Основные средства

Ремонт основных средств: налоги, оформление, проводки

Основные средства составляют значительную долю активов компании. Чтобы обеспечить работоспособность таких объектов, приходится время от времени их ремонтировать. В этой статье мы рассмотрим порядок учета расходов на ремонт основных средств.
2,6 тыс. 641
Ремонт основных средств: налоги, оформление, проводки
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Расходы на ремонт основных средств

Под ремонтом понимают мероприятия по восстановлению работоспособности или сохранению в пригодном состоянии станков, оборудования, машин и другого имущества, учитываемого в качестве основных средств (ОС).

Важно, что при проведении ремонта технические характеристики объекта или его назначение не меняются (не достраиваются дополнительные этажи, не увеличивается производительность оборудования, не меняется назначение помещений).

В противном случае это будет не ремонт, а модернизация (реконструкция) ОС, бухгалтерский и налоговый учет которых отличается от учета операций, связанных с ремонтом.

Для проведения ремонтных работ компания может обратиться к сторонним исполнителям, заключив соответствующий договор, чаще всего подряда (подрядный способ). Либо выполнять его силами своих сотрудников (хозяйственный способ). Причем это могут быть как сотрудники, работающие с данным оборудованием, так и рабочие из ремонтного цеха организации.

Иногда ремонт проводится смешанным способом: часть работ выполняют привлеченные специалисты, а часть — работники организации.

В бухгалтерском и налоговом учете компания вправе учесть фактически понесенные на ремонт затраты, которые включают в себя:

  • при подрядом способе ремонта — стоимость работ исполнителя, материалов и запчастей, приобретенных как исполнителем, так и самостоятельно;

  • при хозяйственном способе — стоимость материалов, запчастей, заработную плату сотрудников, страховые взносы.

Порядок учета ремонтных работ в бухгалтерском и налоговом учете различен.

Для бухгалтерского учета важны вид ремонта (текущий или капитальный), вид деятельности, в котором используется ремонтируемый объект, а также уровень существенности для компании понесенных расходов.

В зависимости от этих факторов затраты могут капитализироваться (увеличивать бухгалтерскую стоимость объекта), учитываться в текущих расходах или включаться в себестоимость продукции.

В налоговом учете приведенные выше обстоятельства не имеют значения. Налоговое законодательство позволяет выбрать один из двух способов учета расходов.

Налогоплательщики могут учитывать расходы в периоде окончания работ в размере затрат, которые были фактически понесены (п. 1 ст. 260 НК), либо за счет ранее созданного в налоговом учете резерва (п. 3 ст. 260, п. 2 ст. 324 НК).

Компания самостоятельно выбирает способ списания расходов и фиксирует его в учетной политике.

В первом случае, если применяется метод начисления, затраты учитывают в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 2 п. 1 ст. 253, п. 1 ст. 260). Но бывают и исключения. Так, при ремонте ОС, периодически сдаваемых в аренду, затраты включают во внереализационные расходы (пп. 1 п. 1 ст. 265 НК).

Если в ходе ремонта получены пригодные для использования ценности (материалы, запчасти), то их рыночная стоимость включается в состав внереализационных доходов (п. 2 ст. 254 НК).

Часто компании затрудняются, нужно ли начислять НДС на ремонтные работы, выполненные собственными силами. По общему правилу такие работы НДС не облагаются, поскольку расходы учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль (пп. 2 п. 1 ст. 146 НК). Но если имели место строительно-монтажные работы для собственных нужд и затраты на их проведение капитализируются, то объект обложения НДС возникает (п. 3 п. 1 ст. 146 НК, письмо Минфина от 15.11.2017 № 03-07-11/75377).

Ремонт основных средств: документооборот

Для корректного отражения ремонтных работ в учете хозяйственные операции должны быть документально подтверждены (п. 1 ст. 9 закона о бухгалтерском учете, п. 1 ст. 252 НК).

Также для учета расходов по налогу на прибыль затраты должны быть обоснованными (п. 1 ст. 252 НК), то есть экономически оправданными. Поэтому проведению ремонта предшествует выявление потребности компании в ремонте тех или иных основных средств, а также необходимого объема работ.

Документом, подтверждающим потребность в ремонте, может быть дефектная ведомость (письмо Минфина от 04.12.2008 № 03-03-06/4/94) или акт осмотра основного средства.

