Интервью

Реформа должна обрести качественное направление

Интервью с Татьяной Саакян, заместителем директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Интервью с Татьяной Саакян, заместителем  директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России.

Согласно Федеральному закону № 83-ФЗ в 2012 г. заканчивается переходный период, установлен­ный для завершения всех подготовительных ме­роприятий по реформированию бюджетной сферы. Совместно с экспертом попытаемся оценить работу, которая была проведена в рамках совершенствования право­вого положения государственных (муниципальных) учреждений. Можно ли утверждать, что реформа состоялась, и не планиру­ются ли очередные глобальные перемены в бюджетной сфере.

- В процессе реализации Феде­рального закона № 83-ФЗ на местах «всплыло» немало правовых недо­работок. Какие меры приняты по их устранению?

- Проблем, действительно, было много, что неудивительно при таком масштабе участников реализации но­вых норм. Кроме того, очень многое зависит от деятельности конкретных людей, организующих их внедрение. Да, закон установил единые для всех правила, но как они будут работать в повседневной деятельности, зависит от создания простых и ясных механиз­мов через утверждение четких ре­гламентов, соблюдение которых создаст реальные условия для предоставле­ния населению качественных услуг. Фронт работы сейчас переместился именно на этот уровень.

Поэтому так важно, что некоторые федеральные органы государствен­ной власти и субъекты РФ в прошлом году взяли на себя миссию написать подзаконные акты и воплотить их в жизнь. Полученный при этом опыт дорогого стоит. Мы смогли выявить пробелы и противоречия в законода­тельстве и устранить их еще в 2011 г. В первую очередь, речь идет о Законе № 239-ФЗ.

Так, были изменены нормы, касаю­щиеся налога на добавленную стои­мость. Статью 146 Налогового кодекса дополнили операциями, доходы от которых не признаются объектом на­логообложения НДС. К ним, в частно­сти, были отнесены работы и услуги, выполняемые как казенными, так и бюджетными и автономными учреж­дениями в рамках государственного (муниципального) задания, источни­ком финансового обеспечения которо­го является субсидия из соответствую­щего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Прекрасная норма, но, с учетом срока вступления в силу (с 1 января 2012 г.), на бюджетные учреждения, перешедшие на субсидию еще в 2011 г., такая льгота не распространя­лась.

В этой связи Министерством фи­нансов была срочно подготовлена по­правка в ст. 6 Закона № 239-ФЗ, которая распространяет вышеуказанную норму:

  • в части казенных учреждений - на правоотношения, возникшие с 1 ян­варя 2012 г.;
  • в части бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых принято решение о предоставле­нии им субсидии из соответствую­щего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответ­ствии с абзацем первым ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса, - на правоот­ношения, возникшие с даты предо­ставления им указанной субсидии, но не ранее 1 января 2011 г. Закон № 239-ФЗ позволил решить и другие вопросы, в т. ч.:

   исключение обязательности указа­ния в наименовании учреждения его типа (п. 1 ст. 4 Закона № 174-ФЗ);

  • дополнение возможностью пользоваться лицензией, иными разрешительными документами при изменении типа учреждения (п. 4 ст. 17.1 Закона № 174-ФЗ);
  • создание возможности направлять остатки субсидии на выполнение государственного задания, неиспользованные в отчетном году, для достижения целей, ради которых созданы автономные учреждения и бюджетные учреждения, а не на те же цели (т. е. на государственное задание) (п. 3.15 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Отмечу изменения, касающиеся лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений. Важная поправка2 внесена в ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ, дополнившая ее новой ч. 12.1. Согласно прежней редакции в случае отсутствия учреждений Центрального банка на территории муниципального образования счета для учета операций со средствами, поступающими муниципальным бюджетным учреждениям, открывались территориальным органам Федерального казначейства,

что автоматически влекло открытие и лицевых счетов бюджетных учреждений таких муниципальных образований в ОФК, а не в финансовых органах.

Теперь при заключении органом Федерального казначейства с администрацией муниципального образования соглашения лицевые счета могут быть открыты в соответствующем финансовом органе в установленном им порядке.

Уточнены положения постановле­ния Правительства РФ № 671, устано­вившие:

  • что при внесении изменений в го­сударственное (муниципальное) за­дание составляется новое задание;
  • возможность использования нор­мативных методов планирования при выполнении работ;
  • право при формировании задания устанавливать возможные откло­нения от плановых показателей, в пределах которых оно считается выполненным.

