Бюджетный учет

Поступление и постановка имущества на учет в бюджетном учреждении

В отличие от коммерческих организаций процесс поступления и оприходования имущества у бюджетников – явление сложное. В нем задействованы многие работники учреждения. А для благополучного исхода дела все решения они должны принимать комиссионно и единодушно.
683
Поступление и постановка имущества на учет в бюджетном учреждении
Иллюстрация: Federica Campanaro/unsplash

Источники поступления

В государственное (муниципальное) учреждение имущество поступает в результате:

  • приобретения;

  • внутриведомственной и межведомственной передачи;

  • безвозмездного поступления;

  • излишек, выявленных при проведении инвентаризации.

По статье 296 ГК все имущество учреждения находится у него, как правило, на праве оперативного управления.

Оно им пользуются в установленных пределах в соответствии с целями своей деятельности. Другими словами, всякое имущество, поступающее в учреждение, имеет целевое назначение.

Основным финансовым источником приобретения имущества является субсидия на выполнения государственного (муниципального) задания (КФО 4) и целевые средства (КФО 5).

И это не случайно! Ведь, чем больше в учреждение поступает имущества, тем больше финансовых ресурсов требуется на его содержание.

Например: на оплату электроэнергии, текущий ремонт.

Поэтому размер субсидии на госзадание рассчитывается, в частности, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества.

Это имущество должно быть закреплено за учреждением или приобретено им за счет средств, выделенных на эти цели учредителем (п. 11 постановления Правительства от 26.06.2015 № 640).

До того, как имущество будет отражено в бухучете, оно проходит определенный путь, который условно можно разделить на два этапа:

  • планирование закупки;

  • оприходование.

Планирование закупки

История приобретения имущества начинается с формирования бюджетной сметы или плана ФХД.

Затем учреждению необходимо выполнить требования закона № 44-ФЗ или закона № 223-ФЗ по формированию плана-графика, проведению закупочных мероприятий, выявлению победителя и заключению с ним контракта или договора.

В бухгалтерском учете всем этим событиям соответствуют записи по 500-м счетам санкционирования расходов (рис.1).

Рис. 1. Этапы планирования закупок

Далее поставщик, выполняя условия контракта, поставляет имущество в учреждение. Однако и тут не все просто: ст. 94 закона № 44-ФЗ установлено обязательное требование о включении в контракт условий о порядке и сроках приемки заказчиком поставленного товара и оформления результатов такой приемки.

Другими словами, с момента поступления имущества на территорию учреждения и до поступления документов в бухгалтерию должны быть выполнены определенные процедуры:

  • приемка результатов исполнения контрактов;

  • принятие решения комиссией по поступлению и выбытию активов.

По ст. 94 закона № 44-ФЗ приемочная комиссия проверяет условие исполнение контракта: комплектность, наличие повреждений и т. п.

Если условия контракта выполнены надлежащим образом, то представитель учреждения подписывает документы поставщика. Далее имущество приходуется на склад учреждения.

Оформленные документы (контракт, накладные и т. д.) передаются секретарю комиссии по поступлению и выбытию активов (ПВА). Секретарь этой комиссии проверяет документы. Затем в установленный день собирается комиссия ПВА.

И вот тут у поставщика может возникнуть проблема. По закону № 44-ФЗ о контрактной системе заказчик (учреждение) производит приемку исполнения контракта в порядке и сроки, установленные данным контрактом. Однако срок такой приемки заказчиком не должен превышать 20 дней.

Бухгалтер учреждения отражает в бухгалтерском (бюджетном) учете поставленный товар (выполненные работы, оказанные услуги) только на основании документа о приемке.

Таким образом, с момента поступления заказчику товара (выполнения работ, оказания услуг) до момента его оприходования и оплаты бухгалтером может пройти до 20 дней.

Действующими инструкциями по учету не предусмотрен соответствующий порядок отражения в учете хозяйственных операций. То есть нормативно не установлены учетные записи, отражающие, например, момент поступления на склад учреждения товаров и документов от поставщика, и их нахождение там в течение определенного срока до момента их приемки заказчиком.