Эти документы составляют в свободной форме, но для некоторых отраслей утверждены рекомендуемые формы, например, для лифтов (постановление Госгортехнадзора от 22.07.1994).

В дефектной ведомости нужно указать объект, выявленные неисправности, их причины (при необходимости), перечень необходимых работ и материалов. Составляет ведомость сотрудник, ответственный за эксплуатацию или ремонт ОС, либо специально созданная в организации комиссия.
Дефектную ведомость или иной аналогичный документ достаточно составить в одном экземпляре.

Если необходимость проведения ремонта обусловлена требованием закона или принятыми согласно договору обязательствами, то проблем с обоснованием расходов возникнуть не должно.

Плановый ремонт обычно проводится в соответствии с планами-графиками ремонта.

После того как выявлены объекты, требующие ремонта, а также определен объем работ, составляют приказ (распоряжение) руководителя о проведении ремонта. В нем директор указывает, чьими силами будут осуществляться ремонтные работы, их сроки, а также назначает ответственных лиц.

Документальное оформление ремонтных работы различается при проведении ремонта подрядным и хозяйственным способами.

При привлечении к ремонту сторонних подрядчиков с ним заключают договоры на выполнение ремонтных работ, составляют сметы, в которых фиксируют объем работ (могут быть приложениями к договору). Если для ремонта объект передается подрядчику, то составляют акт приема-передачи, причем как при передаче в ремонт, так и при его возвращении из ремонта.

После окончания ремонтных работ составляют акты. Если подрядчик применяет общий режим налогообложения, он обязан передать заказчику счета-фактуры на аванс и выполненные работы.

Если ремонт выполняется собственными силами организации, то учет затрат будет осуществляться на основании требований-накладных на выдачу материалов (форма М-11), накладных на приобретение предназначенных для ремонта материалов, лимитно-заборных карт, табелей учета рабочего времени, ведомостей, бухгалтерских справок.

При передаче объекта для ремонта специализированному подразделению оформляется накладная на внутреннее перемещение по форме ОС-2. По окончании ремонта составляют акт о приеме-сдачи по форме ОС-3.

Указанные унифицированные формы не являются обязательными для применения. Вместо них компании могут использовать самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов.

Запись о проведенном ремонте вносится в инвентарную карточку объекта по форме ОС-6, в которой есть специальный раздел 6. В частности, в нем указывают вид ремонта, наименование и реквизиты документа, подтверждающего проведение работ, и сумма затрат. При этом в постановлении от 21.01.2003 № 7, утвердившем указанную форму, не уточняется, какие виды ремонтных работ следует отражать в инвентарной карточке. Поэтому этот вопрос решает и фиксирует в учетной политике компания.

Обратите внимание, что расходы на ремонт должны быть не только обоснованными и документально подтвержденными, но и реальными. В противном случае налоговая не согласится с уменьшением налоговой базы по налогу на прибыль и применением вычета по НДС, а также может начислить пени и штрафные санкции.

Как указал Верховный Суд в «Обзоре практики применения арбитражными делами положений законодательства о налогах и сборах, связанных с оценкой обоснованного налоговой выгоды от 13.12.2023», «… не допускается извлечение налоговой выгоды из потерь казны налогоплательщиками, использующими формальный документооборот с участием организаций, не ведущих реальной экономической деятельности и не исполняющих налоговые обязательства в связи со сделками, оформляемыми от их имени, притом что лицом, осуществляющим исполнение, является иной субъект».

В практике рассмотрения арбитражных дел имеются примеры, когда, хотя у налогоплательщика и имелись первичные документы, налоговой удавалось доказать необоснованность включения в расходы затрат на ремонт и применение налоговых вычетов по НДС (постановления Арбитражного суда Московского округа от 27.11.2023 № Ф05-28113/2023, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.09.2020 № Ф04-3576/2020).

Капитальный ремонт основных средств

Отличие капитального ремонта от текущего заключается в цели проводимых мероприятий. Если целью текущего ремонта является устранение мелких дефектов, профилактика возможных неполадок в будущем, то результатом капремонта будет устранение неисправности объекта в целом, полное (или почти полное) возобновление его ресурса.

Примеры работ, относящихся к капремонту, можно увидеть в пункте 2.3.7 ГОСТ 18322-2016 применительно к техническим объектам и в ч. 14.2 ст. 1 ГрК, письмах Минстроя от 10.12.2018 № 49277-ОД/08, от 27.02.2018 № 7026-АС/08 для объектов капстроительства (зданий, сооружений).

