Ведение бизнеса

Как выбрать финансиста, который не разорит ваш бизнес

Финансист, или финансовый директор в компании очень нужен. Особенно если решили внедрить управленческий учет, а самим в этом разбираться некогда, да и не хватает специальных знаний. Однако, как правильно выбрать финансиста? По каким критериям его оценивать?
4,6 тыс. 1,1 тыс.
Как выбрать финансиста, который не разорит ваш бизнес

Финансист, или финансовый директор в компании очень нужен. Особенно если решили внедрить управленческий учет, а самим в этом разбираться некогда, да и не хватает специальных знаний. Однако, как правильно выбрать финансиста? По каким критериям его оценивать?

Сооснователь «Нескучных финансов» Александр Афанасьев предлагает пять несложных шагов, с помощью которых можно выбрать грамотного финансиста.

1. Умеет ли кандидат считать?

Как бы это ни звучало, но грамотный финансист, в первую очередь, обязан уметь считать. Деньги ведь счет любят, верно?

Проверяется не сложно — кандидату дается простая задача на несколько хозяйственных операций и предлагается рассчитать остаток денег и прибыль.

Научим общаться на языке финансистов!

Как самостоятельно анализировать финансовую документацию?

Компания за месяц деятельности совершила следующие операции:

  • получила предоплату от заказчика — 600 тыс. руб.;
  • выдала сотрудникам зарплату за прошлый месяц — 400 тыс. руб.;
  • оплатила и получила товар — 300 тыс. руб.;
  • отгрузила товар клиенту — 1 млн руб.;
  • списала себестоимость отгруженного товара — 300 тыс. руб.;
  • получила от клиента долг за заказ с прошлого месяца — 500 тыс. руб.;
  • начислила зарплату за текущий месяц — 400 тыс. руб.;
  • начислила и оплатила аренду склада — 175 тыс. руб.;
  • начислила коммунальные услуги за этот месяц — 30 тыс. руб.;
  • начислила амортизацию за оборудование — 45 тыс. руб.;
  • начислила и оплатила кредит за грузовой автомобиль, проценты по кредиту — 30 тыс. руб., тело кредита — 50 тыс. руб.

Операция

Сумма операции

Деньги: пришло, ушло

Прибыль: выручка, расходы

получила предоплату от заказчика

600 000

600 000

0

выдала сотрудникам зарплату за прошлый месяц

400 000

— 400 000

0

оплатила и получила товар

300 000

— 300 000

0

отгрузила товар клиенту

1 000 000

0

1 000 000

списала себестоимость отгруженного товара

300 000

0

— 300 000

получила от клиента долг за заказ с прошлого месяца

500 000

500 000

0

начислила зарплату за текущий месяц

400 000

0

— 400 000

начислила и оплатила аренду склада

175 000

— 175 000

— 175 000

начислила коммунальные услуги за этот месяц

30 000

0

— 30 000

начислила амортизацию за оборудование

45 000

начислила и оплатила кредит за грузовой автомобиль

проценты по кредиту 

30 000

— 30 000

— 30 000

тело кредита

50 000

— 50 000

0

напишите сумму операции с плюсом или минусом в крайние правые ячейки

145 000

65 000

В итоге, получаются следующие цифры: остаток денег 145 тыс., прибыль — 65 тыс. руб. 

Если же кандидат, даже показавший красный диплом и кучу грамот, задачу решить не смог — брать его точно не стоит, он не умеет считать прибыль.

На такой задаче отсеивают до половины кандидатов. А чтобы кандидата хотя бы начать рассматривать, стоит поставить планку в виде профильного высшего образования и опыта работы в финансах хотя бы от одного года.

Хотите лучше разбираться в финансах? Пройдите курс «Управление финансами». Курс пригодится не только бухгалтеру, но и руководителю компании.

Онлайн курс "УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ"

Ведущий курса - Антон Шулык Финансовый директор, ex-GM Uber Eats

2. Попросите опытного финансиста провести интервью

Оценить профессионализм кандидата может только другой профессионал. Самый лучший вариант — если он сам проведет собеседование, задаст кандидату узкопрофильные вопросы, и сможет понять, действительно ли тот разбирается в предмете.