В целях устранения этого «пробела» и для формирования достоверных учетных данных, Минфин предлагает использовать счет 40160 «Резервы предстоящих расходов» с одновременным отражением суммы отложенных обязательств на соответствующем счете аналитического учета счета 50299 «Отложенные обязательства».

Соответствующие разъяснения Минфин дал в своем письме от 11.11.2022 № 02-06-07/110108.

Обязательное создание комиссии ПВА предусмотрено инструкцией № 157н. Комиссионное принятие решений в отношении активов предусмотрено стандартами:

Указанные в инструкции № 157н и стандартах учета полномочия комиссии, как правило, не могут быть прямо применены в учреждении, так как сразу возникают вопросы:

  • Кто будет нести ответственность за принятые решения?

  • В каком документе будут зафиксированы соответствующие решения?

  • В какие сроки и кому должны быть переданы такие документы?

Поэтому, чтобы избежать конфликтных ситуаций, в учреждении на основании требований нормативных документов должны быть разработаны локальные акты, которыми и будет регламентирована деятельность комиссии по поступлению и выбытию активов.

Одним из таких локальных актов может быть положение о комиссии по поступлению и выбытию активов.

В нем должны быть указаны полномочия комиссии, описание регламента ее работы, порядок формирования состава комиссии и т. д.

Положение утверждается приказом руководителя или входит в состав учетной политики учреждения.

При рассмотрении документов поступившего в учреждение имущества такая комиссия должна принять, в частности, следующие решения:

  • об определение срока полезного использования;

  • отнесение к особо ценному имуществу,

  • о наличии полезного потенциала и экономических выгод;

  • об отнесение объекта к активам, генерирующим или негенерирующим денежные потоки.

Принятые комиссией ПВА решения оформляются в виде протокола. Далее протокол вместе с документами передаются в бухгалтерию.

Обратите внимание! Судьбу поступившего в учреждение имущества решает сначала комиссия по приемке исполнения контракта, которая создается согласно требованиям закупочного законодательства, а затем комиссии ПВА, необходимость создания которой указана в Инструкции № 157н и стандартах учета.

Оприходование

По инструкции № 157н на счете 10100 «Основные средства» подлежат учету активы,которые обладают экономической выгодой и полезным потенциалом.

Именно наличие экономических выгод и полезного потенциала, а также ряд других моментов, должна учесть комиссия ПВА.

Данное требование в учетной политике может быть отражено, так:

«1.1. Материальные ценности классифицируются как объекты основных средств в соответствии с требованиями п. 7 стандарта „Основные средства“.

В составе основных средств на счете 10100 подлежат балансовому учету объекты при условии, что по ним прогнозируется получение экономических выгод или полезного потенциала, а также первоначальную стоимость которых можно надежно оценить».

Обратите внимание! Понятия «прогноза экономических выгод» и «полезного потенциала», используемые как в стандарте «Концептуальные основы», так и в стандарте ОС не отнормированы. То есть в стандартах не указан ни срок прогноза, не период полезности.

Поэтому в рамках своей учетной политики можно задать горизонт прогнозирования выгоды и оценку полезности так:

«1.2. В соответствии с пунктом 37 Федерального стандарта „Концептуальные основы“ и в целях настоящей учетной политики полезный потенциал актива рассматривается в период существования учреждения и независимо от источника приобретения актива».

В п. 7 стандарта ОС говорится только об имуществе, которое используется субъектом учета на праве оперативного управления в целях:

  • выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций);

  • осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг или для управленческих нужд субъекта учета.

Термин «приносящая доход деятельность» или фраза – «имущество, используемое в видах деятельности, предусмотренной уставом» – в стандарте не используется.

Следовательно, в учетной политике устранить двусмысленность положений стандарта можно, следующим образом:

«1.3. В соответствии с пунктом 38 Федерального стандарта „Концептуальные основы“ и в целях настоящей учетной политики будущие экономические выгоды, заключенные в объектах, рассматриваются в перспективе существования учреждения и выполнения им всех видов уставной деятельности».

Указание «горизонта» полезного потенциала и экономических выгод важно для принятия комиссией ПВА обоснованного решения как при определении срока полезного использования, так и при рассмотрении признаков обесценения активов.