Капитальный ремонт чаще всего подразумевает заранее запланированный, масштабный ремонт. Для определения частоты его проведения ориентируются на данные, указанные в технической документации. Для некоторых объектов периодичность ремонта установлена нормативно-правовыми актами.

В бухгалтерском учете затраты на проведение капремонта могут увеличивать стоимость объекта (капитализироваться) или включаться в расходы текущего периода.

Пунктом 6 ФСБУ 26/20 установлено, что капитальные вложения признаются в случае, если понесенные затраты обеспечат получение организацией экономических выгод в течение периода более 12 месяца.

Второе важное условие, при котором расходы на капремонт капитализируются — размер затрат должен быть существенным для организации. Каждая компания, руководствуясь принципом рациональности, определяет уровень существенности и фиксирует это в учетной политике (п. 7.4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Если размер понесенных затрат не является для компании существенным, то порядок учета капремонта будет аналогичен текущему.

Суть данного способа учета заключается в том, что расходы аккумулируются на счете 08, а после окончания ремонта увеличивают бухгалтерскую стоимость отремонтированного объекта (п. 24 ФСБУ 6/2020) либо учитываются как самостоятельное основное средство. На расходы данные затраты переносятся в течение длительного периода времени путем начисления амортизации (п. 27 ФСБУ 6/2020).

В соответствии с пунктом 10 ФСБУ 6/2020 значительные затраты на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев отражаются в учете компании в качестве отдельных основных средств.

Чтобы определить, нужно ли учитывать капремонт в качестве самостоятельного основного средства, нужно сравнить межремонтный период с оставшимся сроком полезного использования ремонтируемого объекта. Если существенного отличия нет, то затраты на капремонт относят на увеличение первоначальной стоимости отремонтированного объекта (п. 18 26/2020, п. 24 ФСБУ 6/2020).

Если же разница между сроком службы проведенного ремонта и оставшимся сроком полезного использования отремонтированного объекта существенна, то капремонт учитывают в качестве самостоятельного объекта основных средств (п. 10 ФСБУ 6/2020, приложение к письму Минфина от 23.12.2022 № 07-04-09/126779).

Если в ходе капремонта выявляют материалы, запчасти и другие объекты, которые могут принести компании экономические выгоды в будущем (могут быть проданы или использованы), то определяют их расчетную стоимость, которая вычитается из величины капитальных вложений (п. 15 ФСБУ 26/2020). Данный показатель определяется исходя из фактических затрат на приобретение выявленных ценностей или их создание, а если их невозможно определить — исходя из справедливой стоимости, чистой стоимости продажи, стоимости аналогичных ценностей и не может превышать сумму капвложений на ремонт основных средств.

В дальнейшем материальные ценности учитываются исходя из целей их дальнейшего использования.

Научитесь работать со всеми стандартами бухучета на курсе повышения квалификации «ФСБУ-2024, что бухгалтеру перестроить в работе: Аренда, НМА, ОС, Капвложения, Документооборот, Запасы, Инвентаризация».

Вас ждет много практического материала, проверочные тесты, куратор при обучении и онлайн-встреча с экспертом. Получите официальное удостоверение и сможете без страха работать на новом участке учета или в новой должности с повышением зарплаты.

Смотреть демо-урок

Текущий ремонт основных средств

Под текущем ремонтом понимают плановые мероприятия в виде замены или восстановления отдельных легкодоступных частей технических объектов (п. 2.3.9 ГОСТ 18322/2016) или устранения небольших неисправностей, проявляющихся при повседневной эксплуатации объектов капстроительства (письмо Минстроя от 27.02.2018 № 7026-АС/08).

Организация самостоятельно определяет периодичность выполнения текущих ремонтов основных средств, ориентируясь на техническую документацию и нормативно установленные требования при их наличии для конкретного вида объектов основных средств.

В соответствии с пунктом 16 ФСБУ 26/2020 затраты на текущий ремонт ОС не включаются в капвложения. Как правило, они не являются существенными, поэтому не капитализируются. Исключение составляют затраты на текущий ремонт активов, используемых при осуществлении капитальных вложений. Эти затраты включают в их стоимость (пп. «г» п. 10 ФСБУ 26/2020).

Затраты на текущий ремонт учитывают в размере фактически понесенных затрат в периоде проведения ремонта.

