Банки

Аутсорсинг в кризис: за и против

В условиях экономического спада, когда снижаются доходы финансово-кредитных организаций, банкиры вынуждены разрабатывать и воплощать в жизнь меры по сокращению издержек, оптимизации бизнес-процессов и информационных технологий. Все эти действия должны не только помочь банкам устоять в кризис, но и обеспечить определенные конкурентные преимущества. Одним из инструментов, который применяется во всем мире для снижения затрат и повышения эффективности организации, является ИТ-аутсорсинг. Так ли это?
2,3 тыс. 21

В условиях экономического спада, когда снижаются доходы финансово-кредитных организаций, банкиры вынуждены разрабатывать и воплощать в жизнь меры по сокращению издержек, оптимизации бизнес-процессов и информационных технологий. Все эти действия должны не только помочь банкам устоять в кризис, но и обеспечить определенные конкурентные преимущества. Одним из инструментов, который применяется во всем мире для снижения затрат и повышения эффективности организации, является ИТ-аутсорсинг. Так ли это в России?

Рынок аутсорсинга: замрет или будет расти?

ИТ-аутсорсинг – это один из наиболее крупных и быстрорастущих сегментов мирового рынка ИT-услуг. В России спрос на ИT-аутсорсинг пока не столь велик. Банковский ИТ-аутсорсинг находится в самом начале своего развития, считают эксперты, и по мере достижения зрелости данного сегмента рынка у него есть хороший потенциал для роста.

По мнению начальника департамента автоматизации БАНКа ИТБ Егора Шишова, доля ИТ-аутсорсинга в общем объеме ИT-услуг составляет около 30%. Эксперт считает, что спрос на ИТ-аутсорсинг со стороны банков растет: «Это происходит в связи с увеличением спектра банковских услуг и динамикой изменения рынка».

Директор департамента информационных технологий банка «Международный финансовый клуб» Владимир Бескровный соглашается с утверждением, что спрос и предложение ИТ-аутсорсинга в банковской сфере увеличиваются. «Последний год ИТ-аутсорсинг является одной из самых обсуждаемых тем на различных конференциях и встречах. Все банки в той или иной степени уже используют ИТ-аутсорсинг. Просто не все из них осознают, насколько он привычен», – констатирует специалист.

Руководитель группы системного администрирования банка «ДельтаКредит» Андрей Столяров уверен, что спрос со стороны банков на аутсорсинговые услуги увеличивается, так как растет объем потребностей в монотонных и неквалифицированных задачах.

Начальник департамента информационных технологий Пробизнесбанка (Финансовая группа Лайф) Андрей Обижаев полагает, что в ближайшее время спрос на ИТ-услуги не изменится. «Те, кто пользуется услугами аутсорсеров, не откажутся от действующих контрактов. В то же время будет заключаться мало новых договоров, так как процесс передачи ИТ-услуг на аутсорсинг приводит к дополнительным затратам, – уверен эксперт. – На мой взгляд, доля ИТ-аутсорсинга в общем объеме ИТ-услуг банков невелика. Это связано с тем, что в основной массе кредитные организации передают на стороннюю поддержку только часть своих систем, например АБС, бухгалтерию, интернет-банкинг и техническую инфраструктуру. Скорее всего, в связи с непростой экономической ситуацией новых внедрений не будет и рынок аутсорсинга просто замрет. Возможно, он даже будет сокращаться ввиду того, что некоторое количество банков будет развивать необходимые компетенции и возьмет системы на внутреннюю поддержку». 

Сдерживающие факторы

Следует отметить, что одним из факторов, сдерживающих развитие аутсорсинга в России, является недостаточная проработанность нормативной базы, утверждают эксперты.