Теперь поговорим о перечне услуг В настоящее время Бюджетный ко­декс РФ не требует обязательности применения субъектами РФ и муни­ципальными образованиями такого инструмента выполнения государ­ственного (муниципального) задания, как перечень государственных и му­ниципальных услуг (работ). Такое тре­бование установлено только на феде­ральном уровне (постановление Правительства РФ № 671), хотя созда­ние базовых и отраслевых перечней услуг является первым шагом на пути публичности и прозрачности их ока­зания. Эти услуги предоставляются населению на бесплатной основе и га­рантируются законодательством.

Опыт показал, что сформировать эти перечни четко и однозначно с универсальной степенью детализа­ции для одноименных услуг, а главное, с определением ожидаемого резуль­тата, который может быть применим для реализации политики в соответ­ствующей сфере, непросто. Однако развивать этот инструмент необходи­мо каждому публично-правовому об­разованию.

В целях установления единых под­ходов к формированию перечней госу­дарственных и муниципальных услуг, показателей их объема и качества, унифицированной формы, необходимой для размещения перечней на едином сайте в сети Интернет, подготовлена поправка в ст. 692 Бюджетного кодек­са РФ, устанавливающая, что государ­ственное (муниципальное) задание формируется на основе ведомствен­ного перечня государственных (муни­ципальных) услуг (работ), утвержден­ного органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления, осущест­вляющим функции и полномочия учре­дителя бюджетного или автономного учреждения, либо главным распоряди­телем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреж­дение. То есть перечень услуг стано­вится обязательным инструментом для формирования задания.

Вводится еще более важная нор­ма - ведомственный перечень должен формироваться на основании базово­го (отраслевого) перечня, утвержден­ного федеральным органом испол­нительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфе­ре деятельности.

Таким образом, федеральное мини­стерство должно сформировать базо­вый перечень услуг, на основании ко­торого органы государственной власти и местного самоуправления будут утверждать ведомственные перечни, они, в свою очередь, послужат осно­вой для установления государствен­ного или муниципального задания для учреждения.

- На какие еще документы учреж­дениям стоит обратить внима­ние?

- Несомненный интерес представ­ляет письмо Минфина России от 26.12.2011 № 02-11-00/5959 о порядке оплаты получателями бюджетных средств и бюджетными учреждения­ми обязательств по контрактам при неисполнении или ненадлежащем ис­полнении исполнителем своих обяза­тельств.

Положениями ч. 10 и 11 ст. 9 Закона № 94-ФЗ введены такие способы обе­спечения исполнения обязательств, как неустойка (штраф, пени) за каж­дый день просрочки исполнения обя­зательства, предусмотренного кон­трактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока. Размер такой неустойки (штра­фа, пеней) составляет не менее одной трехсотой действующей на день упла­ты ставки рефинансирования Цен­трального банка.

В случае неисполнения или ненад­лежащего исполнения контракта, за­ключенного по итогам размещения заказа, может быть предусмотрена уплата неустойки (штрафа, пеней) в объеме, установленном контрактом, но не ниже размера, предусмотрен­ного Законом № 94-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ государственные (муници­пальные) контракты заключаются го­сударственными (муниципальными) за­казчиками для нужд Российской Федерации, субъектов РФ, муници­пальных образований. Бюджетные учреждения заключают гражданско-правовые договоры для собственных нужд.

Принимая во внимание положения ст. 125, 126 Гражданского кодекса РФ в случае неисполнения или ненадлежа­щего исполнения исполнителем обяза­тельств, возникающих из государствен­ных (муниципальных) контрактов, кредитором в таких обязательствах является Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образо­вания. Кредитором в обязательствах, возникающих из гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, заключенных по итогам размещения заказа, являются бюджетные учреж­дения.

Бюджетное учреждение при оплате контракта вправе руководствоваться положениями ст. 308 Гражданского кодекса РФ, предусматривающими воз­можность прекратить обязательство зачетом встречного однородного тре­бования, срок которого наступил.

В отношении уплаты неустойки кредитору - публично-правовому об­разованию необходимо иметь ввиду, что согласно положениям ст. 41 Бюд­жетного кодекса РФ средства от при­менения мер гражданско-правовой ответственности относятся к ненало­говым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При этом платежи, являющиеся ис­точниками формирования доходов, согласно нормам ст. 40 Бюджетного кодекса РФ зачисляются на счета ОФК для их распределения этими органа­ми в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюд­жетной системы Российской Федера­ции.

Учитывая вышеуказанные нормы, по мнению Минфина России, в целях оплаты денежного обязательства го­сударственного (муниципального) за­казчика - получателя бюджетных средств в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполни­телем своих обязательств, условиями контракта на основании ст. 313 Граж­данского кодекса РФ может быть предусмотрено, что исполнение обязательства исполнителя по перечис­лению неустойки (штрафа, пеней) в доход бюджетов бюджетной системы Российской Федерации возложено на государственного (муниципального) заказчика.