В зависимости от того, в каких видах деятельности используется объект, затраты на его текущий ремонт могут включаться:

  • в управленческие или коммерческие расходы, если ОС не используется для производства продукции, но участвует в обычных видах деятельности компании (пп. 5, 7 ПБУ 10/99);

  • себестоимость товаров (работ, услуг), если ОС используется в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг (пп. «д» п. 23 ФСБУ 5/2019, п. 7 ПБУ 10/99):

  • затраты на капитальные вложения, если ОС задействованы в создании, капремонте или улучшении других объектов (пп. «г» п. 10 ФСБУ 26/2020);

  • прочие расходы (п. 11 ПБУ 10/99).

Расчетную стоимость пригодных для дальнейшего использования материальных ценностей, извлеченных в ходе текущего ремонта, вычитайте из сумм затрат на ремонт, а ценности учитывайте исходя из целей их дальнейшего применения.

Резерв на ремонт основных средств

Если кампания в налоговом учете планирует создание резерва на ремонт основных средств, то в учетной политике нужно закрепить порядок его формирования и период создания.

Использование резерва позволяет более равномерно распределить расходы в налоговой базе в течение налогового периода.

В этом случае в расходы включают суммы периодических отчислений в резерв, а не понесенные компаний затраты. И только если расходы превышают размер резерва, разница включается в состав расходов в периоде окончания ремонта.

Для расчета норматива отчислений предельный размер отчислений делят на совокупную стоимость основных средств на начало года и умножают на 100 процентов (п. 2 ст. 324 НК).

Предельная величина отчислений представляет собой либо затраты по смете расходов на ремонт на год (без учета особо сложных и дорогих видов капремонта), либо среднюю величину расходов на ремонт за три предшествующие года (выбирают наименьшее из двух значений), увеличенную на размер относящихся к тому же периоду отчислений на финансирование особо сложных и дорогих видов капремонта.

Налогоплательщик может создавать общий резерв и для текущего, и для капитального ремонта.

Суммы отчислений в резерв учитывают в расходах компаниями в равных долях на последнее число каждого отчетного периода.

Организации также могут создавать резерв на гарантийный ремонт.

В бухгалтерском учете резерв на предстоящий ремонт основных средств не создается. До 2011 года компании могли создавать такой резерв на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Эта возможность была закреплена в пункте 69 методических указаний по бухучету основных средств. Но в связи с изданием приказа Минфина от 24.11.2010 № 186н указанный пункт утратил силу.

Если организация примет решение использовать резерв в налоговом учете, то это приведет к возникновению разниц между бухгалтерским и налоговым учетом.

Ремонт основных средств: проводки

Вести учет изменения местонахождения передаваемого для ремонта объекта можно в аналитике по счету 01 на основании формы ОС-2 или акта приемки-передачи объекта исполнителю:

  • Дт 20, 26, 44, 91 Кт 10, 60, 69, 70… — признаны затраты на ремонт;

  • Дт 10, 41… Кт 20, 26, 44, 91 — оприходованы полученные при ремонте материальные ценности;

  • Дт 19 Кт 60 — отражен НДС со стоимости материалов и услуг исполнителя.

Если ремонтные работы проводятся в специальном подразделении компании (ремонтном цехе), то затраты могут предварительно аккумулироваться на счете 23 «Вспомогательное производство».

Существенные затраты на капремонт отражаются проводкой Дт 08 Кт 10, 60, 70…, а затем Дт 01 Кт 08 при вводе объекта в эксплуатацию после ремонта.

Начать дискуссию

Отпуска

Перенос выходных дней не обязывает сотрудника выходить из отпуска раньше

29 апреля – понедельник, но это будет нерабочий день. Зато суббота, 27 апреля – рабочий.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Экспорт

Начинается отбор заявок на субсидии экспортерам

С 22 апреля стартует отбор заявок на компенсацию послепродажного обслуживания продукции за границей.

Дети должны всего добиваться сами. Или нет?

Интересное исследование нашла. Каждый девятый родитель в России готов содержать ребенка всю жизнь. При этом каждый шестой считает, что дети должны всего добиваться сами. Как вы считаете, не подрывает ли эта готовность помогать всю жизнь самостоятельность ребенка? Проведем свой опрос.

Дети должны всего добиваться сами. Или нет?
27
Лучшие спикеры, новый каждый день
НДС

🙉 Бухгалтеры находят несуществующие счета-фактуры компании в чужих книгах покупок

Бухгалтеры при сверке НДС через сервис операторов ТКС сталкиваются с таким явлением: совершенно посторонние компании заявляют вычет НДС по покупкам, которые они якобы делали в организации.