«Важной причиной скованности ИТ-аутсорсинга стала законодательная база, – говорит начальник управления организации проектов банка «ИНТЕРКОММЕРЦ» Юрий Соловкин. – Финансовые учреждения обязаны обеспечивать выполнение требований законодательства и регуляторов к защите информации – заботиться о том, чтобы представители сторонней организации не имели доступа к информации, которая является коммерческой, банковской тайной либо персональными данными клиентов. Банк ответственен за принятие необходимых мер по обеспечению конфиденциальности и сохранности такой информации. Эти требования в большинстве случаев являются для банков сдерживающим фактором при выборе ИТ-процессов для аутсорсинга».

То есть можно говорить о двух основных факторах сдерживания – регулятивных требованиях ЦБ РФ и законе о защите персональных данных.

Начальник отдела банковских технологий департамента автоматизации БАНКа ИТБ Наталия Москвичева также считает – основная причина, ограничивающая использование ИТ-услуг в банковской сфере, заключается в том, что организация-аутсорсер получает доступ к информации, которая является коммерческой или банковской тайной либо персональными данными клиентов. «Утечка информации – это очень высокий риск для банков: с одной стороны, нарушение законодательства и нормативных актов, с другой – возникновение высоких репутационных рисков», – предупреждает эксперт.

Директор департамента информационных технологий Росгосстрах Банка Андрей Бондарев называет несколько причин того, что ИТ-аутсорсинг всегда пользовался ограниченным интересом в банковской среде. Во-первых, это известные сложности, связанные с законодательными актами, ограничивающими доступ к персональным данным и банковской тайне. Во-вторых, отсутствие в банках квалифицированных менеджеров, способных управлять внешним подрядчиком на долгосрочной основе. Также эксперт говорит о высокой стоимости и зачастую недостаточном качестве оказываемых услуг по данной схеме. «В России сегодня единицы компаний, способных реализовать полномасштабные аутсорсинговые проекты с положительным финансовым эффектом», – делает вывод Андрей Бондарев.

Кроме того, развитие аутсорсинга в банках сдерживает чрезвычайно высокая зависимость операционной деятельности финансово-кредитной организации от функционирования ИТ-системы. Даже незначительные незапланированные перерывы в работе, например сбой систем операционного дня, процессинга, могут стать причиной серьезного репутационного и финансового ущерба, подчеркивает эксперт Росгосстрах Банка. Таким образом, важность в данной связи приобретает вопрос непрерывности функционирования ИТ-систем в кредитных организациях.

«Все это в условиях развивающегося кризиса не сделает ИТ-аутсорсинг привлекательней, скорее, наоборот, – говорит эксперт. – Могу с уверенностью констатировать, что в средних и мелких банках объемы контрактов будут сокращаться».

Андрей Обижаев (Пробизнесбанк) также считает, что сдерживать развитие ИТ-аутсорсинга в банках будет в первую очередь экономическая ситуация. «Аутсорсинг обходится сейчас на 15–20% дороже, чем инсорсинг. В банках ИТ-бюджеты сокращаются, и без экономической выгоды переход на аутсорсинг становится ненужным».

Действительно, стоимость услуг – это важный фактор при решении вопроса о переходе на аутсорсинг. И хотя некоторые эксперты говорят о том, что тенденция к снижению стоимости на некоторые виды услуг аутсорсинга есть (например, на рынке появились достаточно привлекательные предложения на первую линию ИТ-поддержки), высокая стоимость работ еще долго будет являться препятствием к сотрудничеству банков и компаний.

По мнению Андрея Столярова (банк «ДельтаКредит»), одной из причин недостаточного развития аутсорсинговых схем в нашей стране является несоизмеримость рисков для аутсорсера и банка, а также малая ответственность первого перед последним. «Часто договоры составляются таким образом, что в случае наступления какой-либо проблемы по вине аутсорсера банк может только вычесть долю из абонентской платы. Во многих случаях данная плата несоизмерима с потерями бизнеса, а соизмеримость оплаты может настолько повысить стоимость аутсорсинга, что сделает его бессмысленным для банка», – констатирует специалист.

