес в новых регионах за 2024 год платит транспортный налог и налог на имущество, а земельный налог не платит

Имущественные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и региональными и местными законами. В новых регионах эти налоги могут быть введены с 01.01.2024.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Мемы от великих художников. Пятничный пост для поднятия настроения

Продолжаем собирать мемы от великих художников. Ловите подборку картин, которые отлично подходят для бухгалтерских и не только мемов.

Мемы от великих художников. Пятничный пост для поднятия настроения
2
39

Смена профессии: как бухгалтеру перебороть страх перемен

Бухгалтер — одна из популярных и востребованных профессий, но одновременно с этим одна из самых ответственных и напряженных. Выгорания случаются у бухгалтеров достаточно часто, и в эти минуты приходят мысли о смене профессии. Как быть, если сердце требует перемен, а разум переживает за благосостояние?

Смена профессии: как бухгалтеру перебороть страх перемен
1
644
Лучшие спикеры, новый каждый день

День отдыха за работу в выходной оплате не подлежит, но оплатить его надо

Если сотрудник в прошлом месяце работал в выходной день, а в текущем взял отгул, то ему надо оплатить полный оклад, хотя работать он будет на 1 день меньше.

50

У иностранных инвесторов будет упрощенный порядок оформления виз в РФ

За инвестиции в российскую экономику от 50 млн рублей иностранные предприниматели смогут получать многократные деловые визы в РФ.

О праве на вычет НДС, уплаченного в качестве налогового агента, в случае расторжения договора

Вправе ли организация принять к вычету НДС, исчисленный с суммы уплаченного аванса, в 1 квартале 2024 года, поскольку с момента расторжения договора не прошло года? Рассказывает Коллегия налоговых консультантов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Переходный период закончился: как платить налоги в 2024 году

В 2023 году система расчетов с бюджетом претерпела существенные изменения. Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ внес поправки в НК. Появилось понятие Единого налогового счета (ЕНС). Каждому налогоплательщику, будь то физлицо, ИП или компания, открыт единый налоговый счет, на котором учитываются все расчеты с бюджетом, касающиеся уплаты налогов и взносов.

Переходный период закончился: как платить налоги в 2024 году

Тест: понимаете ли вы бухгалтерские термины. Выпуск 2

Проверьте свои знания в области бухгалтерской терминологии. Сегодня тест посвящен активам и пассивам.

Тест: понимаете ли вы бухгалтерские термины. Выпуск 2
1
49

👀 «Клерк» на YouTube смотрят уже больше 5000 человек!

На нашем ютуб-канале вы найдете крутые налоговые и бухгалтерские новости. Подкасты про финансы и инвестиции, а также вебинары для бухгалтеров и кадровиков.

24

Аргументы для повышения стоимости бухгалтерского обслуживания

Продолжаем серию статей про то, как организовать работу по повышению стоимости бухгалтерских услуг. В рамках предыдущей статьи мы рассмотрели вопросы о том, как подготовиться к повышению цен, а также насколько сильно допустимо поднимать стоимость обслуживания клиентам. Теперь нам предстоит поговорить о том, какие аргументы использовать для согласования повышения стоимости, а также рассмотреть важные аспекты психологии принятия решений клиентом.

Аргументы для повышения стоимости бухгалтерского обслуживания

Минфин засекретил часть расходов федерального бюджета

За 2023 год расходы федерального бюджета составили 32,35 трлн рублей, на доходы пришлось 29,12 трлн. Дефицит бюджета составил почти 3,23 трлн рублей.

Банкротство иностранцев в России. Трансграничное банкротство в каждый дом!

До 2022 года большинство сделок в России структурировалось с участием иностранных компаний на Кипре, на БВО. Не в последнюю очередь это делалось для налоговой оптимизации и сокрытия источника происхождения денег. Если проект не взлетит, кредиторы могут направлять письма на деревню дедушке в Лимасоле.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Могу ли я снизить зарплату сотрудника за его опоздания?

Нет, производить удержания из зарплаты в таких случаях нельзя. Перечень случаев удержаний, которые может производить работодатель без согласия сотрудника из заработной платы, закрытый и расширительному толкованию не подлежит.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Налог по ПСН в 2024 году можно уменьшить на взносы 1% за 2024 год

Порядок уменьшения налога на взносы ИП 1%, который ФНС разъяснила своими письмами, действует не только для УСН, но и для ПСН.

78

Коротко о том, какие бывают формы финансирования?

В России существуют различные формы финансирования бизнеса со своими особенностями и условиями. Выбор зависит от целей компании, её размера, стадии развития и рыночной ситуации. Существует несколько источников получения средств.

Коротко о том, какие бывают формы финансирования?

Зачем бенефициара объявляют в международный розыск? Мнение налогового адвоката

При расследовании налоговых преступлений в 2023-2024 годах отчетливо обозначился новый тренд на привлечение бенефициара к уголовной ответственности с последующим объявлением в федеральный и международный розыск.

С 2026 года самозанятые смогут получать больничные пособия

Самозанятым позволят добровольно отчислять средства в Соцфонд, из которых сформируется база для выплаты больничных пособий.

78

Так ли страшен налоговый мониторинг? Теперь читатели «Клерка» узнают больше об этом виде контроля

На «Клерке» есть полезный блог компании ДРТ, которая знает все о налоговом мониторинге. Читатели могут в любой момент уточнить важную информацию в комментариях.

❗ Авансы по всем имущественным налогам за весь год можно включить в одно уведомление

До 25 апреля надо сдать уведомление по ЕНП на имущественные налоги за 1 квартал с кодом периода 34/01. Туда же можно включить эти налоги с кодами 34/02, 34/03 и 34/04.

Интересные материалы

Бухгалтеры, на какой стороне кровати вы спите? И что это о вас говорит?

Положение тела во время сна может дать представление о вашей личности, предпочтениях и даже состоянии здоровья. Если вы хотите улучшить качество своего сна, подумайте о том, чтобы немного изменить положение тела во время сна и посмотреть, поможет ли это.