Психология для бухгалтера

Коллеги обижаются на вашу критику? Научим критиковать так, чтобы не обижались

Как люди воспринимают критику? Почему она, как правило, вызывает обиду и противодействие, хотя цели у критикующего были совершенно другие?
Коллеги обижаются на вашу критику? Научим критиковать так, чтобы не обижались

Как люди воспринимают критику? Почему она, как правило, вызывает обиду и противодействие, хотя цели у критикующего были совершенно другие?

Тезисы из советов Инны Макотерской — соосновательницы консалтинга I J и лектора курса «Организационный дизайн» в Laba.

1. Начнем с физиологии. За боль, как моральную, так и физическую, отвечает один и тот же участок головного мозга. Нас критикуют — он сигнализирует. Мы падаем и ударяемся — он снова сигнализирует. Просто болит голова — и опять он тут как тут.

Причем моральная боль запоминается сильнее. Мы вспоминаем, что у нас болела голова — она болеть не начинает. Но вот если человек начинает в себе копаться, за что его вчера вызвал начальник и почиркал красной ручкой его документ — все мучения начинаются заново.

Женщины, кстати, воспринимают критику легче мужчин. Ученые объясняют это повышенной коммуникабельностью.

Сделать рывок в карьере

Чтобы успешно строить карьеру в финансах, важно вовремя определить, каких знаний не хватает

2. Немного углубимся в физиологию. Мозг человека разделен на 3 эволюционных части:

  • рептильная (она отвечает за инстинкт самосохранения);
  • лимбическая (она отвечает за эмоции);
  • неокортекс (думающий мозг).

Согласно исследованиям, неокортекс работает не более 4 часов в день. То есть, большую часть дня за человека «думают» инстинкт самосохранения и эмоции.

Так и получается, что если к человеку приходят с критикой, то по факту эта критика прилетает в рептильную часть мозга. По сути, в самую древнюю. Оттуда и реакция человека — как на внешнюю угрозу. То ли защищаться, то ли бежать.

Эта же реакция будет и в обратной ситуации — когда работника не критикуют, а просят его дать обратную связь действиям начальства (по сути, покритиковать его). Сотрудник будет пытаться понять, что ему за такую критику будет — лишат премии, уволят, или просто создадут такие условия, что он сам работать тут не захочет. Соответственно, достоверной такая критика может и не быть, он будет бояться сказать правду.

3. Двигаемся дальше. Реакция на критику хорошо описывается так называемой «лестницей обратной связи»:

  • отрицание (это не я, не было такого, вы все выдумываете);
  • защита (такого больше не повториться, в первый раз споткнулся);
  • оправдание (я жертва обстоятельств, так получилось, так сложилось);
  • принятие и перемены — особенно при регулярной критике от разных людей. Например, журналисту указывают на частые опечатки в текстах не только редакторы, но и коллеги. Особенно, если им тоже приходится его вычитывать.

Будьте в курсе современных подходов к ведению бизнеса. Все самое интересное в нашем Телеграм-канале. Переходите по ссылке и подписывайтесь.

4. Чтобы люди меньше обижались, критику советуют смешивать с похвалой. Начинают с похвалы, затем критика, затем снова похвала. Правда, этот совет все больше ставят под сомнение — есть риск, что сотрудник критику не воспринимает за похвалой. Плюс, не всегда бывают ситуации, когда есть, за что хвалить. К примеру, систематически опаздывает — за что тут хвалить? Ой, молодец, что вообще пришел?

5. Поскольку предыдущий способ не всегда работает и вообще применим, советуют еще один. Так называемый, «принцип ролла», когда проблему «раскатывают»:

  • критикуемого погружают в контекст проблемы;
  • озвучивают свои наблюдения по проблеме;
  • называют возникающие от этого эмоции;
  • рассказывают, что можно улучшить;
  • предлагают конкретные шаги.

Плюс, лучше предупредить человека, что с ним хотели бы обсудить конкретную ситуацию. Это даст ему возможность подготовиться.

