УФНС по Краснодарскому краю разъясняет порядок формирования отчетности по трансфертному ценообразованию
Федеральным законом от 18.07.2011 № 227-ФЗ вводится дополнительная обязанность налогоплательщика по подготовке и представлению отчетности и соответствующей документации по трансфертному ценообразованию. Это: уведомления о контролируемых сделках и собственно документация, обосновывающая рыночный уровень примененных цен по контролируемым сделкам.
Федеральным законом от 18.07.2011 № 227-ФЗ вводится дополнительная обязанность налогоплательщика по подготовке и представлению отчетности и соответствующей документации по трансфертному ценообразованию. Это: уведомления о контролируемых сделках и собственно документация, обосновывающая рыночный уровень примененных цен по контролируемым сделкам.
Уведомления
Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях, направляемых налогоплательщиком в местный налоговый орган в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены такие сделки. Окончанием первого, после вступления в силу Закона N 227-ФЗ, периода подачи уведомлений является 20 мая 2013 г.
При этом переходными положениями Закона № 227-ФЗ (п. 7 ст. 4) предусматривается, что требования по представлению уведомления не применяются, если по контролируемым сделкам между соответствующими лицами в 2012 г. не достигнуто пороговое значение по доходам в 100 млн. руб., а в 2013 г. - не достигнуто пороговое значение по доходам в 80 млн. руб. Пороговое значение рассчитывается в разрезе сделок с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок).
Закон № 227-ФЗ предполагает, что за неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о сделках, совершенных в календарном году, или представление уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, взыскивается штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).
Форму уведомления в настоящее время разрабатывает ФНС России.
По выбору налогоплательщиков уведомления о контролируемых сделках могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде. При обнаружении неполноты сведений, неточностей либо ошибок в представленном уведомлении налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.
Закон № 227-ФЗ устанавливает требования к объему сведений о контролируемых сделках, которые ФНС России должна учесть при разработке формы уведомления. При этом Закон уточняет, что сведения не обязательно, но могут быть подготовлены по группе однородных сделок.
Получив уведомления в бумажном виде, налоговый орган должен их обработать и в течение 10 рабочих дней со дня получения направить в электронном виде в ФНС России для последующего анализа.
Закон регламентирует отдельные положения взаимоотношений ФНС России и местного налогового органа относительно действий в случае, если налогоплательщик не сообщил о фактах совершения контролируемых сделок.
Документация
Под Документацией понимается совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме (если установленная форма не предусмотрена законодательством Российской Федерации) и содержащий сведения:
1) о деятельности налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), в частности:
- перечень лиц (с указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются), с которыми совершена контролируемая сделка, описание контролируемой сделки, ее условий, включая описание методики ценообразования (при ее наличии), условия и сроки осуществления платежей по этой сделке и прочая информация о ней;
- сведения о функциях лиц, являющихся сторонами сделки (в случае проведения налогоплательщиком функционального анализа), об используемых ими активах, связанных с этой контролируемой сделкой, и о принимаемых ими экономических (коммерческих) рисках, которые налогоплательщик учитывал при ее заключении;
2) при использовании налогоплательщиком методов, предусмотренных гл. 14.3 НК РФ:
- обоснование причин выбора и способа применения используемого метода;
- указание используемых источников информации;
- расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности) по контролируемой сделке с описанием подхода, используемого для выбора сопоставимых сделок;
- сумма полученных доходов (прибыли) и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) в результате совершения контролируемой сделки, уровень полученной рентабельности;
- сведения об экономической выгоде, получаемой от контролируемой сделки лицом, которым совершена эта сделка, в результате приобретения информации, результатов интеллектуальной деятельности, прав на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и других исключительных прав (при наличии соответствующих обстоятельств);
- сведения о прочих факторах, которые оказали влияние на цену (рентабельность), примененную в контролируемой сделке, в том числе сведения о рыночной стратегии лица, совершившего контролируемую сделку, если эта рыночная стратегия оказала влияние на цену (рентабельность), примененную в этой контролируемой сделке (при наличии соответствующих обстоятельств);
- произведенные налогоплательщиком корректировки налоговой базы и сумм налога в соответствии с п. 6 ст. 105.3 НК РФ (в случае их осуществления).
Налогоплательщик вправе предоставить иную информацию, подтверждающую, что коммерческие и (или) финансовые условия контролируемых сделок соответствуют тем, которые имели место в сопоставимых сделках, с учетом произведенных корректировок для обеспечения сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, с условиями контролируемой сделки.