Еще одна проблема, с точки зрения эксперта, это недостаток ИТ-процессов в банках. «Замыкание на ключевых людях, отсутствие стратегии развития ИТ и взаимодействия с бизнес-подразделениями не позволяют выделить часть процессов под аутсорсинг. Возможна и противоположная ситуация, когда слишком критичный процесс выносят на аутсорсинг, делая банк зависимым от внешней компании, а ИТ-системы, становясь черными ящиками, повышают хаос в организации», – подчеркивает Андрей Столяров (банк «ДельтаКредит»).

Что отдать на аутсорсинг?

Главной особенностью и одновременно сложностью передачи банковских ИТ на аутсорсинг является тот факт, что подразделения безопасности финансово-кредитных организаций практически всегда занимают очень жесткую позицию относительно передачи какой-либо информации или средств обработки данных третьим лицам. Это нежелание проявляется даже в тех случаях, когда речь идет о компаниях, на протяжении многих лет играющих роль поставщиков ИТ-услуг. Поэтому передача ИТ-процессов должна осуществляться с соблюдением требований по защите информации, при наличии механизмов контроля качества их выполнения и возможности повлиять на процессы, которые реализуются.

В целях минимизации рисков заключаются специальные соглашения о неразглашении конфиденциальной информации (Non-Disclosure Agreement, NDA), в которых описываются все требования банка к обеспечению субподрядчиком необходимых мер по защите информации и определяется уровень его ответственности за их несоблюдение, рассказывает Юрий Соловкин (банк «ИНТЕРКОММЕРЦ»). В ходе формирования требований должны учитываться возможный ущерб, причиненный вследствие утечки информации, и упущенная выгода, подчеркивает эксперт.
На аутсорсинг часто отдают разработку ПО, телекоммуникационные, информационные, облачные услуги, поддержку рабочих мест и оборудования в офисах, колл-центры, услуги дата-центров, услуги управления ИТ-инфраструктурой, инфраструктурными и прикладными сервисами. 

Все больше банков передают сопровождение АБС целиком или основной части автоматизированной банковской системы на комплексный ИТ-аутсорсинг, отмечает Владимир Бескровный (банк «Международный финансовый клуб»). 

Немало кредитных организаций отдают на аутсорсинг свою основную банковскую систему, интернет-банкинг, внутреннюю бухгалтерию, разработку и доработку программного обеспечения, считает Андрей Обижаев (Пробизнесбанк). «В целях поддержки инфраструктуры обычно «аутсорсится» инженерная инфраструктура ЦОД, управление операционными системами, системами хранения, базами данных и т.д.». Эксперт добавляет, что на рынке существуют и такие банки, которые полностью находятся на аутсорсинге. Однако их количество невелико. В самом Пробизнесбанке на аутсорсинг переданы системы RS-Bank, Diasoft, ДБО юридических лиц (разработка, доработка и поддержка). Объясняется это тем, что держать своих специалистов в данной области дорого и невыгодно. 

«Что касается инфраструктуры, то здесь контракты заключаются на поддержку всевозможных инженерных решений (систем кондиционирования, источников бесперебойного питания, дизель-генераторов и т.д.), – говорит Андрей Обижаев. – Для обслуживания этих систем необходимы компетентные специалисты, обладающие профильными знаниями. Работа по обслуживанию данных систем носит плановый характер». 

Андрей Бондарев рассказал о том, что в Росгосстрах Банке функции, выполняемые внешними подрядчиками, связаны с сервисным обслуживанием оборудования – это поддержка серверного оборудования, сопровождение системы ЭДО. Эксперт объясняет, что на аутсорсинг, как правило, выгоднее отдавать задачи, для решения которых либо нецелесообразно держать специалистов в штате, либо достаточно сложно найти таких профессионалов на рынке.

Отдавать на аутсорсинг решение стратегических и тактических задач нельзя, поскольку в этом случае банковская организация может стать заложником аутсорсера, считает Андрей Столяров (банк «ДельтаКредит»). Кроме того, все риски аутсорсера (потеря ключевого сотрудника, рост человеческого фактора, снижение ответственности) автоматически становятся рисками финансово-кредитной организации. Этот тезис справедлив и по отношению к аутсорсингу разработки программного обеспечения. По мнению Андрея Столярова, на аутсорсинг отдается первая линия службы технической поддержки пользователей, аутсорсеры привлекаются также на какие-то разовые работы.