3. Кто кандидат, процессник или результатник?

Люди в работе делятся на два типа — на тех кто сосредоточен на результате, и тех, кому приносит удовольствие сам процесс решения той или иной задачи.

Само собой, финансы компании лучше доверить тому, кто работает на результат. Чтобы определить, к какому типу относится кандидат, стоит задать ему простой вопрос. А именно: «что является продуктом труда финансиста?»

Если в ответ будут рассказывать про составление бюджета, собирание отчетов, или что-то в этом духе — скорее всего, перед вами процессник. От него внятного результата можно и не дождаться.

Если же ответ звучит примерно так: «моя задача — обеспечивать вас, как владельца бизнеса, оперативной управленческой информацией. Делать так, чтобы 5 числа каждого месяца у вас на столе лежали три основных отчета — о движении денежных средств, о прибылях и убытках и управленческий баланс. Они должны быть правдивыми, читаемыми и предоставлять информацию, на основе которой вы будете принимать управленческие решения», то этот человек явно нацелен на результат.

Не разбираетесь в финансовой отчетности? Вам поможет курс «Финансовый директор». На курсе вы научитесь правильно «читать» и анализировать отчетность и принимать стратегические решения на основе цифр.

 4. Тестовое задание на коммуникацию

Если вы в результате предыдущих шагов пришли к выводу, что кандидат вас полностью устраивает — можно дать ему оплачиваемое тестовое задание.

К примеру, составить финансовую модель вашего бизнеса. Или оптимизировать расходы. 

На этом этапе проверяются коммуникативные навыки претендента. А они для финансиста очень важны — с ним нужно будет общаться вам, вашим продажникам, бухгалтерии. Со всех он должен будет собрать необходимую для него информацию, и при этом, не в ущерб их рабочему времени.

Заодно можно понять:

  • как он ставит техзадание;
  • как формулирует вопросы, когда собирает необходимые данные;
  • как реагирует на ваши неудобные вопросы;
  • как презентует результаты;
  • насколько вам понятно все, что он рассказывает.

Самый важный момент — чтобы человек мог обучить владельца бизнеса какие-то непонятные таблицы, сыпет неясными заумными терминами, а в итоге понимания от его работы никакого нет — это просто управленческий учет ради работы, «чтобы было». Вы просто будете платить ему не понятно за что.

Сделать рывок в карьере

Чтобы успешно строить карьеру в финансах, важно вовремя определить, каких знаний не хватает

5. Оцениваем мотивацию

Здесь все как с любым другим сотрудником. Выделяются три уровня мотивации:

  • Низший — деньги. Сотрудник обменивает свое рабочее время на деньги.
  • Средний — сотрудник занимается тем, что ему нравится.
  • Высший — сотрудник работает ради некой высшей цели. Например, ему интересно поднять компанию, или вывести ее в некие рейтинги.

Совершенно не обязательно отказывать кандидату, если он пришел работать только ради денег, если во всем остальном он вам подходит. Но постепенно в процессе работы его стоит вывести на средний, или даже на высший уровень мотивации. И тут уже все зависит от вас, насколько вы можете мотивировать и увлечь сотрудника, чтобы он реализовался на уровне целей компании.

Вместе с Инной Макотерской и Юлией Захарченко

Вы разберетесь: какие процессы превратились в бюрократию и как оптимизировать работу всей компании!

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Хотите узнать больше? Подписывайтесь на наши каналы и соцсети:

Комментарии

24
  • ybocharova

    Я только не поняла, почему амортизация не пошла в уменьшение прибыли?

    • Елена Балаклицкая

      возможно потому что тут считается прибыль не бухгалтерская и не налоговая, а скорее управленческая

      • sabre

        Что за прибыль такая - "управленческая"?

        • Елена Балаклицкая

          имеется в виду, когда считают реальное движение денег или активов. Для собственника амортизация это что-то эфемерное. Он когда-то тогда потратил столько-то денег на покупку основного средства и потом еще потратит на покупку другого, когда это вйдет из строя. А вот амортизация, которая влияет на БУ и НУ, для него ничего не значит - что ему с той амортизации?