Начисление по исполнению денеж­ного обязательства по контракту про­изводится на основании акта о прием­ке товаров, работ, услуг, содержащего сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов).

Оплата контракта может быть осу­ществлена путем выплаты исполните­лю суммы, уменьшенной на сумму не­устойки (пеней, штрафов) при условии перечисления в установлен­ном порядке неустойки (штрафа, пе­ней) в доход соответствующего бюдже­та бюджетной системы Российской Федерации на основании платежного документа, оформленного получате­лем бюджетных средств, с указанием исполнителя, за которого осущест­вляется перечисление неустойки (пе­ней, штрафов).

В соответствии с пп. 2 и 3 ст. 1601 Бюджетного кодекса РФ учет начис­ления и поступления в доход бюдже­та суммы неустойки (пеней, штрафов) по контракту на основании вышеука­занных актов приемки осуществляют подведомственные главному админи­стратору доходов администраторы доходов.

- Можно ли сказать, что в ре­зультате реформы повысилось ка­чество государственных (муници­пальных) услуг и эффективность деятельности бюджетных (авто­номных) учреждений?

- Как уже отмечалось, говорить о результатах пока рано, но с уверенно­стью можно сказать, что ответствен­ность учреждений в отношении каче­ства услуг (работ) выросла. Ведь по старой системе контроль осущест­влялся в основном за расходованием средств. А сейчас, в рамках госзада­ний, оценивается своевременность и качество оказания услуг, их соответ­ствие стандартам и другим установ­ленным требованиям.

При таком подходе санкциониро­вание расходов, источником которых является субсидия на выполнение госзадания, стало намного либераль­нее. Можно сказать, что оно стало нести организационный характер (платежка должна соответствовать установленным форматам и быть подписана уполномоченными на это лицами, средств на лицевом счете должно быть достаточно для плате­жа, код классификации (три знака!) должен соответствовать тексту на­значения платежа, не требуется представления договоров, счетов, накладных и других подтверждаю­щих документов). Таким образом, фи­нансовая самостоятельность учреж­дения расширилась.

Расходы учреждения зависят от плана финансово-хозяйственной дея­тельности, от того, насколько грамот­но он составлен. Теперь это главный финансовый документ бюджетного и автономного учреждения.

Много вопросов связано с контро­лем органа, осуществляющего функ­ции и полномочия учредителя учреж­дения. Ответственность учредителя увеличилась по сравнению с той, что была ранее. Установить задание недо­статочно. Нужно продумать, насколь­ко эффективно будет оказана та или иная услуга?

Серьезно изменилась ответствен­ность учредителя по распоряжению имуществом. Учреждение не вправе отчуждать либо иным способом рас­поряжаться имуществом без согласия собственника, за исключением:

  • недвижимого имущества, приобре­тенного за счет доходов от платной деятельности, а также движимого имущества, не отнесенного к особо ценному, у автономного учреждения;
  • движимого имущества, не отнесен­ного к особо ценному, у бюджетно­го учреждения.

При согласовании сделок, напри­мер, по реализации имущества, на учредителе лежит серьезнейшая от­ветственность, поэтому данный во­прос, скорее всего, потребует допол­нительного регулирования.

- Что еще нового готовит для учреждений Минфин России? Не за­тевается ли очередная реформа?

- Нельзя затевать новое, не реали­зовав ранее начатое. Реформа еще не закончена, она только подготовлена. Думается, что 2012 г. будет очень сложным: в России огромная армия государственных и муниципальных учреждений, в них работает большое количество людей, поэтому реализа­ция одних и тех же норм будет окра­шена разной спецификой возможных ситуаций, которые необходимо будет решить и урегулировать. Так что впе­реди у нас много работы.

Начать дискуссию

Косметические лосьоны, тоники, душистые воды предложили маркировать

Законодатели предложили ввести обязательную маркировку спиртосодержащей непищевой продукции, если доля спирта в ней превышает 10%.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Евгений Коваленко, основатель Verol: цель — достичь оборота в 1 миллиард рублей в 2024 году, вдохновляясь примером Дональда Трампа

Сняли второй эпизод проекта «ТоТ еще разговор»

Евгений Коваленко, основатель Verol: цель — достичь оборота в 1 миллиард рублей в 2024 году, вдохновляясь примером Дональда Трампа
8
НК РФ

Донастройка налоговой системы должна сделать ее более справедливой и к гражданам, и к бизнесу, и к регионам

Заместитель председателя Совета Федерации Николай Журавлев заявил, что донастройка налоговой системы должна учитывать задачи развития регионов РФ.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Утвердили рекомендации, посвященные вопросам совершенствования налогового законодательства

Повышение НДФЛ, налога на прибыль, обложение УСН с оборотом более 60 млн.руб. в год НДС и другие изменения в НК РФ. Обзор для бухгалтера.