Модели аутсорсинга

Мы обратились к экспертам с просьбой рассказать о том, существуют ли в России устоявшиеся модели аутсорсинга и, если да, то какие.

По мнению Андрея Бондарева (Росгосстрах Банк), можно выделить две основные модели: аутсорсинг инфраструктуры и аутсорсинг сервисов. В первом случае банки отдают на аутсорсинг поддержку и обслуживание своей инфраструктуры, серверное оборудование, сетевое или даже ЦОД целиком. Во втором передают на аутсорсинг какие-то сервисы, например сервис поддержки рабочих мест или сервис поддержки конкретной информационной системы.

Андрей Обижаев (Пробизнесбанк) говорит о том, что в банковской сфере существуют два направления аутсорсинга. Первое – аутсорсинг выделенных ИТ-процессов, таких как администрирование «железа», баз данных и приложений. В настоящий момент он востребован. Его легко контролировать и он освобождает банк от необходимости найма и развития разноплановых дорогих специалистов. Второе направление – поддержка программного обеспечения. На аутсорсинг отдается разработка и поддержка ПО, а также доработки по требованию кредитной организации. 

Наталия Москвичева (БАНК ИТБ) выделяет три основные модели аутсорсинга.

Самая распространенная – это модель фиксированной стоимости, которая используется для реализации разового проекта. Предполагается, что заказчик должен четко понимать, что и как именно необходимо сделать, поскольку перечень, объем и стоимость задач фиксируются до начала работ.

Вторая – модель фактических трудозатрат, особенность которой заключается в том, что компания оплачивает фактические трудозатраты по проекту. Минусы данной модели состоят в возможном необоснованном увеличении времени и стоимости выполнения проекта, подчеркивает Наталия Москвичева.

Третья модель – выделенный центр разработки. В данном случае аутсорсер может привлекаться для реализации нескольких проектов или даже для поддержки целого процесса. 
Андрей Столяров (банк «ДельтаКредит») рассказывает о нескольких основных типах взаимодействия между аутсорсером и банком. «Самый распространенный из них – банк не берет сотрудника в штат, а просто оплачивает его работу компании. Следующий тип – это проектная деятельность, когда аутсорсинг используется при внедрении каких-либо новых сервисов или в случае внесения серьезных изменений в существующие сервисы. И наконец, последний тип взаимодействия – это техподдержка, предоставляемая банкам аутсорсерами для решения периодически возникающих задач за определенную абонентскую плату», – перечисляет специалист.

Владимир Бескровный (банк «Международный финансовый клуб») хотя и считает, что в России пока нет устоявшихся определений моделей ИТ-аутсорсинга, говорит – на практике условно можно выделить три основные модели. Первая – сервисный аутсорсинг, когда на аутсорсинг передаются отдельные простые услуги. Вторая – комплексный аутсорсинг, когда сторонней компании передается большой комплекс взаимосвязанных систем и процессов. Соответствующий SLA уже отражает параметры высокого уровня, параметры технологических или бизнес-процессов в целом без ненужной детализации отдельных подсистем. Третья модель – проектный аутсорсинг, предполагающий разовые услуги, например разработку либо внедрение системы или технологии.

Успешный аутсорсинг

Для того чтобы ИТ-аутсорсинг в банковской сфере стал распространенным явлением, необходимы определенные предпосылки.

По мнению Егора Шишова (БАНК ИТБ), основной предпосылкой стало планирование нагрузки на ИT-сектор в зависимости от задач бизнеса. 

Владимир Бескровный (банк «Международный финансовый клуб») уверен, что в этом вопросе невозможно достичь успеха без осознанной поддержки идеи на уровне топ-менеджмента банка с учетом просчитанной финансовой модели аутсорсинга, а также без наличия SLA, готовности его разрабатывать и внедрять.