          • Старый ворчун
            когда считают реальное движение денег или активов. 

            в т.ч. реально считают НДС, а не делают вид, что не существует 20% оборота.

          • sabre

            Зачем тогда тогда начислять амортизацию в БУ? Напишите в УП, что затраты на приобретение ОС списываются в момент ввода ОС в эксплуатацию и все.

            • ndrovalyova

              наверное потому, что БУ регулируется регламентами. И не нужен никому в бухгалтерской отчетности такой убыток единовременно.

              • sabre

                БУ регулируется исключительно учетной политикой, федеральными стандартами и законом о бухучете.

                Если собственнику не нужен такой убыток в бухгалтерской (а правильно она называется все же финансовой) отчетности, то зачем он нужен ему в управленческой отчетности?

                • ndrovalyova

                  Потому что бухгалтерская отчетность для внешних пользователей, а управленческая - для себя

                  • sabre

                    Для каких, например, внешних пользователей?

                • ndrovalyova
                  БУ регулируется исключительно учетной политикой, федеральными стандартами и законом о бухучете

                  думаю, что в другом порядке - законом и федеральными стандартами, а потом уже внутренними регламентами. И не припомню, чтоб так где-то было про единовременное списание долгосрочного имущества

              • sabre

                Можно. См. п. 5 ФСБУ 6/2020.

          • Сергей Верещагин

            Не сказал бы так. Купил дорогое устройство, которое будет использоваться 5, или 10, или там 15 лет. Вот за этот срок его стоимость и будет переносится на затраты.

            • Arhimed0

              финансисты про это и не знают.

              Они на "кассе" живут. То есть все доходы-расходы меряют кассовым методом.

              • sabre

                Глупости 

              • Старый ворчун
                все доходы-расходы меряют кассовым методом.

                не совсем так.

  • Михаил

    смеялся. денег осталось 146))) а сколько их было в начале??? эх финансисты-журналисты. международной! бизнес-школы))) - антирекламу выдали

    • Елена Балаклицкая

      во-первых 145 000, а во-вторых, может и не было вообще денег в начале или вы как-то на уровне телепатии уловили остаток на счете и в кассе?)

  • Вита Петрова

    Посчитай, Иванушка, остаток денег на конец месяца при неизвестном остатке на начало? Что за Лаба Яга составляла вопросник?

По какой ставке ЦБ надо рассчитывать неустойку за несданный вовремя строительный объект

После длительных судебных разбирательств Верховный суд РФ занял сторону ответчика-застройщика, который нарушил срок передачи жилья по ДДУ, из-за неправильно указанной истцом ключевой ставки ЦБ.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность в СФР

Как легко узнать регистрационный номер страхователя в СФР по ИНН. Мини-курс

Для чего нужен регистрационный номер в СФР и как его узнать, рассказываем в сегодняшнем мини-курсе.

Как легко узнать регистрационный номер страхователя в СФР по ИНН. Мини-курс

Правительство, регионы и инвесторы готовятся к созданию круглогодичных морских курортов России

Заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышеко заявил, что «Пять морей и озеро Байкал» — это сейчас самый масштабный туристический проект в новейшей истории России.

23
Лучшие спикеры, новый каждый день

Как инвестору проводит проверку бизнеса перед заключением договора инвестирования

Инвестиции в бизнес путем предоставления займа — один из способов пополнения оборотных средств для заемщика, приобретение новой линии оборудования или открытие нового филиала в другом регионе без изъятия финансов из оборота.

Как ИП не слететь с патента и другие хитрости, связанные с патентной системой налогообложения

Как ИП не оказаться на грани лишения преимуществ патентной системы налогообложения. Узнайте из статьи, как соблюдать установленные лимиты и о возможностях сэкономить. А также выясните как оптимально снижать размер платежей по патенту на страховые взносы.

