Маркетинг

Люди хлебного места

Москва — более подходящее место для развития кафе-пекарен, чем Лондон, считает Ян Зильберквит, владелец российской франшизы сети Le pain quotidien («Хлеб насущный»). Хотя управлять людьми здесь сложнее и дороже, а бухгалтерия более запутанная, он променял Британию на Россию и не жалеет об этом.

Москва — более подходящее место для развития кафе-пекарен, чем Лондон, считает Ян Зильберквит, владелец российской франшизы сети Le pain quotidien («Хлеб насущный»). Хотя управлять людьми здесь сложнее и дороже, а бухгалтерия более запутанная, он променял Британию на Россию и не жалеет об этом.

В России ниже конкуренция, да и традиция хлебосольства лучше развита: для англичан хлеб всего лишь часть сэндвича, для русского это отдельная еда, объясняет свою стратегию Зильберквит. В Англии первое кафе франко-бельгийской сети Le pain quotidien открылось в 2004 г. Три года спустя Зильберквит начал развивать сеть в России. И когда понял, что российский рынок перспективнее, продал лондонскую сеть. Тогда московских точек было уже 11 и «поступило выгодное предложение», говорит Зильберквит. Сейчас московская сеть по темпам роста оборота обгоняет лондонскую: в 2010 г., т. е. через три года после запуска, ее выручка достигнет $20 млн, тогда как в Англии такого показателя удалось добиться через четыре года работы.

Булочная за углом

Первое кафе открылось в фудкорте ТЦ «Европейский», но не вписалось в среду: рядом располагались кафе быстрого питания — с соответствующим сервисом и ценами. «Хлеб насущный» — кафе-магазин — работает в ценовом сегменте чуть выше среднего. Поэтому ему пришлось переехать в более подходящее место в «Европейском» — на первый этаж, в отдельное помещение с собственным входом.

По словам Зильберквита, в начале было очень трудно: надо продать много хлеба, чтобы оправдать высокую арендную ставку ($1000-2000 за 1 кв. м в год). У пекарни маржа небольшая, а платить за помещение надо столько же, сколько платят аптека или салон сотовой связи, где рентабельность выше.

Сейчас в сети «Хлеб насущный» 12 кафе — и в планах на этот год открытие еще трех: одного в Петербурге и двух в Москве. В 2008-2009 гг. продажи сети выросли на 35%. Если бы компания не разработала многоуровневую программу мотивации персонала, вряд ли удалось бы поддержать рост продаж в кризис, говорит Зильберквит.

Бизнесмен мечтает опутать Москву сетью булочных, чтобы «они были на каждом углу», как в позапрошлом веке. Но похожие планы строят и другие компании. «Сейчас мода на булочные: многие открывают заведения в этом формате», — замечает Андрей Петраков, исполнительный директор консалтинговой компании Restcon. За последние несколько лет в Москве открылись сети «Хлеб и Ко», «Волконский», «Братья Караваевы», «Поль Бейкери» и др. И потенциал, по мнению Петракова, для развития таких сетей есть.

Сложнее и дороже

Когда в 2007 г. Зильберквит поселился в Москве, то специально выбрал Патриаршие пруды: так он постоянно мог наблюдать за работой кафе «Волконский» на Большой Садовой. Тогда кафе-пекарен, работающих по европейской франшизе, в столице было немного. В «Волконском» трудились французские пекари, вспоминает Зильберквит. Привезти пекарей или шеф-поваров из-за границы сложно, поэтому весь персонал в «Хлебе насущном» — это россияне (около 400 человек).

Управлять людьми в Москве и мотивировать их сложнее, признается Зильберквит. В Британии в кафе работают в основном молодые эмигранты: поляки, чехи, прибалты, бразильцы и проч. «Они трудятся усердно и если куда-то устраиваются, то держатся на одном месте не менее 2,5 года», — объясняет Зильберквит. В Москве компания столкнулась с проблемой «летучести» персонала. В сети работают только легально оформленные сотрудники, в основном москвичи, которые привыкли часто менять работу. Чтобы удержать их, надо выстраивать более сложную систему мотивации.

Текучка персонала остается главной головной болью московских рестораторов: из-за этого не удается создать команду, воспитать лояльных сотрудников, соглашается Петраков. По данным опроса Restcon, 20% столичных ресторанов в течение года меняют персонал на 100%. Люди рассматривают работу в ресторанах как временную — и в самом деле перспектив карьерного роста в этом бизнесе не так уж и много, говорит Петраков. А управлять временщиками непросто.