Если подача уведомлений обязательна, то в отличие от них Документация подается в налоговый орган по его требованию в отношении конкретной сделки (группы однородных сделок), указанной в этом требовании. Документация может быть истребована не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Она представляется налогоплательщиком в течение 30 рабочих дней со дня получения соответствующего требования.
Документация не представляется в следующих случаях:
1) если цены применяются в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольных органов в соответствии с п. 8 ст. 105.3 НК РФ, либо цена является регулируемой и применяется в соответствии со ст. 105.4 НК РФ;
2) при осуществлении налогоплательщиком сделок с лицами, с которыми он не является взаимозависимым;
3) при сделках с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (с учетом положений гл. 25 НК РФ);
4) при осуществлении сделок, в отношении которых в соответствии с гл. 14.6 НК РФ заключено соглашение о ценообразовании для целей налогообложения.
В Документации по вопросу трансфертного ценообразования, направляемой в налоговые органы, налогоплательщик должен изложить методы и источники информации, которыми он пользовался при определении сопоставимых цен, привести расчет рентабельности по контролируемой сделке и анализ экономической выгодности сделки.
Закон № 227-ФЗ предусматривает, что по указанным сделкам налогоплательщик вправе представить Документацию, обосновывающую рыночный уровень примененных цен по контролируемым сделкам в соответствии с порядком, установленным ст. 105.15 НК РФ, в добровольном порядке.
Эта норма, так же как и норма о добровольном признании лиц взаимозависимыми, интересна тем, что если такое право реализуется, то в перспективе это может освободить от ответственности, предусмотренной ст. 129.3 НК РФ, в связи с неуплатой или неполной уплатой налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, предусматривающей штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.
Соглашения о ценообразовании
Одним из способов подготовиться к вступлению в силу Закона № 227-ФЗ, снизить риски доначислений и т.п. является заключение налогоплательщиком соглашения о ценообразовании для целей налогообложения.
Право на заключение соглашения с ФНС России есть у российской организации (между несколькими российскими взаимозависимыми организациями (группой налогоплательщиков)), отнесенной к категории крупнейших.
Соглашение о ценообразовании представляет собой соглашение между налогоплательщиком и ФНС России о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения в течение срока его действия в целях соблюдения положения п. 1 ст. 105.3 НК РФ.
Процедура заключения соглашения и контроля в течение его действия
Предметом соглашения о ценообразовании являются:
1) виды и (или) перечни контролируемых сделок и товаров (работ, услуг), в отношении которых заключается соглашение;
2) порядок определения цен и (или) описание и порядок применения методик (формул) ценообразования для целей налогообложения;
3) перечень источников информации, используемых при определении соответствия цен, примененных в сделках, условиям соглашения;
4) срок действия соглашения;
5) перечень, порядок и сроки представления документов, подтверждающих исполнение условий соглашения о ценообразовании. Указанный перечень не закрыт - Закон № 227-ФЗ предусматривает, что иные условия соглашения о ценообразовании, помимо указанных выше, могут быть установлены по соглашению сторон.
Соглашение о ценообразовании может быть заключено по одной либо нескольким сделкам (группе однородных сделок), имеющим один и тот же предмет, на срок не более трех лет. При этом действие соглашения о ценообразовании может иметь обратную силу на период с даты подачи заявления о заключении соглашения, а также может продлеваться, но не более чем на два года.
Очевидно, что соглашения о ценообразовании - это очень интересный инструмент урегулирования отношений с ФНС России по вопросу применения Закона № 227-ФЗ. Решение налогоплательщика о заключении соглашения требует от него значительных усилий по подготовке не только проекта документа, но и детального описания деятельности налогоплательщика, связанной с контролируемыми сделками, анализа самих контролируемых сделок, а также установления порядка для определения цен сделок и раскрытия методов трансфертного ценообразования, примененных в контролируемых сделках.
Кроме того, ФНС России вправе запрашивать у налогоплательщика и другие, не предусмотренные ст. 105.22 НК РФ, документы, необходимые для заключения соглашения о ценообразовании.
Налоговый Кодекс РФ не содержит четких оснований отказа ФНС России от заключения соглашения, кроме указания на то, что отказ должен быть мотивированным и что он может быть связан с необходимостью доработать проект соглашения либо с требованием представить полный комплект документов, установленных в перечне согласно ст. 105.22 НК РФ.
За заключение соглашения предусматривается взимание государственной пошлины в размере 1,5 млн. руб., которая в случае отзыва заявления или отказа ФНС России от заключения соглашения не возвращается.
Начать дискуссию