Андрей Столяров (банк «ДельтаКредит») среди составляющих успешного развития аутсорсинга в нашей стране назвал ценовую целесообразность аутсорсинга (внешний сотрудник должен быть выгоднее, чем штатный), стабильность качества оказываемых услуг, потребность банка в специалистах определенной квалификации.

Для успешного применения ИТ-аутсорсинга в кредитной организации необходимо разработать стандарт, при котором подрядными организациями будет учитываться требование регулятора, уверен Юрий Соловкин (банк «ИНТЕРКОММЕРЦ»). «В таком случае мы получим не только целостные данные и прозрачную ответственность в рамках переданных границ, но и высококачественные услуги. Все процессы, реализуемые подрядчиком аутсорсинга, должны быть документированы, согласованы и понятны банку. Со стороны кредитной организации должен быть определен куратор по вопросам ИБ и ИТ, согласующий мероприятия, реализуемые в рамках ИТ-аутсорсинга и предлагаемые проекты», – рассуждает эксперт.

Подрядчик по ИТ-аутсорсингу должен не только являться дилером или реселлером, но и иметь подготовленную команду из сертифицированных специалистов по направлению оказываемых услуг. Сотрудники этой команды должны обладать достаточным опытом и квалификацией, добавляет Юрий Соловкин.

Андрей Обижаев (Пробизнесбанк) уверен, что основной предпосылкой для успешного аутсорсинга является снижение цен на эти услуги. В случае когда стоимость внешнего аутсорсинга и ИТ-команды банка близка, финансово-кредитные организации будут передавать определенные функции аутсорсеру, а не тратить силы и финансы на развитие заведомо непрофильного бизнеса.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что системы, которые используют банки в своей работе, постепенно усложняются, появляются новые технологии: облачные сервисы, Big Data, SOA-системы. Чем сложнее будут системы, тем больше вероятность, что они будут передаваться на аутсорсинг, развивает свою мысль эксперт. Причина проста – специалистов подобного уровня на рынке не так много, поэтому экономически будет более оправданно передать эти функции сторонним компаниям. 

«Думаю, сейчас банки начнут снижать требования к качеству работ ИТ-систем в целях экономии. На сегодняшний день цена услуг аутсорсера достаточно высока. Если у банков появится возможность создавать собственные службы дешевле, то аутсорсинг постепенно уступит свои позиции, поэтому снижение цен в текущей экономической ситуации крайне важно», – резюмирует Андрей Обижаев (Пробизнесбанк). 

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Андрей Бондарев (Росгосстрах Банк)

Контроль качества услуг, безусловно, является краеугольным камнем для многих банков, которые рассматривают внедрение процессов ИТ-аутсорсинга. Конечно, здесь не обойтись без той или иной степени автоматизации данного процесса. Основываясь на опыте реализации проектов ИТ-аутсорсинга в нашем банке, считаю, что необходимо сосредоточиться в первую очередь на разработке формализованных требований, которые в полной мере описывали бы желаемый уровень предоставляемых услуг (SLA), а также на определении метрик, конкретно измеряемых величин, определяющих уровень сервиса. Большим подспорьем при разработке SLA может послужить внутренний OLA – формализованный документ, устанавливающий уровень сервиса внутри банка. Только после того как будут определены метрики, можно задумываться об автоматизации процесса их контроля и решать вопрос выбора системы мониторинга, которая в наибольшей степени удовлетворяла бы заявленным требованиям. 

Владимир Бескровный (банк «Международный финансовый клуб»)

Контроль качества обеспечивается постоянной работой над детализацией и улучшением SLA и автоматическим его отслеживанием.

Андрей Столяров (банк «ДельтаКредит»)

Часто качество услуг прописывается в договоре. Если нет, то можно предусмотреть лимит выполненных запросов с низкой оценкой, превышение которого влечет уменьшение стоимости услуг аутсорсера. Важна и работа менеджера, взаимодействующего с пользователями услуги и аутсорсером, и получение обратной связи непосредственно от получателей услуги. Многое зависит от качества работы и мотивированности сотрудников аутсорсера. В любом случае все параметры услуг в договоре очень трудно предусмотреть, поэтому субъективный фактор оказывает большое влияние на качество работы.