Вообще обратная связь (критика) должна длиться не более 15 минут, не должна задевать достоинство человека, как-либо вообще его оскорблять. Кроме того, она должна быть:

  • Своевременной, то есть не стоит припоминать сотруднику «косяк» месячной давности. Он про него может и не вспомнить.
  • Конкретной, то есть нужно прямо указать на ошибки, а не голословное «будь внимательнее».
  • Понятной, то есть не нужно сложных и двусмысленных выражений.
  • С отсылкой к будущему, то есть стоит объяснить работнику, что станет лучше для него и компании в результате того, что он изменит свое поведение.

Научим общаться на языке финансистов!

Как самостоятельно анализировать финансовую документацию?

6. Интересный совет — проведение ретроспектив. Их отличие заключается в том, что рассматривается не конкретный человек и его действия, а система и процессы.

Станьте HR-директором, о котором мечтает любая компания — пройдите онлайн-курс от Laba.

7. Вершина искусства — «командный фидбек».

Здесь есть несколько подходов:

  • саморефлексия (когда человек в группе отзывается сам о себе: что ему удалось сделать, какие были недостатки и над чем он собирается работать)
  • фидбек о коллеге (мне нравятся в тебе вот такие качества, я бы хотел больше видеть в тебе это и это)
  • stop-start-continue (что вашему коллеге нужно перестать делать, что начать и что продолжить).

Кстати говоря, не стоит просить обратную связь у друга. Для этого стоит привлечь независимого эксперта. Поскольку дружба как раз может сильно повлиять на итоговую оценку. Принцип «Платон мне друг, но истина дороже» — не всегда работает, к сожалению.

8. Важно не зацикливаться на негативном опыте. Стоит как минимум наравне с ним рассматривать и позитивный опыт, пусть даже не свой, но при этом стараться его внедрять. Даже опыт конкурентов.

 

Онлайн курс "Организационный дизайн"

ведущая на курс Инны Макотерской и Юлии Захарченко

Хотите узнать больше? Подписывайтесь на наши каналы и соцсети:

Информации об авторе

Начать дискуссию



Похожие материалы

Физлица могут сами восстановить пароль от личного кабинета налогоплательщика

Иногда пользователь не может войти в личный кабинет по причине утери пароля доступа. Восстановить пароль и войти в ЛК можно несколькими способами.

Отпуска

Каждый пятый будет работать во время летнего отпуска 2025, а каждый седьмой — учиться

21% россиян планируют работать даже в отпуске.

Социальный фонд направил 16 млн уведомлений о положенных мерах и выплатах

СФР проактивно (без заявлений) направляет гражданам уведомления о льготах и выплатах, на которые человек имеет право при наступлении социально значимых событий.

Курсы повышения
квалификации

23
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

Кто кинул инвесторов? Антитоп-15 компаний, которые не заплатят дивиденды

Недивидендный сезон решил занять место дивидендного, и крупные компании одна за другой решили не выплачивать дивиденды. Почему коровы перестали давать молоко, а инвесторам достаются от них только лепёхи?

Кто кинул инвесторов? Антитоп-15 компаний, которые не заплатят дивиденды
Общество

Больше половины россиян поддерживают замену иностранных названий брендов на русские

Свыше половины респондентов (60%) полностью поддерживают переход на русскоязычные названия или относятся к ним скорее положительно, чем отрицательно. Остальные 40% не одобряют такие меры.

Маркетплейсы

📦 Россияне предпочитают шопинг на маркетплейсах, хотя и там средний чек уменьшился. Косметика в антилидерах

За год количество транзакций на маркетплейсах выросло почти на четверть, а в магазинах косметики продажи упали более чем на треть.

Виктория

Персональные данные

Здравствуйте.

  1. Нужно ли небольшим компаниям, которые отдали ведение бухгалтерии на аутсорс регистрироваться в Роскомнадзоре? В деятельности с физ-лицами не работают...

