УСН

Особенности учета расходов на рекламу в рамках УСН

Расходы на рекламу разрешены к учету при УСН по правилам, которые установлены «прибыльной» главой Налогового кодекса. То есть некоторые виды рекламных затрат «упрощенцы» (наравне с плательщиками налога на прибыль) обязаны признавать в составе расходов при налогообложении в пределах норматива – в рассматриваемом случае в пределах 1 % выручки от реализации.
Особенности учета расходов на рекламу в рамках УСН

Расходы на рекламу разрешены к учету при УСН по правилам, которые установлены «прибыльной» главой Налогового кодекса. То есть некоторые виды рекламных затрат «упрощенцы» (наравне с плательщиками налога на прибыль) обязаны признавать в составе расходов при налогообложении в пределах норматива — в рассматриваемом случае в пределах 1 % выручки от реализации.

Какие именно затраты необходимо нормировать и как — поясним в данном материале.

В 2024 году УСН пользуются много организаций. Это выгодный, удобный спецрежим, но и трудный, с постоянными изменениями законодательства. Бухгалтеры путаются в упрощенке, поэтому мы создали курс «Главбух на УСН: от учета и отчетности до 1С».

Эксперты по бухгалтерскому и налоговому учету научат всему, что нужно знать при работе с УСН.  В курсе 13 тестов, письменные домашние задания, более 20 чек-листов и гайдов по изменениям 2024 года, которые помогут отработать все навыки на практике. Сейчас на обучение скидка 74%.  

Начать учиться за 3690 руб.

Понятие «реклама»

Вначале определимся с терминами и понятиями.

Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная не­определенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона № 38‑ФЗ).

Обратите внимание

Как отмечено вПостановлении АС УО от 18.03.2020 № Ф09-1053/20 по делу № А47-14439/2018, понятие «неопределенный круг лиц» подразумевает под собой круг лиц, которых невозможно индивидуализировать (определить) заранее. Поэтому, исходя из понятия «реклама» для целей налогообложения, затраты на распространение рекламных материалов можно учесть в расходах на рекламу только при условии, что данные материалы предназначены для неопределенного круга лиц.

Правила налогового учета

«Упрощенцы» вправе учесть в расходах затраты на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания (пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Рекламные расходы признаются в расходах в порядке, предусмотренном ст. 264 НК РФ (см. также Письмо Минфина России от 17.12.2019 № 03‑11‑11/98698).

Как упоминалось ранее, особенностью признания рекламных расходов при применении УСН является нормирование некоторых из них. Иными словами, часть рекламных расходов принимается к налоговому учету в полном объеме, а остальные — в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации (п. 4 ст. 264, пп. 20 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Какие расходы нормируются, а какие — нет?

В пункте 4 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу поделены на два вида — на нормируемые и не являющиеся таковыми.

Для удобства восприятия содержание данного пункта представлено в таблице.

Рекламные расходы (п. 4 ст. 264 НК РФ)

Ненормируемые расходы (абз. 2 — 4)

Нормируемые расходы (абз. 5)

На рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), Интернет, при кино- и видеообслуживании

На приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний

На световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов

На иные виды рекламы, которые не приведены в перечне ненормируемых расходов

На участие в выставках (ярмарках, экспозициях), оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр (каталогов), содержащих информацию о реализуемых товарах (работах, услугах), товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании

Обратите внимание

Перечень ненормируемых для целей налогообложения рекламных расходов является закрытым (см. Постановление АС ПО от 09.03.2016 № Ф06-6351/2016 по делу № А06-3246/2015). Перечень нормируемых рекламных расходов, напротив, открыт.

Минфин в Письме от 24.01.2018 № 03‑11‑11/3772 подчеркнул: расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 — 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Финансисты считают, что к нормируемым расходам на рекламу следует отнести, например, затраты:

  • на оплату услуг по размещению в каталогах торговых сетей информации о реализованных компанией товарах (работах, услугах);

  • на рассылку СМС-сообщений рекламного характера;

  • на размещение рекламных щитов в метро.