Андрей Обижаев (Пробизнесбанк)

Качество ИТ-аутсорсинга контролируется с помощью внедрения системы мониторинга оборудования, банковских систем. Система мониторинга дает объективную оценку работе банковских сервисов. Отношения с аутсорсером поддерживаются с помощью заключения жестких SLA. В договоре прописываются штрафы за несоблюдение требований SLA. В ФГ Лайф давно используется заключение внутренних SLA между ИТ и бизнесом, поэтому разработка внешнего SLA для нас не является проблемой. Эти способы используются в ФГ Лайф и приводят к получению аутсорсинга требуемого качества.

Юрий Соловкин (банк «ИНТЕРКОММЕРЦ»)

Методы контроля должны быть зафиксированы в соглашении с подрядчиком услуг аутсорсинга об уровне обслуживания (SLA). SLA как базисный документ, описывает обязательства подрядчика по обеспечению необходимого качества услуг с указанием его ответственности, уровней обслуживания, цен, порядка взаимодействия сторон, требований к квалификации специалистов и т.д. Более того, необходимо предусмотреть порядок пересмотра указанных в SLA условий с целью их актуализации с учетом изменений в технологиях и бизнесе банка.

Егор Шишов (БАНК ИТБ)

Необходимы договорные отношения, работа с проверенными партнерами, участие сотрудников банка в проектах по сопровождению.

Наталия Москвичева (БАНК ИТБ)

Методы контроля должны быть зафиксированы в соглашении об уровне сервиса (SLA). Это документ, описывающий услуги, права и обязанности сторон и, самое главное, согласованный уровень качества предоставления данной услуги. SLA регламентирует сроки устранения проблем, определяет величину штрафных санкций в случае, когда качество предоставленных услуг оказалось ниже прописанного в договоре уровня. Таким образом, заказчик владеет удобным инструментом, позволяющим контролировать предоставляемые услуги – инструментом, дающим уверенность в их качестве и полноте.

Начать дискуссию

Документы для работы на маркетплейсе: список

Собрали перечень документов, которые необходимы бизнесу, чтобы начать работу с маркетплейсами.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Кадры

Исследование: искусственный интеллект заменит бухгалтеров через 3 года. Сами бухгалтеры смеются

Исследование заведующего лабораторией искусственного интеллекта, нейротехнологий и бизнес-аналитики РЭУ им. Г.В. Плеханова Тимура Садыкова показало, что в ближайшие 3 года технологии искусственного интеллекта смогут заменить бухгалтеров и специалистов по кадрам.

На сдачу декларации УСН компаниями осталось меньше недели

УФНС по Московской области напомнило (актуально для всей России), что налоговую декларацию по УСН за 2023 год необходимо сдать по обновленной форме.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Роструд уточнил особенности гибкого режима рабочего времени

Специалисты Роструда разъяснили основные особенности режима рабочего времени, о которых должны помнить бухгалтеры, кадровики и работники.

Отпуска

МТС Travel запустил продажу авиа, ж/д и автобусных билетов

Цифровая экосистема ПАО «МТС» сообщилп о запуске на платформе МТС Travel витрины с билетами на самолеты, автобусы и поезда.

34

Вестник государственной регистрации: публикация сообщения в журнале

Все заинтересованные лица могут оперативно и из одного ресурса черпать официальную информацию российских компаний, организаций и ИП, которую указанные лица должны публиковать в журнале «Вестник государственной регистрации» на основании действующих законодательных обязанностей.

Вестник государственной регистрации: публикация сообщения в журнале
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Фиксированные взносы ИП

Ликбез по фиксированным взносам-2024: вопрос-ответ

Как теперь платить фиксированные взносы, как уменьшать на них налог, нужно ли уведомление и заявление о зачете?