Читать полностью

Эксперт:

Екатерина Кардашова

Екатерина Кардашова
Эксперт

Добрый день, Виктория

Если ООО или ИП, самозанятый обрабатывает персональные данные сотрудников или контрагентов в электронном виде, то нужно...

Читать полностью
Ставки по вкладам

Самые крупные банки продолжают менять ставки по вкладам

В мае 2025 года тарифы по вкладам меняли восемь банков из топ-20, а с момента последнего заседания ЦБ РФ по ключевой ставке (25.04.2025) – уже 10 из 20.

Налог на пирсинг и тату

Топ странных налогов, которые действовали раньше или действуют сейчас.

Инвестиции

Почему дешевой рыночной ипотеки больше не будет? И что произошло с ценами в Москве и Сочи за месяц?

Продолжаю следить за тем, что происходит с ценами на недвижимость в Москве и в Сочи — самых дорогих городах России. Также узнал, почему дешёвой рыночной ипотеки в РФ больше не будет.

Почему дешевой рыночной ипотеки больше не будет? И что произошло с ценами в Москве и Сочи за месяц?
Поставка

Поставщиков защитили от штрафов за невыполненные заказы от торговых сетей

Торговым сетям нужно до 1 марта 2026 года пересмотреть договоры с поставщиками. Больше нельзя их штрафовать за недопоставку товаров, если заказ не был согласован.

Банкротство

Предложено сделать все собрания кредиторов в банкротстве электронными

Для электронных собраний кредиторов можно использовать специальные сервисы, считает Сбер.

Учет в туризме

С 30 июня 2025 иностранные туристы смогут въехать в РФ только после регистрации на Госуслугах

Жители стран, которые могут посещать Россию без виз, будут за 72 часа до въезда регистрироваться на Госуслугах. Для экстренных случаев срок сокращен до 4 часов.

Выгодно ли брать отпуск и как отдыхаем в июне. 🌴👙«Ночной бухгалтер» № 1937

Ура, скоро лето! Вот и сезон отпусков начался, рассказываем, выгодно ли брать в июне отпуск и какие выходные нас ждут в этом месяце.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Путин упростил порядок включения бизнеса в реестр МСП

Юридические лица перестанут считать вновь созданными, если при преобразовании изменилась только организационно-правовая форма.

Мошенничество

Власти запустят приложение для защиты от кибермошенничества

В июне 2025 года Минцифры начнет работу над мобильным приложением, которое будет информировать людей о мошенническом действии. Там будет тревожная кнопка для срочной помощи.

Общество

В гостиницы начали заселять по биометрии

Время регистрации гостей в отелях сократится с 5 минут до 20 секунд, если гости будут использовать биометрию.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: «Алису» установят в жилой комплекс, на Wildberries продают плавучие дома, а цены на бытовую технику упали на 10-20%

Подготовили обзор главных событий дня — 23 мая 2025 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Банки

ЦБ разработал новую методику определения системно значимых банков

Концепция определения СЗКО (банков и иных кредитных организаций) будет учитывать число клиентов и наличие экосистем. На новую методику поэтапно перейдут к 2028 году.

НДФЛ

Какие КБК надо указать в уведомлении по НДФЛ за май 2025 г.

До 26 мая бухгалтеры должны сдать уведомление об исчисленном НДФЛ за период с 1 по 22 мая 2025 г. Рассказываем, как заполнить документ, какой указать код периода и КБК для разных ставок НДФЛ.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

⚡ Новый онлайн-курс по работе с персональными данными-2025 поможет вам защититься от выросших штрафов Роскомнадзора

С 30 мая в силу вступают изменения по обработке и защите персональных данных. Штрафы за нарушения выросли до 15 млн руб., а уголовные наказания до 8 лет. Защитите себя от проблем с законом — работать безопасно и по актуальным правилам научим на новом онлайн-курсе «Новые правила по защите персданных - 2025».

Интересные материалы