К сведению

Ввиду того что расходы на проведение рекламных праздников, акций, программ лояльности прямо не поименованы в п. 4 ст. 264 НК РФ и не указаны в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе учитывать названные расходы в целях налогообложения.

Между тем в Постановлении ФАС МО от 24.09.2009 № КА-А40/9145‑09 по делу № А40-62621/08‑4‑304 сказано, что проведение культурно-массовых мероприятий, в частности с целью увеличения лояльности клиентов, является рекламной акцией. Помимо этого, судьи указали, что налоговое законодательство не ставит возможность признания расходов в зависимость от вида рекламы или способов рекламирования. В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ допускается включение в затраты стоимости иных видов рекламы, не указанных в абз. 2 — 4 п. 4 ст. 264.

Порядок признания нормируемых расходов на рекламу

Ненормируемые расходы полностью учитываются при расчете «упрощенного» налога.

Нормируемые учитываются в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, исчисляемой согласно ст. 249 НК РФ. Норматив расходов на рекламу считается по выручке нарастающим итогом с начала года.

Пример 1

Компания на УСН («доходы минус расходы») в I квартале 2020 года уплатила за размещение на общественном транспорте рекламы 50 000 руб. Выручка от реализации компании за этот период составила 2 211 749 руб.

Предельная величина рекламных расходов в I квартале равна 22 117,49 руб. (2 211 749 руб. х 1 %).

Следовательно, компания может включить в состав фактически произведенных расходов по итогам I квартала нормируемые рекламные расходы на сумму 22 117,49 руб.

При УСН все доходы согласно ст. 346.17 НК РФ учитываются кассовым методом, и для целей нормирования рекламных расходов это положение сохраняется. То есть выручка должна рассчитываться с учетом поступивших авансовых платежей.

Если нормируемые расходы на рекламу превысили 1 % выручки в одном отчетном периоде, то сверхнормативные расходы можно учесть в следующем отчетном периоде, и так до конца года. Ведь при УСН доходы и расходы рассчитываются нарастающим итогом (п. 5 ст. 346.18 НК РФ). Однако перенести на следующий год расходы, которые превысили этот лимит по итогам года, нельзя.

Пример 2

Воспользуемся данными из предыдущего примера.

В июне 2020 года компания провела рекламную акцию с подарками для ее участников. На покупку подарков было потрачено 27 000 руб. А в сентябре были напечатаны рекламные проспекты. Сумма расходов по ним составила 32 500 руб.

Предельная величина рекламных расходов в I квартале равна 22 117,49 руб. (2 211 749 руб. х 1 %).

Следовательно, компания может включить в состав фактически произведенных расходов по итогам I квартала нормируемые рекламные расходы на сумму 22 117,49 руб.

Период

Выручка, руб.

Расходы на рекламу, руб.

Норматив по рекламе нарастающим итогом, руб.

Признано расходов на рекламу в конце квартала, руб.

За период

Нарастающим итогом

Нормируемых

Ненормируемых

I квартал

2 211 749

2 211 749

50 000

22 117,49

22 117,49

II квартал

2 253 526

4 465 275

27 000

44 652,75

22 535,26

III квартал

3 032 634

7 497 909

32 500

74 979,09

30 326,34

32 500

IV квартал

2 891 416

10 389 325

103 893,25

2 020,91

Итого

10 389 325

109 500

103 893,25

77 000

32 500

Таким образом, компания вправе учесть в налоговой базе все понесенные расходы на рекламу.

Реклама в интернете

ФАС в Письме от 25.09.2019 № АК/83509/19 указала на отсутствие каких‑либо особых требований к рекламе, размещенной в интернете.

Поэтому расходы, связанные с размещением в интернете информации рекламного характера о самом налогоплательщике либо о выпускаемой им продукции (об оказываемых услугах, выполняемых работах), в налоговом учете при УСН можно учесть в качестве рекламных без нормирования. Это следует из совокупности норм п. 4 ст. 264 и пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Обратите внимание

Затраты на оплату заказа по разработке и созданию веб-сайта, предназначенного для продвижения услуг на рынке и не принадлежащего на праве собственности налогоплательщику, а также на его содержание (оплата услуг домена и хостинга) могут учитываться в составе расходов на рекламу при определении налоговой базы по «упрощенному» налогу. Причем в полном объеме.