Департамент по работе с персоналом «Хлеба насущного» в Москве больше в два раза, чем был в Лондоне, — при таком же количестве сотрудников. И расходы на HR здесь тоже больше, рассказал Зильберквит. К примеру, только специальное компьютерное оборудование кафе на Новинском бульваре, которое помогает наблюдать за работой сотрудников из любой точки мира, обошлось компании в $25 000. Оно транслирует в интернет все, что происходит в кафе. «Мы планируем открыть кафе в Краснодаре, и такое оборудование позволяет быть уверенным, что заведение открылось вовремя, хлеб привезли по расписанию и официанты вышли на работу тоже без опозданий», — объясняет Зильберквит. За работой нового кафе будут наблюдать тренинг-менеджер и другие сотрудники, которые отвечают за качество.

В отдел бухгалтерии тоже пришлось нанять 11 сотрудников против четырех-пяти в Лондоне. И вложений, по словам владельца, эта сфера требует больше. Российская бухгалтерская система более запутанная. В Англии больше доверия между бизнесом и госорганами, замечает Зильберквит. Но и в России случаются преимущества: нет жестких цифр, определяющих число булочных в городе, поэтому развивать сеть проще.

Что русскому хорошо

Зильберквит говорит, что проработав год в компании, сотрудники становятся миноритарными акционерами: им выдают 365 акций, год спустя их количество удваивается и т. д. Это помогает развивать предпринимательское мышление и «хозяйские» инстинкты. «Это хорошая мотивация, но наши люди не всегда понимают, зачем это нужно, им гораздо важнее получить выгоду «здесь и сейчас», — замечает Петраков.

Сейчас в «Хлебе насущном» около 90 человек работает более года. Очень хороший результат для ресторанной отрасли, считает Петраков.

Сам Ян Зильберквит иногда встает за прилавок или работает официантом и считает, что «это не очень приятная работа». Официанту приходится отвечать за все, например за ошибки кухни, и продолжать при этом улыбаться.

Бонусная система в компании напрямую связана с выполнением квартальных планов. Каждый штатный сотрудник вместе с руководителем разрабатывает для себя квартальные цели и критерии оценки их выполнения. Через три месяца человек не может оправдаться тем, что выполнить намеченное было сложно: задачи он себе ставил сам. Сначала люди не понимают, зачем им брать ответственность, но примерно через три квартала привыкают к системе и уже умеют ставить реальные, достижимые цели.

Иван Долбин, тренинг-менеджер «Хлеба насущного», каждый квартал ставит себе цели, связанные с улучшением качества обслуживания, и обсуждает их с HR-директором, который может скорректировать план. «Среди целей может быть проведение мастер-классов по новым напиткам или блюдам, тренинги по работе над ошибками», — рассказывает Долбин. И приводит пример: постоянный клиент одного из кафе любит суп гаспаччо (он есть в меню), но в третий раз обнаруживает, что супа нет. Хочет написать жалобу. На основе подобных историй разрабатываются тренинги, чтобы научить сотрудников правильно вести себя с недовольным посетителем. «Можно предложить альтернативу, блюдо-комплимент от шефа, привезти суп из другого ресторана», — приводит примеры Долбин.

После работы над ошибками руководство наблюдает за ситуацией в кафе, где прошел тренинг. Если жалоб стало меньше, а опрос клиентов показывает, что они в основном довольны, — результат засчитывается. «Случаются споры и конфликты при подведении итогов, но это и хорошо: значит, система работает!» — убежден Зильберквит.

Хотя западные принципы с трудом приживаются на российской почве, с их помощью можно создать хороший «костяк» компании, резюмирует Петраков. Надо только быть последовательным и не забывать о четкой системе контроля за дисциплиной: в российской ресторанной отрасли, увы, пока еще необходим метод кнута, убежден консультант.

Залог роста

Онлайн-опрос исследовательской компании OMI, в котором приняло участие 1500 человек, показал, что 42% россиян нравится, когда хлеб продают там же, где выпекают. Для каждого десятого важным критерием выбора кафе-пекарни является атмосфера, сервис и доброжелательное отношение персонала. 4% считают, что в таких заведениях хлеб слишком дорог. 15% сказали, что, если бывают в таких кафе, обязательно едят хлеб и выпечку, поскольку там они особенно вкусны. 18% предпочитают покупать хлеб в супермаркетах.

Начать дискуссию

Ипотека

Приняты новые условия промышленной ипотеки

Минпромторг обновил на 2024 год ключевые параметры механизма «промышленной ипотеки».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
3-НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка 3-НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

Мошенничество

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Криптовалюта

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Платежные системы

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Мошенничество

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Собеседования

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Социальный вычет

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Инвестиции

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Криптовалюта

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Кадровый учет

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Интересные материалы

Социальный вычет

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.