Налоговая бесплатно получает доступ ко всем камерам

Чтобы доказать свою позицию в отношении компаний, налоговики могут запросить доступ к камерам наружного наблюдения. Так они узнают, действительно ли велась хозяйственная деятельность и каким образом.

79

За курсом доллара следят только 23% россиян

Жители страны стали меньше интересоваться новостями с валютной биржи.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Первый ход — Е2-Е4, а там… Хаос при формировании уведомления на аванс УСН

Если в ЛК ФНС царит хаос, то при интеграции с этим самым кабинетом что-то где-то и когда-то упорядочится? Я одна задаю этот вопрос?

41

Как налоговики выбирают компании для проверок

Узнайте, окажется ли ваш бизнес под вниманием налоговиков, и что нужно сделать, чтобы защитить свои права.

Бесплатно с Фиксированные взносы ИП

Ликбез по фиксированным взносам-2024: вопрос-ответ

Как теперь платить фиксированные взносы, как уменьшать на них налог, нужно ли уведомление и заявление о зачете?

Ликбез по фиксированным взносам-2024: вопрос-ответ
7
4 тыс.

КС РФ: третейские суды вправе рассматривать споры о недвижимости

Конституционный Суд подтвердил право третейских судов рассматривать споры о недвижимости с учетом соблюдения при этом публичного порядка РФ.

Как подписать договор с физическим лицом с помощью простой электронной подписи

Сегодня стало гораздо проще и удобнее подписывать договоры с физическими лицами благодаря использованию простой электронной подписи (ПЭП). Это современное решение позволяет ускорить процесс заключения сделок и сделать его более удобным, а также придает юридическую значимость документу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Ретейлеры хотят разобраться с мошенниками, которые специально портят технику

Продавцы электроники просят власти разобраться с «потребительским экстремизмом»: когда покупатели преднамеренно ломают устройства и приносят в суд недостоверные заключения о браке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как уведомить МВД о работе с самозанятым иностранцем: подробная инструкция

Ваша компания может сотрудничать с самозанятыми иностранцами — закон это позволяет. Но взаимодействовать с ними придется по-особенному. В чем трудности и как их решать?

Как уведомить МВД о работе с самозанятым иностранцем: подробная инструкция
УК РФ

😕 Коллеги не понимают, как собственники бизнеса много лет могут не замечать, что их обманывает бухгалтер

В Краснодарском крае будут судить бухгалтера, которая тратила деньги со счета ИП, обналичивала, оплачивала счета за якобы материалы, брала кредиты на имя бизнесмена. Но наши читатели, коллеги-бухгалтеры недоумевают — как так?

178

Искусственный интеллект помогает решать задачи архивного хранения электронных документов

В современном мире информация является одним из самых ценных ресурсов. Ее правильное хранение и обработка становятся ключевыми задачами для организаций и предприятий, которые применяют электронный документооборот.

Искусственный интеллект помогает решать задачи архивного хранения электронных документов

Стало проще получить усиленную квалифицированную электронную подпись

Оформить Госключ теперь можно в МФЦ или отделениях банков.

108

💻Популярные интернет-бухгалтерии: какую выбираете вы? Опрос

Без онлайн-сервисов уже невозможно представить работу бухгалтера. И вовсе не обязательно быть привязанным к компьютеру, чтобы вести учет. Все можно делать в интернете. Поделитесь, о каких сервисах вы слышали, а какими реально пользовались или пользуетесь сейчас. Получится ли интрига — кто лидирует на рынке? ;)

Экспорт

Какие будут меры поддержки в новом нацпроекте по экспорту

Новый нацпроект по экспорту будет рассчитан до 2030 года.

Россияне, живущие за границей, получат полный доступ к Госуслугам: из каких стран

С 1 июля 2024 года МИД начнет в экспериментальном режиме подтверждать учетные записи российский пользователей портала Госуслуги, которые живут за границей. Также они смогут оформить электронные подписи.

Интересные материалы

Технологии ДРТ по проверке контрагентов — надежная защита вашего бизнеса от претензий налоговых органов

Уверенность в благонадежности своих контрагентов — важный этап на пути к прозрачности бизнеса и сохранению спокойствия при прохождении налоговых проверок.

Технологии ДРТ по проверке контрагентов — надежная защита вашего бизнеса от претензий налоговых органов