Ликбез по фиксированным взносам-2024: вопрос-ответ
4
949

Налоговая тайна больше не тайна для Роструда. Роструд получил доступ к данным об организациях и ИП

Министерство труда предоставило доступ ведомству к некоторым сведениям, которые составляют налоговую тайну. Такая мера направлена на пресечение нелегальной занятости.

Налоговая тайна больше не тайна для Роструда. Роструд получил доступ к данным об организациях и ИП

С 26 марта начнет действовать новая форма заявления на соцвычеты

С 26 марта заявление о подтверждении права на социальный вычет по НДФЛ нужно подавать по обновленной форме.

Весеннее настроение на «Клерке». Красивые и интересные фото

Весна чувствуется с каждым днем все сильнее. Уже совсем скоро снег растает и появится зеленая травка. Сделали для вас весенне-снежную подборку фотографий для поднятия настроения. Присылайте свои фото!

Весеннее настроение на «Клерке». Красивые и интересные фото
228

Календарь вебинаров для бухгалтера в марте 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на март 2024 года и ссылки на записи прошедших в этом месяце эфиров.

1
1,4 тыс.

Закрывающие документы с самозанятыми. Что в них входит и как правильно их оформить

С самозанятыми удобно и выгодно сотрудничать: можно быстро приступить к выполнению задач, а налоги с вознаграждений исполнитель платит сам. Но чтобы избежать проблем с контролирующими органами, нужно правильно оформлять закрывающие документы с самозанятыми. 

Закрывающие документы с самозанятыми. Что в них входит и как правильно их оформить
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Мигрантам разрешат работать по одному патенту в нескольких регионах

Минфин начал готовить поправки в закон о правовом положении иностранцев в России.

Как не надо оформлять сделку, чтобы потом ее не оспорили в банкротстве?

Представьте ситуацию: у человека есть имущество в виде машины, квартиры, загородного дома или нескольких квартир. Все было хорошо, пока не появилась просроченная задолженность перед  кредиторами.

Коды ОКВЭД для торговли на маркетплейсах: какие выбрать

Выбор кода ОКВЭД зависит от того, как бизнес будет вести продажи: только онлайн или еще и в офлайн-магазинах, будут ли у него пункты выдачи товара и доставка своими силами или с привлечением третьих лиц.

Как рассчитать затраты на перевозку грузов

Грузоперевозки — существенная статья в себестоимости продукции, которая включает в себя не только доставку, но и сопутствующие услуги, например, страхование, проезд по платным дорогам. Рассказываем, как рассчитать затраты на перевозку грузов и сэкономить.

Как рассчитать затраты на перевозку грузов
4
100
НДФЛ

👔Для ИП меняют срок уплаты НДФЛ. Мнение эксперта

Когда устанавливали единый срок уплаты налогов 28 число, забыли про ИП на ОСНО. Теперь это исправят.

5
602

🔥 Последние горячие новости по УСН и взносам

Собрали самые обсуждаемые и важные для бухгалтера новости по УСН, фиксированным взносам ИП и взносам за сотрудников. Кстати, сдать декларацию по УСН организации должны до 25 марта, а ИП до 25 апреля. Времени осталось совсем мало!

Вклады

Страховое возмещение по вкладам теперь можно получить дистанционно

Заявление на получение страхового возмещения по вкладу с 19 марта 2024 года можно подать дистанционно на сайте госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) или через портал Госуслуг.

56

Интересные материалы

Можно ли получить электронную подпись дистанционно? Рассказываем про все законные способы

В УЦ Айтиком можно приобрести все виды электронных подписей для личных и рабочих задач, средства криптографической защиты, сертифицированные носители ключевой информации (токены) от ведущих российских производителей. Выпускаем подписи в ускоренном режиме, а значит в день обращения при оплате счета вы получите саму подпись и все необходимое для работы с ней.

Можно ли получить электронную подпись дистанционно? Рассказываем про все законные способы
92