У стран СНГ будет свой Налоговый кодекс

Страны СНГ накопили уникальный опыт в сфере разработки национальных налоговых кодексов, заявили в Совете Федерации.

Экономика России

700 км федеральных трасс реконструируют и построят в этом году

Почти 700 км федеральных трасс реконструируют и построят по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в 2024 году.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Майский микро-аванс, шестичасовая рабочая пятница для женщин, споры вокруг НДФЛ и День кадровика: дайджест самого интересного 📢«Ночной бухгалтер» № 1689

Собрали самое интересное за сегодняшний день: праздник у работников кадровой службы, повышение ставок НДФЛ, сокращенная пятница женщинам и жалобы сотрудников на скромный майский аванс. Вас также ждут тесты, мозгонапрягатель, мемы на мотивы картин великих художников и разные полезности для бухгалтера.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Кредитование

Банкам и МФО запретили выдавать кредиты клиентам с долговой нагрузкой выше 80%

Центробанк установил новые ограничения для кредитования заемщиков с высокой долговой нагрузкой.

☀️😎 Лето ближе ― цены ниже! До понедельника еще ниже суперцены на топовые курсы «Клерка»

Чтобы выходные не прошли зря, мы снизили цены на курсы по учету на маркетплейсах, зарплате, кадрам и бухгалтерии с нуля. Успейте купить за 3 690 рублей, утром в понедельник они подорожают!

🌴До понедельника снизили цены на курсы по маркетплейсам, зарплате, кадрам и бухгалтерии с нуля!

Чтобы выходные не прошли зря, мы снизили цены на курсы по учету на маркетплейсах, зарплате, кадрам и бухгалтерии с нуля. Успейте купить за 3 690 рублей, утром в понедельник они подорожают!

🌴До понедельника снизили цены на курсы по маркетплейсам, зарплате, кадрам и бухгалтерии с нуля!
2
Инвестиции

Инвесторы подали больше миллиона заявок на разблокировку активов

Инвестиционная палата разделит полученные иностранные ценные бумаги на лоты и предложит их зарубежным инвесторам.

Бесплатно с

Отчет о зарубежных счетах в 2024 году: о чем сообщать, кому и когда

Налоговые и валютные резиденты России, имеющие счета за рубежом, обязаны отчитываться перед налоговиками. Рассказываем, как это делается правильно и что будет, если ошибиться. 

Отчет о зарубежных счетах в 2024 году: о чем сообщать, кому и когда
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Проверки

Для частных вузов, школ и детсадов отменили плановые проверки: что вместо них

Правительство отменило проверки в учебных заведениях, чья деятельность является высокорисковой, в пользу их замены профилактическими мероприятиями.

Интернет и IT

VK объявила, что свернет работу ICQ с 26 июня 2024 года

Компания сосредоточится на развитии «VK Мессенджера» и коммуникационной платформы для бизнеса VK Workspace

Поправки в Налоговый кодекс внесут в весеннюю сессию

У Минфина осталась неделя, чтобы внести поправки в НК. Такие сроки определены по той причине, что изменения будут требовать поступления ресурсов в течение года.

Товарный знак

НСПК регистрирует товарный знак Papayya

НСПК регистрирует товарный знак Papayya «для существующего технологичного продукта», пишет Rusbase. Какого — не уточняется.

Таможенное право

Главное — порядок и форма: как подать жалобу в таможенные органы

Уральское таможенное управление напоминает порядок обжалования в вышестоящие таможенные органы, минуя суды.

Главное — порядок и форма: как подать жалобу в таможенные органы
Банки

Важные тезисы из обзора финансовой стабильности ЦБ за четвертый квартал 2023 и первый квартал 2024

«Ситуация в российском финансовом секторе сейчас стабильна, но важно накапливать буферы капитала на случай стресса и принимать меры, способствующие снижению уязвимости», — ЦБ.

ЭДО

Как санкции влияют на МЧД: четыре способа получить преимущества от нововведения

Электронный вариант бумажной доверенности, подписанный квалифицированной электронной подписью руководителя, прочно входит в обиход с 1 сентября 2024 года. Однако не все компании смогут воспользоваться новшеством в полной мере.

Как санкции влияют на МЧД: четыре способа получить преимущества от нововведения

Интересные материалы

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: искусственный интеллект будет следить за мусорками, 40% россиян не знают условий льготной ипотеки, а Nissan выпустит духи с ароматом шин

Подготовили обзор главных событий дня — 24 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.