Вместе с тем при квалификации затрат, понесенных при размещении информации в интернете, необходимо руководствоваться нормами, установленными Законом № 38‑ФЗ.

Учитывая это, ФАС в Письме № АК/83509/19 выделила несколько видов интернет-информации, которые не могут быть признаны рекламой (см. таблицу).

Аспект

Конкретика

Информация в поисковой строке (п. 2.1 Письма № АК/83509/19)

Не относится к рекламе перечень гиперссылок на различные источники информации (сайты, форумы и пр.), поскольку выдача такого перечня является результатом обработки поискового запроса пользователя. При размещении подобных информационных сведений (результатов поискового запроса) такая задача, стоящая перед рекламой, как формирование и поддержание интереса к конкретному юридическому лицу и его товару, услуге, не выполняется, поскольку однородная информация, размещенная среди таких же, однородных сведений о различных товарах, не позволяет выделить какой‑либо отдельный товар и сформировать к нему интерес

Примечание. Если на странице вместе с результатами поиска появляется информация, направленная на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди иных товаров (например, всплывающий баннер, информация с пометкой «реклама», размещенная посредством системы размещения контекстной рекламы), такая информация является рекламой (см. также Письмо ФАС России от 28.08.2015 № АК/45828/15)

Сведения на сайтах объявлений (п. 2.2 Письма № АК/83509/19)

Не подпадает под понятие рекламы информация, размещенная в справочно-каталожных изданиях, содержащая одинаковый набор сведений об организациях или товарах (услугах), и сгруппированная по определенным рубрикам. Такая информация носит справочно-информационный характер, поскольку направлена на извещение потребителей информации о перечне существующих хозяйствующих субъектов или о перечне предлагаемых товаров, услуг, обозначение осуществляемого этими субъектами вида деятельности.

Такую информацию можно увидеть на сайтах объявлений. Сведения на этих сайтах предназначены для информирования посетителей о возможностях и условиях приобретения товаров или услуг, а не для поддержания интереса к конкретной компании и ее товару

Информация на сайте продавца (п. 2.3 Письма № АК/83509/19)

По мнению ФАС, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах), размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров (лица, оказывающего данные услуги). Эти сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающем услуги, и т. п. Следовательно, на такую информацию положения Закона № 38‑ФЗ не распространяются

Примечание. В исключительных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителей о деятельности организации или реализуемых товарах, сколько на выделение определенных товаров или самой организации среди однородных товаров, организаций (например, в виде всплывающего баннера), такая информация может быть признана рекламой

Реклама в мобильных приложениях (п. 5 Письма № АК/83509/19)

Если пользователь получает в мобильном приложении рекламу какого‑либо товара или услуги, загруженную через интернет, то к ней применяются те же требования, что и к рекламе в интернете.

ФАС считает, что на такую рекламу распространяются все ограничения, связанные с рекламой товаров, запрещенных к распространению в интернете. Например, запрет на рекламу алкоголя (пп. 8 п. 2 ст. 21 Закона № 38‑ФЗ)

Полагаем, критерии отнесения интернет-информации к рекламе, приведенные в Письме ФАС России № АК/83509/19, позволят «упрощенцам» в дальнейшем правильно квалифицировать затраты на размещение этой информации и отражать их в налоговом учете.

Комментарии

1
  • ana7179

    Добрый день, ип УСН (расходы-доходы)*15%, у нас реклама в интернете, т.е. на авито магазин и там представлены товары, также продвижение нашего сайта. Могу ли я полностью данные расходы по рекламе отнести к ненормированным, или это только нормированные 1%?

Экономика России

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Законопроекты

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Страховые взносы

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Менеджмент

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами
Уведомления о КИК

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Интересные материалы

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?