Если постановке на бухгалтерский учет любого объекта предшествует решение комиссии ПВА, то именно дата принятия комиссией соответствующего решения и будет определять судьбу объекта учета.

В тексте учетной политики об этом можно быть указано, например, так:

«1.4. Момент принятия актива на баланс определяется датой вынесения комиссией по поступлению и выбытию активов решения о классификации данного объекта учета как актива согласно п. 36 стандарта «Концептуальные основы» и как объекта основных средств по п. 8 стандарта «Основные средства».

ЭДО в 2023 году

По приказу Минфина от 15.04.2021 № 61н с 1 января 2023 года учреждения должны использовать электронные формы некоторых первичных документов, в частности, решение о признании объектов нефинансовых активов (ф. 0510441).

Эта форма используют для оформления комиссией ПВА решения о признании объектов нефинансовых активов.

Документ служит основанием для принятия к бухгалтерскому учету объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых устанавливается срок эксплуатации.

Обратите внимание, что решение комиссии (ф. 0510441) формируют не позднее рабочего дня, следующего за днем:

  • завершения капитальных вложений в объект нефинансового актива;

  • регистрации права оперативного управления;

  • подписания акта выполненных работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию;

  • безвозмездного получения объектов нефинансовых активов;

  • принятия решения о возмещении ущерба в натуральной форме.

Решение комиссии (ф. 0510441) формирует ответственный исполнитель из состава комиссии ПВА. Затем его подписывают члены комиссии ПВА простой ЭП, а председатель – квалифицированной ЭП.

Комментарии

ヽ( ゚ ∀ ゚ )ノ
Вот это удача! Да это же отличный шанс стать первым, кто !
    Упс, комментировать могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, .

    Праздничные подарки сотрудникам: налоги и страховые взносы

    Грядут многочисленные торжества, и становятся все более актуальными вопросы — как правильно вручать презенты сотрудникам, какие ограничения при этом нужно соблюсти. Еще один важный вопрос — как исчислить и уплатить налоги и страховые взносы так, чтобы аттракцион щедрости не привлек критического внимания налоговой инспекции.

    Праздничные подарки сотрудникам: налоги и страховые взносы

    Роструд советует не бояться профилактических визитов трудинспекции

    Профилактический визит – это не проверка. По итогам такого визита трудинспекторы не могут оштрафовать работодателя. Речь идет о трудовых проверках.

    Мероприятия

    Актуальные мероприятия для бухгалтеров Добавить мероприятие
    Инвестиции

    Почему инвесторы в России так любят дивиденды

    Дивидендов головного мозга пост. Есть мнение, что некоторые инвесторы так до конца и не представляют, почему они любят дивиденды. Или представляют, но себя на личном острове, а на карту капает зарплата с дивидендных акций. Пассивный доход — это дивиденды и точка. Давайте разберёмся, чем же дивидендная стратегия так хороша.

    Почему инвесторы в России так любят дивиденды
    6
    НДС

    👎👍 Вычет НДС при переходе с УСН «доходы» на ОСНО: нельзя, но можно

    Есть два взаимоисключающих решения судов (Конституционного и Верховного) о возможности применения вычета по НДС при переходе с УСН «доходы» на общий режим. Минфин советует руководствоваться ими обоими.

    Займы и аренда у взаимозависимых индивидуальных предпринимателей не запрещены. Судебная практика.

    Налоговым органом не представлено доказательств, бесспорно подтверждающих наличие в действиях Общества и ИП признаков противоправного поведения, направленного исключительно на минимизацию налоговых обязательств Общества.

    Ликвидация ООО с учредителем-юрлицом из недружественных стран

    Дорогие форумчане, кто-нибудь ликвидировал (путем добровольной ликвидации) в этом году ООО с иностранным учредителем-юрлицом из недружественных стран?

    ТОП наиболее популярных AI сервисов в мире

    Отличный обзор наиболее популярных AI сервисов в мире по объему трафика

     ТОП наиболее популярных AI сервисов в мире
    Новые видео от экспертов каждый день
    Бесплатно с Налог на прибыль

    Как рассчитать авансовые платежи по налогу на прибыль

    Налог на прибыль — это прямой налог, величина которого зависит от финансового результата компании. Рассказываем, как правильно рассчитывать и перечислять авансовые платежи по этому налогу.

    Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
    Бесплатно с Блокировка счетов по 115-ФЗ

    Как банки проверяют бизнес в 2023 году + образцы ответов на запросы

    Банкам поручено проверять клиентов и их операции по антиотмывочному закону 115-ФЗ. Компании и ИП могут получить в любой момент запрос о предоставлении документов и пояснений. В разных случаях требования разные. Рассказываем, что, когда и зачем вправе просить банк и как составить ответы, чтобы избежать блокировки счетов.

    Как банки проверяют бизнес в 2023 году + образцы ответов на запросы

    Как найти, где зависли деньги?

    Здравствуйте. Может кто посоветует, с чего начать. Канадские поставщики вернули нам в октябре предоплату за товар в долларах на валютный счет в нашем банке. Наш банк под санкциями, деньги не принимает и отследить перевод не имеет возможности. Как найти, где зависли деньги? Может кто знает, есть ли банки, принимающие входящие переводы из Канады?

    69
    НДФЛ

    К матвыгоде можно применить вычет по НДФЛ

    Даже если налоговый агент сообщил в ИФНС о невозможности удержать НДФЛ с бывшего сотрудника в части дохода в виде матвыгоды, это не лишает сотрудника права на вычет по НДФЛ.

    Бесплатно с Кадровый учет

    Как правильно заверить копию трудовой книжки: новые правила, образец

    Одна из обязанностей работодателя — предоставить сотруднику по его требованию копию трудовой книжки, независимо от того, в бумажном и электронном виде она ведется.

    Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

    🎄«Клерк» объявляет зимнюю акцию и дарит скидки на курсы!

    Забирайте профессиональные курсы со скидкой до 86%.

    Бухгалтеры

    Минэкономики: избыточные бухгалтеры снижают производительность труда

    А что по этому поводу думают бухгалтеры и руководители, действительно кто-то считает что можно сейчас работать без бухгалтерии?

    Экономика России

    Путин: российский бизнес проявил себя ответственно

    Президент России Владимир Путин заявил, что российский бизнес в период санкций проявил себя очень ответственно.

    Детские пособия

    Родители будут получать пособия при досрочном выходе из декрета

    Если родители решили выйти на работу до того, как ребенку исполнится 1,5 года, то они продолжат получать пособие. В 2024 году размер выплат составит 17,8 тысяч рублей.

    Маркетинг

    Почему подрядчики по digital-маркетингу все время лажают и как это исправить? Гайд для собственников бизнеса и директоров по маркетингу

    Как же задолбало перебирать подрядчиков по маркетингу — директологи, таргетологи, SEO-шники. Все говорят: «количество лидов вырастет, а продажи полетят, как ракета!». На деле — ракета оказывается картонной, и нифига не летит. В этой статье я хочу беспристрастно посмотреть, почему так происходит и где тут SYSTEM ERROR.

    Почему подрядчики по digital-маркетингу все время лажают и как это исправить? Гайд для собственников бизнеса и директоров по маркетингу
    69

    Как теперь отразить проводками НДФЛ, уплаченный в этом году за 2022 год?

    Добрый вечер. Пересчитали доход за 2022 год, оказалось, что недоплатили НДФЛ. Как теперь отразить проводками НДФЛ, уплаченный в этом году за 2022 год?

    Изменился бланк для регистрации обособок

    Форма № ОС-09-3-1 (сообщение о создании обособленного подразделения) обновилась.

    Налоговые проверки

    Налоговые проверки и налоговый мониторинг: тенденции 2024. Обзор лучших инструкций и чек-листов на «Клерке»

    Что ждет нас в части проверок в 2024 году? Это вопрос волнует и бухгалтеров и руководителей компаний. Как не допустить критических ошибок и не попасть в списки на ВНП? Кого будут проверять в первую очередь и почему? Собрали для вас дайджест полезных материалов сайта на тему проверок.

    Налоговые проверки и налоговый мониторинг: тенденции 2024. Обзор лучших инструкций и чек-листов на «Клерке»