Как ИП не слететь с патента и другие хитрости, связанные с патентной системой налогообложения
3
46

Роскомнадзор дал 3 памятки, как настроить приватность и ограничить сообщения от незнакомцев

При общении в мессенджерах и социальных сетях Роскомнадзор рекомендует проявить особую осторожность, так как их часто используют злоумышленники для вовлечения в противоправные действия: террористическую деятельность и другие серьезные преступления.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Читатели «Клерка» начнут разбираться в автоматизации сквозных бизнес-процессов

Автоматизация для многих бухгалтеров кажется чем-то сложным и непонятным, но компания Северсталь ЦЕС в своем блоге докажет, что цифровые продукты и IT-сервисы существенно облегчают бизнес-процессы.

Читатели «Клерка» начнут разбираться в автоматизации сквозных бизнес-процессов

Можно ли удержать с сотрудников стоимость обучения

Работодатели готовы оплачивать учебу, но встает вопрос и о защите средств. Часто — если сотрудник увольняется преждевременно, с него пытаются возместить стоимость. Законно ли это?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Кадровый аутсорсинг: в чем выгода

Штрафы за неправильное ведение кадрового делопроизводства достигают в некоторых случаях 200–500 тыс. руб., а проверки ГИТ в последнее время происходят все чаще. 

Кадровый аутсорсинг: в чем выгода

Верховный суд: ВТБ будет платить НДС за лицензии Microsoft

Поставщик программного обеспечение выиграл суд с банком ВТБ. После изменения налогового законодательства ему пришлось заплатить НДС по сублицензионному договору. Теперь программный НДС будет возмещать ВТБ.

47

Часть команды, часть корабля? Как теперь сотрудничать с самозанятыми без штрафов и доначислений в налоговую: 3 совета от юриста

С первого марта вступил в силу новый приказ Минтруда, и он серьезно затронет ваш бизнес, если вы работаете с самозанятыми. Государство решило заняться теми, кто пытается обходить налоги, и ваши отношения с самозанятыми исполнителями будут под особым контролем.

До 1 апреля надо сдать бухотчетность за 2023 год

Организации на всех режимах налогообложения должны сдавать бухгалтерскую отчетность не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного года. Крайний срок сдачи за 2023 год – 01.04.2024 включительно.

71
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
ПСН

🔨 ИП на ПСН должен сам оказывать услуги, а не перезаказывать их у других ИП. Эксперт: достаточно спорная позиция Минфина

Заключение предпринимателем договоров субподряда с другими ИП не вписывается в рамки патента.

139

Кредиты и не только: способы финансирования предпринимателей

В 2023 году количество малых и средних предприятий в России увеличилось на 500 тыс. — до 6,3 млн. Это стало рекордом за всю историю существования реестра МСП.

Кредиты и не только: способы финансирования предпринимателей

ТОП-15 курсов по 1С:Документоборот (делопроизводство) в 2024 году

В этой статье мы собрали платные и бесплатные курсы по 1С:Документообороту.

ТОП-15 курсов по 1С:Документоборот (делопроизводство) в 2024 году
Банки

Клиенты ВТБ будут получать кешбэк в рублях

ВТБ по программе мультибонусов будет начислять кешбэк в реальных рублях. Клиенты могут установить избранные категории товаров для получения повышенных бонусов до 25% с покупок.

64

🏃 Какие выплаты положены работнику при увольнении переводом. Эксперт: допвыплаты на уровне закона были бы странными

Если сотрудник увольняется переводом к другому работодателю, то никаких выходных пособий и компенсаций в ТК за это не предусмотрено.

159

Руководители рассказали, почему готовы отказаться от должности. Исследование

Больше трети руководителей в России готовы отказаться от своей должности, чтобы начать строить карьеру в новой профессии.

Инвесторы жалуются на «Лукойл» из-за сокрытия финансовой отчетности

Компания в отчетности по МСФО за 2023 год не сравнила результаты с прошлым годом, ссылаясь на постановление, которое перестало действовать.

44

Интересные материалы

Электронный документооборот в сфере строительства: зачем он нужен современному предприятию 

Перевод бизнес-процессов в цифровое поле — больше, чем просто тренд. Это принятие вызовов времени и необходимость для тех компаний, которые ориентированы на масштабирование и активное развитие.

Электронный документооборот в сфере строительства: зачем он нужен современному предприятию